Денежная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:46, контрольная работа

Описание работы

Денежная политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………2
2.Понятие денежного рынка……………………………………………………...3
3. Типы финансовой политики государства…………………………………….6
3.1 Классическая…………………………………………………………………..6
3.2 Регулирующая…………………………………………………………………6
3.3 Планово-директивная…………………………………………………………8
4.Цели и объекты денежной политики…………………………………………..9
5. Денежная политика в Российской Федерации на современном этапе…….12
5.1 Денежная политика РФ в условиях кризиса…………………………..….12
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 56.33 Кб (Скачать)

     В  сентябре-октябре 2008 года правительством  России были объявлены первые  антикризисные  меры, направленные  на решение самой неотложной  на тот момент задачи: укрепление  финансовой системы России. В  число этих мер вошли инструменты  денежно-кредитной, бюджетной и  квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора».

     7 октября 2008 года Президент России  Дмитрий Медведев, после совещания  с экономическим блоком правительства,  сказал, что государство предоставит  российским банкам субординированный  кредит на сумму до 950 млрд рублей сроком не менее чем на пять лет. Из общей суммы кредита Сбербанк должен был получить до 500 млрд рублей, ВТБ — до 200 млрд рублей, Россельхозбанк — до 25 млрд рублей; оставшиеся 225 млрд смогут получить прочие российские банки при условии, что сумма кредита не будет превышать 15 % уставного капитала банка, а владельцы банка будут готовы внести два рубля своих средств на рубль государственных.

     The Financial Times от 10 октября 2008 года отмечала, что накопленные резервные средства России, по мнению экспертов, дают стране преимущество: «Президент Дмитрий Медведев пообещал выделить примерно 20 миллиардов долларов бюджетных средств для интервенции на фондовом рынке с целью покупки акций. Десятки миллиардов долларов из бюджета были также перечислены на счета неплатежеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которые не в состоянии справиться с выплатой валютных долгов. В результате Россия оказалась в довольно неплохом положении, будучи в состоянии пережить нынешний кризис. У нее огромные запасы денежных средств, а ее банковская система хоть и нестабильна, но не настолько велика в сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах».

     10 октября 2008 года Государственная  дума приняла ряд законопроектов  по стабилизации финансовой системы.  В частности поправки разрешают  размещать средства Фонда национального  благосостояния во Внешэкономбанке  на депозиты до 31 декабря 2019 года  на общую сумму не более  450 млрд рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским правительством. Член комитета Госдумы по экономической политике Наталья Ермакова выразила мнение, что тем самым «законодатель дает Центробанку еще один сильный инструмент для того, чтобы поддерживать ликвидность». Аналитики, опрошенные журналом «Эксперт», позитивно оценили принятые меры: «Меры, направленные на стабилизацию финансовой системы России, безусловно, улучшат ситуацию в экономике и приведут к тому, что повысится ликвидность финансового рынка в целом, снизится напряженность на рынке межбанковского кредитования, на долговом и фондовом рынках».

     Также  10 октября, Председатель Правительства   В. Путин заявил, что в роли  оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк), в котором он является председателем Наблюдательного совета. Министр финансов А. Кудрин в Вашингтоне заявил, что будет рассмотрена возможность использовать для поддержания российского фондового рынка и средства пенсионных накоплений; он также сказал, что кризис может продолжаться «более двух лет», а роста российских активов «нужно будет ждать в течение 3—5 лет».

     За  неделю, прошедшую после заявлений   Путина, Медведева и Кудрина, к  17 октября 2008 года индекс РТС  упал на 21 %. В целом за пять  месяцев индекс РТС потерял  более 73 %, опустившись с 2487,92 пункта 19 мая 2008 года до 667,62 пункта 17 октября 2008 года.

     13 октября 2008 года Президент Медведев  подписал пакет законов, ранее  принятый Государственной Думой  и одобренный Советом Федерации;  Д. Медведев отметил на встрече  с помощником Президента А.  Дворковичем, что законы касаются «одного вопроса: обеспечения стабилизации на нашем финансовом рынке — имея в виду, естественно, те очень сложные процессы, которые сегодня происходят на международных финансовых рынках, нашу зависимость от этих процессов и необходимость предотвратить наиболее сложные последствия для нашей страны. Правительство сейчас приступит к реализации этих законов.». Дворкович, со своей стороны, сказал, что для «начала размещения средств Фонда национального благосостояния на внутреннем финансовом рынке» будет достаточно акта Правительства, проект которого «подготовлен».

