Человеческий капитал западный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Согласно теории, под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций, который есть у каждого человека и который каждый может использовать как в потребительских, так и в производственных целях. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем.
На данный момент одним из наиболее значимых участников процесса формирования человеческого капитала является государство, которое оказывает непосредственное воздействие на этот процесс путѐм разработки и реализации государственной социально-экономической политики, направленной на приоритет финансирования здравоохранения, образования и культуры, обеспечение граждан жилищными условиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ 7
1.1 Понятие человеческого капитала 7
1.2 Теория человеческого капитала по Т. Шульцу и Г. Беккеру 10
Глава 2. 15
2.1 Введение 15
2.2 Россия вчера, сегодня и завтра 16
2.2.1 Научный сектор 17
2.2.2. Образование 17
2.2.3 Здравоохранение 18
2.2.4 Культура и искусство 19
2.2.5. Обобщения 19
Глава 3. ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ 21
3.1 Трудовые ресурсы США: основные характеристики 22
3.2 Экономические последствия квалифицированной иммиграции и проблемы иммигрантов в США 25
3.3 Формирование человеческого капитала США и развитие американского образования. 27
3.4 Система здравоохранения в Соединенных Штатах Америки: страхование нации 29
3.5 Природные ресурсы и национальное богатство США 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

THIS_IS_KURSACH_39.docx

— 137.99 Кб (Скачать)

Обе ситуации являются яркими примерами нерационального распределения  и использования человеческого  капитала страны.

Другими причинами снижения качества высшего образования и  всей системы образования, а с ней и науки являются продолжающийся общий кризис, снижение гос. финансирования образования, снижения качества гос. институтов управления страной и в целом качества государства, высокая коррупция и преступность, наркоманизация и алкоголизация молодежи, а с ними повышение ее смертности

Тем не менее, в настоящее  время в вузы поступают почти  все выпускники — по разным оценкам 75-90%

В 2012-ом году объемы государственных  инвестиций в развитие системы образования  Российской Федерации составили  чуть менее 385 млрд рублей.

Государственная программа  Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2015 годы предполагает следующее  распределение инвестиций: в 2013-ом году они должны составить более 447, 5 млрд рублей; в 2014-ом  –  чуть меньше 400 млрд рублей; в 2015-ом – более 430,5 млрд рублей.

2.2.3 Здравоохранение

Повышая качества бесплатной медицины в стране, государство также  подталкивает человеческий капитал к развитию. Как известно, чем выше уровень жизни и здоровья населения, чем крепче их уверенность в системе здравоохранения в частности и собственной безопасности в принципе, тем быстрее и эффективнее прогрессирует национальный человеческий капитал.  Несмотря на свою нетипичность, с экономической точки зрения человеческий капитал является точно таким же капиталом, как станок или любое другое оборудование – принципиальное отличие лишь в том, что станок можно купить. В остальном все остается неизменным: человеческий капитал точно так же, как и обычный, привычный нам, имеет ограниченный срок службы и требует некоторых амортизационных отчислений с целью восстановления эффективности. Можно сказать, что государство, вкладывая деньги в систему здравоохранения, делает срок службы капитала длиннее, а эффективность – выше.

 В 2013-ом году планируется  вливание около 413 млрд рублей  в систему здравоохранения. В  2012-ом году сумма была меньше  и составляла примерно    279 млрд рублей. К сожалению, в  2014-ом году эта цифра сократится  до                 373 млрд рублей, а в 2015-ом –  и вовсе до 277 млрд рублей, то  есть примерно на треть меньше, чем в 2013-ом.

2.2.4 Культура и искусство

Пересчитывая богатство  денежное, нельзя забывать о богатстве  духовном.  Только в морально здоровом и развитом социуме может идти речь о хорошем уровне развития человеческого  капитала.

Без развития духовного сложно себе представить развитие интеллектуальное – соответственно, человеческий капитал, страдающих от отсутствия этих очень важных качеств, будет неэффективным помощником в продвижении страны по пути социально – экономического развития.

В 2013-ом году на поднятие культурного  уровня граждан государство собирается выделить 97,4 млрд рублей. В 2014-ом эта цифра снизится до 95, 7 млрд рублей но к 2015-ому году снова поднимется до почти 100 млрд рублей.

2.2.5. Обобщения

Существует еще очень  много статей бюджета, оказывающих  прямое влияние на развитие человеческого капитала, например: охрана окружающей среды (в 2012-ом году государством выделено 650 млн рублей, в ближайшем будущем  эту цифру планируют увеличить), охрана населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (чуть меньше 875 млн. рублей), социальная политика (более 44 млрд рублей ) и другие. Обобщая, можно сказать – практически все, что так или иначе затрагивает общество, влияет на развитие человеческого капитала. 
Общая стоимость национального человеческого капитала в России по оценкам различных экспертов колеблется между 600 млрд рублей и 900 млрд рублей и представляет собой 50% национального богатства и 8 % мирового итога стоимости человеческого капитала, то есть, довольно значимую его часть.

В настоящее время человеческий капитал в качестве фактора развития фигурирует во всех федеральных и региональных стратегиях развития. Но именно фигурирует. Отношение к нему разработчиков этих стратегий оказалось слишком формальным: отсутствуют какие-либо количественные оценки, зачастую речь сводится лишь к инвестициям в образование и здравоохранение. Опускается ведущая роль человеческого капитала в процессах развития экономики, общества, семьи, личности.

Будущее России зависит от образования и здоровья людей, от их стремления к совершенствованию и использованию своих навыков и талантов, от мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи ,которую приносит труд каждого человека.  Это – насущная необходимость развития страны.   

Глава 3. ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

 

Экономика США находится  в состоянии не полностью восстановившийся после рецессии 2008 года. В США  на фоне кризиса 2008 года наблюдается  постоянный дефицит рабочих мест, а также  недостаточное количество высококачественных рабочих мест. На фоне восстановления экономики в США необходима стратегия, которая приведет к повышению уровня жизни в долгосрочной перспективе и созданию новых рабочих мест в краткосрочной перспективе.

 

Добиться экономического роста можно одним из двух способов:

- расширение доступности  ресурсов (земля, труд, капитал);

- повышение производительности  труда.

 

США нуждается в стратегическом подходе к управлению «человеческим  капиталом» для планирования, набора и сохранения разнообразной, качественной рабочей силы с навыками и атрибуты, необходимыми для достижения экономических результатов.

Увеличение «человеческого капитала», образования и профессиональной подготовки, является одним из важнейших  путей к повышению производительности труда и экономического роста.

Американская рабочая  сила является наиболее возобновляемым природным ресурсом страны, и американские рабочие имеют навыки, необходимые  для раскрытия своего экономического потенциала. Тревожной особенностью на сегодняшний день является несоответствие между набором навыков американцев  и требованиями рынка труда. Разрыв между ними лежит в основе кризиса  рабочих мест.

За два столетия американские рабочие зарекомендовали себя как  наиболее способные на адаптацию  к изменяющимся экономическим условиям и внедрению новых технологий, которые приходят на поток, слой общества.

Неудивительно, что заработки  работников, обладающих значительным человеческим капиталом, в среднем выше, чем заработная плата трудящихся, имеющих меньший человеческий капитал.

Под воздействием «человеческого капитала» меняется и экономика  США, она претерпевает изменения  от сельскохозяйственной страны в XVIII веке в индустриальную державу в XIX, XX веках, и включает в себя сегодня  передовые технологии. В связи  с тем, что современные технологии проникают в экономическую жизнь США, то роль «человеческого капитала» американской экономики неуклонно растет. А это требует внедрение инноваций, т.е. изменение мышления.

Экономике США требуется  большое количество «человеческого капитала», необходимого для разработки, внедрения и управления новыми технологиями, которые приведут в движение экономику  страны. Американская экономика развивается  на технологиях, которые опираются  на умственные возможности «человеческого капитала».

3.1 Трудовые ресурсы  США: основные характеристики

К началу XXI в. в США сформировалась мобильная и хорошо подготовленная рабочая сила, уровень производительности труда которой, самый высокий в мире. Численность экономически активного населения в США на 2011 г. составила 152,4 млн. человек, из них - 145,6 млн. трудились. Динамика показателей занятости свидетельствует о весьма высоких темпах ее роста в 90-х годах. За это десятилетие в стране создано более 21 млн. рабочих мест. Самый низкий уровень безработицы за последние 25 лет - 3,9% (5,5 млн. человек) - отмечен в апреле 2000 г. В 2009 г. в результате циклического спада ее уровень возрос до 6,2%, но к 2010 г. вновь уменьшился до 4,5%.

Сельскохозяйственная рабочая  сила, численность которой к концу 90-х годов была  3,3 млн. в 2012 г. составила чуть  меньше  2 млн. человек. Занятость в материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство) снижалась (с 35 млн. в начале 70-х годов до 30 млн. в 2012 г.), исключение - строительство, где численность работающих возросла с 4,8 млн. в 1970 г. до 9,6 млн. человек в 2012 г.; уменьшилась занятость в обрабатывающей промышленности (с 19-20 млн. в 70-80-е годы до 16 млн. человек в 2012 г.).

Уровень занятости в материальном производстве за последние 30 лет сократился с 33,2% до 21,8%, что объясняется ростом численности работающих в сфере услуг (за период с 1970 г. по 2012 г. - с 47,3 млн. до 114 млн. человек).

