Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа
Целью моего исследования является выявление эффективности денежно-кредитной политики Национального банка, анализ применяемых инструментов, а также основных макроэкономических показателей.
Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в Кыргызстане, так как оно объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности.
Введение__________________________________________________3
Глава 1: Роль центрального банка в банковской системе.
1.1. Сущность и функции Центрального банка КР _____________6
1.2. Механизм функционирования Центрального банка КР ______11
Глава 2: Национальный банк и денежно-кредитная политика Кыргызской Республики.
2.1. Цели, задачи и структура Национального Банка Кыргызской Республики____________________________________________________14
2.2. Основные инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка Кыргызской Республики_______________18
2.3. Платежная система НБКР______________________________22
2.4. Отчетность Банка Кыргызстана_________________________43
2.5. Вопрос независимости центральных банков_______________46
Глава 3: Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики Национального банка Кыргызской Республики.
3.1. Итоги денежно-кредитной политики за 2010 г. ______________49
3.2. Основные направления денежно-кредитной политики на 2011-2013 годы_______________________________________________________52
Заключение___________________________________________65
Список использованной литературы______________________66
Выполняя
функцию финансового агента правительства,
Центральный банк осуществляет кассовое
исполнение бюджета - прием, хранение и
выдачу государственных бюджетных
средств, ведение учета и отчетности.
В основу кассового исполнения бюджета
положен принцип единства кассы,
т.е. все мобилизованные государственные
доходы направляются на единый счет министерства
финансов в ЦБ, с которого черпаются
средства для осуществления
Единство кассы предоставляет
министерству финансов возможность
осуществлять постоянный контроль над
поступлением средств на его счет
и за движением кассовой наличности;
обеспечивает централизацию государственных
бюджетных средств и
1.2. Механизм функционирования ЦБ КР.
Банк Кыргызстана образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В
систему Банка Кыргызстана
Банк Кыргызстана выполняет следующие функции:
НБКР и Правительство Кыргызской Республики информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк Кыргызстана консультирует Министерство финансов КР по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Глава 2:
Национальный банк и денежно-кредитная политика
Кыргызской Республики.
2.1. Цели, задачи и структура Национального Банка Кыргызской Республики.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Национального банка Кыргызской Республики законодательно определены Конституцией Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" от 29 июля 1997 года.
Главной целью деятельности Национального банка Кыргызской Республики является достижение и поддержание стабильности цен, посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики.
Основной задачей, способствующей
достижению цели деятельности банка, является
поддержание покупательной
Для выполнения поставленных задач Национальный банк Кыргызской Республики самостоятельно организует и осуществляет свою деятельность независимо от органов государственной власти и управления.
Национальный банк Кыргызской Республики выполняет следующие основные функции:
1) разрабатывает, определяет и
проводит денежно-кредитную
2) осуществляет регулирование и
надзор за деятельностью
3) разрабатывает и осуществляет единую валютную политику;
4) обладает исключительным
5) способствует эффективному
6) устанавливается правила
Правовой статус Национального
банка - носит комплексный характер
и определяется не только правовыми
нормами, но и экономической
Правовой статус Национального банка Кыргызской Республики определяется в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" от 29 июля 1997 года.
Принцип независимости - ключевой элемент
правового статуса
Годовой отчет Банка Кыргызстана, после прохождения независимого внешнего аудита утверждается Правлением НБКР и представляется в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики и широкой общественности в виде широкой публикации.
Национальный Банк является юридическим
лицом, имеет печать со своим имением
и изображением Государственного герба
Кыргызской Республики. Полномочия по
владению, пользованию и распоряжению
имуществом Национального Банка
осуществляются самим Национальным
Банком, изъятие и обременение
обязательствами имущества
Финансовая независимость
Отличительной чертой правового статуса Национального банка являются его правовые акты. Нормативные акты Национального банка издаются им в силу его нормотворческой компетенции и в пределах этой компетенции и обязательны для банковских учреждений, их клиентов, а также органов исполнительной власти, данные нормативные акты Национального банка вступают в силу после государственной регистрации.
Национальный банк является финансовым советником Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики по финансовым вопросам и другим вопросам, связанным с банковской деятельностью. Банк Кыргызстана дает заключения по проектам нормативно-правовых актов, связанных с финансовой и банковской деятельностью.