     Русский  Newsweek от 13 октября 2008 года сообщал, что ВЭБ уже под обеспечение кредита забирает в залог акции российских предприятий, что создаёт «риск национализации» и передела собственности. Аналогичные опасения высказывал крупный предприниматель и депутат Госдумы четвёртого созыва А. Е. Лебедев: «В политической элите есть сторонники идеи о возврате контроля над этими бизнесами государству. Кризис представляет для этого удобный путь. Правительство рефинансирует долги этих компаний перед иностранными кредиторами, а спустя некоторое время становится владельцем контрольных пакетов акций. И не нужно ни платить много, как за Сибнефть, ни банкротить и возбуждать уголовные дела, как с ЮКОСом.» Политолог А. Белковский считал, что «те меры, которые сегодня принимает правительство против финансового кризиса, фактически направлены на одну цель — на спасение личных кошельков нескольких сотен представителей правящей элиты». Такое же мнение высказывала газета Ведомости в своей редакционной статье от 23 октября 2008 года: «Государство, долго не раздумывая, кинулось спасать бизнесменов. Объём государственной помощи приближается к 6 трлн руб. — это ненамного уступает расходам недавно уточнённого бюджета России на 2008 г. (6,75 трлн руб.). Вроде бы то же самое сейчас делают все правительства, у которых есть хоть какие-нибудь денежные запасы. Но с принципиальным отличием: они на государственные средства спасают систему, поддерживая ее там, где кризис прорвал оборону, а мы спасаем конкретный бизнес конкретных людей.»

23 октября 2008 года Госдума приняла сразу  во втором и третьем чтениях  поправки в федеральный бюджет  на 2008—2010 годы, которые увеличивают  финансирования по отдельным  антикризисным направлениям; также  были приняты законы, расширяющие  полномочия Банка России, позволяя  ему идти на «спецмеры» по скупке кризисных банков и оперировать не только государственными ценными бумагами, но и осуществлять куплю-продажу корпоративных ценных бумаг.

     27 октября 2008 года, в обстановке  секретности, Наблюдательный совет  Внешэкономбанка одобрил выделение  денег ряду компаний, распределив  около $10 млрд из общей суммы $50 млрд: в числе компаний, спасаемых от проблем с margin call, были UC Rusal, ритейлер X5 Retail Group, Вымпелком; часть средств получило также ОАО РЖД. Около половины выделенной ВЭБом суммы — $4,5 млрд — досталась компании О. Дерипаски UC Rusa.

     8 ноября 2008 года Председатель Правительства  В. Путин утвердил подготовленный  в соответствии поручением президента  Дмитрия Медведева «План действий, направленных на оздоровление  ситуации в финансовом секторе  и отдельных отраслях экономики».

     11 ноября 2008 года Президент Д. Медведев  в Кремле на встрече с президиумом  Торгово-промышленной палаты (ТПП)  России заявил о необходимости  сократить число посредников,  участвующих в распределении  государственных ресурсов конкретным  предприятиям; также было сказано  о необходимости усиления государственного  контроля за деятельностью банков. В тот же день ЦБ РФ объявил о «расширении с 11 ноября 2008 года коридора допустимых колебаний операционного ориентира курсовой политики — рублёвой стоимости бивалютной корзины» симметрично в каждую сторону.

