10
марта 2009 года министр финансов Алексей
Кудрин объявил о решении правительства
на время отказаться от трёхлетнего бюджета,
а также оптимизировать ряд расходных
статей бюджета на 2009 год[.
27
марта 2009 года Государственная Дума во
втором и третьем чтениях одобрила поправки
к Бюджетному кодексу, которые предоставили
правительству правовые основания для
внесения в Госдуму новой редакции закона
о бюджете на 2009 год: было снято ограничение
на использование средств резервного
фонда для финансирования дефицита бюджета
(по прежней версии, деньги фонда можно
было использовать лишь для замещения
недополученных нефтегазовых доходов).
В
июне 2009 года В. В. Путин подписал
новую программу антикризисных
мер, приоритеты которой —
социальные обязательства, промышленность,
инновации и мощная финансовая система.
Перед
кризисом говорилось, что Россия
должна ориентироваться и расходовать
свои нефтяные богатства, исходя
из 50 дол. за баррель, как средней, долгосрочной,
постоянной цены. Доходы, возникающие
при цене сверх 50 дол. за баррель, предполагалось
накапливать. Это была первая веха. Вторая
веха состояла в том, что резервы надо
копить, чтобы при падении цены нефти до
25 дол. за баррель, наши резервы позволяли
бы на три года этот возможный финансовый
разрыв закрыть, то есть преодолеть неизбежный
провал в доходах.
Надо
извлечь определенные уроки из
того, что было. Первый урок состоит
в том, что мы должны иметь
орган, который постоянно отслеживает
ситуацию на макроэкономическом
уровне, на рынках. Еще один момент,
связанный с тем, как дальше
жить. Только открытая дискуссия,
честный разговор может позволить
очень четко и правильно выстроить
позицию. Только открытые, откровенные
дискуссии с аргументацией, с
различными вкладками, которые
могут быть как приняты, так и отвергнуты,
способны выстроить разумную, эффективную,
рациональную политику.
В
настоящее время, функции управления
государственным внешним долгом
и государственным внутренним
долгом сосредоточены в одном
Департаменте Минфина.
Заключение
В данной работе
были рассмотрены основные аспекты
денежной политики и механизм воздействия
её. Было отражено использование и
эффективность денежной политики в
Российской Федерации, а так же на
примере российского финансового
кризиса 17 августа показано последствия
непродуманной кредитно-денежной политики.
По этой работе
можно сделать следующие выводы:
1. Денежный рынок
является частью финансового
рынка и отражает спрос и
предложение денег, а также
формирование равновесной цены.
Денежная масса - совокупность
всех денежных средств, находящихся
в наличной и безналичной формах,
обеспечивающих обращение товаров
и услуг в народном хозяйстве,
различают активную и пассивы,
а также квази-деньги. Денежная масса
зависит от предложения банковского сектора
и спроса на деньги. Основными денежными
агрегатами являются М1 (наличные деньги
и чековые вклады), М2 (М1 + срочные вклады,
облигации государственных займов), М3
(М2 + крупные вклады)
2. Совокупный
спрос складывается из понятий
спроса на деньги как средство
обращения и как средство сохранения
стоимости. Он зависит от уровня
ВВП и процентной ставки. Существует
несколько моделей спроса на
деньги: количественная зависит
теория, кейнсианский спрос. Спрос
на деньги согласно количественной
теории зависит от уровня цен,
от уровня реального объема
производства и от скорости
обращения денег. У Кейнса спрос
на деньги, главным образом, определяют
процентной ставкой, которая представляет
собой альтернативные издержки хранения
денег. Увеличение процентной ставки ведет
к уменьшению спроса на деньги, снижение
– к увеличению.
3. Денежный рынок
имеет точку равновесия, находящуюся
на пересечении кривых спроса
и предложения и является равновесной
ставкой процента. Равновесие на денежном
рынке является подвижным.
