Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа
Практический интерес темы состоит в том, что применение данных, полученных в ходе исследовательских работ по вопросам создания, развития и воспроизводства человеческого капитала, способствует решению ряда проблем в социально-трудовой сфере, позволяет усовершенствовать механизмы государственного регулирования доходов и оплаты труда работников в сторону повышения ее гибкости. Это позволяет достигнуть равновесия в области занятости, а также повысить эффективность предприятий и конкурентоспособность национальной экономики в целом.
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Понятие и виды человеческого капитала, общие процессы формирования. Теория человеческого капитала. 4
1.1. Понятие и виды человеческого капитала как фактора экономического развития. 4
1.2. Генезис теории человеческого капитала 8
1.3. Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала и его экономическая оценка. 10
Глава 2. Человеческий капитал в современной экономике: проблемы и решения. Роль человеческого капитала в экономике Республики Беларусь. 15
2.1. Основные проблемы человеческого капитала и пути их решения. Инвестиции в челове-ческий капитал 15
2.2 Человеческий капитал в Республике Беларусь 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26
расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью.
По мнению Беккера, Туроу и Шульца, к инвестициям, развивающим созидательные способности индивидов относятся формальное и неформальное образование, подготовка на производстве, медицинские услуги и исследования в области здравоохранения, расходы на оптимизацию миграции, поиск информации о состоянии экономики.
Существует несколько подходов относительно основы формирования созидательных способностей человека. Так Беккер, Минцер и Шульц основой созидания человеческого капитала считают человеческую деятельность, в отличии от них Туроу и Боулс рассматривают формирование человеческого капитала в тесной взаимосвязи с человеческим временем.
Так Туроу отмечает, что «индивидуумы представляют собой гласный источник ресурсов для инвестиций в человеческий капитал. Они вкладывают человеческое время и финансовые ресурсы... Каждый индивидуум располагает некоторым первоначальным запасам человеческого времени. Это главный актив человеческого капитала, который позволяет приобретать другие человеческие активы». Этой же точки зрения придерживается и Боулс, который кроме вещественных и денежных инвестиций учитывал «продолжительность времени, посвященного учащимся этим вложениям».
В тоже время сторонники первого направления считают, что человеческий капитал - это производительные способности индивида, используемые для производства товаров и услуг. При этом человеческий капитал рассматривается как определенный запас, который производит трудовые услуги. И этот запас состоит из двух частей.
Первая включает качества и способности человека, участвующего в производстве самого человеческого капитала. Вторая - представляет «услуги, которые предлагаются на рынке и являются вложением в производство другие предметов и услуг».
К основным видам деятельности Шульц относил: «Школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья и т.д. Каждая из них - это инвестиционная деятельность, развивающая человеческий капитал». А затраты, определяющие будущий денежный и материальный доход расцениваются как инвестиции в человеческий капитал. Понятие «время» при этом рассматривается не как вложения в индивида, а в качестве единицы учета деятельности человека.
Оригинальный подход к изучению этой проблемы разработал Дж. Кэндрик. Все виды инвестиций он классифицировал следующим образом:
вещественные, воплощенные в людях;
вещественные, не воплощенные в людях;
невещественные, воплощенные в людях;
невещественные, не воплощенные в людях ;
«Вещественный капитал имеет материальную, вещную форму, невещественный капитал не имеет собственной материальной формы, он воплощается в вещественном капитале, повышая его качество и продуктивность. Обе части совокупного капитала распределяются в свою очередь на капитал, не воплощенный в людях, и «человеческий капитал»».
Вещественный капитал, не воплощенный в людях, охватывает факторы производства, которые включаются в понятие «богатство»: здания, сооружения, земля и прочие естественные ресурсы, машины, оборудование длительного пользования, товарно-материальные запасы.
Вещественный капитал, воплощенный в людях, является одним из главных признаков расширительной концепции Кендрика. К этому капиталу он относит затраты на формирование человеческого капитала, то есть издержки воспитания детей до 14 лет, без учета затрат на их образование. К невещественному человеческому капиталу он относит накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и затраты на перемещение рабочей силы, а к невещественному капиталу, не воплощенному в людях, - расходы, необходимые для накопления используемых в производстве знаний и практического опыта, включая знания, воплощенные в новых или улучшенных потребительских товарах, средствах производства, производительных процессах и системах.
Эти
расходы относятся к
Основными видами инвестиций в человеческий капитал предприятия являются инвестиции в специальную подготовку, физическое состояние и эмоциональное поведение работников. Существующее у работника чувство приверженности к организации можно разложить на следующие составляющие. Во-первых, член предприятия разделяет и делает своими собственными цели организации и ее ценности. Во-вторых, член организации стремится остаться на предприятии и сохраняет это стремление даже тогда, когда это может быть для него невыгодно. В-третьих, член организации готов не только стараться для нее, но, и если это надо, принести в жертву фирменным интересам свои личные.
Приверженность организации - это личная особенность каждого человека. Поэтому организация должна развивать и усиливать это расположение с помощью ряда приемов. Наиболее целесообразными из которых представляются следующие: создание, как уже говорилось выше, системы индивидуализации оплаты труда; введение гибкой системы дополнительного поощрения работников и социальных доплат, учитывающих их индивидуальные потребности. Например, долгосрочные кредиты, возможности повышения уровня образования в вузах как внутри страны, так и за рубежом, льготный режим работы. Хороший социальный пакет может стать реальным стимулом эффективной трудовой деятельности.
В рыночной экономике сложной является проблема принятия решений об инвестициях. Рациональные инвесторы (государство, фирмы, семьи и индивид) будут вкладывать денежные средства только в том случае, если будут уверены, что риск от проекта будет минимальным и в будущем будет наблюдаться поток дополнительного чистого дохода от капиталовложений. С экономической точки зрения инвестиции будут оправданы, если они будут обладать достаточно высоким уровнем окупаемости.
Для определения эффективности человеческого капитала стоит обратиться к так называемой технике анализа «издержки – выгоды».
Этот анализ включает три этапа:
идентификация выгод и их стоимостная оценка с учетом фактора времени;
идентификация затрат и их стоимостная оценка также с учетом фактора времени;
сравнение приведенных к одному моменту времени величин затрат и выгод.
Инвестиции в человеческий капитал содействуют не только повышению доходов индивида, но и способствует росту производительности труда. Сторонники теории человеческого капитала подходят к рассмотрению инвестиций в человека, основываясь на концепции «предельной полезности» и «предельной производительности».
Помимо того, что образование превращает человека в более производительного работника, оно развивает в нем предпринимательские эффекты, делает его более умелым организатором. Образование укорачивает временной лаг между открытиями и всеобщим применением, то есть оно сокращает разрыв между теоретическим и практическим уровнем развития технологии. Естественно, что люди с высоким образовательным уровнем быстрее реагируют на изменения в науке и технике, они первые внедряют нововведения в своей производительной и потребительской деятельности.
Центральным моментом теории инвестирования подготовки на производстве является выделение специальной и общей подготовки на производстве.
Эти виды подготовки инвестируются из разных источников и доходы от нее получают разные люди. Так издержки по общей подготовке несут работники, а затраты по специальной – предприятия. Отсюда доходы от общей подготовки получают рабочие в форме более высокой заработной платы, а от специальной - предприниматели в форме высоких прибылей. Величина пожизненных заработков не предопределяется самим выбором профессии, а представляет собой результат непрерывной цепи последовательных решений работника о дальнейшем инвестировании в самого себя.
Накопление
производственного опыта
Таким образом, важнейшим фактором формирования человеческого капитала признается человеческое время, которое позволяет приобрести и накопить новые запасы активов человеческого капитала.Доходность инвестиций в человеческий капитал прямо зависит от предстоящего срока его службы. Этим объясняется то, почему формирование человеческого капитала выгодно осуществлять в начальный период жизни человека. По мере накопления человеческого капитала его доходность может возрастать (а не снижаться как в случае с физическим капиталом). Важнейшую роль в воспроизводстве человеческого капитала играют инвестиции. Они оправданы, только если обладают достаточно высоким уровнем окупаемости и рентабельности.
Все возрастающее значение процессов воспроизводства человеческого капитала для экономики Республики Беларусь обусловлено прежде всего переходом страны от индустриальной стадии, при которой доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной с превалирующим развитием сферы услуг, образования и науки.
Очевидно, что экономическая эффективность производства материальных благ определяется в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления. Таким образом, на первый план выдвигаются способ производства, передача знаний и сам человек, его интеллектуальный потенциал.
Одной
из проблем осуществления
Еще одной проблемой эффективного воспроизводства человеческого капитала в республике являются негативные тенденции, сложившиеся в состоянии здоровья населения Беларуси, свидетельствующие о необходимости целенаправленной профилактической работы по воспитанию у населения личной ответственности за собственное здоровье. Ввиду того, что здоровье человека на 18-20% зависит от условий окружающей среды, на 8-10 – от уровня развития медицины, на 20-22 – от наследственной предрасположенности к болезням и на 50-54% - от образа жизни человека, стоит обратить особое внимание на пропаганду здорового образа жизни на всех уровнях социальных отношений.
В
то же время по удельному весу расходов
на образование Республика Беларусь
уступает лишь двенадцати странам из группы
стран с высоким уровнем человеческого
развития, а по удельному весу расходов
на здравоохранение опережает 22 страны
из этой же группы. По количеству врачей
на 100 тыс. населения страна опережает
все страны СНГ и уступает лишь трем странам
из 57 в группе с высоким уровнем человеческого
развития.
Показательно, что Республика Беларусь по данным на 2006 г. опережала все страны СНГ по показателю грамотности взрослого населения (99,6%) и подросткового населения (99,8%).
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной рыночной экономике