Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:44, курсовая работа
Эволюция процесса макроэкономических реформ в Республике Казахстан и их влияние на социально-демографическую ситуацию. Динамика доходов и уровня жизни населения, сущность и модели структурных экономических преобразований и их демографические последствия.
Введение
1. Эволюция процесса макроэкономических реформ в Республике Казахстан и их влияние на социально-демографическую ситуацию
1.1 Сущность и модели структурных экономических реформ в РК
1.2 Завершающий этап экономических реформ в РК, начало экономического роста
1.3 Влияние экономических реформ на социальную и демографическую ситуацию в РК
2. Анализ социальных и демографических последствий экономических реформ в Республике Казахстан
2.1 Динамика доходов и уровня жизни населения
2.2 Демографические последствия экономических реформ
2.3 Демографическая и социальная ситуация в РК на современном этапе
3. Пути стабилизации и улучшения социально-демографической ситуации в РК
Заключение
Список использованной литературы
Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) населения при рождении, являясь компонентом индекса развития человеческого потенциала, представляет собой обобщенный показатель, характеризующий возможность продолжительной и здоровой жизни населения страны.
Таблица 8 - Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)
Годы | ОПЖ для всего населения | В том числе ОПЖ | Превышение ОПЖ женщин над ОПЖ мужчин | ||
мужчин | женщин | ||||
1990 | 68,1 | 63,2 | 72,7 | 9,5 | |
1991 | 67,6 | 62,6 | 72,4 | 9,8 | |
1995 | 63,5 | 58,0 | 69,4 | 11,4 | |
2000 | 65,5 | 60,2 | 71,1 | 10,9 | |
2005 | 65,9 | 60,3 | 71,8 | 11,5 | |
2006 | 66,2 | 60,7 | 72,2 | 11,5 | |
2007 | 66,3 | 60,7 | 72,6 | 11,9 | |
В первой половине 1990-х
гг. ОПЖ в Казахстане снижалась, а
со второй половины 90-х годов наблюдается
тенденция повышения этого
Сверх- смертность мужчин в молодом возрасте приводит к тому, что их численность уже с 26-летнего возраста становится меньше численности женщин, что приводит к тому, что к моменту вступления в брак ощущается недостаток мужчин.
В результате значительная часть населения в возрасте после 30 лет все еще не находится в браке. Так, по данным Переписи населения 1999 года среди населения в возрасте 30-34 года 14,1% никогда не состояли в браке.
Сверх- смертность мужчин приводит к тому, что из числа 30-летних мужчин не доживает до 50 лет почти каждый пятый.
В результате растет число вдов и детей, оставшихся без отца. В свою очередь это приводит к недостатку доходов в семье и сокращающимся возможностям в области получения образования, что увеличивает риск оказаться безработным. В конечном итоге сокращаются возможности развития человеческого потенциала супруги и детей и в других сферах - здоровье, жилищных условиях и т.д.
Серьезное влияние
на уровень смертности и сокращение
ожидаемой продолжительности
Для того чтобы достичь численности казахстанского общества в 18,18 млн. человек к 2024г., определенной в качестве установочного параметра в Концепции перехода Казахстана к устойчивому развитию на 2007-2024гг., утвержденной указом Президента РК от 14 ноября 2006г. №216, Правительству следует принять определенные меры.
В частности, необходимо заметно сократить смертность населения, продолжить стимулирование рождаемости через проведение соответствующей государственной политики в области демографии, отладить и существенно поддержать систему здравоохранения, принять меры по охране здоровья матери и ребенка.
Миграция. В современных условиях миграционные процессы получили новый импульс развития в международном аспекте (формирование мирового рынка рабочей силы) и выступают важнейшей стороной мировой экономики.
Под влиянием миграционных процессов изменяется количественный и качественный состав экономически активной части населения, который в свою очередь оказывает воздействие на экономический рост республики.
Таблица 9 - Международная миграция населения (человек)
Годы | Всего | Страны СНГ | Страны вне СН | ||||
иммигранты | эмигранты | иммигранты | эмигранты | иммигранты | эмигранты | ||
1999 | 41320 | 164947 | 39461 | 120240 | 1859 | 44707 | |
2000 | 47442 | 155749 | 43460 | 116707 | 3982 | 39042 | |
2001 | 53548 | 141710 | 49932 | 101009 | 3616 | 40701 | |
2002 | 58211 | 120223 | 54206 | 85317 | 4005 | 34906 | |
2003 | 65584 | 73890 | 60781 | 49260 | 4803 | 24630 | |
2004 | 68319 | 65530 | 61831 | 46929 | 6488 | 18601 | |
2005 | 74807 | 52139 | 65829 | 40698 | 8978 | 11441 | |
2006 | 66731 | 33690 | 56635 | 30271 | 10096 | 3419 | |
2007 | 53397 | 42435 | 42613 | 39767 | 10784 | 2668 | |
2008 | 47657 | 45238 | 31463 | 42862 | 16194 | 2376 | |
Результаты многочисленных исследований показали, что доминирующим мотивом миграции являются экономические причины, поиск работы и высокие заработки.
