Денежная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:46, контрольная работа

Описание работы

Денежная политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………2
2.Понятие денежного рынка……………………………………………………...3
3. Типы финансовой политики государства…………………………………….6
3.1 Классическая…………………………………………………………………..6
3.2 Регулирующая…………………………………………………………………6
3.3 Планово-директивная…………………………………………………………8
4.Цели и объекты денежной политики…………………………………………..9
5. Денежная политика в Российской Федерации на современном этапе…….12
5.1 Денежная политика РФ в условиях кризиса…………………………..….12
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 56.33 Кб (Скачать)

     В  70-х годах в основу финансовой  политики была положена неоконсервативная  стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

     Финансовый  механизм в этих условиях исходит   из необходимости сокращения  объема перераспределения национального   дохода через финансовую систему,  снижения бюджетного дефицита, стимулирования  роста сбережений как источника   производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам.  Ставится задача их сокращения  и уменьшения степени прогрессивности обложения.

     Следует  отметить, что различные разновидности   регулирующей финансовой политики  тесно  взаимосвязаны. Поэтому  одинаковые или похожие инструменты  финансового механизма применяются  в различных странах, использующих  как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции. 

2.3 Планово-директивная  

     Применяется  в странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Основанная на государственной  собственности на средства производства, плановая система управления  позволяет осуществить прямое  директивное руководство всеми  сферами экономики и социальной  жизни, в том числе и финансами.  Цель финансовой политики в  этих условиях – обеспечение  максимальной концентрации финансовых  ресурсов у государства (в первую  очередь у центральных органов  власти и управления) для их  последующего перераспределения  в соответствии с основными  направлениями государственного плана.

     Основной  задачей финансового механизма   было создание инструментов, при  помощи которых производиться  изъятие  всех неиспользуемых  в соответствии с государственным  планом финансовых ресурсов. Расходы  бюджетов определялись исходя  из приоритетов, устанавливаемых  государственным планом. Управление  финансами осуществлялось из  единого центра – Министерства  финансов, которое занималось всеми  вопросами использования финансового  механизма в народном хозяйстве.  Государство полностью финансировало  из бюджета потребности экономики  и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

     Условия  эффективности финансовой политики  – своевременно и в необходимом   объеме задействовать финансовые  инструменты, а также должны  быть подготовлены целый ряд  законодательных и нормативных  актов, направленных на расширение  экономических свобод, создание  благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства.

     Успех  политики зависит от качественной  разработки механизма согласования  и реализации интересов различных  слоев общества, и имеющихся у  государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного  использования всесторонних факторов  воздействия на ход реализации  финансовой политики, с учетом  изменений в социальной структуре  общества, состояния общественного  сознания и психологии.

  4. Цели и объекты денежной политики

Денежная политика государства традиционно рассматривается  как важнейшее средство государственного регулирования экономики.

Монетаристская  политика предполагает развитую рыночную экономику, эффективные институциональную и юридическую инфраструктуры, укоренившуюся предпринимательскую психологию, т. е. массовое логичное с хозяйственной и юридической точки зрения поведение экономических субъектов, высокую степень зависимости юридических и физических лиц от кредита, низкие и прогнозируемые показатели инфляции или полное ее отсутствие.

Мероприятия денежной политики осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой  реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.

Важнейшая цель кредитно-денежной политики – обеспечение  стабильности цен, эффективной занятости  и росте реального объёма ВВП. Денежная политика ориентируется на более мелкие, конкретные цели для  реализации данной, глобальной. Фиксация денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, и т. д.

В большинстве  стран имеется официальное учреждение, которое наделено функцией контроля за денежной массой, находящейся в экономике, и кредитом. Кроме того, т. к. внутренний денежный рынок связан с внешним, то ЦБ проводит политику стерилизации, т.е. увеличивает или уменьшает денежную массу посредством операций с валютой.

Между ЦБ и Министерством  финансов (казначейством) складывается разделение обязанностей, его конкретные формы в разных странах отличаются друг от друга, чаще всего ЦБ является независимым государственным учреждением, отвечающим за стабильность денежного обращения. Министерство финансов сосредотачивается на сборе налогов и распределении бюджетных средств, проводит первичное размещение государственных ценных бумаг.

Центральный банк публикует обычно сводный баланс по следующей схеме: 

Активы (размещение средств) Пассивы (привлечение  средств)
1. Валютные  ценности (золото, инвалюта) 1. Выпуск банкнот
2. Ссуды  (кредиты) 2. Вклады: казначейства, коммерческих

банков, иностранные  депозиты

3. Покупка ценных бумаг правительства (облигаций),

казначейских  билетов)

3. Другие пассивы
4. Чеки  на инкассацию  
5. Хранение  ценных бумаг
6. Банковские  помещения и прочие активы
 
 

ЦБ предоставляет  коммерческим банкам кредиты рефинансирования, кроме них существуют так называемые ломбардные кредиты Центробанка, которые  предоставляются под залог ценных бумаг. Тема взаимоотношений центрального банка и министерств-финансов довольно деликатна. Во многих странах центральный  банк является реально независимым  от правительства учреждением (ФРС  в США, Бундесбанк в Германии). Банк Англии: традиционно находится в  ведении казначейства, но в мае 1991г. он получил право самостоятельно устанавливать учетную ставку.

ЦБ и министерство финансов совместно занимаются исполнением  государственного бюджета.

В России Центральный  банк, как мы знаем, представляет на рассмотрение правительства проект своей деятельности на предстоящий  год и в мае — годовой  отчет.

