Демографические и социальные последствия экономических реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Эволюция процесса макроэкономических реформ в Республике Казахстан и их влияние на социально-демографическую ситуацию. Динамика доходов и уровня жизни населения, сущность и модели структурных экономических преобразований и их демографические последствия.

Содержание

Введение
1. Эволюция процесса макроэкономических реформ в Республике Казахстан и их влияние на социально-демографическую ситуацию
1.1 Сущность и модели структурных экономических реформ в РК
1.2 Завершающий этап экономических реформ в РК, начало экономического роста
1.3 Влияние экономических реформ на социальную и демографическую ситуацию в РК
2. Анализ социальных и демографических последствий экономических реформ в Республике Казахстан
2.1 Динамика доходов и уровня жизни населения
2.2 Демографические последствия экономических реформ
2.3 Демографическая и социальная ситуация в РК на современном этапе
3. Пути стабилизации и улучшения социально-демографической ситуации в РК
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

Ожидаемая продолжительность  жизни (ОПЖ) населения при рождении, являясь компонентом индекса развития человеческого потенциала, представляет собой обобщенный показатель, характеризующий возможность продолжительной и здоровой жизни населения страны.

Таблица 8 - Ожидаемая  продолжительность жизни при рождении (лет)

 
Годы  ОПЖ для всего населения  В том числе ОПЖ  Превышение ОПЖ  женщин над ОПЖ мужчин  
    мужчин  женщин    
1990 68,1 63,2 72,7 9,5  
1991 67,6 62,6 72,4 9,8  
1995 63,5 58,0 69,4 11,4  
2000 65,5 60,2 71,1 10,9  
2005 65,9 60,3 71,8 11,5  
2006 66,2 60,7 72,2 11,5  
2007 66,3 60,7 72,6 11,9  
           

В первой половине 1990-х  гг. ОПЖ в Казахстане снижалась, а  со второй половины 90-х годов наблюдается  тенденция повышения этого показателя. Вместе с тем сохраняется значительная дифференциация этого показателя по гендерному признаку, приводящая к проблеме мужской сверхсмертности. Разрыв в продолжительности жизни женщин и мужчин увеличился с 9,5 лет в 1990г. до 11,5 лет в 1995г. В последние годы этот разрыв не сократился, намного превышая "естественное" различие в ОПЖ женщин и мужчин (5 лет), учитываемое ПРООН при расчетах индекса ОПЖ.

Сверх- смертность мужчин в молодом возрасте приводит к тому, что их численность уже с 26-летнего возраста становится меньше численности женщин, что приводит к тому, что к моменту вступления в брак ощущается недостаток мужчин.

В результате значительная часть населения в возрасте после 30 лет все еще не находится  в браке. Так, по данным Переписи населения 1999 года среди населения в возрасте 30-34 года 14,1% никогда не состояли в браке.

Сверх- смертность мужчин приводит к тому, что из числа 30-летних мужчин не доживает до 50 лет почти каждый пятый.

В результате растет число вдов и детей, оставшихся без  отца. В свою очередь это приводит к недостатку доходов в семье и сокращающимся возможностям в области получения образования, что увеличивает риск оказаться безработным. В конечном итоге сокращаются возможности развития человеческого потенциала супруги и детей и в других сферах - здоровье, жилищных условиях и т.д.

Серьезное влияние  на уровень смертности и сокращение ожидаемой продолжительности жизни  оказывают неблагоприятная экологическая  обстановка, дефицит питьевой воды и ее качество (почти четверть населения  Казахстана сталкивается с этой проблемой), несбалансированное и недостаточное питание, несоблюдение санитарно - гигиенических норм, ограниченный доступ к своевременному и полноценному медицинскому лечению. В сравнении с теми же 1990-ми годами экономика страны потеряла почти 100 тысяч трудоспособного населения, что уже весьма болезненно ощущается на рынке трудовых ресурсов.

Для того чтобы достичь  численности казахстанского общества в 18,18 млн. человек к 2024г., определенной в качестве установочного параметра  в Концепции перехода Казахстана к устойчивому развитию на 2007-2024гг., утвержденной указом Президента РК от 14 ноября 2006г. №216, Правительству следует принять определенные меры.

