Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 21:39, курсовая работа
Согласно теории, под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций, который есть у каждого человека и который каждый может использовать как в потребительских, так и в производственных целях. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем.
На данный момент одним из наиболее значимых участников процесса формирования человеческого капитала является государство, которое оказывает непосредственное воздействие на этот процесс путѐм разработки и реализации государственной социально-экономической политики, направленной на приоритет финансирования здравоохранения, образования и культуры, обеспечение граждан жилищными условиями.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ 7
1.1 Понятие человеческого капитала 7
1.2 Теория человеческого капитала по Т. Шульцу и Г. Беккеру 10
Глава 2. 15
2.1 Введение 15
2.2 Россия вчера, сегодня и завтра 16
2.2.1 Научный сектор 17
2.2.2. Образование 17
2.2.3 Здравоохранение 18
2.2.4 Культура и искусство 19
2.2.5. Обобщения 19
Глава 3. ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ 21
3.1 Трудовые ресурсы США: основные характеристики 22
3.2 Экономические последствия квалифицированной иммиграции и проблемы иммигрантов в США 25
3.3 Формирование человеческого капитала США и развитие американского образования. 27
3.4 Система здравоохранения в Соединенных Штатах Америки: страхование нации 29
3.5 Природные ресурсы и национальное богатство США 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Состав рабочей силы, как и всего населения Соединенных Штатов, становится все более многонациональным и многорасовым: в 2011 г. около 70% были белыми, более 10% - афроамериканцами, около 16% - испаноязычными, чуть более 3% - выходцами из Азии, около 1% - коренными жителями Америки (индейцы, алеуты, эскимосы).
По оценкам, это соотношение существенно изменится к 2050 г. Доля белых снизится до 52,8%, испаноязычных возрастет до 24,5%, афроамериканцев - до 13,6%, американцев азиатского происхождения - до 8,2%. Такого рода сдвиги связаны прежде всего с сокращением рождаемости среди белого населения, а также с масштабами иммиграции в США из стран Латинской Америки и Азии. В результате, квалифицированные иммигранты способствуют росту производительности труда и если в настоящее время представители национальных меньшинств составляют примерно 25% рабочей силы страны, то к середине XXI в. эта цифра возрастет почти до 50%.
Уровень безработицы
в среднем по стране
Серьезной проблемой остается неравенство в уровне образования и возможностях его получения среди различных этнических групп. Иммигранты, которые получили образование за пределами США часто сталкиваются с трудностями поиска работы в своей области, специализации в первые несколько лет после приезда. Многие не знакомы с процессом поиска работы в Соединенных Штатах, в том числе с методами интервью и подготовкой резюме в американском стиле. К началу XXI в. наибольший процент закончивших среднюю школу был среди американцев азиатского происхождения - более 90%. Среднюю школу заканчивает примерно одинаковое количество белых и темнокожих американцев - 88% и 86% соответственно. Среди испаноязычного населения процент завершивших среднее образование существенно ниже - 62 %, что в немалой степени связано с большой долей иммигрантов из Латинской Америки, многие из которых не окончили школу.
Иммиграция является предметом ожесточенных дискуссий в Соединенных Штатах, где почти треть из 38 миллионов иммигрантов Америки являются незаконными. Приток новых иммигрантов в любой стране имеет влияние на ее экономику. В период экономического кризиса при рекордном числе безработных наличие иммигрантов является объектом критики. Иммигранты оказывают большое воздействие на американскую экономику.
Один из ключевых приоритетов политики Соединенных Штатов, направленной на создание ”экономики знаний”, - всемерное развитие образования, прежде всего научно-технического, формирование конкурентоспособного человеческого капитала.
Следует отметить, что из
государственных источников (федерального,
штатных и местных бюджетов) финансируется
абсолютное большинство (4/5) всех учреждений
сферы образования (от учреждений дошкольного
образования до вузов). В 2012 г. эти
расходы составили 764,1 млрд. долл., или
более 81% от общей суммы; лишь 20% всех
учреждений образования поддерживается
частным капиталом (корпорациями, частными
фондами, отдельными лицами; их расходы
составили в том же году более
164 млрд. долл., или около 19% совокупных
расходов). Такое соотношение отражает
важнейшую особенность
Помимо финансового
Одно из центральных и наиболее важных звеньев американской системы образования - высшие учебные заведения. В 2012 г. из 4,3 тыс. учреждений высшего образования 1,45 тыс. являлись государственными и 2,85 тыс. - частными. Среди них особую роль играют так называемые исследовательские университеты (к началу ХХI в. их насчитывалось 235), которые представляют собой ядро американской системы высшего образования, являясь основными центрами фундаментальной науки, подготовки специалистов и научных кадров высшей квалификации. Именно эти университеты, в которых обучается примерно 2,8 млн. студентов (19% от их общего числа), получают значительную часть государственной поддержки на проведение фундаментальных исследований, в них присуждается наибольшее число докторских степеней. Это, как правило, чрезвычайно престижные вузы, занимающие ведущие позиции в рейтингах университетов не только Соединенных Штатов, но и мира (Принстонский, Гарвардский, Йельский, Стэнфордский, Колумбийский, Пенсильванский, Корнельский университеты, Массачусетский и Калифорнийский политехнический институты и др.).
