Человеческий капитал и его роль в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Практический интерес темы состоит в том, что применение данных, полученных в ходе исследовательских работ по вопросам создания, развития и воспроизводства человеческого капитала, способствует решению ряда проблем в социально-трудовой сфере, позволяет усовершенствовать механизмы государственного регулирования доходов и оплаты труда работников в сторону повышения ее гибкости. Это позволяет достигнуть равновесия в области занятости, а также повысить эффективность предприятий и конкурентоспособность национальной экономики в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Понятие и виды человеческого капитала, общие процессы формирования. Теория человеческого капитала. 4
1.1. Понятие и виды человеческого капитала как фактора экономического развития. 4
1.2. Генезис теории человеческого капитала 8
1.3. Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала и его экономическая оценка. 10
Глава 2. Человеческий капитал в современной экономике: проблемы и решения. Роль человеческого капитала в экономике Республики Беларусь. 15
2.1. Основные проблемы человеческого капитала и пути их решения. Инвестиции в челове-ческий капитал 15
2.2 Человеческий капитал в Республике Беларусь 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.ЧК и его роль в современной рыночной экономике.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

      Дав общее понятие человеческому  капиталу и рассмотрев его наиболее значимые особенности, стоит обратиться непосредственно к теории человеческого капитала, рассмотреть ее становление, развитие и современное представление данной концепции, которое сложилось в результате многих исследований и теоретических эволюционных преобразований. 

1.2. Генезис теории  человеческого капитала

 

      Истоки  концепции человеческого капитала просматриваются еще в работах У.Петти, А.Смита, К.Маркса, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милля, Ф. Листа, Ж.Б. Сэя. Пети, например, предложил ввести в систему рассмотрения социально-экономических отношений категорию «живая действующая сила» и впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности. По его методу «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят». Ценность всего населения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн. ф. стерлингов, а стоимость каждого жителя - в среднем 80 ф. стерлингов. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а моряк, по его мнению, «в действительности равен трем крестьянам».

      А. Смит одним из первых ввел понятие  «человеческий капитал», как накопленные знания и умения членов общества, которые в перспективе приносят доход. В понятие «фиксированный капитал» мастерство и полезные способности человеческих существ. «Человека, полчившего образование путем упорного труда, - писал Смит, - можно уподобить дорогостоящим машинам».

       В 1812 г. в России Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выразив их в натуральных единицах: пудах и четвертях ржи. В расчетах он использовал понятие “недополученный” или “упущенный” доход. То есть, фактически, уже тогда в концепции человеческого капитала выделялась не только его непосредственная оценка, но и альтернативные издержки использования.

      Ж.Б.Сэй  утверждал, что поскольку мастерство и способности приобретаются за цену и увеличивают производительность рабочих, то они должны рассматриваться как капитал. Помимо этого, значительный вклад в создание теории человеческого капитала внесли М.Блауг, Л.Хансен, Дж.Минцер, Л.Туроу, Дж.Кендрик. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50 - 60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвижения принадлежит американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана еще одним нобелевским лауреатом Г.Беккером. И хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала внес все же Шульц, классикой современной экономической мысли стал трактат Г. Беккера «Человеческий капитал». В своем анализе он исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки, к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области.

      С этого времени резко возрастает интерес экономической науки  к человеческим созидательным способностям, определению путей их активизации. Вместе с тем, основные положения теории человеческого капитала современными экономистами освещаются в рамках неоклассического подхода. Его особенность состоит в применении экономических методов анализа и инструментария к областям экономической деятельности, которые ранее считались предметом изучения других общественных наук, прежде всего психологии и социологии. Понятия и методы экономического анализа стали применяться для изучения таких социальных явлений и институтов, как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т. д. Несмотря на значительные достижения в дальнейшем развитии научных взглядов, данный методологический подход показал свою ограниченность. Он резко сужает возможности исследования сущности человеческого капитала как социально-экономической категории.

      Также следует отметить, что в рамках неоклассической теории экономическая категория «труд» постепенно поглощается обобщенным понятием «капитал».

      И хотя теория человеческого капитала, представленная трудами многих атворов, не лишена определенного субъективизма в представлении и многие методологические элементы концепции до сих пор дискуссионны, она по сей день остается ведущей в своей области, на ней основывается большинство современных исследований в сфере человеческого капитала.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Анализ современных  взглядов на теорию  человеческого капитала и его экономическая оценка.

 

     Важнейшее значение теории человеческого капитала, генезис методологической основы которой был рассмотрен в предыдущем пункте, заключается в революционно новом представлении о человеческом труде и общем потенциале. Из всех организационных ресурсов именно человеческий капитал признается ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной экономики. Он стал рассматриваться как не менее и даже более важный объект инвестиций, чем основной капитал.

          Г.Беккер первым осуществил статистически  корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат “упущенные заработки”, т. е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. По существу, потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на обучение, и являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14% годовой прибыли.

     Теория  человеческого капитала  изучает  процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имеют:

     1) выделение «капитальных», инвестиционных  аспектов в поведении агентов  на рынке труда; 

     2) переход от текущих показателей  к показателям, охватывающим весь  жизненный цикл работников (таким,  как пожизненные заработки);

     3) признание человеческого времени ключевым экономическим ресурсом.