В частности, необходимо заметно сократить смертность населения, продолжить стимулирование рождаемости через проведение соответствующей государственной политики в области демографии, отладить и существенно поддержать систему здравоохранения, принять меры по охране здоровья матери и ребенка.

Миграция. В современных  условиях миграционные процессы получили новый импульс развития в международном аспекте (формирование мирового рынка рабочей силы) и выступают важнейшей стороной мировой экономики.

Под влиянием миграционных процессов изменяется количественный и качественный состав экономически активной части населения, который в свою очередь оказывает воздействие на экономический рост республики.

Таблица 9 - Международная  миграция населения (человек)

 
Годы Всего Страны СНГ Страны вне СН  
  иммигранты эмигранты иммигранты эмигранты иммигранты эмигранты  
1999 41320 164947 39461 120240 1859 44707  
2000 47442 155749 43460 116707 3982 39042  
2001 53548 141710 49932 101009 3616 40701  
2002 58211 120223 54206 85317 4005 34906  
2003 65584 73890 60781 49260 4803 24630  
2004 68319 65530 61831 46929 6488 18601  
2005 74807 52139 65829 40698 8978 11441  
2006 66731 33690 56635 30271 10096 3419  
2007 53397 42435 42613 39767 10784 2668  
2008 47657 45238 31463 42862 16194 2376  
               

Результаты многочисленных исследований показали, что доминирующим мотивом миграции являются экономические причины, поиск работы и высокие заработки.

Миграционная убыль  населения республики в 1994г. была самой  высокой и превысила 400 тыс. человек, коэффициент миграционного сальдо (в расчете на 1000 жителей) составил минус 25 человек. С 1995г. (за исключением 1997г.) в Казахстане начались позитивные сдвиги, наблюдается тенденция снижения числа мигрантов, выезжающих за пределы страны, и, как следствие, сокращение отрицательного сальдо миграции населения, которое к концу столетия составило минус 6 человек в расчете на 1000 человек.

В 2004 г. впервые после 36-летнего периода, в Казахстане было зафиксировано положительное  сальдо внешней миграции, составившее 2,8 тыс. человек. В 2005 и 2006гг. также наблюдалось  положительное сальдо внешней миграции населения, составившее соответственно 22,7 и 33,0 тыс. человек. В последующем оно начало постепенно снижаться, составив в 2007-2008гг. соответственно 11,0 и 2,4 тыс. человек.

Основные миграционные потоки сформировались между Казахстаном  и Россией, Украиной и странами Центральной Азии в рамках СНГ и Германией среди стран вне СНГ. Со странами СНГ, кроме Российской Федерации, Беларуси и Украины, сохраняется положительное сальдо миграции населения. Из стран вне СНГ положительное сальдо миграции населения наблюдается с Китаем, Монголией, Турцией, Ираном, а отрицательное - с Германией, Канадой, США, Израилем.

За 1991-2008 гг. по международной  миграции в республику прибыло 1294,5 тыс. иммигрантов и выбыло 3331,1 тыс. эмигрантов. Отрицательное сальдо миграции населения за этот период составило 2036,6 тыс. человек.

На фоне политической и экономической нестабильности в других странах казахстанцы  за последнее десятилетие реально  оценили плюсы стабильной ситуации в стране и у многих из них изменились миграционные настроения в пользу Казахстана.

3. Пути стабилизации  и улучшения социально-демографической  ситуации в РК

Устойчивость экономического развития и улучшение благосостояния граждан за последние годы способствовали стабилизации демографической и  миграционной ситуации в стране.

Проводится целенаправленная работа по совершенствованию законодательства по вопросам защиты прав и интересов  семьи, женщин и детей. Реализуется  Национальный план действий по улучшению  положения женщин в Республике Казахстан. С 2003 года начата выплата единовременного денежного пособия на рождение ребенка.

В то же время младенческая и материнская смертность, хотя и  имеют в последнее время тенденцию  к снижению, остается достаточно высокими.

Сохраняются проблемы незаконной миграции и трафика людей.