Для многих категорий американцев
серьезной проблемой является доступ
к высшему образованию (из-за его
высокой стоимости). Средние годовые
расходы студента, обучающегося в
частном четырехгодичном
Американская средняя школа по ряду параметров отличается от многих зарубежных систем среднего образования, в том числе и российской. Так, применительно к США вряд ли вообще можно говорить о некой ”системе” среднего образования: программы, требования и методы обучения в различных регионах и школах страны существенно отличаются. Отсутствуют единые образовательные программы и стандарты, нет общих источников финансирования. Традиционно на местном уровне (причем не чиновниками, а общественными организациями родителей и учителей, а также школьными советами) принимаются основные решения о том, чему и как учить детей.
Если к достоинствам такой системы относятся ее многообразие, учет местных особенностей и потребностей, то к недостаткам - отсутствие единых образовательных стандартов, часто поверхностные знания, особенно в естественных и точных дисциплинах. Недостатки среднего образования, прежде всего получаемого в бесплатных государственных школах (а их более 80% общего количества школ в стране), вынуждены исправлять вузы, уделяя большое внимание на первых курсах усвоению студентами базовой школьной программы.
Главное направление школьной
реформы в начале наступившего века
- улучшение качества образования, совершенствование
подготовки педагогических кадров, изменение
содержания образования в сторону
расширения академической части
и сокращения узкопрофильной подготовки,
повышение технической
Соединенные Штаты Америки – обладатели самой дорогой системы здравоохранения в мире. США тратит на систему охраны здоровья больше, чем любая другая страна, – как в абсолютных цифрах, так и в соотношении с валовым внутренним продуктом (ВВП) на душу населения. Так, только в 2011 г. США потратили на охрану здоровья $2,26 трл, что составляет $7439 на одного человека. Согласно последним оценкам в США на медицинскую помощь расходуется около 16% ВВП. Ожидается, что доля ВВП, выделяемого на здравоохранение в США, будет увеличиваться и к 2017 г. составит 19,5%. Однако в течение последних 30 лет увеличение расходов на эту отрасль происходит преимущественно за счет правительственных программ, что может серьезно подорвать финансовую стабильность страны.
Согласно данным Института
медицины Национальной академии наук
США, Соединенные Штаты –
В 2006 г. в США медицинской
страховки не имело 16% населения,
а это 47 млн человек! Это
обусловлено высокой
Офис статистики центра программ Medicare и Medicaid опубликовал анализ общих расходов на здравоохранение в США, включающий не только исторические данные, но и прогнозируемые расходы. Отмечено, что в 2012 г. было потрачено $2,9 трл, или 16.2% от ВВП. Эти цифры по сравнению с 2007 г. выросли на 3,7%. Прогнозируемое увеличение затрат за период с 2007 по 2017 год составит около 6,7% и достигнет 19,5 % ВВП.
Недавние исследования показали, что в период 1999-2009 гг. снижение уровня смертности, которая могла бы быть предупреждена, в США происходило значительно медленнее, чем в других 18 индустриальных странах. С другой стороны, результаты проведенного в 2013 г. ежегодного Национального опроса состояния здоровья, осуществленного Центром контроля заболеваний Национального центра статистики в области здравоохранения, показал, что приблизительно 66% респондентов считают, что их здоровье «отличное» или «очень хорошее».
По данным Всемирного банка, к концу XX в. общее совокупное национальное богатство США (в расширенной его трактовке, включая природные ресурсы) оценивалось в $401 тыс. на душу населения. Из этой суммы 77 % приходилось на человеческий капитал, 19 % составляла накопленная стоимость социальной и производственной инфраструктуры и лишь 4 % из этой суммы (примерно $16,5 тыс. на каждого жителя страны) соответствовало удельной стоимости природного ресурсного потенциала. Его внутренняя стоимостная структура была следующей: пастбища и пустоши — 31 %, сельскохозяйственные угодья — 37 %, лесные ресурсы — 2 %, заповедные земли и национальные парки — 14%, подземные минеральные ресурсы — 16%.
Приведенные данные показывают,
что наиболее ценным компонентом
в экономической системе США
является высококвалифицированный
труд, а стоимость первичного минерального
сырья в отличие от многих развивающихся
стран составляет относительно небольшую
часть национального богатства.
Высокий уровень национального
дохода в США достигается благодаря
высокой производительности труда,
что в свою очередь предполагает
интенсивное использование разнообразных
технических средств. Вместе с тем значение
природно-ресурсного потенциала для экономики
США трудно переоценить. В частности, исключительно
важна роль топливно-энергетических ресурсов,
которые приводят в действие промышленное
оборудование, а также необходимы для
обеспечения высокой транспортной мобильности
населения, товаров и услуг. Экономические
процессы, характерные для урбанизированного
и индустриально развитого американского
общества с высоким уровнем благосостояния
населения и постоянно растущим объемом
личного материального потребления, ведут
к формированию повышенного спроса на
сырье и энергию.
Человеческий капитал
– это форма выражения
Человеческий капитал представляет собой такой запас навыков знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного производства, содействует росту производительности труда и эффективности производства.
Формирование и развитие человеческого капитала требует от самого человека и от всего общества существенных затрат, которые способны обеспечить значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект.
Человеческий капитал
в современной экономической
системе становится главным