Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа
Целью моего исследования является выявление эффективности денежно-кредитной политики Национального банка, анализ применяемых инструментов, а также основных макроэкономических показателей.
Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в Кыргызстане, так как оно объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности.
Введение__________________________________________________3
Глава 1: Роль центрального банка в банковской системе.
1.1. Сущность и функции Центрального банка КР _____________6
1.2. Механизм функционирования Центрального банка КР ______11
Глава 2: Национальный банк и денежно-кредитная политика Кыргызской Республики.
2.1. Цели, задачи и структура Национального Банка Кыргызской Республики____________________________________________________14
2.2. Основные инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка Кыргызской Республики_______________18
2.3. Платежная система НБКР______________________________22
2.4. Отчетность Банка Кыргызстана_________________________43
2.5. Вопрос независимости центральных банков_______________46
Глава 3: Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики Национального банка Кыргызской Республики.
3.1. Итоги денежно-кредитной политики за 2010 г. ______________49
3.2. Основные направления денежно-кредитной политики на 2011-2013 годы_______________________________________________________52
Заключение___________________________________________65
Список использованной литературы______________________66
Валютные поступления по текущим трансфертам в прогнозируемом периоде сохранят устойчивую тенденцию роста на уровне 23,7 процента, ожидается рост частных переводов трудовых мигрантов на 27,1 процента2.
Недостающие валютные средства, необходимые для финансирования дефицита текущего счета, будут покрываться за счет финансовой поддержки доноров КР в виде государственных кредитов и грантов в общей сумме до 665,9 млн. долларов США, кредитов, привлеченных частным сектором, до 44,9 млн. долларов США, а также за счет прямых иностранных инвестиций на сумму до 270,0 млн. долларов США.
Таким образом, общий платежный баланс сложится положительным в размере 164,7 млн. долларов США. Объем валовых международных резервов на конец отчетного периода будет покрывать 4,2 месяца будущего импорта товаров и услуг.
Прогноз Платежного баланса Кыргызской Республики на 2012-2013 годы разработан на основе следующих предположений:
- Среднегодовой рост ВВП4 на уровне 5,0 процента, что позволит обеспечить рост экспорта в среднем на 12,0 процента;
- снижение
стоимостного объема экспорта
золота, обусловленное снижением
мировых цен на данный
- снижение уровня мировых цен на нефть2;
- замедление
темпов роста денежных
- привлечение внешних финансовых ресурсов частным сектором;
– снижение объемов финансовых ресурсов, привлекаемых государственным сектором, при сохранении высокого уровня обслуживания по ранее привлеченным кредитам.
Вышеперечисленные предпосылки приведут к увеличению товарооборота до 6,4 млрд. долл. США к 2013 году. При этом, прогнозируется снижение дефицита торгового баланса, что, прежде всего, будет обусловлено более высокими темпами роста экспортных поставок над импортными поступлениями. Так, среднегодовой темп рост экспорта за рассматриваемый период составит 12,0 процента, аналогичный показатель импорта сложится на уровне 8,9 процента.
В прогнозируемом периоде предполагается постепенное снижение притока иностранной валюты по текущим трансфертам в среднем на 5,2 процента.
В целом, описанная тенденция приведет к образованию дефицита текущего счета по итогам 2013 года на уровне 516,6 млн. долл. США, что будет соответствовать уровню 7,7 процента к ВВП (с учетом дорасчета НБКР данный показатель составил 6,5 процента к ВВП).
Как и в предыдущие годы, покрытие дефицита текущего счета будет осуществляться преимущественно за счет частных и государственных инвестиций. При этом, прогнозируется снижение поступлений внешних заимствований в государственный сектор, при сохранении достаточно высокого уровня обслуживания по ранее привлеченным кредитам. Снижение инвестиций в государственный сектор будет компенсировано значительным увеличением объемов прямых иностранных инвестиций в частный сектор. В результате, счет операций с капиталом и финансовых операций по итогам 2013 года сложится с профицитом на уровне 422,0 млн. долл. США.
Таким образом, общий платежный баланс сложится отрицательным в размере 63,6 млн. долларов США. Объем валовых международных резервов на конец 2013 года будет покрывать 3,4 месяца будущего импорта товаров и услуг.
1.3. Прогноз инфляции
Прогноз инфляции на 2011 год сильно варьируется, поскольку на текущий момент отсутствует необходимая информация об экономической программе правительства, тарифной политике, бюджетно-налоговой политике, инвестиционной политике; не достигнута стабильность внутриполитической ситуации в стране. В целом динамика инфляции будет напрямую зависеть от мер правительства по стабилизации ситуации на рынке продовольственных товаров. В случае непринятия своевременных и достаточных мер создается существенная угроза стабильности цен.
В связи с этим прогноз уровня инфляции на 2011 год подготовлен в двух сценариях, учитывающий различный диапазон колебаний цен. По базовому сценарию, предполагающему умеренный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и принятие некоторых мер по поддержанию баланса между спросом и предложением на рынке продовольственных товаров, инфляция прогнозируется в пределах 8,0-10,0 процента. Альтернативный характер развития макроэкономической ситуации, который подразумевает сохранение высоких инфляционных ожиданий, продолжение несбалансированной бюджетно-налоговой политики, более значительное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и рост цен на энергоносители, а также медленное восстановление благоприятных внешних и внутренних торговых условий, создает предпосылки для роста инфляции до значения около 18,5 процента.
В целом, в кратко- и среднесрочной перспективе ценовую ситуацию будут предопределять, в большей степени, такие факторы как структурные реформы сельскохозяйственного сектора, повышение производственного потенциала, изменения во внешнеэкономической конъюнктуре, баланс между спросом и предложением товаров и услуг, административно устанавливаемые Правительством тарифы, изменения в показателях государственного бюджета, сезонные колебания цен на сельскохозяйственную продукцию.
Иными словами, помимо традиционных для малой открытой экономики рисков внешних шоков, чрезвычайно остро стоят вопросы воздействия на экономику нашей страны именно внутренних факторов риска.
Ключевую роль при формировании общего уровня потребительских цен, особенно в среднесрочной перспективе, играет баланс между спросом и предложением товаров и услуг. Фактические данные с 2009 года, а также прогнозы демонстрируют, что внутренний спрос в Кыргызстане начинает восстанавливаться.
Сдерживающий эффект со стороны совокупного спроса будут оказывать социально-политическая нестабильность последних месяцев и последствия замедления деловой активности в стране, ухудшения инвестиционного климата и снижения оборотов торговли.
Учитывая тот факт, что основная часть дохода населения идет на потребление, можно говорить о формировании высокого инфляционного потенциала в экономике, поскольку рост потребительского спроса происходит на фоне снижения производства либо замедления темпов его роста почти во всех секторах экономики. Так, по данным НСК КР, в январе-сентябре 2010 года снизились темпы производства следующих видов продукции: мука, хлеб, водка, валовой выпуск продукции сельского хозяйства, бетон, шифер; уборка текущего урожая сельскохозяйственных культур также идет более медленными темпами, чем в предыдущем году. По многим другим видам продукции (например, мясо, колбасные изделия, молоко, сигареты, пескоблок) наблюдается небольшой рост, однако темпы роста существенно замедлились.
Динамика инфляции также будет зависеть от степени коррекции цен на импортируемые товары на внутреннем рынке в связи с колебаниями обменного курса национальной валюты и ожиданиями по поводу его дальнейшей динамики.
На 2012 год инфляция, при отсутствии шоков, оценивается в пределах 7,5-8,5 процента, на 2013 год – ниже 7,0 процента
2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПРОГРАММЫ В СРЕДНЕСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
2.1. Цель денежно-кредитной политики
В предстоящий период разработка и реализация денежно-кредитной политики будут предопределяться необходимостью выхода из сложной макроэкономической ситуации, в которую страна попала в 2010 году. Падение валового внутреннего продукта с одной стороны, и инфляционный всплеск, с другой стороны, ставят перед НБКР сложную задачу балансирования между целью по стабилизации ценовой ситуации и задачей содействия экономическому росту. Для ограничения монетарной составляющей инфляции НБКР будет регулировать денежную базу с использованием стандартных инструментов денежно-кредитной политики, увеличивая операции по стерилизации избыточной ликвидности в ответ на наращивание бюджетных расходов. Национальный банк будет продолжать обеспечивать предложение денег через нестандартный денежно-кредитный механизм в виде деятельности СФРБ, однако, с появлением устойчивых признаков восстановления экономики, использование этого механизма будет ограничено. НБКР при этом сосредоточится на ценовой стабилизации, при необходимости ужесточая денежно-кредитную политику. Достижение и поддержание стабильности цен в среднесрочном периоде остается основной целью денежно-кредитной политики НБКР, при этом первоочередной задачей является снижение возросших инфляционных ожиданий.
Политика плавающего обменного курса останется неизменной. НБКР сохранит практику проведения валютных интервенций, которые бы поддерживали гибкую корректировку обменного курса и позволяли предотвращать его резкие изменения. В случае усиления давления на обменный курс НБКР будет избегать крупного сокращения международных резервов и обеспечит ужесточение денежно-кредитной политики.
НБКР продолжит деятельность по улучшению работы механизма процентного канала, который формирует ориентиры для финансового рынка, в том числе через усиление роли базовой ставки для Специализированного Фонда рефинансирования банков.
Учитывая важность координации и оперативности действий ПКР и НБКР в обеспечении макроэкономической стабильности, значительное внимание будет уделяться работе межведомственного координационного совета МФКР и НБКР.