Для выработки государственной  политики, направленной на стабилизацию и улучшение демографической  и миграционной ситуации в стране, разработана Программа демографической  и миграционной политики Республики Казахстан до 2010 года.

Дальнейшее совершенствование системы социальной защиты населения, обеспечивающей поддержку социально-уязвимых групп населения, улучшение уровня жизни граждан.

В 2009-2011 годах будут  разработаны и поэтапно внедрены нормативы социального обеспечения  и социального обслуживания.

Правительство обеспечит реализацию Программы по снижению бедности в Республике Казахстан на 2009-2011 годы, предусматривающую комплексный подход к решению данной проблемы путем содействия занятости граждан, улучшения доступности среднего общего образования и услуг здравоохранения, повышения адресности социальной помощи и реализации других мер. В предстоящий период будет продолжено совершенствование пенсионной системы, состоящей из солидарной пенсии, пенсии из накопительных пенсионных фондов за счет обязательных и добровольных отчислений. В 2009-19 годах будет совершенствоваться нормативная база по социальной защите инвалидов, создан банк данных по инвалидам. Получат дальнейшее развитие медико-социальная экспертиза и отечественная индустрия по производству протезно-ортопедических изделий.

В 2005 году был создан Государственный фонд социального  страхования. Внедрение социального  страхования с 2005 года привело к  созданию трехуровневой системы  социальной защиты населения, включающей в себя минимальные государственные гарантии, обязательное и добровольное страхование.

Наряду с этим развиваются  дополнительные формы оказания социальной помощи отдельным категориям населения.

Так в целях преодоления  бедности и создания необходимых  условий для улучшения социально-демографической ситуации предусматривается создание целостной системы защиты детей, включая введение пособий по уходу за ребенком до одного года, а в перспективе - выплату детских пособий в зависимости от доходов семьи.

В 2003 году принята  Концепция гендерной политики, определяющая основные принципы, приоритеты и задачи гендерной политики в Казахстане.

В целях сокращения материнской и младенческой смертности необходимо принять комплекс мер  по материальной поддержке материнства  и детства.

В целях сохранения репродуктивного здоровья женщин должны быть приняты меры по улучшению питания беременных и кормящих женщин.

Особое внимание необходимо уделить формированию общественного  мнения в поддержку института  семьи, принципов ее планирования, охраны здоровья.

Правительство продолжит работу по защите прав и интересов оралманов путем установления обоснованной квоты их переселения.

Будут разработаны  модель рационального расселения жителей  сельских территорий и меры по стимулированию внутренней миграции из неперспективных  регионов на развивающиеся территории, в районные центры и малые города.

Продолжится работа по дальнейшему преобразованию традиционных многоместных детских домов для  детей-сирот в детские дома семейного  типа.

Приоритетными направлениями  социально-экономического развития на ближайшие годы определены:

- сокращение различий  в уровне социально- экономического  развития регионов страны, снижение  бедности и безработицы;

- обеспечение Государственной  гропродовольственной программы  и качественное улучшение условий  жизни в ауле (на селе);

- реализация Стратегии  индустриально- инновационного развития  страны;

- стабилизация качества  окружающей среды;

- создание современной  и эффективной системы развития  науки, образования, культуры  и профессиональной квалификации  населения;

- развитие малого и среднего предпринимательства;

- развитие производственной  и социальной инфраструктуры;

- дальнейшее совершенствование  пенсионного и социального обеспечения  населения;

- повышение заработной  платы государственных служащих  и работников бюджетных организаций.

Новая Концепция миграционной политики Республики Казахстан нацелена на совершенствование существующих и развитие качественно новых  направлений управления миграционными  процессами в Республике Казахстан, на проведение селективной (избирательной) политики в области привлечения иммигрантов с высоким образовательным, инновационным, финансовым, инвестиционным потенциалом.

Она отражает дополнительные импульсы и возможности социально-экономического развития страны, повышения ее конкурентоспособности, сохранения и укрепления ее национальной идентичности и безопасности за счет регулирования миграционных процессов.

Информация о работе Демографические и социальные последствия экономических реформ