Демпинг и протекционизм в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику
Внешнеторговая политика (ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

Содержание

Введение
1. Демпинг как явление и его характеристика
2. Антидемпинговая политика
3. Антидемпинговая пошлина как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности
4. Внешнеторговый протекционизм, его виды, методы
5. Преимущества и недостатки протекционизма
6. Россия. Свобода торговли или протекционизм?
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Экономика.docx

— 61.24 Кб (Скачать)

 Борьба с  демпингом тяжелая работа. Но делать это возможно и нужно. Так есть опыт, когда экваринговый дисконт был поднят с 2, 5 до 5%, причем по большой группе клиентов. Нужно только научиться выделять этих клиентов, решать их специфическую проблему, за которую и получать дополнительную комиссию. Да борьба с демпингом требует вложений в R&D но при этом доходы выше в 2-3 раза, чем у демпингующего банка.

 С другой стороны  те кто демпингует за частую не могут подсчитать себестоимость услуги. Часто утверждают, что in-house дешевле для банка чем outsourcing, в 90% случаях банкир основывал свое утверждение на том, что расходы на процессинг входят в общебанковские затраты и стоимость транзакции в этом случае равна 0. Убеждения в этом случае невозможны, особенно если карточный процессинг вопрос автоматизации банка. Получается разговор немого с глухим. Отсюда вывод: пусть демпингуют, через 2-3 года они будут вынуждены менять работу, правление ведь не состоит из идиотов, и для них главное прибыль на капитал, а не призрачная доля рынка, которую невозможно удержать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2. Антидемпинговая  политика 

 Антидемпинговая политика - это политика в отношении фирм, экспортирующих на российский рынок определенные виды товаров по заниженным ценам и пользующихся при этом государственной поддержкой, включающей прямые экспортные надбавки (например, экспорт сельскохозяйственной продукции из стран ЕС и США). Действующий таким образом механизм демпинговых цен исключает добросовестную конкуренцию на соответствующих рынках России в ущерб отечественным производителям аналогичной продукции.

 Эффект демпинга проявляется на рынке страны-импортера  при более низком уровне цен экспортных товаров по сравнению с ценами внутренних товаропроизводителей. За критерий демпинга могут приниматься  наиболее высокая цена экспорта в  «третьи страны» или мировые  цены.

 Антидемпинговая политика ведет к созданию и поддержанию  высоких цен национальных товаропроизводителей на внутреннем рынке, является экономическим  инструментом сохранения высокой эффективности  национального производства, ведет  к повышению мировых цен, а  также к подавлению внешних конкурентов  на внутреннем рынке. Поскольку в  экономически развитых странах уровень  внутренних цен выше экспортных, антидемпинговая  политика, заключается в их установлении и поддержании. Так, антидемпинговая  политика в странах Европейского сообщества направлена на установление единых цен на внутреннем рынке, которые  по ряду товаров превышают мировые.

 Экономическое ограничение импорта с целью  защиты национальных товаропроизводителей, сохранение их доходов и рабочих  мест - такова цель антидемпинговой  политики. В соответствии с антимонопольным  законодательством она предполагает введение страной, импортирующей товар, так называемой антидемпинговой  пошлины сверх ее обычных размеров в соответствии с критерием демпинга. Антидемпинговая политика может  проводиться за счет изменения валютных курсов. Она заключается в повышении  внутреннего курса валюты страны-экспортера или девальвации собственной  валюты до уровня, делающего импорт экономически невыгодным, что снижает  эффективность импорта.

 В полном противоречии с идеологией «свободного рынка» антидемпинговой политики ведет  к ограничению свободной торговли и международной конкуренции, способствует возникновению торговых войн. Одновременно она противостоит и интересам  потребителей импортируемых товаров, которые вынуждены приобретать  товары национальных товаропроизводителей по более высоким ценам.

 В случае избыточного  производства продукта национальными  товаропроизводителями осуществляется государственное субсидирование экспорта, снижаются экспортные пошлины, вводятся прямые доплаты национальным товаропроизводителям вместо экспортных субсидий (скрытая  форма субсидирования экспорта).

 Противодействие антидемпинговой политики чаще всего  заключается в принятии ответных мер на рынках других товаров, компенсирующих потери национальной экономики и  национальных товаропроизводителей. Так, принятие мер по ограничению экспорта черных металлов, принятых США в 2002 г. в отношении всех стран-экспортеров, приводит к рассмотрению последними вопросов об адекватном повышении цен  на импортируемые ими американские товары. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Антидемпинговая  пошлина как мера  государственного  регулирования внешнеторговой  деятельности 

 В целях борьбы с недобросовестной конкуренцией на внешних рынках могут использоваться как таможенно-тарифные, так и нетарифные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

 Использование таможенно-тарифных средств регулирования внешнеторговой деятельности позволяет ограничить поступление иностранных товаров на внутренний рынок косвенным путем, то есть путем удорожания импорта в результате обложения товара. Сюда относится таможенная пошлина, таможенная номенклатура, система тарифных льгот и т. д.