Министры финансов и экономики (или их заместители) участвуют в заседаниях Совета директоров Банка с правом совещательного голоса. Банк России консультирует министерство финансов по вопросам выпуска государственных  ценных бумаг и по гашения государственного долга с учетом воздействия этих акций на состояние банковской системы  и приоритетов кредитно - денежной политики. Банк России не должен предоставлять кредиты правительству для погашения бюджетного дефицита или купать государственные ценные бумаги при их первичном размещении (кроме случаев, специально оговоренных в законе о федеральном бюджете).

В Банке России хранятся средства государственного бюджета  и внебюджетных фондов. Банк проводит операции с этими средствами, не взимая комиссионных сборов.

Также следует  отметить, что когда-то проведенная  централизация эмиссии не могла  не усилить государственного или  полугосударственного характера ЦБ. Следует отметить, что ЦБ не может  не подчиняться соответствующим  директивам правительства, однако правительство  высоко ценит его мнение и прислушивается к его советам.

Объектами денежной политики выступают спрос и предложение  на денежном рынке. Центральный банк в основном формирует предложение  денег высокой эффективности (Mh), т.е. наличности, обращающейся в экономике в совокупности с объёмом резервов, хранимых банками в центральном банке.

Деньги высокой  эффективности – только один из агрегатов, измеряющий денежные остатки  населения. Имеются более широкие  агрегаты М1, М2, М3.

5. Денежная политика  в Российской Федерации  на современном  этапе

5.1 Денежная политика  РФ в условиях  кризиса  

     Особенностью  современной сложной ситуации  в  мировой экономике является  наложение друг на друга сразу  двух кризисов: кризиса международных  кредитно-денежных отношений и  кризиса в финансовом секторе  США. Оба эти кризиса связаны  между собой, и хотя их совпадение  во времени – случайность,  но развитие и обострение каждого  их них закономерно и даже неизбежно. Причины, лежащие в основе каждого из этих кризисов, вполне очевидны и загадок для беспристрастного наблюдателя не составляют.

     Первый  кризис «созрел» на двух подрывных   зарядах, заложенных в нынешний  механизм международных кредитно-денежных отношений.

     Первый  заряд – это возведение в  статус «международных валютных  резервов»  денежной единицы  одного государства (эмитируемой  даже не государством, а просто  сообществом частных  банков-акционеров  ФРС США). Второй – отказ американского  государства каким-либо образом  обеспечивать товарную основу этой денежной единицы (через отмену гарантированного золотого содержания доллара). 

     В  результате желание всякого государства   накапливать свои валютные резервы   требовало дополнительной эмиссии  американских долларов.

     В  самом этом явлении нет ничего  страшного; так любые два лица (или государства, например, США и  Евросоюз, которые взаимно снабжают друг друга и все остальные  страны валютными «резервами» в  долларах и евро) могут выпустить  в пользу друг друга по векселю на сумму, например, в 1 млрд. дол., и затем оба они могут пустить эти векселя в свободный коммерческий оборот (в оплату своих закупок, как залог для приобретения имущественных активов, и т.д.). Денежный и товарный обороты этих двух лишних миллиардов долларов никак не пострадают – при условии, что ни у кого не возникнет сомнений в: а) готовности и способности эмитентов погасить эти векселя в срок; б) неизменности стоимостной величины каждого из этих векселей.

     Но  США как раз именно это и   сделали – сняли с себя и  со своих банков всякие обязательства  за эмитируемые ими доллары.  В итоге все страны – владельцы долларовых «валютных» резервов принуждены были иметь в своем обороте и рассчитываться по своим долгам неденежными (и нетоварными) долговыми обязательствами некоторой неопределенной группы лиц (деньги, как известно, представляют товар – универсальный эквивалент (измеритель) стоимости, а банкиры с Уолл-Стрит, контролирующие деятельность ФРС, как единое общество никак себя не идентифицируют). Это – второй подрывной заряд, заложенный США под мировую валютно-кредитную систему, уже только по своему произволу, даже без формальных консультаций с другими странами. [8]

     Однако  и в этом еще не было бы  ничего страшного, если бы все  страны хранили  свои «резервы»  в виде долларовых бумажных  банкнот в своих сейфах (как  это и сейчас делают граждане  разных стран, которые держат  на руках примерно 460 миллиардов  наличных долларов США). На самом  же деле получалось так, что  эти страны взялись помещать  свои доллары на счета в  тех же американских банках, которые  эти доллары и эмитировали  (впрочем, осуждать их трудно, поскольку они стремились как-то  минимизировать свои потери от  снижения товарного «наполнения»  американского доллара). Американские  же банки в этом случае столкнулись  с проблемой размещения этих лишних долларов (изначально американским рынком никак не востребованных). Вот эти банки и пустились во все тяжкие: финансирование «пузырей» на фондовом рынке, льготное кредитование диктаторских режимов во всем мире, раздача дешевых ипотечных кредитов практически без всякого контроля за заемщиками и т.д.

     Но  – что самое негативное –  именно за счет этих средств  американские банки и другие  финансовые институты  стали  формировать международные  «горячие  деньги», которые начали кочевать  по фондовым и валютным рынкам  разных стран, раскачивая и  ввергая их в постоянные подъемы  и кризисы. И, кстати, эти же «горячие деньги», как неконтролируемые никаким государством денежные фонды, явились и источником, и средством финансирования незаконной торговли оружием, наркотиками, деятельности террористических организаций (в международной прессе уже немало писалось о неких анонимных организациях и фондах, совершающих невероятно успешные биржевые операции в привязке к датам совершения особенно громких террористических актов).

     Стремясь  предотвратить кризис ликвидности,  в августе Министерство финансов  России разместило в коммерческих  банках 166 млрд. рублей; в сентябре  — 763 млрд. рублей (лимит повышен  до 1,5 трлн. рублей); ещё 300 млрд рублей были высвобождены ЦБ посредством снижения требования к резервам банков).

Информация о работе Денежная политика государства