Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа
Целью моего исследования является выявление эффективности денежно-кредитной политики Национального банка, анализ применяемых инструментов, а также основных макроэкономических показателей.
Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в Кыргызстане, так как оно объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности.
Введение__________________________________________________3
Глава 1: Роль центрального банка в банковской системе.
1.1. Сущность и функции Центрального банка КР _____________6
1.2. Механизм функционирования Центрального банка КР ______11
Глава 2: Национальный банк и денежно-кредитная политика Кыргызской Республики.
2.1. Цели, задачи и структура Национального Банка Кыргызской Республики____________________________________________________14
2.2. Основные инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка Кыргызской Республики_______________18
2.3. Платежная система НБКР______________________________22
2.4. Отчетность Банка Кыргызстана_________________________43
2.5. Вопрос независимости центральных банков_______________46
Глава 3: Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики Национального банка Кыргызской Республики.
3.1. Итоги денежно-кредитной политики за 2010 г. ______________49
3.2. Основные направления денежно-кредитной политики на 2011-2013 годы_______________________________________________________52
Заключение___________________________________________65
Список использованной литературы______________________66
В целом за 2010 год наблюдалось существенное превышение общего уровня цен относительно аналогичного показателя 2009 года. Согласно данным Национального статистического комитета (НСК), прирост общего уровня цен за 2010 год составил 19,2 процента, тогда как за 2009 год – 0,0 процента.
Причинами
ускорения инфляционных процессов
в экономике стали высокие
цены на мировом и внутреннем рынках
продовольственных товаров и
энергоносителей, в связи с
низким урожаем сельскохозяйственной
продукции и
Таблица 1. Индекс потребительских цен в Кыргызской Республике
Цены на продовольственные товары за 2010 год повысились на 27,0 процента (в 2009 году отмечалось снижение цен на 7,4 процента).
Низкий
объем предложения
В результате роста цен на корма, снижения внутреннего производства, а также высокого объема недоучтенного экспорта отечественной продукции, на внутреннем рынке наблюдался рост цен на мясо в годовом выражении (+27,9 процента). За 2010 год зафиксировано повышение цен на отечественном рынке масел и жиров на 37,8 процента, за счет высокой доли импорта в объеме потребления. В свою очередь, рост цен на импортируемое масло обусловлено засухой в России, а также введением Казахстаном запрета на вывоз растительного масла.
За 2010 год алкогольные напитки и табачные изделия подорожали на 12,9 процента.
12-месячный
прирост индекса
Стоимость горюче-смазочных материалов в годовом выражении выросла на 31,8 процента: цены на бензин выросли на 29,3 процента, а на дизельное топливо – на 51,9 процента.
Прирост
индекса цен на платные услуги
по итогам 2010 года составил 11,9 процента
(за 2009 год – 4,4 процента). Рост индекса
в данной группе произошел, главным
образом, за счет удорожания услуг ресторанов
и гостиниц на 16,7 процента, что
связано с удорожанием
Реальный сектор
По предварительным данным за 2010 год, объем ВВП в текущих ценах сложился на уровне 212 177,4 млн. сомов, снизившись по сравнению с 2009 годом на 1,4 процента (в соответствии с докладом НСК КР прирост ВВП по итогам 2009 года пересмотрен и скорректирован с 2,3 до 2,9 процента). Без учета предприятий по разработке золоторудного месторождения «Кумтор» объем ВВП в январе-декабре 2010 года снизился на 2,1 процента (в 2009 году прирост составил 3,4 процента). Дефлятор ВВП по итогам 2010 года сложился на уровне 6,9 процента против 4,0 процента в 2009 году.
Таблица 2. Вклад отдельных видов деятельности в рост/снижение ВВП
(проценты)
По предварительным данным 2010 года, промышленной продукции произведено на 9,8 процента больше, чем в 2009 году. Доля промышленности в структуре ВВП выросла с 16,9 процента в 2009 году до 19,4 процента в 2010 году, заняв наибольшую долю в структуре экономики КР. Без учета предприятий по разработке золоторудного месторождения «Кумтор» прирост промышленного производства составил 11,7 процента. По итогам 2009 года спад в промышленности достиг 8,1 процента, а объем промышленного производства без учета «Кумтор» снизился на 10,1 процента. Во многом рост промышленного производства, сложившийся в 2010 году, обусловлен эффектом низкой базы 2009 года.
