Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 21:39, курсовая работа
Согласно теории, под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций, который есть у каждого человека и который каждый может использовать как в потребительских, так и в производственных целях. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем.
На данный момент одним из наиболее значимых участников процесса формирования человеческого капитала является государство, которое оказывает непосредственное воздействие на этот процесс путѐм разработки и реализации государственной социально-экономической политики, направленной на приоритет финансирования здравоохранения, образования и культуры, обеспечение граждан жилищными условиями.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ 7
1.1 Понятие человеческого капитала 7
1.2 Теория человеческого капитала по Т. Шульцу и Г. Беккеру 10
Глава 2. 15
2.1 Введение 15
2.2 Россия вчера, сегодня и завтра 16
2.2.1 Научный сектор 17
2.2.2. Образование 17
2.2.3 Здравоохранение 18
2.2.4 Культура и искусство 19
2.2.5. Обобщения 19
Глава 3. ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ 21
3.1 Трудовые ресурсы США: основные характеристики 22
3.2 Экономические последствия квалифицированной иммиграции и проблемы иммигрантов в США 25
3.3 Формирование человеческого капитала США и развитие американского образования. 27
3.4 Система здравоохранения в Соединенных Штатах Америки: страхование нации 29
3.5 Природные ресурсы и национальное богатство США 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Негосударственное образовательное учреждение
«Московская
международная высшая школа
(Институт)
Кафедра экономики и финансов
Курсовая работа
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему:
«»
Выполнили студентки: | ||
Курсовая работа защищена с оценкой_______________ «____»___________201__ г. |
1-02,1-01 группы 1 курса очной формы обучения Азовская Дарья Сергеевна, Аниханова Анастасия Олеговна, Рамзаева Мария Евгеньевна | |
Научный руководитель ______________________ подпись |
Научный руководитель к.э.н. Станковская И.К.
|
Москва 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ 7
1.1 Понятие человеческого капитала 7
1.2 Теория человеческого капитала по Т. Шульцу и Г. Беккеру 10
Глава 2. 15
2.1 Введение 15
2.2 Россия вчера, сегодня и завтра 16
2.2.1 Научный сектор 17
2.2.2. Образование 17
2.2.3 Здравоохранение 18
2.2.4 Культура и искусство 19
2.2.5. Обобщения 19
Глава 3. ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ 21
3.1 Трудовые ресурсы
США: основные характеристики 2
3.2 Экономические
последствия квалифицированной
3.3 Формирование
человеческого капитала США и
развитие американского
3.4 Система здравоохранения в Соединенных Штатах Америки: страхование нации 29
3.5 Природные
ресурсы и национальное
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Человеческий капитал– понятие, которое обозначает накопленные знания, умение и мастерство работника, приобретенные им благодаря образованию того или иного вида (общее или специальное), а так же, с помощью профессиональной подготовки и производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в I960 г
Выбор данной темы нашей группы обуславливается тем, что для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15%.
По ряду показателей развития человеческого капитала - грамотности взрослого населения, средней продолжительности и качеству обучения, развитию бесплатной медицинской помощи - Россия до недавнего времени находилась в числе стран с высоким их уровнем. Однако незавершенность реформ, особенно в социальной сфере, отсутствие последовательной долгосрочной социально-экономической стратегии и эффективной социальной политики привели к тому, что основные показатели развития человеческого капитала ныне значительно ухудшились. Дальнейший ход российских реформ во многом зависит от преодоления этих негативных тенденций и создания условий для успешного развития человеческого капитала. В этом залог экономического роста страны и благосостояния населения.
Возникновение теории человеческого капитала, как самостоятельной научной концепции было обусловлено изменениями в социальной и экономической жизни общества, вызванной научно-техническим прогрессом. В 60-е годы возникла насущная потребность в высококвалифицированных работниках, что обусловило необходимость переосмысления значения образования, квалификации и роли сложного труда.
Истоки современной теории человеческого капитала можно проследить в трудах В.Петти (1623—1687), обосновавшего категорию «живые действующие силы человека» и предлагавшего считать их составной частью национального богатства.
Затем А.Смит в 1776 году доказал, что различия между возможностями людей с разным уровнем образования и профессиональной подготовки отражают различия в их доходе, необходимом, чтобы оплатить приобретение этих навыков. Поэтому доход от инвестиций в профессиональные знания можно сравнить с доходом от инвестиций в материальные средства. Адам Смит высоко ценил образование и рассматривал его как фактор, способствующий росту богатства страны.
Д. Рикардо позднее развил эту мысль, объяснив отставание стран в экономическом развитии, недостатком образования во всех слоях народа, отождествляя воспроизводство рабочей силы с воспроизводством населения и отмечая важность качества рабочей силы для эффективного производства.
