Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:29, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теории человеческого капитала. Выявление его роли в развитии современной экономике.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- изучить основные постулаты теории человеческого капитала.
- определение влияния роли человеческого капитала на уровень социально – экономического развития в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Теория человеческого капитала: основные аспекты……………………….5
1.1 Понятие человеческого капитала………………………………………….5
1.2 Генезис теории человеческого капитала………………………………….10
1.3 Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала….. 11
2 Человеческий капитал в Республики Беларусь……………………………17
2.1 Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития…………………...…………….17
2.2 Развитие человеческого капитала (потенциала) в Республики Беларусь в 2011–2015 годах………………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованных источников………………………………………….28
Существует два основных подхода к расчету норм отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек. Например, доход от высшего образования можно представить как разность в пожизненных заработках тех, кто окончили колледж, и тех, кто не пошли дальше средней школы. В состав издержек помимо прямых расходов включаются потерянные заработки, то есть доход, недополученный учащимися за годы учебы. (По существу, они измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формирование человеческого капитала.) На потерянные заработки приходится до двух третей суммарных издержек обучения. Внутренняя норма отдачи будет представлять собой такую ставку дисконта, при которой приведенные величины выгод и издержек образования окажутся равны.
Второй подход исходит из оценки параметров так называемой «производственной функции заработков», которая описывает зависимость заработков человека (точнее - их логарифма) от уровня его образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов. Разработка этого класса функций связана с именем Дж.Минцера, доказавшего, что в рамках подобной модели коэффициент перед образовательной переменной будет эквивалентен показателю внутренней нормы отдачи. Это существенно упростило оценку эффективности вложений в образование.
Расчеты
показывают, что рентабельность человеческого
капитала, как правило, выше, чем
физического. Это свидетельствует
в пользу предположения о рациональности
поведения учащихся и их родителей.
В США оценки норм отдачи начального
образования достигали 50-100%, среднего
- 15-20%, высшего - 10-15%. В 70-е годы эффективность
высшего образования упала до
7-8%, что дало основания говорить
о перепроизводстве дипломированной
рабочей силы, однако в 80-е годы она
вернулась на прежний, более высокий
уровень. Неодинаковы нормы отдачи
для различных категорий
Таким образом,
взаимосвязь между уровнем
Оценки внутренних норм отдачи критиковались на том основании, что высокие заработки образованных работников могут свидетельствовать не о полезности приобретенных ими знаний и навыков, а быть следствием их природной одаренности или происхождения из более обеспеченных семей. Однако эмпирический анализ показывает, что как фактор способностей, так и фактор социального происхождения не играют большой самостоятельной роли. Если они и оказывают воздействие на заработки, то в основном косвенным путем, влияя на объем и качество получаемого образования[2].
Производственная подготовка в понимании теоретиков человеческого капитала охватывает как формальное обучение внутри фирм, так и накопление опыта непосредственно по ходу трудовой деятельности. Огромное теоретическое значение имело введенное Г.Беккером различение между специальными и общими инвестициями в человека (позднее разграничение между общими и специфическими ресурсами легло в основу трансакционной теории фирмы). Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они были получены.
В ходе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые могут найти применение и на множестве других фирм. Общая подготовка косвенным образом оплачивается самими работниками, когда стремясь к повышению квалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату; им же достается и доход от общих инвестиций. Напротив, специальная подготовка финансируется по большей части самими фирмами, которым поступает и основной доход от нее. Понятие специального человеческого капитала помогло объяснить, почему среди работников с продолжительным стажем работы на одном и том же месте текучесть ниже и почему заполнение вакансий в фирмах происходит в основном за счет внутренних продвижений по службе, а не за счет наймов с внешнего рынка.
Глубокий анализ проблем производственной подготовки был дан в работах Дж.Минцера. Согласно его оценкам, объем инвестиций в подготовку на производстве сопоставим с объемом инвестиций в формальное образование. Нормы ее отдачи также не уступают нормам отдачи формального образования.