Существенный вклад в рост промышленности внесла отрасль обрабатывающей промышленности, прирост производства в которой, по предварительным данным 2010 года, составил 10,1 процента по сравнению с 2009 годом.
Со стороны производства и распределения электроэнергии, газа и воды также был отмечен заметный вклад в рост промышленного производства. По предварительным данным 2010 года, выпуск данной отрасли вырос на 11,0 процента против снижения на 2,6 процента по итогам 2009 года.
Валовой
выпуск продукции сельского хозяйства,
В 2010 году объем торговых операций2 сократился на 6,4 процента по сравнению с аналогичным показателем 2009 года (в 2009 году прирост объема торговли составил 2,3 процента). Основными причинами сокращения объема торговых операций являются последствия политических событий 2010 года. Между тем, в отрасли наблюдается постепенное восстановление экономической активности: так, в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года в целом по республике наблюдалось увеличение объема торговых операций на 7,8 процента.
Сокращение
объемов инвестиций (9,8 процента)
в основной капитал в 2010 году
обусловлено снижением
Динамика денежно-кредитных
Реальный ВВП (по данным НСК) в январе-марте 2011 года увеличился на 0,4 процента по отношению к январю-марту 2010 года.
Инфляция за январь-март 2011 года составила 6,4 процента, тогда как в январе-марте 2010 года общий уровень цен увеличился на 4,8 процента.
Официальный курс доллара США к сому c начала 2011 года повысился на 0,3 процента и составил 47,2448 сома (в январе-марте 2010 года официальный курс доллара США к сому повысился на 2,6 процента).
Денежная база с начала 2011 года уменьшилась на 7,2 процента, составив на конец марта 45 116,5 млн. сомов (в январе-марте 2010 года уменьшение денежной базы составило 4,2 процента).
Структура денежной базы на 1 апреля 2011 года выглядит следующим образом:
· доля денег в обращении составила 90,5 процента (87,7 процента на 01.04.10 года);
· доля резервов других депозитных корпораций составила 9,5 процента (12,3 процента на 01.04.10 года).
Объем денег в обращении за январь-март 2011 года сократился на 5,6 процента, составив на конец марта 40 846,1 млн. сомов (за аналогичный период 2010 года деньги в обращении уменьшились на 3,4 процента), резервы других депозитных корпораций уменьшились на 19,5 процента и составили 4 270,4 млн. сомов (за рассматриваемый период 2010 года уменьшение составило 9,0 процента).
Операции органов гос. управления увеличили денежную базу на 840,0 млн. сомов, а операции НБКР уменьшили на 4 320,8 млн. сомов.
Изменение денежной базы в январе-марте 2011 года произошло в результате сокращения чистых внутренних активов (ЧВА) на 8 087,4 млн. сомов при увеличении чистых иностранных активов (ЧИА) на 4 606,7 млн. сомов.
Сокращение ЧВА было обусловлено, в основном, уменьшением чистых требований к органам гос. управления на 3 797,0 млн. сомов за счет увеличения средств на счетах Правительства.
Валовые международные резервы за январь-март 2011 года увеличились на 83,5 млн. долларов США, составив на конец марта 1 803,4 млн. долл. США по балансу НБКР по текущему курсу (1 719,9 млн. долл. США – на 1 января 2011 года).
3.2. Основные направления денежно-кредитной политики на 2011-2013 годы.
1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В 2011-2013 ГОДАХ
1.1. Внешние и внутренние факторы, возможные риски
К внешним рискам, которые могут оказать воздействие на макроэкономическую ситуацию в республике, относятся следующие:
непоступление запланированных объемов иностранных инвестиций;
снижение инвестиционной активности.
К внутренним рискам относятся следующие:
структурная уязвимость экономики страны;
нерешенность проблем продовольственной безопасности;
неопределенность в отношении тарифной политики;
низкий уровень производительности труда;
медленное восстановление экономической активности в стране;
структурная уязвимость экономики страны как к внутренним, так и внешним
шокам.
