Центральный банк и его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью моего исследования является выявление эффективности денежно-кредитной политики Национального банка, анализ применяемых инструментов, а также основных макроэкономических показателей.
Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в Кыргызстане, так как оно объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности.

Содержание

Введение__________________________________________________3
Глава 1: Роль центрального банка в банковской системе.
1.1. Сущность и функции Центрального банка КР _____________6
1.2. Механизм функционирования Центрального банка КР ______11
Глава 2: Национальный банк и денежно-кредитная политика Кыргызской Республики.
2.1. Цели, задачи и структура Национального Банка Кыргызской Республики____________________________________________________14
2.2. Основные инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка Кыргызской Республики_______________18
2.3. Платежная система НБКР______________________________22
2.4. Отчетность Банка Кыргызстана_________________________43
2.5. Вопрос независимости центральных банков_______________46
Глава 3: Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики Национального банка Кыргызской Республики.
3.1. Итоги денежно-кредитной политики за 2010 г. ______________49
3.2. Основные направления денежно-кредитной политики на 2011-2013 годы_______________________________________________________52
Заключение___________________________________________65
Список использованной литературы______________________66


Работа содержит 1 файл

курсовая(готовая).docx

— 2.44 Мб (Скачать)

Выполняя  функцию финансового агента правительства, Центральный банк осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и  выдачу государственных бюджетных  средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета  положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные  доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются  средства для осуществления государственных  расходов, таким образом, Центральный  банк выступает кассиром правительства.

Единство кассы предоставляет  министерству финансов возможность  осуществлять постоянный контроль над  поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных  бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального и местного), образующих в совокупности бюджетную  систему страны; позволяет проводить  операции  по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию Центрального банка. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

 

 

1.2. Механизм функционирования ЦБ КР.

Организационная структура  Банка Кыргызстана.

Банк Кыргызстана образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка Кыргызстана входят:

    1. центральный аппарат,
    2. территориальные учреждения,
    3. расчетно-кассовые центры,
    4. вычислительные центры, полевые учреждения,
    5. учебные заведения и другие предприятия,
    6. учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Кыргызское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Банк  Кыргызстана выполняет следующие функции:

  1. во взаимодействии с Правительством Кыргызской Республики разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости сома;
  2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  4. устанавливает правила осуществления расчетов в КР;
  5. устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  6. осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом
  7. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  8. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  9. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Кыргызской Республики все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка КР;
  10. осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
  11. организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
  12. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Кыргызской Республики и организует составление платежного баланса Кыргызской Республики;
  13. в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Кыргызской Республики в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  14. для реализации возложенных на него функций НБКР участвует в разработке экономической политики  Правительства Кыргызской Республики.

 

НБКР и Правительство Кыргызской Республики информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Банк  Кыргызстана консультирует Министерство финансов КР по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2:

Национальный  банк и денежно-кредитная политика

Кыргызской  Республики.

2.1. Цели, задачи и структура Национального Банка Кыргызской Республики.

 

Статус, задачи, функции, полномочия и  принципы организации и деятельности Национального банка Кыргызской Республики законодательно определены Конституцией Кыргызской Республики и  Законом Кыргызской Республики "О  Национальном банке Кыргызской Республики" от 29 июля 1997 года.

Главной целью деятельности Национального  банка Кыргызской Республики является достижение и поддержание стабильности цен, посредством проведения соответствующей  денежно-кредитной политики.

Основной задачей, способствующей достижению цели деятельности банка, является поддержание покупательной способности  национальной валюты, обеспечение безопасности и надежности банковской и платежной  системы республики (статья 3 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики").

Для выполнения поставленных задач  Национальный банк Кыргызской Республики самостоятельно организует и осуществляет свою деятельность независимо от органов  государственной власти и управления.

Национальный банк Кыргызской Республики выполняет следующие основные функции:

1) разрабатывает, определяет и  проводит денежно-кредитную политику  в Кыргызской Республике;

2) осуществляет регулирование и  надзор за деятельностью банков  и финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком  Кыргызской Республики;

3) разрабатывает и осуществляет  единую валютную политику;

4) обладает исключительным правом  проведения эмиссии денежных  знаков;

5) способствует эффективному функционированию  платежной системы;

6) устанавливается правила проведения  банковских операций, бухгалтерского  учета и отчетности для банковской  системы. 

Правовой статус Национального  банка - носит комплексный характер и определяется не только правовыми  нормами, но и экономической обоснованностью, базирующейся на функциях Национального  банка Кыргызской Республики.

Правовой статус Национального  банка Кыргызской Республики определяется в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке  Кыргызской Республики" от 29 июля 1997 года.

Принцип независимости - ключевой элемент  правового статуса Национального  банка Кыргызской Республики - проявляется, прежде всего, в том, что Национальный Банк не входит в структуру органов  государственной власти и выступает  как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации  денежного обращения.

Годовой отчет Банка Кыргызстана, после прохождения независимого внешнего аудита утверждается Правлением НБКР и представляется в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики и широкой общественности в виде широкой публикации.

Национальный Банк является юридическим  лицом, имеет печать со своим имением  и изображением Государственного герба  Кыргызской Республики. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Национального Банка  осуществляются самим Национальным Банком, изъятие и обременение  обязательствами имущества Национального  Банка не допускается. Национальный Банк вправе защищать свой статус и  полномочия в судебном порядке.

Финансовая независимость Национального  банка Кыргызской Республики выражается в том, что он осуществляет свои расходы  за счет собственных доходов и  освобожден от всех налогов, таможенных и иных сборов, а также государственной  пошлины. Принципы бюджетирования затрат Национального банка утверждены Президентом Кыргызской Республики.