В 70-е годы теория человеческого капитала подверглась атакам со стороны так называемой теории фильтра (среди ее авторов известные экономисты и социологи - А.Берг, М.Спенс, Дж.Стиглиц , П.Уилс, К.Эрроу). Согласно этой теории, образование представляет собой механизм, сортирующий людей по уровню их способностей. Информация об этом достается фирмам даром, помогая отбирать наиболее перспективных кандидатов на рабочие места. Более высокая производительность оказывается связана не с полученным работниками образованием, а с их личными способностями, которые существуют до и помимо него и которые оно просто делает явными. Теория фильтра не ставит под сомнение выгодность обладания дипломом для отдельного человека. Но для общества в целом содержание такого дорогостоящего сигнального устройства как система образования заведомо неэффективно, поскольку известны намного более простые и дешевые методы проверки деловых качеств.
Аргументы
теории фильтра, как показали ее критики,
недостаточно убедительны. Даже в качестве
средства отбора образование может
содействовать повышению
Вместе
с тем теория фильтра заставила
с большей осторожностью
Еще одна область, где вклад теории человеческого капитала оказался особенно весом, - это анализ проблем экономического неравенства. Используя разработанный им аппарат кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал, Г.Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных доходов. Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в природных способностях учащихся, тогда как неодинаковое расположение кривых предложения - неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам.
Структура
распределения человеческого
Предложенная Г.Беккером модель объясняет неравенство доходов не только от труда (фактически - от человеческого капитала), но и от собственности (от полученных в дар или по наследству иных активов). Отдача от вложений в человека в среднем выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги и т. п.) уменьшается мало или вообще не меняется. Поэтому стратегия рациональных семей такова: инвестировать сначала в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно больше, а затем, когда по мере убывания она сравнивается с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, чтобы впоследствии передать эти активы детям. Отсюда Беккер сделал вывод, что семьи, оставляющие наследства, производят инвестиции в человеческий капитал детей в оптимальном размере, тогда как семьи, не оставляющие наследства, чаще всего недоинвестируют в их образование [8, с.100].
Таким образом, теория человеческого капитала – теория, предполагающая, что умение работника или группы работников добиться лучшего результата приводит к повышению их заработной платы.
2.
Человеческий капитал (
2.1 Состояние человеческого капитала (потенциала) в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития
В 2010 году Беларусь поднялась в рейтинге государств по индексу развития человеческого потенциала на семь позиций (с 68-й на 61-ю, по сравнению с 2009 г.) среди 169 стран и с показателем индекса 0,732 занимает прочное место в категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Практически традиционно к десяти государствам с самым высоким уровнем человеческого развития в мире относят Норвегию, Австралию, Новую Зеландию, США, Ирландию, Лихтенштейн, Нидерланды, Канаду, Швецию и Германию.
Важно отметить, что по показателю
индекса развития человеческого
потенциала Беларусь обошла все страны
СНГ и приблизилась в рейтинге
к государствам Восточной Европы,
входящим в состав Европейского союза
(Болгарии, Румынии, Латвии, Литве, Польше,
Эстонии). Это связано с тем,
что влияние глобального
В дополнение к анализу
тенденций за 40 лет и рейтингу
ИРЧП за 2010 год, в Доклад о
развитии человека в текущем
году введены три новых
Также существует индекс
национального благосостояния (LegatumProsperityIndex)В
2010 году Республика Беларусь заняла 54-е
место из 110 в списке самых процветающих
стран мира (в 2009 году наша страна была
85-й, т.е. +29 пунктов). Рейтинг LegatumProsperityIndex
публикуется с 2006 года британским независимым
научно-исследовательским институтом
Legatum. В его подготовке участвуют также
OxfordAnalytica и GallupWorldPollService.
Рассмотрим возрастной состав населения Республики Беларусь в 2010году и его динамику за 3 года. В 2010 году снижается доля населения в возрасте 40-49 лет, однако растет доля населения возрасте 25-34 года, которое является наиболее инициативным, что положительно сказывается на развитии человеческого капитала.
Далее оценим человеческий
капитал Беларуси на основании
вложений в него. Образование
и подготовка на производстве
повышают уровень знаний
В современном обществе как
никогда высоко понимание роли
и значимости
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики