Человеческий капитал западный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Согласно теории, под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций, который есть у каждого человека и который каждый может использовать как в потребительских, так и в производственных целях. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем.
На данный момент одним из наиболее значимых участников процесса формирования человеческого капитала является государство, которое оказывает непосредственное воздействие на этот процесс путѐм разработки и реализации государственной социально-экономической политики, направленной на приоритет финансирования здравоохранения, образования и культуры, обеспечение граждан жилищными условиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ 7
1.1 Понятие человеческого капитала 7
1.2 Теория человеческого капитала по Т. Шульцу и Г. Беккеру 10
Глава 2. 15
2.1 Введение 15
2.2 Россия вчера, сегодня и завтра 16
2.2.1 Научный сектор 17
2.2.2. Образование 17
2.2.3 Здравоохранение 18
2.2.4 Культура и искусство 19
2.2.5. Обобщения 19
Глава 3. ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ 21
3.1 Трудовые ресурсы США: основные характеристики 22
3.2 Экономические последствия квалифицированной иммиграции и проблемы иммигрантов в США 25
3.3 Формирование человеческого капитала США и развитие американского образования. 27
3.4 Система здравоохранения в Соединенных Штатах Америки: страхование нации 29
3.5 Природные ресурсы и национальное богатство США 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

THIS_IS_KURSACH_39.docx

— 137.99 Кб (Скачать)

 

Негосударственное образовательное учреждение

 «Московская  международная высшая школа бизнеса  «МИРБИС» 

(Институт)

 

Кафедра  экономики и финансов

                      

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему:

«»

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили студентки:

Курсовая работа защищена

с оценкой_______________

«____»___________201__ г.

 

1-02,1-01 группы  1  курса

очной формы обучения

Азовская Дарья Сергеевна,

Аниханова Анастасия Олеговна,

Рамзаева Мария Евгеньевна

Научный руководитель

______________________

                     подпись

 

Научный руководитель

к.э.н. Станковская И.К.

    


 

 

 

 

Москва 2013  

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ 7

1.1 Понятие человеческого  капитала 7

1.2 Теория человеческого  капитала по Т. Шульцу и Г.  Беккеру 10

Глава 2. 15

2.1 Введение 15

2.2 Россия вчера,  сегодня и завтра 16

2.2.1 Научный сектор 17

2.2.2. Образование 17

2.2.3 Здравоохранение 18

2.2.4 Культура и искусство 19

2.2.5. Обобщения 19

Глава 3. ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ СОЕДИНЕННЫХ  ШТАТОВ АМЕРИКИ 21

3.1 Трудовые ресурсы  США: основные характеристики 22

3.2 Экономические  последствия квалифицированной   иммиграции и проблемы иммигрантов  в США 25

3.3 Формирование  человеческого капитала США и  развитие американского образования. 27

3.4 Система здравоохранения  в Соединенных Штатах Америки:  страхование нации 29

3.5 Природные  ресурсы и национальное богатство  США 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человеческий капитал– понятие, которое обозначает накопленные знания, умение и мастерство работника, приобретенные им благодаря образованию того или иного вида (общее или специальное), а так же, с помощью профессиональной подготовки и производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в I960 г

Выбор данной темы нашей  группы обуславливается тем, что  для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15%.

По ряду показателей развития человеческого капитала - грамотности  взрослого населения, средней продолжительности и качеству обучения, развитию бесплатной медицинской помощи - Россия до недавнего времени находилась в числе стран с высоким их уровнем. Однако незавершенность реформ, особенно в социальной сфере, отсутствие последовательной долгосрочной социально-экономической стратегии и эффективной социальной политики привели к тому, что основные показатели развития человеческого капитала ныне значительно ухудшились. Дальнейший ход российских реформ во многом зависит от преодоления этих негативных тенденций и создания условий для успешного развития человеческого капитала. В этом залог экономического роста страны и благосостояния населения.

Возникновение теории человеческого  капитала, как самостоятельной научной концепции было обусловлено изменениями в социальной и экономической жизни общества, вызванной научно-техническим прогрессом. В 60-е годы возникла насущная потребность в высококвалифицированных работниках, что обусловило необходимость переосмысления значения образования, квалификации и роли сложного труда.

Истоки современной теории человеческого капитала можно проследить в трудах В.Петти (1623—1687), обосновавшего категорию «живые действующие силы человека» и предлагавшего считать их составной частью национального богатства.

Затем А.Смит в 1776 году доказал, что различия между возможностями  людей с разным уровнем образования и профессиональной подготовки отражают различия в их доходе, необходимом, чтобы оплатить приобретение этих навыков. Поэтому доход от инвестиций в профессиональные знания можно сравнить с доходом от инвестиций в материальные средства. Адам Смит высоко ценил образование и рассматривал его как фактор, способствующий росту богатства страны.

Д. Рикардо позднее развил эту мысль, объяснив отставание стран в экономическом развитии, недостатком образования во всех слоях народа, отождествляя воспроизводство рабочей силы с воспроизводством населения и отмечая важность качества рабочей силы для эффективного производства.

К.Маркс рассматривал рабочую  силу как совокупность физических и  духовных способностей, которыми обладает живая личность человека и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительские стоимости. Развитие физических, умственных, творческих, созидательных сил человека Маркс называл действительным богатством, главной производительной силой общества, подчеркивая, что творческие качества человека могут быть созданы только в процессе и в результате специфического производства и требуют затрат.

В конце 19 – начале 20 века Ф.Лист, В.Рошер, Г. Сиджуин, Дж. С.Уолш и другие отмечали, что капиталом является не сам человек, а унаследованные и приобретенные им способности к труду и такие качества, как образования и квалификация. Основная же часть экономистов, в то время считала капиталом самого человека, а не его способности.

В начале 20 века исследования носили в большей степени прикладной характер. Ученые пытались определить стоимость отдельного человека и всего населения, размеры государственной помощи для воспитания детей, выделения соответствующих статей расходов семейных бюджетов. В частности Дж. Уолш осуществил конкретные расчеты влияния профессионального образования на национальный доход США, ввел понятие «альтернативные издержки», предпочтение благ во времени и другие, вошедшие в категориальный инструментарий современной теории человеческого капитала.

Теория человеческого  капитала предложила единую аналитическую  рамку для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений, как вклад образования в экономический рост, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколение и многое другое.

 

Согласно теории, под человеческим капиталом понимается воплощенный  в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций, который есть у каждого человека и который каждый может использовать как в потребительских, так и в производственных целях. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем.

На данный момент одним  из наиболее значимых участников процесса формирования человеческого капитала является государство, которое оказывает  непосредственное воздействие на этот процесс путѐм разработки и реализации государственной социально-экономической политики, направленной на приоритет финансирования здравоохранения, образования и культуры, обеспечение граждан жилищными условиями. К услугам, предоставляемым социально-экономической политикой государства, относят государственное общее образование, меры по трудоустройству, страхование по безработице, социальную помощь, охрану труда женщин и несовершеннолетних, пособие на детей, дотацию на аренду жилья, социальное жилищное строительство и другие. 

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

1.1 Понятие человеческого  капитала

Отличительной чертой современного этапа экономического развития является активный процеcc становления так называемой новой экономики, или экономики, основанной на знаниях. Ее отличительной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Знания, а не капитал и не средства производства, становятся основным экономическим ресурсом, определяющим, в конечном счете, конкурентоспособность любой организации.

Носителями и создателями  знаний являются люди. Именно поэтому  в современных условиях все больше возрастает роль формирования человеческого капитала организации, обеспечивающего эффективность ее деятельности.

Современный человеческий капитал  как фактор развития общества формируется и развивается  за счет инвестиций во все сферы развития человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал важны и необходимы, но на первое место в современной компании выходит такой фактор как формирование.  Инвестиции в человеческий капитал тем более вероятны, чем ниже затраты, связанные с формированием.

Инвестиции в человеческий капитал может осуществлять не только сам человек (близкие, спонсоры) но и организация, в которой он работает. Это естественно, поскольку для нее квалифицированный и грамотный сотрудник ценнее необученного. Конечно, человеческий капитал индивида как актив является собственностью не организации, а самого работника, но совокупность работников, которые трудятся в организации, вполне можно рассматривать как ее человеческий капитал. Его масштабы зависят от комплекса факторов: способностей сотрудников, их трудового и жизненного опыта, уровня образования и квалификации, состояния здоровья (особенно если работа ответственная и требует выносливости, стрессоустойчивости и др.), мотивации (к самой работе, повышению квалификации), затрат, которые фирма осуществляет для обучения и воспитания персонала, подбора кадров и т.д.

На современном этапе  развития экономики знаний необходимо формирование человеческого капитала организаций.  Именно с неправильного выбора работника начинаются непредвиденные затраты, поэтому эффективный и успешный найм и отбор персонала является одной из наиболее важных целей любой компании.

На формирование и использование  человеческого капитала оказывает  влияние целая система внешних и внутренних (по отношению к самому предприятию) факторов, то есть внешних и внутренних условий среды, в которых осуществляются процессы формирования и использования человеческого капитала. Внешними в данном случае являются те факторы, которые предприятие не может изменить, но должно учитывать при формировании и использовании собственных кадров. Внутренними являются факторы, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны предприятия.

Особенности человеческого  капитала:

- в современных условиях  человеческий капитал  является  главной  ценностью общества и главным фактором экономического роста;

- формирование человеческого  капитала требует от самого  человека  и  всего общества значительных затрат;

- человеческий капитал  в виде навыков и способностей  является  определенным  запасом, т.е. может быть накапливаемым;

- человеческий капитал  может физически изнашиваться, экономически  изменять  свою стоимость и амортизироваться;

- человеческий  капитал   отличается  от  физического капитала  по  степени ликвидности;

- человеческий капитал  неотделим  от  его  носителя  – живой  человеческой  личности;

-   независимо   от   источников   формирования,   которые    могут    быть государственными, семейными, частными и др., использование  человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

В экономической литературе существует несколько подходов к  классификации видов  человеческого  капитала. Виды человеческого капитала можно  классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

С точки зрения характера  содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий  капитал. Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это  может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способов удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способов их удовлетворения.

Производительный капитал  создает поток услуг, потребление  которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

По форме обучения сотрудников  на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности. Таким образом, при существовании большого количества определений и видов „человеческого  капитала“, это понятие, как многие термины, представляет собой „метафору, переносит свойства одного  явления на другое по общему для них признаку“. Человеческий капитал - это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена  свойственным  человеку богатым запасом знаний, развитых способностей,  определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом.

Информация о работе Человеческий капитал западный опыт