Весьма заметны сдвиги и в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы. В 2009 г. доля ”белых воротничков” достигла почти 60%, доля лиц, занимающихся преимущественно  физическим трудом, к которым относятся  рабочие всех уровней квалификации и так называемых работников обслуживания, медленно, но неуклонно сокращается.

Согласно принятой классификации  к ряду работников умственного труда  относят специалистов с высшим образованием, администраторов и управляющих, административно-вспомогательный персонал. По прогнозам, особенно высокие темпы  роста занятости в ближайшие  годы ожидаются среди программистов, специалистов по программному обеспечению, использованию информационных баз  данных, компьютерным технологиям, системных  аналитиков, медиков.

Важная тенденция, заметно  меняющая облик рабочей силы в  США, - рост экономической активности женщин, достигшей к началу XXI в. 60% (для сравнения: в середине 60-х годов - 40%, в 1940 г. - 28%). В 2009 г. женщины составляли почти половину рабочей силы страны (около 71 млн.).

Среди основных причин повышения  трудовой активности американок - существенно возросшие возможности вовлечения женщин в общественное производство (прежде всего за счет бурного развития сферы услуг, в том числе на неполный рабочий день); ”машинизация” быта, освобождающая их от многих рутинных домашних обязанностей; повышение образовательного уровня (сегодня он не уступает соответствующему показателю у мужчин); наконец, в условиях растущей стоимости жизни доходы женщин стали важной составляющей семейных бюджетов. Тем не менее, представляется, что в дальнейшем степень их экономической активности вряд ли резко повысится: естественным ограничителем является рождение и воспитание детей.

Несмотря на общие позитивные характеристики, рынок труда США  сталкивается с серьезными проблемами и противоречиями.

Сохраняется и даже увеличивается  разрыв в оплате труда среди работников разного уровня квалификации. Хотя реальные доходы населения (после длительного застоя в 70-е и 80-е годы и первой половины 90-х) с 1996 г. начали устойчиво увеличиваться, темпы этого роста заметно разнятся среди различных групп рабочей силы, что усиливает неравенство в доходах. Более того, реальные доходы большинства низкоквалифицированных категорий уменьшается. Если в конце 70-х годов лица с высшим образованием зарабатывали в среднем на 38% больше тех, кто имел только среднее образование, то в конце 90-х годов этот разрыв увеличился до 71%. Средне недельный реальный заработок у не имеющих аттестата средней школы упал с 462 долл. в 1999 г. до 337 долл. в 2009. Лица с высшим образованием за этот же период увеличили свои реальные недельные заработки с 758 долл. до 821 долл. С конца 70-х годов разрыв в доходах высоко- и низкооплачиваемых работников в среднем возрос с 3,7 до 4,4 раз.

Уместно заметить, что несмотря на огромный прогресс, достигнутый  в преодолении расовой и других форм дискриминации на рынке труда и на рабочем месте, это явление тем не менее существует. Так, только в 1998 г. в Федеральную комиссию по равным возможностям в сфере занятости поступило 12,5 тыс. жалоб на дискриминацию по принципу расовой или этнической принадлежности, пола, религии, возраста или состояния здоровья, которые были рассмотрены и решены в пользу работников.

Еще одной проблемой, существенно  влияющей на американский рынок труда, является постоянное сокращение охвата профсоюзным движением американских рабочих и служащих. К 2011 г. в профсоюзах состояло около 15,4 млн. человек, или 13,5% работающих мужчин и 11,3% занятых женщин. Членство в профсоюзах сокращалось (в частном секторе экономики - с 35% 1950 г. до 8,5% в 2011 г.) прежде всего по мере уменьшения доли в общей занятости обрабатывающей промышленности, в отраслях которой действуют основные профессиональные объединения. В то же время в государственном секторе представительство в профсоюзах резко возросло: с 10% до 40,5%. Однако, поскольку баланс занятости в США - явно не в пользу госсектора, общее представительство трудящихся в профсоюзах заметно понизилось.

В результате, во-первых, нарушается некий сложившийся баланс отношений между трудом и капиталом в масштабах всей экономики. Во-вторых, отсутствие профсоюзов как инструмента защиты интересов работников нередко ведет к ухудшению социальной атмосферы на предприятиях. В-третьих, как показывают результаты многочисленных обследований, на предприятиях, не охваченных профсоюзами, уровень заработной платы в целом заметно ниже (на 33%), нежели на ”юнионизированных” предприятиях. Таким образом, ослабление профсоюзного движения способствует снижению уровня доходов в стране.

Информация о работе Человеческий капитал западный опыт