Демпинг и протекционизм в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику
Внешнеторговая политика (ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

Содержание

Введение
1. Демпинг как явление и его характеристика
2. Антидемпинговая политика
3. Антидемпинговая пошлина как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности
4. Внешнеторговый протекционизм, его виды, методы
5. Преимущества и недостатки протекционизма
6. Россия. Свобода торговли или протекционизм?
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Экономика.docx

— 61.24 Кб (Скачать)
 
 
 

 Курсовая  работа по Экономике. 

 Тема: Демпинг и протекционизм в современной экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Содержание 

 Введение

 1. Демпинг  как явление и его характеристика

 2. Антидемпинговая  политика

 3. Антидемпинговая  пошлина как мера государственного  регулирования внешнеторговой деятельности

 4. Внешнеторговый  протекционизм, его виды, методы

 5. Преимущества  и недостатки протекционизма

 6. Россия. Свобода  торговли или протекционизм?

 Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение 

 Внешнеторговая  политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику

 Внешнеторговая  политика (ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов  по определению режима регулирования  внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

 Основными составляющими  ВТП являются экспортная и импортная  политика, валютная политика, политика в области привлечения иностранных  инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом.

 Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

 По некоторым  оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных  экономических отношений. Современные  международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием  мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

 Важность  изучения системы ВТО и ее использования  для России обусловливается также  большими потенциальными возможностями  в извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации  торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в России при условии ее вступления в BTO.

 Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков.  Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

 Однако протекционизм  имеет оборотную сторону. Благодаря  ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

 Особенностью  отечественного рынка товаров народного  потребления является тот факт, что  на втором месте после "административных" (недобросовестных) методов конкурентной борьбы находится фактор уровня цен. При этом существует зависимость: чем  шире круг потенциальных потребителей товаров, тем меньшую роль играет качество предлагаемого продукта или  даже фактический баланс в соотношении  цена/качество.

 Распространенной  формой конкурентной борьбы на мировом  рынке является демпинг цен, когда  экспортер продает свой товар  на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера.

 Демпинг цен  может являться:

 следствием  государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию;

 результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда  фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует  доход, повышая цены, тогда как  на конкурентном зарубежном рынке при  достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж.

 Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, то есть, затруднено выравнивание цен внутреннего  и  внешнего рынка путем перепродажи  товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1. Демпинг как явление  и его характеристика 

 Демпинг - продажа товара по ценам, которые значительно ниже среднего рыночного уровня, по так называемым бросовым ценам, иногда даже ниже себестоимости. Во многих западных странах действуют антидемпинговые законодательства, которые защищают прибыль национальных производителей и нередко препятствуют ввозу товаров из других стран, предлагаемых по пониженным ценам в связи с недостаточной конкурентоспособностью.

 Демпинг товарный - экспорт товаров по заниженным ценам, т. е. ниже цен внутреннего  рынка. Одно из средств борьбы за рынки  сбыта. По правилам ГАТТ демпинг товарный имеет место в случаях продажи  товаров одной страны на рынке  другой по цене ниже "нормальной", если такая продажа причиняет  или угрожает причинить существенный вред национальному производству аналогичной  продукции. Цена не признается "нормальной", если она ниже цены, применяемой  при обычных коммерческих операциях  с данным товаром, предназначенным  для потребления в стране- экспортере. Для определения "нормальной" цены используется также уровень экспортных цен. В 1976 г. в рамках ГАТТ был принят международный антидемпинговый кодекс, регламентирующий процедуру выявления и доказательства факта демпинга товарного, а также способы компенсации понесенного ущерба фирмам импортирующей страны, производящим аналогичную продукцию. Убытки от демпинга товарного покрываются либо поступлениями от других экспортных операций, либо государственными экспортными субсидиями. В случае установления факта демпинга товарного импортирующая страна может ввести антидемпинговые пошлины на ввозимый товар.

 Антидемпинговые пошлины - разновидность таможенных пошлин; пошлины, призванные противодействовать ввозу в страну товаров по заниженным ценам, т.е. по ценам ниже "нормальной стоимости" этих товаров. В качестве "нормальной стоимости" в большинстве случаев рассматривается цена, устанавливаемая при обычных условиях торговли на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране (см. Демпинг. Величина антидемпинговых пошлин представляет собой разницу между "нормальной стоимостью" товара и его ценой, предлагаемой экспортером. Порядок использования антидемпинговых пошлин регулируется ГАТТ (Генеральным соглашением по тарифам и торговле), правила которого разрешают применять антидемпинговые пошлины в том случае, если демпинг угрожает причинить материальный ущерб промышленности страны-импортера или задержать ее развитие. В других отношениях применение антидемпинговых пошлин не рекомендуется, кроме случаев, когда предоставляются прямые или косвенные субсидии на производство либо экспорт демпингового товара.