     Важный  вывод состоял в том, что общепринятые оценки экономического неравенства, основанные на измерении текущих, а не пожизненных  доходов, являются преувеличенными. Молодежь, инвестирующая в свое образование, сознательно отдает предпочтение низким текущим доходам с тем, чтобы получить впоследствии  доступ к высокооплачиваемым рабочим местам. Более низкие же заработки женщин во многом объяснялись тем, что женщины относительно меньше инвестируют в навыки, имеющие рыночную ценность, и относительно больше - в навыки, имеющие ценность в домашнем хозяйстве.

     Тем не менее аналогию между человеческим и физическим капиталом нельзя считать  полной. Во-первых, в современном, свободном  в аспекте рабовладения обществе человек в отличие от станка не может быть предметом купли-продажи. Как следствие, на рынке устанавливаются цены за «аренду» человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и неденежную форму. В результате потребительские аспекты вложений в человека оказываются не менее важны, чем производственные. Тем не менее в главном человеческий капитал подобен физическому: он представляет собой благо длительного пользования, следовательно, требует расходов по ремонту и содержанию и может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ.

      

     Центральное место в теории человеческого  капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с нормами прибыли на капитал и позволяют оценивать эффективность человеческих инвестиций, прежде всего в образование и производственную подготовку. Теоретики человеческого капитала исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т. д.). В зависимости от того, что является более экономически целесообразным, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении.

     Нормы отдачи выступают, соответственно, как  регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недостаточном инвестировании, низкие – об излишнем.

     Необходимо  заметить, что различают частные  и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые - с точки зрения всего общества.

     Существует  два основных подхода к расчету  норм отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек и был рассмотрен Беккером в уже описанном выше анализе доходов тех, кто окончил колледж, и тех, кто не пошел дальше средней школы. В состав издержек, как уже было оговорено, помимо прямых расходов включались потерянные заработки. На потерянные заработки приходится до двух третей суммарных издержек обучения. Внутренняя норма отдачи будет представлять собой такую ставку дисконта, при которой приведенные величины выгод и издержек образования окажутся равны.

     Второй  подход исходит из оценки параметров так называемой «производственной функции заработков», которая описывает зависимость логарифмической функции заработков человека от уровня его образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов. Дж. Минцер, с именем которого связывают разработку этого класса функций, доказал, что в рамках подобной модели коэффициент перед образовательной переменной будет эквивалентен показателю внутренней нормы отдачи. Это существенно упростило оценку эффективности вложений в образование.

     Модель, однако, не учитывает неденежных аспектов проблемы, а также того, что для некоторых людей образование может представлять собой не издержки достижения цели, а саму цель, то есть просто приносить удовольствие, увеличивая тем самым полезность. Минцером были сделаны также следующие допущения:

     1)цель человека – максимизировать  суммарный денежный доход в течение всей своей жизни;

     2)более образованные люди работают более продуктивно и получают более высокую зарплату;

     3)человек может предвидеть как расходы, необходимые для получения образования, так и будущие доходы;

     4)люди обладают равными способностями к обучению, и ничто не мешает им учиться.

     Общие расчеты показывают, что рентабельность человеческого капитала, как правило, выше, чем физического. Это свидетельствует в пользу предположения о рациональности поведения учащихся и их родителей. В США, например, оценки норм отдачи начального образования достигали 50-100%, среднего - 15-20%, высшего - 10-15%. В 70-е годы эффективность высшего образования упала до 7-8%, что дало основания говорить о перепроизводстве дипломированной рабочей силы, однако в 80-е годы она вернулась на прежний, более высокий уровень. Неодинаковы нормы отдачи для различных категорий работников: у мужчин они выше, чем у женщин, у белого населения выше, чем у цветного. Международные сопоставления демонстрируют, что с ростом душевого дохода эффективность вложений в человека убывает, но в самых богатых странах вновь перемещается вверх. Таким образом, взаимосвязь между уровнем экономического развития и нормами отдачи образования имеет U-образную форму.

     Оценки  внутренних норм отдачи критиковались  на том основании, что высокие заработки образованных работников могут свидетельствовать не о полезности приобретенных ими знаний и навыков, а быть следствием их природной одаренности или происхождения из более обеспеченных семей. Однако эмпирический анализ показывает, что как фактор способностей, так и фактор социального происхождения не играют большой самостоятельной роли. Если они и оказывают воздействие на заработки, то в основном косвенным путем, влияя на объем и качество получаемого образования.

     Производственная  подготовка в понимании теоретиков человеческого капитала охватывает как формальное обучение внутри фирм, так и накопление опыта непосредственно по ходу трудовой деятельности. Огромное теоретическое значение имело введенное Г.Беккером различие между специальными и общими инвестициями в человека. Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В ходе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые в перспективе могут найти применение и в множестве других фирм. Общая подготовка косвенным образом оплачивается самими работниками, когда стремясь к повышению квалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату, им же достается и доход от общих инвестиций. Специальная же подготовка финансируется по большей части самими фирмами, которым поступает и основной доход от нее. Понятие специального человеческого капитала помогло объяснить, почему среди работников с продолжительным стажем работы на одном и том же месте текучесть ниже и почему заполнение вакансий в фирмах происходит в основном за счет внутренних продвижений по службе, а не за счет наймов с внешнего рынка.

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной рыночной экономике