Миграционная убыль
населения республики в 1994г. была самой
высокой и превысила 400 тыс. человек,
коэффициент миграционного
В 2004 г. впервые после 36-летнего периода, в Казахстане было зафиксировано положительное сальдо внешней миграции, составившее 2,8 тыс. человек. В 2005 и 2006гг. также наблюдалось положительное сальдо внешней миграции населения, составившее соответственно 22,7 и 33,0 тыс. человек. В последующем оно начало постепенно снижаться, составив в 2007-2008гг. соответственно 11,0 и 2,4 тыс. человек.
Основные миграционные потоки сформировались между Казахстаном и Россией, Украиной и странами Центральной Азии в рамках СНГ и Германией среди стран вне СНГ. Со странами СНГ, кроме Российской Федерации, Беларуси и Украины, сохраняется положительное сальдо миграции населения. Из стран вне СНГ положительное сальдо миграции населения наблюдается с Китаем, Монголией, Турцией, Ираном, а отрицательное - с Германией, Канадой, США, Израилем.
За 1991-2008 гг. по международной миграции в республику прибыло 1294,5 тыс. иммигрантов и выбыло 3331,1 тыс. эмигрантов. Отрицательное сальдо миграции населения за этот период составило 2036,6 тыс. человек.
На фоне политической и экономической нестабильности в других странах казахстанцы за последнее десятилетие реально оценили плюсы стабильной ситуации в стране и у многих из них изменились миграционные настроения в пользу Казахстана.
3. Пути стабилизации
и улучшения социально-
Устойчивость экономического развития и улучшение благосостояния граждан за последние годы способствовали стабилизации демографической и миграционной ситуации в стране.
Проводится целенаправленная
работа по совершенствованию
В то же время младенческая
и материнская смертность, хотя и
имеют в последнее время
Сохраняются проблемы незаконной миграции и трафика людей.
Для выработки государственной
политики, направленной на стабилизацию
и улучшение демографической
и миграционной ситуации в стране,
разработана Программа
Дальнейшее совершенствование системы социальной защиты населения, обеспечивающей поддержку социально-уязвимых групп населения, улучшение уровня жизни граждан.
В 2009-2011 годах будут
разработаны и поэтапно внедрены
нормативы социального
Правительство обеспечит реализацию Программы по снижению бедности в Республике Казахстан на 2009-2011 годы, предусматривающую комплексный подход к решению данной проблемы путем содействия занятости граждан, улучшения доступности среднего общего образования и услуг здравоохранения, повышения адресности социальной помощи и реализации других мер. В предстоящий период будет продолжено совершенствование пенсионной системы, состоящей из солидарной пенсии, пенсии из накопительных пенсионных фондов за счет обязательных и добровольных отчислений. В 2009-19 годах будет совершенствоваться нормативная база по социальной защите инвалидов, создан банк данных по инвалидам. Получат дальнейшее развитие медико-социальная экспертиза и отечественная индустрия по производству протезно-ортопедических изделий.
В 2005 году был создан Государственный фонд социального страхования. Внедрение социального страхования с 2005 года привело к созданию трехуровневой системы социальной защиты населения, включающей в себя минимальные государственные гарантии, обязательное и добровольное страхование.
Наряду с этим развиваются дополнительные формы оказания социальной помощи отдельным категориям населения.
Так в целях преодоления
бедности и создания необходимых
условий для улучшения
В 2003 году принята Концепция гендерной политики, определяющая основные принципы, приоритеты и задачи гендерной политики в Казахстане.
В целях сокращения материнской и младенческой смертности необходимо принять комплекс мер по материальной поддержке материнства и детства.
В целях сохранения репродуктивного здоровья женщин должны быть приняты меры по улучшению питания беременных и кормящих женщин.
Особое внимание необходимо уделить формированию общественного мнения в поддержку института семьи, принципов ее планирования, охраны здоровья.
Правительство продолжит работу по защите прав и интересов оралманов путем установления обоснованной квоты их переселения.
Будут разработаны модель рационального расселения жителей сельских территорий и меры по стимулированию внутренней миграции из неперспективных регионов на развивающиеся территории, в районные центры и малые города.
Продолжится работа по дальнейшему преобразованию традиционных многоместных детских домов для детей-сирот в детские дома семейного типа.
Приоритетными направлениями социально-экономического развития на ближайшие годы определены:
- сокращение различий
в уровне социально-
- обеспечение Государственной
гропродовольственной
- реализация Стратегии
индустриально- инновационного
- стабилизация качества окружающей среды;
- создание современной
и эффективной системы
- развитие малого и среднего предпринимательства;
- развитие производственной и социальной инфраструктуры;
- дальнейшее совершенствование
пенсионного и социального
- повышение заработной
платы государственных
Новая Концепция миграционной политики Республики Казахстан нацелена на совершенствование существующих и развитие качественно новых направлений управления миграционными процессами в Республике Казахстан, на проведение селективной (избирательной) политики в области привлечения иммигрантов с высоким образовательным, инновационным, финансовым, инвестиционным потенциалом.
Она отражает дополнительные
импульсы и возможности социально-
Информация о работе Демографические и социальные последствия экономических реформ