 Демпинг - это самое простое средство приблизиться к клиенту, но оно не всегда эффективно для демпингующего. Если Банк А предложил Клиенту Б условия, которые не может предложить Банк С, то на первый взгляд молодец Банк А. Однако, если на поверку оказывается, что данная услуга убыточна и для самого Банка А, то это плохо для него, а не для Клиента Б. Хотя, возможно, что Банк А преследует цели более широкие, чем привлечь Клиента Б на данную услугу. То есть если банки демпингуют, то это: либо целенаправленная политика банка, либо следствие плохой работы аналитиков этого банка, либо крик отчаяния. Заставить все банки работать по одним тарифам не возможно, да и не нужно. Пусть один банк предложит Клиенту 1% за эквайринг, а другой в ответ прокредитует клиента, но при условии, что клиент станет его. Выбор - не очевиден. Кому-то нужны низкие тарифы, кому то ресурсы.

 Однако, есть еще психологические моменты влияния в целом на рынок. В выше описанной схеме клиент банка А и все его знакомые:

  1. после разорения банка А или выходя из бизнеса очень долго будет ждать кого-то, кто предложит ему заведомо убыточные тарифы банка А.
  2. вместо того, чтобы заниматься бизнесом и разрабатывать политику увеличения ценности его услуг для клиента будет вымогать из банков всё новые и новые тарифы.

     Демпингом называется, когда цена товара/услуги ниже его себестоимости и финансируется из других источников. Например, действительно, с целью захвата рынка. Цена на рынке складывается из себестоимости плюс торговая наценка. При одной и той же наценке конечная цена ниже у того, у кого ниже себестоимость.

 Это является оправданным в плане привлечения  новых клиентов. И речь идет именно о новых клиентах. По статистике, на сегодняшний день, подавляющее количество новых кардхолдеров становятся таковыми не из любви к определенному банку эмитенту, а из за необходимости иметь пластиковую карту МПС для зарубежных поездок. Соответственно и подход данных граждан к выбору карты основан прежде всего не на надежности какого-то конкретного банка (надежность вообще понятие относительное), а на привлекательности начальных тарифов при открытии данной пластиковой карты. Это проверенно.

 И если какому-нибудь господину Иванову нужна для  поездки в заграницу карта  Виза классик и он слышал рекламу, про то, что например банк А дает ее бесплатно (в смысле не взимает комиссию за выпуск и годовое обслуживание), а в банке Б за это надо платить примерно 30$ - 50$, то как Вы думаете, какой банк выберет господин Иванов? А теперь попробуйте этому господину Иванову доказать тот факт, что в банке Б, например, лучше условия? (договор, больше филиалов, банкоматов и т. д.). И за это ему стоит платить больше денег? Думается, что не выйдет. Поэтому, чем ниже у банка начальные тарифы на открытие карт МПС, тем больше банк привлечет новых клиентов. И это даже при том, что остальные тарифы и условия могут быть намного хуже (больше процент за снятие нала, гигантский штраф за утрату карты и т. д.).

 Кстати, верность данного вывода могут подтвердить  сотрудники банков, в которых проводились  хотя бы разовые акции по тотальному снижению тарифов на карты МПС. Например, в конце 2005 года бесплатно раздавал карты Виза классик ''БИН банк'' (якобы, день рождения). Летом 2006 года карты  Мастер кард бесплатно раздавал ''Номос банк''. И подобных примеров десятки. А если данным акциям предшествовала рекламная компания по данному поводу, то количество привлеченных новых клиентов увеличивалось в геометрической прогрессии. В качестве последнего примера можно привести Альфу, где недавно закончилась акция ''2 карты по цене одной'' По словам знакомого сотрудника Альфы, эффект от данной акции превзошел ожидания руководства.

 Так что данный демпинг не только выгоден многим банкам, но он реально приносит положительные результаты в плане новых клиентов. А упущенную финансовую выгоду при открытии бесплатных карт, многие банки с лихвой компенсируют увеличением прибыли от вновь привлеченных финансовых средств и, зачастую, повышенными тарифами на обслуживании пластиковых карт.

 Что касается кредитных карт (настоящих, с кредитной  линией), то видимо, для российских банков - это высший пилотаж. В явной форме  это демпингом не считается, разве  что тарифы на кредит. Можно по валюте и под 1% дать кредит и завлечь массу клиентов, а можно и под 15%, но их будет на два порядка меньше, чем при 1%. А у Запада все по закону рынка, и если клиентам кредиты даются под 8-12%, то никто эти кредиты не будет давать под 1%, дабы только переманить клиентов к себе. А демпинг это или нет - решает каждый для себя самостоятельно

Информация о работе Демпинг и протекционизм в современной экономике