Денежная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:46, контрольная работа

Описание работы

Денежная политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………2
2.Понятие денежного рынка……………………………………………………...3
3. Типы финансовой политики государства…………………………………….6
3.1 Классическая…………………………………………………………………..6
3.2 Регулирующая…………………………………………………………………6
3.3 Планово-директивная…………………………………………………………8
4.Цели и объекты денежной политики…………………………………………..9
5. Денежная политика в Российской Федерации на современном этапе…….12
5.1 Денежная политика РФ в условиях кризиса…………………………..….12
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 56.33 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

Образования

«Самарский  Государственный  Архитектурно-Строительный Университет» 
 
 

Кафедра «ТЭ и ЭН» 

Контрольная работа

По экономической теории

Тема: Денежная политика государства 
 

Выполнил  студент  1 курса 101 гр.

Романов Олег Сергеевич

                                                                                                               Шифр:

Проверила: Зайцева Наталья Валентиновна 
 
 
 
 
 

Самара 2011г

Содержание 

1.Введение…………………………………………………………………………2

2.Понятие денежного  рынка……………………………………………………...3

3. Типы финансовой политики государства…………………………………….6

3.1 Классическая…………………………………………………………………..6

3.2 Регулирующая…………………………………………………………………6

3.3 Планово-директивная…………………………………………………………8

4.Цели и объекты  денежной политики…………………………………………..9

5. Денежная политика в Российской Федерации на современном этапе…….12

5.1 Денежная политика  РФ в условиях  кризиса…………………………..….12

Заключение………………………………………………………………………21

Список литературы………………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Денежная  политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

     В  то же время денежная политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важное  средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

     Оценка  результатов денежной политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие денежного  рынка. 

Денежный рынок  является частью финансового рынка  и отражает спрос и предложение  денег, а также формирование равновесной цены.

Необходимо вначале  определить понятие денежной массы: денежная масса - совокупность всех денежных средств, находящихся в наличной и безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве

В структуре  денежной массы выделяют активную (денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот) и пассивы (денежные накопления и остатки на счетах, которые потенциально могут быть расчетными средствами), а также квази-деньги (т.е. средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов)

Денежная масса  подразделяется на МО, М1, М2, МЗ.

МО - это денежная наличность, находящаяся в обращении.

М1 включает наличные деньги и чековые вклады (в том числе дорожные чеки аккредитивы). В корзине наличных денег находится и разменная монета, составляющая обычно не более 3% наличности. Преобладающее значение в М1 стран разви­той рыночной экономики имеют чековые платежи, которые в США, к примеру, обслуживают не менее 90% стоимости сделок.

Такие прогрессивные  формы безналичных расчетов, как  чековые платежи и чековое  обращение, позволяют резко сократить  потребность в банкнотах. Но они  «работают» лишь при одном условии: держатель чековых вкладов должен иметь возможность обратить их в  наличные деньги по первому требованию.

В России чековые  расчеты в сфере личного потребления  делают первые шаги; в отношениях между  юридическими лицами они представлены в виде хорошо знакомой «безналички», но так как не выполняется это  основное условие, то курс наличного  рубля является более высоким по отношению к безналичному.

Денежная масса  М2 = М1 + срочные вклады, облигации госу­дарственных займов (так называемая потенциальная наличность). 

В России показатель М2 включает М1, срочные и прочие счета.

Дополнительные  составляющие М2 обладают способностью самовозрастать. Темп приращения М2 зависит от процентной ставки. Срочные депозиты и государственные облигации легко реализовать - они относятся к «высоко ликвидным средствам», т. е. Обладают возможностью быть легко истраченными. Вооб­ще понятие ликвидности предполагает наличие двух свойств: возможности использования в качестве средства платежа и способности сохранять свою стоимость. Ликвидными средства­ми считаются также акции и облигации частных корпораций, но степень их ликвидности ниже, чем у государственных ценных бумаг (т. е. выше плата за совершение сделок с ними)

Выделяют показатель М3: МЗ = М2 + крупные вклады (депозитные сертификаты).

В инфляции участвует  прежде всего М1, однако при ин­фляционном скачке в процесс вовлекаются все большие денеж­ные массы, определяемые последовательно параметрами М2, МЗ.