1.2. Развитие экономики
В 2011 году прирост ВВП ожидается на уровне 5,8 процента на фоне рецессии в предыдущем году и в номинальном выражении объем ВВП составит 241,4 млрд. сомов. На фоне восстановления экономической активности на юге республики ожидается значительный рост в сельском хозяйстве и строительстве, возможен существенный рост оборота торговых операций, обусловленный восстановлением экономической активности в стране. Во многом экономический рост в 2011 году будет зависеть от внешних факторов: условий торговли со странами-основными торговыми партнерами – членами Таможенного союза и ценовой конъюнктурой на мировых продовольственных и сырьевых рынках.
На 2012 и 2013 годы реальный темп прироста ВВП, рассчитанный на основе оценок долгосрочных возможностей роста экономики и при условии отсутствия шоков и других потрясений, закладывается на уровне 5,0 процента, что в номинальном выражении составит 274,6 и 309,0 млрд. сомов, соответственно.
Необходимо учитывать, что экономическая ситуация внутри страны в значительной степени будет зависеть от экономического развития соседних стран (Россия, Казахстан), экономика которых в свою очередь во многом подвержена влиянию конъюнктуры мировых цен на нефть. Как показывает практика, периоды высоких цен на энергоносители дают мощный импульс экономическому росту во всем регионе. Положительный эффект от такой экспансии испытывает и кыргызская экономика, через приток капитала, рост торговой деятельности и увеличение доходов.
Согласно
проекту Закона Кыргызской
В среднесрочной
перспективе прогнозируется постепенное
снижение дефицита, к 2013 году дефицит
государственного бюджета снизится
до 3,4 процента к ВВП. Однако средний
уровень дефицита государственного
бюджета в среднесрочном
Для обеспечения
макроэкономической стабильности в
средне- и долгосрочной перспективе
бюджетная политика будет нацелена
на создание условий для повышения
эффективности и
В среднесрочном
периоде бюджетно-налоговая
– обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает, в том числе, последовательное снижение бюджетного дефицита;
– продолжение проведения тесной координации денежно-кредитной и бюджетно-налоговых политик в среднесрочном периоде;
– сокращение государственного долга по отношению к ВВП.
Наиболее
значимыми факторами, влияющими
на состояние платежного баланса
Кыргызской Республики в среднесрочном
периоде, наряду с последствиями
произошедших политических событий,
являются изменившиеся условия во внешней
торговле, вызванные созданием
Таможенного союза, и тенденции
ценообразования, складывающиеся на мировых
товарно-сырьевых рынках. Учитывая специфику
экспортно-импортных операций страны,
функционирование Таможенного союза
приведет к снижению импортных поступлений
в части реэкспортируемых позиций,
а также экспортных поставок товаров
текстильного и швейного производства
из-за ухудшения условий торговли.
Данное снижение в определенной степени
будет компенсировано сохранением
высоких цен на нефть и золото
на мировых рынках. При этом необходимо
отметить, что объем денежных переводов,
направляемых трудовыми мигрантами,
в среднесрочном периоде
Прогноз платежного баланса на 2011 год построен на предположении постепенного оживления экономики страны, поступления ощутимых финансовых ресурсов как в государственный, так и в частный сектор, роста мировых цен на нефть и золото.
Таким образом, в 2011 году прогнозируется дефицит счета текущих операций на уровне 4,1 процента к ВВП (с учетом дорасчета НБКР ожидается профицит на уровне 2,5 процента к ВВП). Вследствие оживления экономики прогнозируется увеличение внешнеторгового оборота, номинальный рост которого составит 8,5 процента, рост импорта будет на уровне 5,9 процента, рост экспорта на уровне 13,0 процента. В результате, торговый дефицит снизится на 3,5 процента и сложится на уровне 1 284,8 млн. долларов США(с учетом дорасчета НБКР: дефицит торгового баланса в 2011 году составит 949,8 млн. долларов США и снизится на 19,3 процента). Как и прежде, основной статьей экспорта будет золото, стоимостной объем которого увеличится на 24,3 процента, что будет обусловлено ростом производства в золотодобывающей отрасли на 0,2 процента и увеличением мировой цены на 22,0 процента3. Наряду с этим, учитывая прогнозируемый рост промышленности и сельского хозяйства страны, закладывается рост экспортных поставок сельскохозяйственной и промышленной продукции. По импорту товаров прогнозируется увеличение поступлений энергопродуктов на 15,3 процента, обусловленное ростом цены на мировых рынках на нефть на 15,0 процента.