4. Денежный рынок
характеризует уравнение Фишера
и коэффициент монетизации. Если
уравнение Фишера характеризует
деньги как средство обращения,
выявляя зависимость между скоростью
обращения денег, их массой
и уровнем цен и реальным
объемом производства, то коэффициент
монетизации – как средство
накопления, характеризуя степень
насыщенности экономики деньгами.
5. Механизм воздействия
денежной политики объясняется
с помощью модели Хикса - Хансена,
которая представляет рынок в виде взаимодействия
рынка активов и товаров.
1.Кривая
IS представляет рынок товаров,
выражается графиком или множеством
таких точек, при которых комбинация
уровней процента и уровня
дохода обеспечивает равновесие
этого рынка. Кривая IS имеет отрицательный
наклон, потому что увеличение
ставки процента сокращает уровень
равновесного дохода. Крутизна кривой
зависит от величины мультипликатора
и чувствительности инвестиционных
расходов к изменениям ставки
процента. Кривая IS подвержена сдвигам
под влиянием изменений в автономных
расходах. В точках справа от
кривой имеет место избыточное
предложение на товарном рынке;
слева от кривой - избыточный спрос
на товары.
Кривая
LM является отображением рынка
активов. На графике кривой
каждая точка является такой
комбинацией ставок процента
и уровней дохода, при которых
денежный рынок и рынок облигаций
находится в равновесии. Кривая LM
имеет положительный наклон и
смещается под воздействием изменений
в предложении денег. В точках
справа от кривой LM существует
избыточный спрос на деньги, тогда
как в точках слева от нее
существует избыточное предложение денег.
Равновесие
в модели достигается в точке
пересечения этих кривых. В результате
изменения денежного предложения
в модели возникает новая точка
равновесия при измененном уровне
процентных ставок, ВВП и уровня
цен в краткосрочном периоде.
В долгосрочном периоде деньги
нейтральны, т.е. их изменение
вызывает лишь пропорциональный
рост цен, не воздействуя на
уровень ВВП, реальные плановые
инвестиции и процентную ставку.
В
связи с этим различают экспансионистскую
денежную политику – направленную
на расширение денежной массы в обращении.
6. Монетаристы указывают
на прямую связь между денежным предложением
и объемом национального производства,
ЦБ, обладая правом контроля за денежной
массой, может контролировать темпы роста
ВНП, темпы инфляции в стране.
7.Денежная политика
государства призвана обеспечивать
стабильность цен, эффективную
занятость и рост реального
объёма ВВП. На это должны
ориентироваться денежные власти,
определяющие направление и содержание
денежной политики государства.
8. В большинстве
стран имеется официальное учреждение
–Центральный банк, которое наделено
функцией контроля за денежной массой,
находящейся в экономике, и контроля за
кредитом. Между ЦБ и Министерством финансов
(казначейством) складывается разделение
обязанностей, его конкретные формы в
разных странах отличаются друг от друга,
чаще всего ЦБ является независимым государственным
учреждением, отвечающим за стабильность
денежного обращения. Министерство финансов
сосредотачивается на сборе налогов
и распределении бюджетных средств, проводит
первичное размещение государственных
ценных бумаг.
9. Объектами
денежной политики выступают
спрос и предложение на денежном
рынке. Центральный банк в основном
формирует предложение денег
высокой эффективности (Mh), т.е. наличности,
обращающейся в экономике в совокупности
с объёмом резервов, хранимых банками
в центральном банке.
10. Инструментами
денежной политики являются:
- изменение
процентной ставки;
- операции
на открытом рынке;
- изменение
минимальных резервов;
Кроме них существуют
некоторые второстепенные способы
такие, как количественное изменение
кредита, предписываемая законом маржа,
увещевание.
11. Наиболее эффективным
методом является проведение
ЦБ операций на открытом рынке.
Эта политика заключается в
продаже и покупке на свободном
рынке государственных частных бумаг.