К.Маркс рассматривал рабочую силу как совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает живая личность человека и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительские стоимости. Развитие физических, умственных, творческих, созидательных сил человека Маркс называл действительным богатством, главной производительной силой общества, подчеркивая, что творческие качества человека могут быть созданы только в процессе и в результате специфического производства и требуют затрат.
В конце 19 – начале 20 века Ф.Лист, В.Рошер, Г. Сиджуин, Дж. С.Уолш и другие отмечали, что капиталом является не сам человек, а унаследованные и приобретенные им способности к труду и такие качества, как образования и квалификация. Основная же часть экономистов, в то время считала капиталом самого человека, а не его способности.
В начале 20 века исследования носили в большей степени прикладной характер. Ученые пытались определить стоимость отдельного человека и всего населения, размеры государственной помощи для воспитания детей, выделения соответствующих статей расходов семейных бюджетов. В частности Дж. Уолш осуществил конкретные расчеты влияния профессионального образования на национальный доход США, ввел понятие «альтернативные издержки», предпочтение благ во времени и другие, вошедшие в категориальный инструментарий современной теории человеческого капитала.
Теория человеческого капитала предложила единую аналитическую рамку для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений, как вклад образования в экономический рост, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколение и многое другое.
Согласно теории, под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций, который есть у каждого человека и который каждый может использовать как в потребительских, так и в производственных целях. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем.
На данный момент одним
из наиболее значимых участников процесса
формирования человеческого капитала
является государство, которое оказывает
непосредственное воздействие на этот
процесс путѐм разработки и реализации
государственной социально-экономической
политики, направленной на приоритет финансирования
здравоохранения, образования и культуры,
обеспечение граждан жилищными условиями.
К услугам, предоставляемым социально-экономической
политикой государства, относят государственное
общее образование, меры по трудоустройству,
страхование по безработице, социальную
помощь, охрану труда женщин и несовершеннолетних,
пособие на детей, дотацию на аренду жилья,
социальное жилищное строительство и
другие.
Отличительной чертой современного этапа экономического развития является активный процеcc становления так называемой новой экономики, или экономики, основанной на знаниях. Ее отличительной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Знания, а не капитал и не средства производства, становятся основным экономическим ресурсом, определяющим, в конечном счете, конкурентоспособность любой организации.
Носителями и создателями знаний являются люди. Именно поэтому в современных условиях все больше возрастает роль формирования человеческого капитала организации, обеспечивающего эффективность ее деятельности.
Современный человеческий капитал как фактор развития общества формируется и развивается за счет инвестиций во все сферы развития человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал важны и необходимы, но на первое место в современной компании выходит такой фактор как формирование. Инвестиции в человеческий капитал тем более вероятны, чем ниже затраты, связанные с формированием.
Инвестиции в человеческий капитал может осуществлять не только сам человек (близкие, спонсоры) но и организация, в которой он работает. Это естественно, поскольку для нее квалифицированный и грамотный сотрудник ценнее необученного. Конечно, человеческий капитал индивида как актив является собственностью не организации, а самого работника, но совокупность работников, которые трудятся в организации, вполне можно рассматривать как ее человеческий капитал. Его масштабы зависят от комплекса факторов: способностей сотрудников, их трудового и жизненного опыта, уровня образования и квалификации, состояния здоровья (особенно если работа ответственная и требует выносливости, стрессоустойчивости и др.), мотивации (к самой работе, повышению квалификации), затрат, которые фирма осуществляет для обучения и воспитания персонала, подбора кадров и т.д.
На современном этапе развития экономики знаний необходимо формирование человеческого капитала организаций. Именно с неправильного выбора работника начинаются непредвиденные затраты, поэтому эффективный и успешный найм и отбор персонала является одной из наиболее важных целей любой компании.
На формирование и использование человеческого капитала оказывает влияние целая система внешних и внутренних (по отношению к самому предприятию) факторов, то есть внешних и внутренних условий среды, в которых осуществляются процессы формирования и использования человеческого капитала. Внешними в данном случае являются те факторы, которые предприятие не может изменить, но должно учитывать при формировании и использовании собственных кадров. Внутренними являются факторы, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны предприятия.
Особенности человеческого капитала:
- в современных условиях
человеческий капитал
- формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;
- человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;
- человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
- человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;
- человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности;
- независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.
В экономической литературе существует несколько подходов к классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.
С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способов удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способов их удовлетворения.
Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).
По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности. Таким образом, при существовании большого количества определений и видов „человеческого капитала“, это понятие, как многие термины, представляет собой „метафору, переносит свойства одного явления на другое по общему для них признаку“. Человеческий капитал - это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом.