Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теории человеческого капитала. Выявление его роли в развитии современной экономике.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- изучить основные постулаты теории человеческого капитала.
- определение влияния роли человеческого капитала на уровень социально – экономического развития в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1 Теория человеческого капитала: основные аспекты……………………….5
1.1 Понятие человеческого капитала………………………………………….5
1.2 Генезис теории человеческого капитала………………………………….10
1.3 Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала….. 11
2 Человеческий капитал в Республики Беларусь……………………………17
2.1 Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития…………………...…………….17
2.2 Развитие человеческого капитала (потенциала) в Республики Беларусь в 2011–2015 годах………………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованных источников………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики.docx

— 71.98 Кб (Скачать)

Накопление  человеческого капитала состоит  из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные:

- на  поддержание здоровья;

- на  получение общего или специального  образования;

-  на  поиск работы;

- на  профессиональную подготовку и  переподготовку на производстве;

- на  миграцию по зависимым и независимым  от человека причинам;

- на  рождение и воспитание детей;

- на  поиск приемлемой информации  о ценах и заработках и т.п.

Общепринято, что для расчета экономической  эффективности вложений средств в человеческий капитал необходимо учитывать жизненно важные показатели, характеризующие социально-экономическую обстановку в стране (регионе). Инвестиции в человеческий капитал - целенаправленное вложение средств в отрасли и сферы, обеспечивающие улучшение качественных параметров человека, в первую очередь его рабочей силы (уровня образованности, развития интеллекта, творческого потенциала, физического и психического здоровья, системы мотивации, ценностных установок и т.д.) [6, c 243]. Таким показателем выступает ВВП для страны в целом или ВРП – для региона.

Экономисты  при определении понятия «человеческий  капитал» учитывают следующие особенности.

1. Человеческий  капитал является главной ценностью  современного общества, а также  основополагающим фактором экономического  роста.

2. Формирование  человеческого капитала требует  значительных затрат как от  самого индивидуума так и от  общества в целом.

3. Человеческий  капитал может быть накоплен, а именно индивидуум может  приобретать определённые навыки, способности, может увеличить  своё здоровье.

4. Человеческий  капитал на протяжении своей  жизни не только приобретает  знания, но и изнашивается, как  физически, так и морально. Устаревают  знания индивидуума, т.е. экономически  изменяется стоимость человеческого  капитала в процессе бытия,  человеческий капитал амортизируется.

5. Инвестиции  в человеческий капитал дают  своему обладателю, как правило,  в будущем более высокий доход.  Для общества вложения дают  более длительный (по времени)  и интегральный (по характеру)  экономический и социальный эффект.

6. Инвестиции  в человеческий капитал носят  довольно длительный характер. И  если инвестиции в человеческий  капитал образования имеют период 12 – 20 лет, то в капитал здоровья  человек производит вложения  в течение всего периода времени.

7. Человеческий  капитал отличается от физического  капитала по степени ликвидности.  Человеческий капитал не отделим от его носителя – живой человеческой личности.

8. Прямые  доходы, получаемые человеком, контролируются  им самим независимо от источника  инвестиций.

9. От  решения человека, от его волеизъявления  зависит функционирование человеческого  капитала. Степень отдачи от применения  человеческого капитала зависит  от индивидуальных интересов  человека, от его предпочтений, его  материальной и моральной заинтересованности, мировоззрений, от общего уровня  его культуры.

Человеческий  капитал оценивается количественно: общее количество людей, количество активного населения, количество студентов  и т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование и также  то, что влияет на работоспособность  человека и способствует увеличению производительности труда.

Таким образом, человеческий капитал  – капитал, представленный в индивидууме  потенциальной способностью приносить  доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также  знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования  и практической деятельности человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Генезис теории человеческого  капитала

В последние  годы стало общим мнением, что  эффективность развития экономики  современных государств в огромной степени зависит от того, сколько  средств оно вкладывает в своих  людей.

Следует выяснить, как развивалась теория, какие исследователи внесли вклад  в решение этой проблемы, прежде чем приступать непосредственно  к ее концепции.

Еще в XVII в. родоначальник английской классической политэкономии В. Петти впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности. По его методу «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят». Ценность всего населения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн. ф. стерлингов, а стоимость каждого жителя - в среднем 80 ф. стерлингов. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Так, взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а «моряк в действительности равен трем крестьянам».

Также позднее  идея человеческого капитала нашла  отражение в «Богатстве народов»А.Смита, «Принципах»А.Маршалла, работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50-60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера (также лауреата Нобелевской премии) «Человеческий капитал» (первое издание 1964 г.). Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки. В дальнейшем важное значение имели работы Й.Бен-Порэта (Ben-Porath, Yoram), М.Блауга, Э.Лэзера (Lazear, Edward), Р.Лэйарда (Layard, Richard), Дж.Минцера, Дж.Псахаропулоса, Ш.Розена (Rosen, Sherwin), Ф.Уэлча (Welch, Finnis.), Б.Чизуика и др.

Развитие  теории человеческого капитала шло  в русле неоклассического направления. В последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего  поведения индивидуумов начал распространяться на различные сферы внерыночной  деятельности человека. Понятия и  методы экономического анализа стали  применяться для изучения таких  социальных явлений и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т. д. Теорию человеческого капитала можно  рассматривать как одно из проявлений этой общей тенденции, получившей название «экономического империализма»[8, с.98].

Таким образом,  развитие этой теории берет свое начало в XVII веке  в работах У.Петти, который попытался оценить стоимость человеческого капитала, и далее идет в русле неоклассического направления.

 

1.3 Анализ современных  взглядов на теорию человеческого  капитала

Можно сказать, что последние полтора - два десятилетия  управленческой науки прошли под  двумя знаменами: «инновации» и  «человеческие ресурсы». Это время  можно охарактеризовать усложнением  внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения  и ужесточением конкуренции на мировых  рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей  повышения эффективности. Из всех организационных  ресурсов именно «человеческий ресурс»  или «человеческий потенциал» стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы  для повышения эффективности  функционирования современной организации. «Человеческий фактор» стал рассматриваться  как объект инвестиций не менее, а, быть может, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п. Во второй половине ХХ столетия были присуждены две Нобелевские премии в области  экономики за разработку теории человеческого  капитала - Теодору Шульцу в 1979 г. и Гэри Беккеру в 1992 г.

Хотя  основной вклад в популяризацию  идеи человеческого капитала был  внесен Т. Шульцем, классикой современной  экономической мысли стал одноименный  трактат Г. Беккера. В своем анализе  он исходил из представлений о  человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие  понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т. п., к самым разнообразным  аспектам человеческой жизни, включая  и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала  основной для всех последующих исследований в этой области.

Как уже  говорилось выше, человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас  знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск  информации. Первоначальные интересы исследователя заключались в  оценке экономической отдачи от образования.

Беккер  первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности  образования. Для определения дохода, например, от высшего образования  из пожизненных заработков тех, кто  окончил колледж, вычитались пожизненные  заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат «упущенные заработки», т. е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. По существу, потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на обучение, и являются альтернативными  издержками его использования. Определив  отдачу от вложений в учебу как  отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14% годовой прибыли [9, с 34].

Теория  человеческого капитала изучает  процесс качественного совершенствования  людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:

1) выделение  «капитальных», инвестиционных аспектов  в поведении агентов на рынке  труда; 

2) переход  от текущих показателей к показателям,  охватывающим весь жизненный  цикл работников (таким, как пожизненные  заработки);

3) признание  человеческого времени в качестве  ключевого экономического ресурса [2, с. 79].

Классикой  современной экономической мысли  стал одноименный трактат Г. Беккера. В своем анализе он исходил  из представлений о человеческом поведении как рациональном и  целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т. п., к самым разнообразным  аспектам человеческой жизни, включая  и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала  основной для всех последующих исследований в этой области.

Важный  вывод состоял в том, что общепринятые оценки экономического неравенства, основанные на измерении текущих, а не пожизненных  доходов, являются преувеличенными. Молодежь, инвестирующая в свое образование, сознательно отдает предпочтение низким текущим доходам с тем, чтобы  получить впоследствии доступ к высокооплачиваемым рабочим местам. Более низкие заработки  женщин во многом объясняются тем, что  они относительно меньше инвестируют  в навыки, имеющие рыночную ценность, и относительно больше - в навыки, имеющие ценность в домашнем производстве. Это заметно сужает поле для вмешательства  государства. Аналогию между человеческим и «обычным» капиталом нельзя считать полной.

 Во-первых, в современном обществе человек  - в отличие от станка или  пакета акций -не может быть  предметом купли-продажи (такое  возможно лишь в рабовладельческой  экономике). Как следствие, на  рынке устанавливаются только  цены за «аренду» человеческого  капитала (в виде ставок заработной  платы), тогда как цены на его  активы отсутствуют. Это серьезно  усложняет анализ.

Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности как  в рыночном, так и внерыночном  секторе и доход от него может  принимать как денежную, так и  неденежную форму. В результате потребительские аспекты вложений в человека оказываются не менее важны, чем производственные.

Тем не менее, в главном человеческий капитал  подобен физическому: он представляет собой благо длительного пользования; требует расходов по ремонту и  содержанию; может устаревать еще  до того, как произойдет его физический износ [8, с. 99].

Центральное место в теории человеческого  капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с нормами прибыли на капитал  и позволяют оценивать эффективность  человеческих инвестиций, прежде всего - в образование и производственную подготовку. Теоретики человеческого капитала исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно «обычным» предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т. д.). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении.

Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор  распределения инвестиций между  различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения  в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют  о недоинвестировании, низкие - о переинвестировании. Различают частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые - с точки зрения всего общества.

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики