Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 21:39, курсовая работа
Согласно теории, под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций, который есть у каждого человека и который каждый может использовать как в потребительских, так и в производственных целях. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем.
На данный момент одним из наиболее значимых участников процесса формирования человеческого капитала является государство, которое оказывает непосредственное воздействие на этот процесс путѐм разработки и реализации государственной социально-экономической политики, направленной на приоритет финансирования здравоохранения, образования и культуры, обеспечение граждан жилищными условиями.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ 7
1.1 Понятие человеческого капитала 7
1.2 Теория человеческого капитала по Т. Шульцу и Г. Беккеру 10
Глава 2. 15
2.1 Введение 15
2.2 Россия вчера, сегодня и завтра 16
2.2.1 Научный сектор 17
2.2.2. Образование 17
2.2.3 Здравоохранение 18
2.2.4 Культура и искусство 19
2.2.5. Обобщения 19
Глава 3. ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ 21
3.1 Трудовые ресурсы США: основные характеристики 22
3.2 Экономические последствия квалифицированной иммиграции и проблемы иммигрантов в США 25
3.3 Формирование человеческого капитала США и развитие американского образования. 27
3.4 Система здравоохранения в Соединенных Штатах Америки: страхование нации 29
3.5 Природные ресурсы и национальное богатство США 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал.
Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
Основные положения
Важной предпосылкой возникновения теории человеческого капитала в её современной форме стало общее признание расширения традиционно узкого понятия капитала. Исходным явилось положение о том, что все элементы общественного богатства, которые накапливаются, используются в производстве и приносят доход, рассматриваются как капитал.
За Т. Шульцем традиционно признаётся первенство в разработке концепции человеческого капитала. Толчком для его работы в этой области стали работы Денисона, в которых доказывалось, что технические нововведения и расширение масштабов использования труда и производственного оборудования могли обеспечить в лучшем случае лишь половину увеличения ВНП, реально полученного США в XX веке. Определение других факторов, ответственных за экономический рост, стало непростой задачей для исследователей. Т. Шульц выделил образование. Уровень качества рабочей силы он считал таким же естественным итогом вложений дополнительных средств в образование, как технический прогресс - итогом ассигнований на совершенствование и повышение продуктивности производства Т. Шульц определял человеческий капитал как всё то, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, или того и другого вместе; любой актив - материальный или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов.
Так же, не мало важный вклад в теорию развития человеческого капитала сделал Г. Беккер.
Человеческий капитал, по Г. Беккеру,
так же как и физический подвержен
амортизации. Стоимость какой-либо
подготовки - общей или специальной
- полностью «списывается» в
Функционируя подобно
Общая теория инвестиций в человеческий капитал, разработанная Г. Беккером, включает подробный анализ инвестиций в человеческий капитал, их влияния на заработки и распределение доходов. По проблеме доходов различных профессиональных и образовательных групп имелись важные пионерские исследования, но практически отсутствовали попытки осмысления процесса инвестирования в людей с общей точки зрения и сколько-нибудь полного анализа вытекающих эмпирических следствий. Проведённый Г. Беккером общий анализ дал унифицированное объяснение широкого круга эмпирических феноменов, которые либо ставили других исследователей в тупик, либо интерпретировались ими, как слишком зависящие от произвольных условий.
Теория «человеческого капитала» позволяет с общих позиций изучать различные явления рыночных отношений, выявлять эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств, позволяет оценить эффективность экономической деятельности любого предприятия, и на сегодня является одним из важнейших показателей успешности фирмы.
Одно из важных положений теории человеческого капитала заключается в том, что его увеличение находится среди главных причин экономического развития, потому что человеческий капитал составляет большую часть благосостояния общества.
Модель «черного ящика» (рис. 1.), показывает сущность человеческого капитала, а именно значимость его для предприятия. В качестве входных параметров выступают образование, воспитание, здоровье, то есть та база, которая делает человека объектом воплощения капитала, а на выходе мы получаем определенную общественную полезность, то есть ту выгоду, которую приносит человеческий капитал предприятию. Она может быть выражена как в материальном показателе (определенный процент прибыли, рост различных финансовых показателей), так и в нематериальном (престиж предприятия, корпоративный дух, интеллектуальная собственность).
|
«Человеческий капитал»-как определяют его большинство западных экономистов - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг».
Рассмотрев различные точки зрения о составе человеческого капитала, можно выделить следующие элементы изучаемой категории, а именно: образование, профессиональную подготовку, здоровье, мотивацию, доход, общую культуру.
Образование включает в себя
все те знания, которые человек
получает на протяжении своей жизни,
то есть общеобразовательные (школьное
образование и
Работоспособность человека в любой сфере экономики, на любой должности в значительной степени зависит от его здоровья. Элемент «здоровье» можно разделить на такие две составляющие как моральное здоровье и физическое здоровье. Физическое - это все то, что человек получает при рождении и приобретает потом, влияющее на его физиологию, а именно, наследственность, возраст, условия окружающей среды и условия труда. Моральное здоровье обеспечивается морально-психологическим климатом в семье и в коллективе.
Профессиональная подготовка включает в себя квалификацию, навыки и опыт работы.
Мотивация может быть как к обучению, так и к экономической и трудовой деятельности.
Под доходом подразумевается
Общая культура включает в себя все те индивидуальности, которыми отличается один человек от другого, а в частности это интеллект, творческие способности, воспитание, которое формирует определенные моральные принципы, а так же все те человеческие качества, которые могут повлиять на деятельность предприятия: ответственность, коммуникативность, креативность и даже, как пишет Л. Туроу «уважение к политической и социальной стабильности».
Все элементы человеческого капитала связаны между собой, например, повышая свое образование, человек увеличивает и капитал и здоровья, и процент своего дохода, и повышает общую культуру. Знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им благодаря образованию и профессиональной подготовке, включая сноровку, получаемую с опытом работы, составляют определенный запас капитала. Денежная ценность этого запаса капитала определяется ставками заработной платы, по которым человеческий капитал могут «арендовать» работодатели на рынке труда. Поиск работы и миграция увеличивают ценность человеческого капитала конкретных людей благодаря увеличению цены (ставок заработной платы, получаемой в единицу времени за использование знаний и навыков работника) .
Таким образом, человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста как страны в целом, так и отдельно взятого предприятия. И чтобы увеличить человеческий капитал, необходимо обращать внимание на каждую его составляющую.
Человеческий капитал в наше время является одной из величайших ценностей социума и значимым фактором экономического развития как конкретного предприятия в частности, так и государства в общем.
Человеческий капитал является важнейшим источником дохода и определяется не только способностью к труду, но также врожденными качествами, природным талантом, хорошим образованием, знаниями, профессионализмом, навыками, технологиями деятельности, опытом, организованностью и управленческими способностями, нравственными качествами человека. Сегодня это понятие включает как врожденные, так и приобретенные человеческие качества, а также инвестиции в развитие человека со стороны государства и потребительские расходы семьи, включая расходы на питание, одежду, коммунальные услуги, образование и здравоохранение. Сформировалось и понимание преобразующей роли этого фактора в социально-культурном и экономическом развитии общества.
Основы современных знаний
позволяют сгруппировать
• востребованное на основе своего содержания и качества профессиональное образование;
• развитую науку и инновационную деятельность;
• высокий культурный уровень;
• качество жизни, соответствующее установленным государственным стандартам;
• достойную заработную плату и пенсионное обеспечение;
• воспроизводство физического и психического здоровья населения;
• доступную и качественную медицинскую помощь;
• улучшение экологической ситуации в стране;
• трудовую, предпринимательскую и социальную активность населения;
• эффективное государственное управление.
Однако на сегодняшний
день далеко не все вышеперечисленное
можно отнести к качествам, которые
присущи российской действительности.
К сожалению, некоторые социально-экономические
показатели в России далеки от уровня,
способствующего организации целенаправленного
и эффективного процесса формирования
человеческого капитала, для которого,
прежде всего, необходимо обеспечение
условий деторождения и жизни детей, а
также условий обучения ребенка.
Для детального анализа реалий и перспектив
улучшения показателей развития человеческого
капитала обратимся к более конкретным
факторам социально-экономического роста
и развития страны, начиная от уровня грамотности
взрослого населения и средней продолжительности
и качеству обучения, и заканчивая уровнем
развития бесплатной медицинской помощи.
Рассмотреть перспективы развития российского человеческого капитала проще всего через анализ денежных вложений государства в основные источники, способствующие развитию человеческого капитала.
Уровень развития научного сектора страны непосредственно влияет на формирование и реализацию человеческого капитала и не только него, так как в век постоянного научного прогресса в современном мире практически все отрасли экономики страны так или иначе зависят от науки.
Основные цели развития научного
сектора заключаются в
Принятый закон о федеральном
бюджете на 2013-ый год и плановый
период 2014-ого и 2015-ого годов
Несколько беспокоит специалистов
предусматриваемый в проекте
трехлетнего бюджета сокращающийся объем
расходов на науку гражданского назначения:
324 млрд рублей — в 2013-м году, 310 млрд рублей
— в 2014-м и 307 млрд рублей — в 2015-м.
Нисходящая тенденция финансирования
в данной отрасли стала неутешительной,
но вполне ожидаемой новостью.
Одним из факторов, наиболее сильно влияющих на формирование национального человеческого капитала, является уровень образования в стране.
Одной из главных проблем
образования сейчас является отсутствие
равновесия между спросом на высококвалифицированных
работников и предложением таковых.
В случаях, когда спрос значительно превышает
предложение, появляется явных недостаток
предполагаемых работников, и должности,
предназначенные этим самым предполагаемым
работникам, занимают люди с неподходящими
квалификацией и уровнем образования.
Напротив, когда предложение сильно поднимается
над спросом, мы видим заметный избыток
работников на рынке труда. Как следствие,
люди, обладающие дипломами высших учебных
заведений, вынуждены идти на такие рабочие
места, где приобретенные за годы учебы
теоретические знания и практический
опыт просто-напросто не требуются.