Показатели М1 и М2 рассчитываются соответствующими финансовыми ведомствами и, как правило, публикуются.

Обычно М2 в несколько раз превышает М1 (в России М1 составляет 1/3 М2).

В денежной политике используется еще один показатель - Мх, включающий помимо М2, валютные депозиты.

Денежная наличность реализует созданный в течение  года валовой национальный продукт (ВВП). Однако важно помнить о том, что каждая денежная единица в  течение года может участвовать  в целом ряде купли – продажи  или платежей. Соотношение между  ВВП и денежной массой (М) определяет скорость обращения денег (V). Скорость обращения денег можно выразить общей формулой:

V = ВВП/М.

Этот показа­тель весьма важен для регулирующей практики. Если денежная масса оборачивается медленно, то это означает, что коэффициент размещения (расходования) национального продукта низок; относительно высокая V может свидетельствовать как об достаточно быстром размещении товаров и высокой конъюнктуре, так и о недостатке платежных средств.

Денежная масса, которой располагает народное хозяйство  для осуществления операций обмена и платежа, зависит от предложения  банковского сектора (под предложением денег (MS) понимается общее количество, которое складывается из М1 и М2 и М3) и спроса на деньги (т.е. стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную суммарную денежную массу в виде наличных денег или вкладов до востребования)

График

Денежный рынок - это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, "цену" денег. Это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса предложение денег.

На денежном рынке товары не продаются и не покупаются подобно другим товарам. При сделках на денежном рынке  деньги обмениваются на другие ликвидные  средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента.

Предложение денег  зависит от целей, которые преследует кредитно-денежная политика. 

  1. Если целью  кредитно-денежной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то линия денежного  предложения будет вертикальной.
 
  1.   Если  же цель - поддержания фиксированной  ставки процента (гибкая денежная  политика), то изображение кривой  предложения будет вертикальным.
 
  1.   Наклонная  кривая предложения бывает в  случае проведения такой политики, которая допускает изменение  и количества денег в обращении,  и нормы процента.
 
 
 
 

2.Типы  финансового государства

2.1 Классическая 

     Развитие  государства связано с изменением  финансовой политики. Использование   того или иного типа финансовой  политики определяется особенностями  текущего этапа развития экономики  и социальной сферы, интересами  правящих партий и социальных  групп и господствующими теоретическими  концепциями, влияющими на экономический  и политический курс государства.  Все это обеспечивает сохранение  и развитие существующей в  данном государстве системы общественных отношений.

     До  конца 20-х годов текущего столетия  основным типом финансовой политики  большинства стран был классический  ее вариант. Такая финансовая  политика была основана на  трудах классиков  политэкономии  А. Смита и Д. Рикардо  и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.     Финансовый  механизм строился исходя их этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления – министерстве финансов (казначействе).

     2.2 Регулирующая 

     Бурное  развитие производительных сил  поставило  перед государством  еще в XIX в. вопрос об изменении  подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос  об этом в конце 20-х годов  20-го столетия, когда обострился  весь комплекс экономических,  политических и социальных проблем  большинства государств. В этот  период в западных странах  осуществлялся переход к регулирующей  финансовой политике. В ее основу  вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

     Система  налогов в условиях регулирующей  финансовой политики кардинально  изменяется. Главным механизмом  регулирования становится подоходный  налог, использующий прогрессивные  ставки. Этот налог обеспечивает  изъятие у экономических субъектов  доходов, используемых в виде  сбережений, что позволяет обеспечить  сбалансированность бюджета государства  при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом  механизме уделяется системе  государственного кредита, на  основе которого проводится политика  дефицитного финансирования. Государство  активно развивает применение  долгосрочных и среднесрочный займов. Рынок судных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

     Изменяется  система управления финансами.  Вместо единого органа управления  возникает несколько самостоятельных  специализированных органов. Выделяются  отдельные службы, занимающиеся  планированием бюджета и бюджетных  расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

     В  целом кейнсианская регулирующая  финансовая политика показала  свою сравнительную эффективность  в западных странах. Она обеспечила  в 30 – 60-х годах стабильный  экономический рост, высокий уровень  занятости и эффективную систему  финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

Информация о работе Денежная политика государства