 Нетарифные  ограничения хотя и сохраняют  эффект удорожания импорта, но характеризуются  более прямым действием, которое  выражается в установлении препятствий  в виде абсолютных или относительных  лимитов по ценам, количеству или  техническим характеристикам. Действие нетарифных инструментов основывается на возможности применения государственными органами властного принуждения  в отношении отдельных участников внешнеторговой деятельности. В данную группу входят административные меры регулирования – контингирование, лицензирование, установление запретов на пропуск определенных товаров, предписания санитарного и ветеринарного характера, технические стандарты и т. д.

 Соответственно  применение таможенно-тарифных средств регламентируется в большей мере финансово-правовыми нормами, а нетарифных - административно-правовыми.

 Как известно, исторически раньше других средств  регулирования внешнеторговой деятельности возникли таможенные пошлины, которые  первоначально использовались преимущественно  в качестве источника дохода государства, а затем и орудия борьбы с иностранной  конкуренцией.

 Политика  снижения ставок таможенных тарифов, активно  проводимая в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, со временем привела к потере былой «протекционистской привлекательности» таможенных пошлин. Кроме того, таможенно-тарифные преграды стали сравнительно легко преодолеваться поставками товара по заниженным ценам. В этом случае даже высокие ставки таможенных пошлин оказываются малоэффективными, а поэтому на первый план постепенно стали выходить нетарифные меры внешнеторгового регулирования.

 Нетарифные  ограничения - это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике применяются различные средства нетарифных ограничений - это лицензирование и введение санитарных норм, сертификация товара и т. д. (всего около 800).

 Международная практика регулирования внешнеторговой деятельности, нашедшая свое отражение  в нормах ГАТТ, предполагает общую  отмену количественных ограничений. В  ст. XI(1) ГАТТ закрепляется: «Ни одна из договаривающихся сторон не должна устанавливать или сохранять  на ввоз или продажу для экспорта любого товара, предназначаемого для  ввоза на территорию другой договаривающейся стороны, никаких запрещений или  ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных или  других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов».

 Статья XII ГАТТ разрешает использовать ограничения  количества и стоимости импорта  с целью преодоления тяжелого внешнего финансового положения  страны, обеспечения платежного баланса  и в некоторых других исключительных случаях. Допускается применение этих ограничений только на недискриминационной основе (ст. XIII ГАТТ).

 Российское  законодательство воспроизводит принцип  общего запрета количественных ограничений: «Экспорт из Российской Федерации и  импорт в Российскую Федерацию осуществляется без количественных ограничений» (ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).

 Среди разнообразных  инструментов государственного регулирования  внешнеторговой деятельности на борьбу с недобросовестной конкуренцией непосредственно нацелены антидемпинговые меры.

 Под антидемпинговыми мерами понимаются мероприятия по ограничению  демпингового импорта товара, которые  осуществляются исполнительной властью  посредством введения антидемпинговой  пошлины, в том числе временной  антидемпинговой пошлины, либо принятию ценовых обязательств.

 Рассмотрим  подробнее сущность и правовую природу  антидемпинговой пошлины.

 Так как поставка товара по демпинговым ценам может  нанести ущерб, создать угрозу нанесения  ущерба определенной отрасли промышленности импортирующей страны или оказать  негативное воздействие на становление  такой отрасли, власти импортирующей  страны, после проведения антидемпингового расследования, вправе обложить такие  товары антидемпинговой пошлиной с  целью нейтрализации или минимизации  отрицательного воздействия демпинговой  внешнеторговой операции на отрасль  отечественной промышленности.

 Антидемпинговые пошлины вводятся государством в  качестве средства, противодействующего  мероприятиям по форсированию экспорта при помощи внешнеторговых поставок по заниженным ценам. В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О таможенном тарифе» антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства данных товаров в Российской Федерации.

 Применение  антидемпинговых пошлин связано  с наличием одновременно трех обстоятельств:

 1. факта ввоза  товаров на таможенную территорию  страны импорта по цене более  низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся на момент ввоза  товаров в стране экспорта;

 2. наличия  материального ущерба или угрозы  его нанесения;

 3. причинно-следственной  связи между ввозом таких товаров,  с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального  ущерба отечественным производителям  подобных товаров либо препятствием  организации или расширению производства  подобных товаров в стране  импорта, с другой стороны.

 Механизм  воздействия антидемпинговой пошлины  предусматривает обложение импортных  товаров в целях повышения  цен. Размер ставки антидемпинговой  пошлины должен быть таким, чтобы  цена импортного товара, включая антидемпинговую и обычные таможенные пошлины, взимаемые при импорте, была на уровне или выше цены аналогичного национального товара и/или была достаточной для устранения нанесенного или возможного ущерба национальной отрасли промышленности импортирующей страны. Поэтому антидемпинговые пошлины иногда еще называют покровительственными, воспитательными или протекционистскими, поскольку взимание антидемпинговых пошлин помогает выдерживать конкуренцию иностранными товарами и развивать соответствующие отрасли национальной промышленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.  Внешнеторговый протекциокционизм, его виды, методы. 

Международная торговля нигде и никогда не развивалась  без вмешательства государства. История международной торговли – это и история развития и  совершенствования системы государственного регулирования международной торговли. Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. [2;170]

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка какой-либо продукции от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики (протекционизм также часто направлен на захват внешних рынков).

Можно выделить несколько форм протекционизма:

- селективный   протекционизм – направлен против  отдельных стран или отдельных  товаров;

Информация о работе Демпинг и протекционизм в современной экономике