Что приводит к уменьшению или увеличению
свободных средств. Операции на открытом
рынке обладает в отличье от других инструментов
ЦБ преимуществом гибкости - государственные
ценные бумаги можно продавать или покупать
в больших или меньших количествах, -
и его воздействие на резервы банка осуществляется
достаточно быстро.
12. Политика учетной
ставки заключается в установлении
определенной ставки ЦБ. Если
ставка уменьшается, то большинство
коммерческих банков стремятся
получить кредит, что мультипликационно
увеличивает количество денег в обращении.
13. Политика изменения
минимальных резервов. Государство
обязало все банковские учреждения
держать определенную часть собственных
и депонированных у них средств на счетах
ЦБ, который в зависимости от состояния
конъюнктуры и целей государственного
регулирования экономики периодически
изменяет нормы минимальных резервов.
При увеличении нормы обязательных резервов
происходит сокращение денежного предложения.
При уменьшении – сокращение. Является
наиболее мощным, но в то же время наиболее
грубым средством регулирования.
14. Количественное
ограничение кредита - это установление
предельной суммы, на которую
центральный банк переучтет векселя
и примет в залог ценные
бумаги коммерческих банков. Этот
инструмент может соответственно
вызывать рост деловой активности
или ее торможение.
15. Денежная эмиссия
– непосредственное расширение
денежного предложения денежными
властями, имеет три главные функции:
обеспечение экономики средствами
обращения, платежа, накопления,
мировыми деньгами для нормального ее
функционирования; покрытие дефицита
государственного бюджета - это регулирующая
функция.
16. В основе
формирования денежно-кредитной
политики России второй половины 90-х
годов лежит задача достижения следующих
макроэкономических целей
- финансовая
стабилизация и закрепление достигнутых
результатов в этом направлении;
- снижение темпов
инфляции;
- создание условий
для адаптации экономических агентов
к складывающейся ситуации в экономике;
- снижение
номинальных и реальных процентных ставок
в экономике;
- укрепление
курса национальной валюты;
- обеспечение
устойчивости платежного баланса страны;
- достижение
и закрепление тенденции не инфляционного
экономического роста.
17. В 2000 году
рост денежной массы опережал
инфляцию. Наблюдался прирост ВВП.
Данный экономический рост был
вызван успехами во внешней
торговли России. ЦБ увеличил
вдвое свои валютные резервы.
Такой рост денежной массы
способствовал расширению денежного
предложения и сокращению неденежных
сделок. Денежный рынок России характеризуется
быстрой скоростью обращения денег и низким
коэффициентом монетизации, что явилось
следствием гиперинфляции 1992- 1995годов.
18. В последнее
время наблюдается тенденция
к сокращению минимальных резервов
банков и отказ от регулирования
процентной ставки. Широко используются
операции на открытом рынке,
ЦБ проводит политику стерилизации
посредством депозитных операций.
Главная проблема
денежной политики обеспечить инвестиции
в промышленность, в частности
развить долгосрочное кредитование.
19. Во время
так называемого валютного "коридора"
1995-1997 гг. происходил выпуск ГКО
под высокие процентные ставки,
что способствовало появлению
эффекта замещения. Т. е. все
средства вкладывались в ГК
под высокий процент в эти
обязательства, вместо того, чтобы
идти на инвестирование, что значительно
задержало развитие промышленности.
Кроме того, денежно–кредитная и
валютная политика привела к
несбалансированности валютных
активов и обязательств российских
денежных властей, что вызвало
валютный, финансовый и банковский
кризис.
20. В России
в последнее время наблюдается
тенденция к понижению минимального
уровня резервов коммерческих
банков. А постепенное снижение
норматива обязательных резервов
кредитных организаций расширяет
возможности по кредитованию
экономики и, соответственно, увеличивает
предложение денег. Наблюдается тенденция
к отказу регулирования процентных ставок
ЦБ.