Демографические и социальные последствия экономических реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Эволюция процесса макроэкономических реформ в Республике Казахстан и их влияние на социально-демографическую ситуацию. Динамика доходов и уровня жизни населения, сущность и модели структурных экономических преобразований и их демографические последствия.

Содержание

Введение
1. Эволюция процесса макроэкономических реформ в Республике Казахстан и их влияние на социально-демографическую ситуацию
1.1 Сущность и модели структурных экономических реформ в РК
1.2 Завершающий этап экономических реформ в РК, начало экономического роста
1.3 Влияние экономических реформ на социальную и демографическую ситуацию в РК
2. Анализ социальных и демографических последствий экономических реформ в Республике Казахстан
2.1 Динамика доходов и уровня жизни населения
2.2 Демографические последствия экономических реформ
2.3 Демографическая и социальная ситуация в РК на современном этапе
3. Пути стабилизации и улучшения социально-демографической ситуации в РК
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

Высокий уровень жизни  можно считать одним из главнейших факторов хорошего здоровья, поскольку  только здоровое население готово к  интенсивному труду, учебе и достижению материального благополучия. Период с 1990 по 1995 годы характеризуется перемещением Казахстана с 54 на 93 место по индексу человеческого развития (ИЧР). В дальнейшем показатели человеческого развития медленно восстанавливаются, и к 2002 году республика перемещается на 78 место6..

Таблица 1 - Индекс человеческого развития (ИЧР) Казахстана в 1990-2003 годах

 
  1990 1995 2003 1995-1990 2003-1995  
Средняя ожидаемая  продолжительность жизни (СОПЖ), лет 68,1 63,5 65,8 -4,6 +2,3  
ВВП на душу населения, долл. США по ППС 6283 4508 6527 -1776 +2019  
Индекс СОПЖ 0,718 0,642 0,681 -0,077 +0,039  
Индекс дохода 0,691 0,636 0,697 -0,055 +0,062  
ИЧР 0,776 0,726 0,772 -0,050 +0,045  
             

В Казахстане продолжительность  жизни от рождения за 2008 год в  среднем по республике находится  на уровне 66,2 лет, при этом 60,6 лет - у мужчин и 72 года - у женщин7. Для сопоставления, ожидаемая продолжительность жизни в мировой практике: США, Великобритания - 75 лет, Швеция - 78 лет, Япония - 79 лет.

2. Анализ социальных  и демографических последствий  экономических реформ в Республике Казахстан

2.1 Динамика доходов  и уровня жизни населения

Рыночная экономика  может успешно развиваться только в условиях наличия спроса на товары и услуги, определяющего размеры  производства. Это связано с тем, что поступающие на рынок товары и услуги должны быть реализованы. Поэтому в новых условиях рост уровня жизни населения - это не только результат, но и фактор поступательного развития экономики.

Более того, при всей значимости удовлетворения потребностей населения в материальных благах и услугах, это не является самоцелью. Повышение уровня жизни людей необходимо не только с точки зрения развития производства, но, главным образом, с позиций всестороннего развития личности. Надо создавать такую систему человеческих отношений, в которой отдельный человек мог бы плодотворно и эффективно трудиться, что возможно только тогда, когда у него есть вера в будущее, созданы благоприятные условия для труда и быта, для отдыха и досуга, когда имеются возможности для удовлетворения других физических, духовных и социальных потребностей.

В современных условиях все больше говорят не только об уровне, но и о качестве жизни, что  не всегда находится в линейной зависимости. В Казахстане, как и в других странах СНГ, при характеристике качества жизни необходимо принимать во внимание экологическую ситуацию, оказывающую все большее влияние не только на условия жизни населения, но также и на саму жизнь, ее продолжительность, здоровье населения и его потомство.

К сожалению, в отечественной  практике проблемам уровня и качества жизни и их статистической характеристике уделялось недостаточно внимания. Долгое время жизненный уровень людей рассматривался поверхностно и формально, преимущественно на основе доходов и их покупательской способности, хотя ряд исследований отечественных и зарубежных авторов остро ставили социальные вопросы, акцентировали внимание на влиянии человеческого фактора на эффективность производства. В новых условиях главным аргументом мотивации к труду является получение прибыли, а не совершенствование самого человека, уровня и качества жизни.

Одним из важнейших  индикаторов результатов экономического развития является уровень и качество жизни населения.

