Демпинг и протекционизм в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику
Внешнеторговая политика (ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

Содержание

Введение
1. Демпинг как явление и его характеристика
2. Антидемпинговая политика
3. Антидемпинговая пошлина как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности
4. Внешнеторговый протекционизм, его виды, методы
5. Преимущества и недостатки протекционизма
6. Россия. Свобода торговли или протекционизм?
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Экономика.docx

— 61.24 Кб (Скачать)

- отраслевой  протекционизм – защищает определенные  отрасли (прежде всего сельское  хозяйство, в рамках аграрного  протекционизма);

- коллективный  протекционизм – проводится объединениями  стран в отношении стран, в  них не входящих;

- скрытый протекционизм  – осуществляется методами внутренней  экономической политики.[2;175]

Государства, проводя  протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. К инструментам внешнеторговой политики относятся: 1)тарифные ограничения (таможенные тарифы, таможенные пошлины, тарифные квоты); 2) нетарифные ограничения. Таможенные тарифы – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы.

Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу госбюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими:

  - экспортными (он применяются в промышленно развитых странах, в РФ применяются только на бензин и мазут).

  - импортные

  - транзитные

      II.   По способу взимания:

  - адвалорные (в процентах от цены товара);

  - специфические  (в Сиде определенной суммы  денег, взимаемые с веса, объема  или штуки товара);

  - смешанные (товар облагается и первой, и второй пошлинами). [1;235]

    Ш.  По характеру:

- сезонные –  применяются для оперативного  регулирования международной торговли  продукцией сезонного характера,  прежде всего сельскохозяйственной ;

- антидемпинговые  – применяются в случае ввоза  на территорию страны товаров  по цене более низкой, чем их  нормальная цена в экспортирующей  стране, если такой импорт наносит  ущерб местным производителям  подобных товаров либо препятствует  организации и расширению национального  производства таких товаров (см. с 14);

- компенсационные  – накладываются на импорт  тех товаров, при производстве  которых прямо или косвенно  использовались субсидии, если их  импорт наносит ущерб национальным  производителям таких товаров.

   Обычно  эти особые виды пошлин применяются  страной для защиты от недобросовестной  конкуренции со стороны ее  торговых партнеров, либо как  ответная мера на дискриминационные  и иные действия, ущемляющие интересы  страны, со стороны других государств.

    IV. По происхождению:

-автономные  – пошлины, вводимые на основании  односторонних решений органов  государственной власти страны.

- конвенционные  (договорные) – пошлины, устанавливаемые  на базе двустороннего или  многостороннего соглашения, такого, как Генеральное соглашение о  тарифах и торговле или соглашения  о таможенном союзе;

- преференциальные  – пошлины, имеющие более низкие  ставки по сравнению с действующим  таможенным тарифом, которые накладываются  на основе многосторонних соглашений  на товары, происходящие из развивающихся  стран. Цель преференциальных  пошлин – поддержать экономическое  развитие этих стран за счет  расширения их экспорта.

V. По типам ставок:

- постоянные  – таможенный тариф, ставки  которого единовременно установлены  органами государственной власти  и не могут изменяться в  зависимости от обстоятельств.  Подавляющее большинство стран  мира имеет тарифы с постоянными  ставками;

- переменные  – таможенный тариф, ставки  которого могут изменяться в  установленных органами государственной  власти случаях (при изменении  уровня мировых или внутренних  цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы – довольно редкое  явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках  единой сельскохозяйственной политики.

 VI. По способу вычисления:

- номинальные  – тарифные ставки, указанные  в таможенном тарифе. Они могут  дать только самое общее представление  об уровне таможенного обложения,  которому страна подвергает свои  импорт или экспорт;

  - эффективные  – реальный уровень таможенных  пошлин на конечные товары, вычисленные  с учетом уровня пошлин, наложенных  на импортные узлы и детали  этих товаров. [2;178-181]

Функции таможенных пошлин: 1)протекционистская – функция импортных пошлин; 2)фискальная – экспортные и импортные пошлины приносят доход государству; 3)балансировочная – функция экспортных пошлин, предотвращение нежелательного экспорта товаров.

Тарифная квота – это пониженная ставка таможенной пошлины для разрешенного объема импорта данного вида продукции по сравнению со ставкой для остального объема импорта этой продукции.   