Согласно Закону "О Национальном
банке Кыргызской Республики", целью
деятельности Банка Кыргызстана
является достижение и поддержание
стабильности цен, посредством проведения
соответствующей денежно-
Организационная структура НБКР строится на двух основных принципах:
Принцип обоснованности заключается в том, что все обособленные структурные подразделения и звенья должны нести в себе функциональную нагрузку, непосредственно связанную с той или иной функцией НБКР и способствовать достижению его целей.
Принцип непрерывного развития и совершенствования говорит о том, что сегодняшняя структура НБКР не является статичной, она изменяется и будет изменяться в зависимости от изменения основных задач, приоритетов развития, экономических преобразований и реформ, происходящих в государстве.
Исходя из настоящих условий
и требований экономики, в НБКР сформирована
следующая организационная
Согласно Закону Кыргызской Республики
"О Национальном банке Кыргызской
Республики" управление деятельностью
Национального банка
Правление Национального банка
Кыргызской Республики определяет основные
направления деятельности Банка
Кыргызстана и осуществляет руководство
им на основе принятия коллегиальных
решений, обеспечивающих выполнение основных
задач Национального банка - поддержания
покупательной способности
Правление НБКР осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом "О Национальном банке Кыргызской Республики" и Регламентом. Заседания Правления проводятся не реже одного раза в месяц.
Правление Национального банка Кыргызской Республики
В соответствии с Законом «О Национальном банке Кыргызской Республики», Правление является высшим органом управления Национального банка Кыргызской Республики и определяет основные направления его деятельности.
2.2. Основные инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка Кыргызской Республики.
1. Операции на открытом рынке
- инструмент, используемый для регулирования ("стерилизации"/ пополнения) уровня ликвидности в банковской системе.
1.1. Аукционы по продаже нот НБКР
Ноты
- это государственные
1.2. Операции на вторичном рынке ГЦБ
1.2.1. Операции репо НБКР
Операции репо НБКР – это операции по покупке (прямое репо)/продаже (обратное репо) государственных ценных бумаг с обязательством их обратной продажи/покупки в определенную дату в будущем и по заранее оговоренной цене.
Целью проведения операций прямых репо является временное предоставление банковской системе ликвидности в национальной валюте. Целью проведения операций обратных репо является временное изъятие из банковской системы ликвидности в национальной валюте. НБКР объявляет минимальную процентную ставку при прямых репо операциях и максимальную процентную ставку при обратных репо операциях по принимаемым на операции репо заявкам. Также операции репо могут проводится по фиксированной процентной ставке для всех участников. Операции репо проводятся по инициативе НБКР.
1.2.2.
Покупка ГЦБ на условиях
Покупка ГЦБ на условиях аутрайт – это операции по покупке Национальным банком ГЦБ с установленным НБКР сроком до погашения ГЦБ.
Целью проведения редисконтных операций является способствование развитию вторичного рынка ГЦБ и росту ликвидности приобретаемых ГЦБ, а также временное предоставление ликвидности банковской системе в национальной валюте. Операции проводятся по инициативе НБКР
2. Учетная ставка - инструмент, используемый как основной ориентир при определении стоимости денежных ресурсов в экономике. Размер учетной ставки привязан к текущей доходности нот НБКР сроком обращения 28 дней, устанавливаемой на еженедельных аукционах по размещению нот НБКР.
3. Обязательные резервные требования (ОРТ)
Обязательные резервы – это инструмент, используемый в качестве регулятора объема денежных агрегатов, банковского кредита и спроса на ликвидность, а также как средство снижения риска неплатежеспособности банковской системы. Депонирование обязательных резервов осуществляется в виде размещения коммерческим банком денежных средств на корреспондентском счете в Национальном банке. Объем обязательных резервов рассчитывается еженедельно и определяется в процентах от среднедневной расчетной базы за предыдущую неделю. Базовый (расчетный) период выполнения ОРТ составляет 2 недели. Размер обязательных резервов, перечень обязательств, входящих в расчетную базу для определения обязательных резервов, ставка компенсации за соблюдение обязательных резервов и размер платы за несоблюдение ОРТ устанавливаются Правлением НБКР. С 14 марта 2011 г. размер обязательных резервов составляет 9,0 процента от расчетной базы. В расчетную базу для определения обязательных резервов входят все депозиты физических и юридических лиц, уменьшенные на сумму средств, перечисленных коммерческим банком на валютный депозитный счет в Национальном банке. С 13 октября 2008 года ставка компенсации за выполнение ОРТ равна нулю. В случае несоблюдения ОРТ с коммерческого банка взимается плата в трехкратном размере от средней за базовый период учетной ставки НБКР.