Отечественные и зарубежные исследования не выработали единой универсальной  методологии оценки уровня и качества жизни, по которому можно было бы объективно оценивать жизненный уровень населения отдельных стран, каждой отдельной семьи.

Проблема заключается  в том, что в теоретической  и практической литературе имеются  различные подходы в раскрытии  данного вопроса, которые формируются в зависимости от экономических, политических, природных, социальных и других особенностей государства.

Требуют уточнения  понятия стоимости и качества жизни, их связь с понятием уровня и их отличия, методология определения  барьера бедности, и дифференциации доходов населения, влияния инфляции на уровень и качество жизни и другие вопросы, а также содержание соответствующей \ системы показателей.

Переход к международной  методологии статистики, основанной на национальном счетоводстве, значительно расширяют возможности экономического анализа уровня жизни.

Рисунок 1 - Динамика денежных доходов населения

Актуальность решения  проблемы определяется остротой ситуации: в Казахстане и в во всех бывших социалистических странах уровень  жизни населения в последние годы падал, наблюдалась устойчивая тенденция углубления дифференциации доходов населения, доходящая до крайней поляризации различных социальных групп.

Основные черты  изменений уровня жизни Казахстана - снижение уровня и качества жизни при резком расслоении общества по доходам. Большая часть населения Казахстана, как и других стран СНГ, в период экономических реформ жила за чертой бедности, и сама та "черта" постоянно опускалась. Определение ее размера, соответствующего интересам выживания населения - методологическая проблема.

Доходы населения. За 2001-2009 гг. среднемесячные доходы населения  Казахстана в среднем возросли более  чем в 2 раза (с 118 до 256 долларов США). Несмотря на то, что это усреднённое  значение дохода по стране, можно утверждать, что разрыв между доходами 20 процентов самых богатых и 20 процентов самых бедных в Казахстане из года в год снижается. Индекс Джини, который отражает этот разрыв, за 2001-2009 гг. уменьшился с 0,322 до 0,290. Согласно методике расчёта этого показателя, значение "0" будет означать совершенное равенство доходов у всех групп населения.

Доля населения, имеющего доход ниже прожиточного минимума, сократилась за 2001-2009 гг. с 28,4 процента до 9,8. Тем не менее следует согласиться  с тем, что почти 10 процентов населения, живущего в нищете, - это потенциальный источник нестабильности в обществе.

Конечно же, имеет  место региональная дифференциация доходов населения, о чем можно  судить, к примеру, исходя из количества приобретаемых населением автомобилей. В то время как в среднем по республике на каждые 1000 жителей приходится более 102 автомобиля, на Алматы приходится почти 200 машин, на Астану и Мангистаускую область - 150, а на Кызылординскую - 53.

Увеличилось количество выездов казахстанцев за рубеж. В 2002 г. этот показатель составил 2,3 млн. выездов с разными целями, в 2003 г. - 2,4 млн., 2004 г. - почти 4 млн. выездов, в 2009 - около 3 млн.

Нарастающими темпами  увеличиваются денежные накопления населения на депозитах в банках. На начало декабря 2008 года этот показатель составил 927,933 млрд. тенге.

В то время когда  реальная заработная плата работающих граждан растёт с каждым годом, реальный размер назначенных пенсий в 2004-2009 гг. снизился на 1,4 и 2,5 процента, которые  были съедены возросшими ценами и тарифами на потребительские товары и услуги.

Безработица. По итогам 2008 года можно констатировать, что  безработица в стране составила 7,8 процента.

Фиксируется высокий  уровень безработицы среди молодёжи. В составе безработных 24 процента находятся в возрасте от 15 до 24 лет. При этом в городе трудоустроиться шансов больше, чем на селе. По итогам 2005 года в городе 20,3 процента молодёжи в возрасте 15-24 лет не смогли найти работу, в селе - 30,9 процента. Основными причинами остаются недостаточный уровень образования, профессиональной подготовки и отсутствие производственного опыта. В немалой степени это связано с тем, что за годы перехода на рыночные отношения была разрушена система профессионально-технической подготовки по рабочим специальностям.

Жилье. Средняя обеспеченность населения жильём в Казахстане составляет 17,5 квадратных метра на человека. В 2001 году она равнялась 16,3 квадратных метра. Но условия жизни в селе и в городе существенно различаются.

В настоящее время  в селе проживает 42,9 процента населения, в городе - 57,1, при этом естественный прирост сельского населения растёт более быстрыми темпами, чем городского (соответственно, 9,02 и 7,31 человека на 1000 человек).

