Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:48, курсовая работа
Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику
Внешнеторговая политика (ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.
Введение
1. Демпинг как явление и его характеристика
2. Антидемпинговая политика
3. Антидемпинговая пошлина как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности
4. Внешнеторговый протекционизм, его виды, методы
5. Преимущества и недостатки протекционизма
6. Россия. Свобода торговли или протекционизм?
Список использованной литературы
3)Протекционизм,
в частности, одностороннее
4) Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен.
5)Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные (и не только) товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров.
Т.о., у протекционизма
есть как положительные, так и
отрицательные стороны. Нужно подчеркнуть,
что в чистом виде протекционизм
невозможен, так же, как и невозможна
совершенно свободная торговля.
6. Россия. Свобода торговли или протекционизм?
Переход от центрального
планирования к рыночной экономике
был неизбежно связан с ростом
открытости экономики России. Ликвидирована
государственная монополия
В рамках общих норм, касающихся рыночных экономик, каждая страна, в том числе и Россия, регулирует степень своей открытости, которая не может быть ни полной (без каких-то элементов протекционизма), ни нулевой (т.е. полностью закрытой). В значительной мере это определяется спонтанным развитием экономики России и ее приспособлением к реалиям конкуренции в рамках мировой системы. Но в определенной мере это является и результатом сознательного регулирования, которое каждое государство должно осуществлять в интересах прежде всего своей экономики. Было бы странно, если бы государство больше заботилось об интересах иностранных фирм, чем об интересах отечественных.
Открытие российской экономики, поставившее фирмы страны перед необходимостью соперничать с иностранными конкурентами как на внешнем, так и на внутреннем рынках, не стало импульсом обновления технологий, снижения издержек и цен и улучшения качества продукции в масштабах народного хозяйства, изменения структуры хозяйства в пользу имеющих перспективы развития отраслей.
Резкое сокращение внешнеторгового оборота страны в начале 90х.гг.: с 220 млрд.долл.в 1990г. (в том числе на долю РСФСР приходилось 70%) до 97 млрд.долл. в 1992г. привело к заметному ослаблению мирохозяйственных позиций России. Увеличение товарооборота в 1992 – 1997гг. (139 млрд. долл. – в 1997г.) не могло изменить геоэкономическую ситуацию для России, в том числе по причине продолжавшегося быстрого расширения международной торговли. Кроме того, под воздействием нарастающих внутренних трудностей, а так же крайне неблагоприятной для России конъюнктуры мирового рынка относительно профилирующих товаров отечественного экспорта (энергоносители, цветные и черные металлы, химические продукты и лесоматериалы) впервые произошел спад внешней торговли (внешнеторговый оборот, без учета неорганизованной торговли, упал до 114,8 млрд. долл., т.е. произошло сокращение на 16,9%). Она стала утрачивать роль «локомотива» экономики; ослабилось и ее значение в качестве стабилизирующего фактора производства, материальной основы продвижения рыночных реформ.
В настоящее
время внешнеторговый оборот России
состоит менее 10% от уровня США, 14%
- от уровня Германии, 19% - от уровня Японии
и 36% - от уровня Канады. В мировой
торговле страна опустилась с 10-го места
(1990г.) на 18-е место (1998г.) пропустив
вперед ряд быстроразвивающихся
стран Азии. Доля России в мировой
торговле (мировом экспорте) снизилась
по сравнению с началом
Резкое уменьшение поставок за рубеж техникоемкой продукции при возрастании экспорта сырьевых товаров подталкивает российскую экономику к утяжелению структуры, повышению доли топливно-энергетического комплекса и снижению доли обрабатывающих (финишных) отраслей машиностроения, химии и нефтехимии, легкой и пищевой промышленности.