     Газета  «Ведомости» от 17 ноября 2008 года, говоря  о значении антикризисного саммита  G20, по итогам которого Президент  Медведев поставил подпись под  декларацией, которая, в частности,  обязывает участников воздерживаться  от каких-либо новых торговых  заградительных мер, отмечала: «Годовой  мораторий на протекционистские  меры, с которым согласились все  участники саммита, — с одной  стороны, довольно общее заявление,  с другой — накладывает некие ограничения, прежде всего моральные. Никаких механизмов принуждения к соблюдению моратория нет. Но, конечно, страну, заподозренную в протекционизме, остальные участники „двадцатки“ смогут публично осудить. В этом смысле очень интересно, как будет действовать российское правительство. Наш план борьбы с кризисом на протекционизме держится. В нём предусмотрено повышение таможенных пошлин на несколько десятков товарных позиций, в том числе запретительные пошлины на ввоз иностранных автомобилей старше пяти лет. Поставщики российских товаров получат ценовые преференции при госзакупках: их признают победителями, даже если товар дороже иностранного аналога на 5-25 %. А сельхозпроизводители и экспортеры получат от государства щедрые субсидии.». Утверждённый ранее, 8 ноября 2008 года, Председателем Правительства В. Путиным «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики» предусматривал повышение импортных пошлин на широкий круг товаров. 17 ноября В. Путин публично поставил под сомнение обязательство об отказе от протекционизма, заявив, что Россия выполнит решения саммита G20, но реализует намеченные меры по защите национальных интересов.

     19 ноября, выступая перед Госдумой, министр финансов А. Кудрин  утверждал: «Достигнутые показатели  объема золотовалютных резервов, которые Россия скопила за  последние годы, и понимая, и оценивая опыт дефолта и опыт девальвации 1998 года, позволяют говорить о том, что сегодня накоплена прочная основа для стабильности макроэкономики, стабильности курса национальной валюты.» 

     20 ноября, выступая на 10-м съезде  «Единой России» лидер партии  В. Путин предложил снизить  налоги на бизнес. В тот же день Президент Медведев пригласил ряд крупнейших предприниматлей России (Владимир Потанин («Интеррос»), Алишер Усманов («Металлоинвест»), Михаил Фридман («Альфа-групп»), Виктор Вексельберг («Ренова»), Михаил Прохоров («Онэксим»), Олег Дерипаска («Базэл»), Алексей Мордашов («Северсталь»), Алексей Миллер («Газпром»), Игорь Зюзин («Мечел»), Владимир Лисин (НЛМК), Виктор Рашников (ММК), Дмитрий Пумпянский (ТМК), Владимир Богданов («Сургутнефтегаз»), Вагит Алекперов («Лукойл»)) на ужин в своей резиденции в Барвихе; во время беседы выступил каждый бизнесмен: гости говорили о необходимости ускоренного возврата НДС, снижения НДПИ и налогов в целом, замораживания тарифов естественных монополий, просили приостановить либерализацию энергорынка, дать льготные кредиты для рефинансирования внешних займов и капвложений; Медведев заинтересовался, кто уже успел получить госкредиты. Оппозиционнный политик Владимир Милов оценил заявленные В. Путиным меры как «имитационные».

     21 ноября Наблюдательный совет  ВЭБа одобрил кредит для горно-металлургической группы Evraz Group на $1,8 млрд.[10]

     24 и 28 ноября ЦБ РФ повторно  расширил валютный коридор на 30 копеек в обе стороны, что привело в совокупному падению рубля к корзине валют примерно  на 9 % с максисмума, отмеченного в августе 2008. Некоторыми экспертами высказывались сомнения в адекватности мер ЦБ РФ ситуации и задачам. С 1 декабря ЦБ повысил ставку рефинансирования с 12 до 13 % и основные ставки по ключевым операциям и продлил с трёх месяцев до полугода сроки кредитования ЦБ банков на беззалоговых аукционах.

     19 декабря на совещании по вопросам  развития автомобильной промышленности  был принят пакет протекционистких  мер с целью поддержания российского автопрома. 

     25 декабря Правительственная комиссия  по повышению устойчивости развития  российской экономики утвердила  перечень системообразующих организаций,  имеющих стратегическое значение, которые могут претендовать на  получение прямой государственной  поддержки. В этот список вошли  295 предприятий. Кроме того, был  опубликован список из 1148 регионально  значимых предприятий, которые  также могут претендовать на прямую господдержку.

     19 января 2009 года Председатель Правительства В. В. Путин поручил Минфину пересчитать федеральный бюджет 2009 года, исходя из новых макроэкономических параметров, представленных Минэкономики: среднегодовая цена на нефть (Urals) в $41 за баррель, сокращение ВВП на 0,3 %, инфляция — на уровне 13 %, рубль, девальвированный до 35 руб/$. Исходя из них, дефицит федерального бюджета в 2009 году составит 5 % ВВП.

Информация о работе Денежная политика государства