Экономические исследования остаются областью интереса Национального банка. В рамках создания макроэкономической модели экономики будет продолжена работа по изучению каналов трансмиссионного механизма, по оценке инфляционных ожиданий, а также по расширению модели инфляции с использованием новых подходов.
В целях сохранения стабильности и целостности банковской системы НБКР продолжит работу по укреплению банковского надзора и совершенствованию законодательства в части усиления надзора за банками и регулирования их деятельности. В настоящее время разрабатывается Стратегия развития микрофинансирования на 2011-2015 гг. Начата работа по разработке Стратегии развития банковской системы на 2011-2013 гг.
НБКР примет меры по стабилизации деятельности МПЦ и платежной системы.
Реформирование платежной системы будет способствовать развитию новых и удобных для населения и хозяйствующих субъектов механизмов проведения платежей через счета в коммерческих банках. Предполагается переход центральных и иных органов власти и органов местного самоуправления на сбор и уплату всех видов платежей, на получение заработной платы и других выплат через счета и кассы коммерческих банков и отделения Государственного предприятия «Кыргызпочтасы». Предусматривается развитие инфраструктуры по приему и обслуживанию платежей с использованием современных банковских инновационных услуг и технологий (интернет-банкинг, мобильный банкинг, предоплаченные карты и др.), получат дальнейшее развитие системы расчетов с использованием банковских платежных карт по всей территории республики. С целью снижения рисков и защиты прав потребителей будут усиливаться мероприятия по надзору и контролю за платежной системой.
2.2. Денежно-кредитная программа
Проведение денежно-кредитной политики НБКР в среднесрочном периоде будет исходить из ожидаемых тенденций развития реального, налогово-бюджетного и внешнего секторов экономики и будет ориентировано на значение инфляции на уровне 8 процентов в среднем за период при условии отсутствия шоков.
Денежно-кредитная программа построена на предположении, что внешнее финансирование в размере 1,1 млрд.долларов, определенное на конференции доноров, будет поступать равномерно в течение 2010-2013 гг. В связи с неопределенностью источников финансирования дефицита государственного бюджета в 2011-2013 гг. предполагается, что дефицит бюджета будет покрываться, главным образом, за счет внешних источников. Ожидается, что широкие деньги М2Х и денежная база будут расти практически одинаковыми темпами – в пределах 16-20 процентов ежегодно.
На изменение чистых иностранных активов НБКР (ЧИА НБКР) помимо стандартных операций по обслуживанию внешнего долга и поступления внешних кредитов и грантов существенное влияние окажут поступления от Центра транзитных перевозок Министерства обороны США и от золотодобывающих компаний. Учитывая неоднородность межбанковского валютного рынка, НБКР будет выступать и как продавец, и как покупатель валюты, реализуя политику обменного курса.
Структурная слабость и зависимость экономики нашей страны от цен на мировых товарных и сырьевых рынках, неустойчивая внутриполитическая ситуация, незавершенность работ по формированию экономической программы, инвестиционной, тарифной политики правительства, направленных на реформирование реального и внешнеторгового секторов экономики в целях повышения внутреннего производственного потенциала, улучшения баланса между спросом и предложением товаров и услуг - каждый из этих факторов может существенно изменить условия денежно-кредитной программы и денежно-кредитные показатели и потребовать существенных корректировок оценок показателей по всем секторам экономики, включая оценку инфляции.
2.3. Условия достижения цели денежно-кредитной политики
Достижение указанных значений инфляции будет во многом зависеть от проводимой Правительством бюджетно-налоговой политики, структурных реформ и экономической активности в стране и в регионе, а также от совместных мер Правительства и местных органов власти по предотвращению краткосрочных спекулятивных всплесков цен на товары первой необходимости.
В среднесрочной перспективе достижение цели денежно-кредитной политики станет возможным только при соблюдении следующих условий:
1) на местах не будут допускаться дефицит и спекулятивные всплески цен на социально-значимые товары;
2) стоимость потребительских товаров, особенно товаров первой необходимости, будет формироваться строго на основе правил конкурентного ценообразования;
3) будут проведены структурные реформы и предприняты проактивные действия в развитии сельского хозяйства республики в рамках деятельности существующих организаций, таких как Кыргызская агропродовольственная корпорация и др.;
4) при проведении бюджетно-налоговой политики будут усилены меры по обеспечению устойчивости и сбалансированности поступлений государственных доходов и равномерного распределения государственных расходов в течение финансового года, а также по их оптимизации и целевому использованию с последующим сокращением дефицита бюджета;
5) тарифы на жилищно-коммунальные услуги, транспорт, образование и связь в целях недопущения их необоснованного роста должны регулироваться на основе принципов прозрачности, экономической эффективности и социальной справедливости. Необходимо также максимально быстрыми темпами сокращать потери в энергетическом секторе.