Сопоставление
результатов развития внешнеэкономических
связей России с общемировыми тенденциями
показывает, что страна включается
в мировое хозяйство в качестве
аутсайдера, поставщика топливно-сырьевых
ресурсов и потребителя готовой
продукции. Она слабо использует
возможности международной
В теории имеются
сторонники обоих этих прямо противоположных
подходов. Сторонники «полной свободы
рук» утверждают, что всякая защита
слабого и нежизнеспособного
может смягчить социально-экономическую
ситуацию в краткосрочном аспекте,
но зато сокращает долгосрочные возможности
роста экономики, т.к. не позволяет
своевременно избавиться от ненужного
балласта. Как правило, таких взглядов
придерживаются в тех странах, где
развитие идет более или менее
успешно и где вмешательство
государства в структуру
В современной
России потребность в структурной
политике необходима по многим причинам.
Значительная часть ее территории относится
по своим климатическим условиям
к зоне т.н. рискованного земледелия
и к арктическим районам, где,
однако, расположены одни из богатейших
залежей полезных ископаемых глобального
значения. Развитие таких районов
стало возможным в условиях центрально
планируемой экономики
В большинстве
случаев указанные отрасли
Существует два возможных выхода из создавшегося положения: (1) отторжение в России всего того, что мировая (западная) экономика не приемлет; (2) постепенная адаптация старой структуры к новым условиям при взаимной, а не односторонней корректировке отечественной и внешней структур.
Идея отторжения
соответствует теоретической
Но это утверждение по меньшей мере спорно. Цена нефти должна отражать полные воспроизводительные затраты. Что касается ренты, то она в такие затраты не входит, и дело собственника – как ее использовать. Поскольку в СССР собственником недр было государство, оно могло использовать природную ренту для субсидирования других отраслей которые оно хотело развить. Сравнительно быстрый переход в СССР с преимущественно угольного энергопользования на нефтяное не смог бы быть осуществлен при более высоких ценах на нефть.
Следует напомнить, что в течении длительного периода – с 1920-х по начало 1970-х годов, т.е. в течении полстолетия, экономика США и Западной Европы развивалась за счет низкой цены нефти, добываемой на Ближнем Востоке, которая не учитывала природной ренты, причитавшаяся, но не уплачивавшейся странам-производителям. Такая структура цен, включавшая значительное перераспределение ресурсов в пользу промышленно развитых стран, была вполне совместима с рыночной экономикой, которая в то время включала особые условия для хозяйственной деятельности промышленно развитых стран в развивающихся государствах. Тем более это было возможно и рационально в СССР, у которого дешевая нефть находилась на собственной территории.
Это отступление
необходимо для того, чтобы понять
логику отторжения плановой экономики
мировым рынком. В начальный период
рыночной трансформации в России
был произведен условный перерасчет
ее национального продукта в мировых
ценах, который показал, что значительная
часть нашей обрабатывающей промышленности
имела отрицательную
Альтернативное
направление экономической
Другой пример касается нашего агропромышленного комплекса. Утверждения о его неконкурентоспособности, требования лишить наше сельское хозяйство государственной поддержки игнорируют факт повсеместного субсидирования сельского хозяйства в промышленно развитых странах. Экспорт в Россию практически всех товаров сельскохозяйственного происхождения из США и Западной Европы прямо субсидируется их государствами, т.е. экспортерам выплачивается премия, позволяющая им продавать свои товары на внешних рынках ниже их внутренних цен и даже издержек. Только поэтому импортные товары, например, сливочное масло, дешевле наших отечественных в розничной торговле. Во всех таких случаях требуются меры по защите внутреннего производителя.[3;352]
Но не только. Если ограничиться высокими импортными пошлинами, квотами и другими традиционными методами торгового протекционизма, то это будет способствовать сохранению относительно высоких издержек в защищаемых отраслях. Поэтому необходимо все или часть доходов от таких пошлин направлять на государственную поддержку капиталовложений в слабые отрасли, с тем, чтобы постепенно повышать их конкурентоспособность.
Информация о работе Демпинг и протекционизм в современной экономике