Особенности конкуренции  на различных этажах рынка определяют степень тарифной защиты государством своего внутреннего рынка. Наименьшего  протекционизма требуют обычно рынки  базовых ресурсов. Рынки полуобработанных продуктов защищаются в 2,5 – 3,6 раза сильнее, чем внутренние рынки сырья и топлива. Наиболее чувствительны к внешней конкуренции производители готовых изделий - в 4,3 – 7,8 раза сильнее защищаются государством. Это тарифная эскалация – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции (например, шкура – кожа – продукция из кожи), тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции. Тарифная эскалация особенно сильна в развитых странах и направлена на стимулирование производства сырья в развивающихся странах и консервирование технологической отсталости. Внутри группы готовых изделий больше всего защищаются рынки транспортных средств, где сбываются не только автомобили, но и авиационная и космическая техника. Именно поэтому таможенные пошлины считаются средством структурирования производства, а также защиты молодых экспортных отраслей.

Например, средний  уровень ставок таможенных тарифов  в США, ЕС и Японии составляет в % соответственно:

   Сырьевые  товары – 1,8; 1,6; 1,4;

   Полуфабрикаты  – 6,1; 6,2; 6,3;

Готовые изделия  – 7,0; 7,0; 6,4.

Средний уровень  ставок тарифа в РФ составляет 14%. Уровень  ставок на подавляющее большинство  товаров находится в пределах от 5% до 30% (исключением являются предметы роскоши, оружие, спиртные напитки, ставки на которые превышают 30% ; зерно и сахар-сырец, ставки на которые составляют 1% ). 

Вместе с тем  величина таможенных ставок зависят  от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три возможных вида торговых режимов.

1.Режим наибольшего  благоприятствования – это нормальные  условия торговли, при которых  данная страна предоставляет  другой стране такие же условия,  как и любой из этих стран,  и таможенная пошлина равна  базовой. Это главный принцип,  зарегистрированный ГАТТ / ВТО, и  страны – члены данной организации  должны его автоматически соблюдать.

2. Режим преференциальный (льготный) предоставляется любым  странам, но в основном развивающимся,  и означает, что базовая таможенная  пошлина должна быть для них  уменьшена до 50%, а в России  – до 75%. Данный режим введен  ГАТТ  в 60 – е г.

3.  Беспошлинный  режим – это режим свободной  торговли, который может предоставляться  любой стране, но, согласно ООН,  обязателен для 47 наименее развитых  государств (где ВНП на душу  населения не более 100 долл. в  год и удельный вес промышленности  не более 10%).[1;237-238]                                 

За последние  десятилетия роль таможенных тарифов  заметно ослабла. Средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов  в развитых странах с 40-50% в конце 40-х гг. ХХ в. снизился до 3-5% сейчас. Но степень воздействия государства на международную торговлю не уменьшилась, а наоборот, возросла. Причина этого – расширение использования нетарифных методов. Их активно используют развитые страны: к середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых США, Японией и странами ЕС, подпадали под основные нетарифные ограничения. Нетарифные ограничения дают больше возможностей для произвольных действий правительств. 

                              Нетарифные методы протекционизма
   административного  порядка  
количественные: экон. санкции             скрытые финансовые
1.квотирование

2.лицензирование

3.добровольное  ограничение экспорта

торговое  эмбарго 1.технические  барьеры

2.внутренние  налоги и сборы

3.госзакупки

4.требования  местных компонентов

1.субсидии

2.кредитование

3.демпинг 
 


 

К количественным методам относятся квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта. Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два эти понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Почему государство  часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения  импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать  определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности  расширять продажи на рынке путем  снижения цен. Таможенный тариф такой  гарантии не дает. Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным  инструментом политики, поскольку изменение  тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. В-третьих, использование  квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

Вместе с тем  использование квот на импорт может  приводить к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая  ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота  может способствовать монополизации  экономики. С другой стороны, само распределение  лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной  конкуренции импортеров, и поэтому  в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточно эффективным  административным решениям, а в худшем – к развитию коррупции.

По направленности действия квоты разделяются на экспортные (вводятся для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке), импортные (вводятся для защиты местных  производителей, сбалансированности торгового  баланса, регулирования спроса и  предложения внутри страны, в политических целях).

По охвату действия квоты делятся на глобальные, индивидуальные.

Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование  может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным  инструментом государственного регулирования.

Выделяются:

разовая лицензия – письменное разрешение сроком до одного года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз  того или иного товара в течение  года без ограничений количества сделок;

глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти  данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени  без ограничения количества или  стоимости;

Информация о работе Демпинг и протекционизм в современной экономике