В селе только 17,1 процента жилья снабжается водопроводной  водой, в городах - 77,2. Но качество питьевой воды улучшается. Если в 2000 году 9 процентов проб водопроводной воды не соответствовали санитарно-химическим нормам и 4,1 - микробиологическим, то в 2004 году - 4,3 и 3 процента, соответственно. Но и здесь наблюдается дифференциация по регионам: самую плохую воду пьют жители в Кызылординской, Карагандинской, Северо-Казахстанской, Актюбинской и Акмолинской областей.

Централизованной  системой отопления обогревается лишь 2 процента жилого фонда на селе и 61,7 - в городе.

Значительно лучше обстоит дело с газоснабжением. Но при этом в городах только 68,3 процента жилого фонда подключены к канализации и 60,6 процента имеют ванны. Канализация есть и в селе: 5,9 процента жилого фонда. Ванны установлены в 2,5 процента сельского жилого фонда.

В последние годы качество жизни казахстанцев отражает позитивное влияние экономического роста.

В области пенсионного  обеспечения прослеживается рост размеров минимальной и средней пенсий. Завершилось дифференцированное повышение  пенсий в зависимости от трудового вклада пенсионеров.

Развивается накопительная  пенсионная система. Принимаются меры по ужесточению контроля и совершенствованию  взимания обязательных пенсионных взносов. Создан централизованный банк данных пенсионеров и ведется работа по созданию электронного архива пенсионных дел.

Социальная защита населения приобретает адресный характер. Разработана и внедрена автоматизированная система назначения адресной социальной помощи и создана  база данных по малообеспеченным семьям. Принята Программа по снижению бедности в Республике Казахстан на 2009-2011 годы.

Проводится целенаправленная работа по реабилитации и интеграции инвалидов в общество.

Подготовлена законодательная  база для внедрения с 2009 года системы  социального страхования при  наступлении случаев утраты трудоспособности, потери кормильца и потери работы.

Тем не менее проблемы низкого уровня жизни части населения, существующей диспропорции в размерах социальных выплат и заработной платы  требуют решения в ближайшие  годы.

2.2 Демографические последствия экономических реформ

Суверенитет Казахстана привел к тотальной трансформации  этнодемографической ситуации в  стране.

Широкомасштабные  миграционные процессы из Казахстана в Россию и другие страны впервые  за последние полтора столетия способствовали значительному уменьшению общей численности населения - с 16 464 464 чел. (по переписи 1989 г.) до 14 953 126 чел. (по переписи 1999 г.), т.е. на более чем 9,1 %.

Особенно значительным стало уменьшение численности немецкого  и славянского населения Казахстана.

Рисунок 2 - Компоненты изменения численности населения  Казахстана в 1991-2004 гг.

Численность немцев в  результате массового выезда в Германию (по инициативе и при помощи германского  правительства) уменьшилась с 957 518 чел. до 353 441 чел. (убыль составила 63,1%). Численность русского населения снизилась с 6 227 549 чел. до 4 479 618 чел. (на 28,6 %), украинцев - с 896 240 чел. до 547 052 чел. (на 38,9 %), татар - с 327 982 чел. до 248 952 (на 24,1 %), белорусов - с 182 601 чел. до 111 926 чел. (на 38,7 %), корейцев - с 103 315 чел. до 99 657 чел. (на 3,5 %), азербайджанцев - с 90 083 чел. до 78 295 чел. (на 13,1 %), поляков - с 59 956 чел до 47 297 чел. (на 21,1 %) и т.д. (Рисунок 2).

Снизилась также численность  чечен, башкир, молдаван, ингушей, мордвы, армян, греков, киргизов, болгар, лезгин, туркменов и абсолютного большинства  других народов Казахстана.

Необходимо отметить, что за годы суверенитета численность абсолютного большинства народов Казахстана значительно сократилась. За период с 1989 по 1999 гг. незначительно выросла численность лишь казахов с 6 534 616 чел. до 7 985 039 чел. (на 22,1 %), узбеков - с 332 017 чел. до 370 663 чел. (на 11,6 %), уйгуров - с 185 301 чел. до 210 339 чел. (на 13,5 %), дунган - с 30 165 чел. до 36 945 чел. (на 22,4 %) и курдов - с 25 425 чел. до 32 764 чел. (на 28,8 %).

Информация о работе Демографические и социальные последствия экономических реформ