Отличительной чертой правового статуса  Национального банка являются его  правовые акты. Нормативные акты Национального  банка издаются им в силу его нормотворческой  компетенции и в пределах этой компетенции и обязательны для  банковских учреждений, их клиентов, а  также органов исполнительной власти, данные нормативные акты Национального  банка вступают в силу после государственной  регистрации.

Национальный банк является финансовым советником Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики по финансовым вопросам и другим вопросам, связанным с банковской деятельностью. Банк Кыргызстана дает заключения по проектам нормативно-правовых актов, связанных с финансовой и банковской деятельностью.

Согласно Закону "О Национальном банке Кыргызской Республики", целью  деятельности Банка Кыргызстана  является достижение и поддержание  стабильности цен, посредством проведения соответствующей денежно-кредитной  политики. Исходя из цели деятельности Банка Кыргызстана определены его основные задачи и функции. Реализация функций и ответственность распределены между структурными подразделениями НБКР, которые в совокупности представляют собой его организационную структуру.

Организационная структура НБКР строится на двух основных принципах:

  • принципе обоснованности функциональной структуры;
  • принципе непрерывного развития и совершенствования.

Принцип обоснованности заключается  в том, что все обособленные структурные  подразделения и звенья должны нести  в себе функциональную нагрузку, непосредственно  связанную с той или иной функцией НБКР и способствовать достижению его  целей.

Принцип непрерывного развития и совершенствования  говорит о том, что сегодняшняя  структура НБКР не является статичной, она изменяется и будет изменяться в зависимости от изменения основных задач, приоритетов развития, экономических преобразований и реформ, происходящих в государстве.

Исходя из настоящих условий  и требований экономики, в НБКР сформирована следующая организационная структура:

Согласно Закону Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" управление деятельностью  Национального банка осуществляет Правление НБКР.

Правление Национального банка  Кыргызской Республики определяет основные направления деятельности Банка  Кыргызстана и осуществляет руководство  им на основе принятия коллегиальных  решений, обеспечивающих выполнение основных задач Национального банка - поддержания  покупательной способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики.

Правление НБКР осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом "О  Национальном банке Кыргызской Республики" и Регламентом. Заседания Правления  проводятся не реже одного раза в месяц.

Правление Национального  банка Кыргызской Республики

В соответствии с Законом «О Национальном банке  Кыргызской Республики», Правление  является высшим органом управления Национального банка Кыргызской Республики и определяет основные направления  его деятельности.

2.2. Основные инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка Кыргызской Республики.

1. Операции  на открытом рынке  

-  инструмент, используемый для  регулирования ("стерилизации"/ пополнения) уровня ликвидности  в банковской системе.

1.1. Аукционы по продаже нот НБКР 

Ноты - это государственные краткосрочные  ценные бумаги, выпускаются в обращение  НБКР на срок 7, 14, 28 дней на еженедельных аукционах. Доходность определяется в  зависимости от спроса и предложения  со стороны коммерческих банков. Целью проведения аукционов нот является изъятие из банковской системы ликвидности в национальной валюте.

 

1.2. Операции на вторичном рынке ГЦБ

1.2.1. Операции репо НБКР 

Операции  репо НБКР – это операции по покупке (прямое репо)/продаже (обратное репо) государственных ценных бумаг с обязательством их обратной продажи/покупки в определенную дату в будущем и по заранее оговоренной цене. 

Целью проведения операций прямых репо является временное предоставление банковской системе ликвидности в национальной валюте. Целью проведения операций обратных репо является временное изъятие из банковской системы ликвидности в национальной валюте. НБКР объявляет минимальную процентную ставку при прямых репо операциях и максимальную процентную ставку при обратных репо операциях по принимаемым на операции репо заявкам. Также операции репо могут проводится по фиксированной процентной ставке для всех участников. Операции репо проводятся по инициативе НБКР.

1.2.2. Покупка ГЦБ на условиях аутрайт  (редисконтные операции НБКР)

Покупка ГЦБ на условиях аутрайт – это  операции по покупке Национальным банком ГЦБ с установленным НБКР сроком до погашения ГЦБ.

Целью проведения редисконтных операций является способствование развитию вторичного рынка ГЦБ и росту ликвидности приобретаемых ГЦБ, а также временное предоставление ликвидности банковской системе в национальной валюте. Операции проводятся по инициативе НБКР

2. Учетная  ставка - инструмент, используемый как основной ориентир при определении стоимости денежных ресурсов в экономике. Размер учетной ставки привязан к текущей доходности нот НБКР сроком обращения 28 дней, устанавливаемой на еженедельных аукционах по размещению нот НБКР.

3. Обязательные  резервные требования (ОРТ) 

Обязательные  резервы – это инструмент, используемый в качестве регулятора объема денежных агрегатов, банковского кредита  и спроса на ликвидность, а также  как средство снижения риска неплатежеспособности банковской системы. Депонирование  обязательных резервов осуществляется в виде размещения коммерческим банком денежных средств на корреспондентском  счете в Национальном банке. Объем  обязательных резервов рассчитывается еженедельно и определяется в  процентах от среднедневной расчетной  базы за предыдущую неделю. Базовый (расчетный) период выполнения ОРТ составляет 2 недели. Размер обязательных резервов, перечень обязательств, входящих в  расчетную базу для определения  обязательных резервов, ставка компенсации  за соблюдение обязательных резервов и размер платы за несоблюдение ОРТ  устанавливаются Правлением НБКР. С 14 марта 2011 г. размер обязательных резервов составляет 9,0 процента от расчетной  базы. В расчетную базу для определения  обязательных резервов входят все депозиты физических и юридических лиц, уменьшенные  на сумму средств, перечисленных  коммерческим банком на валютный депозитный счет в Национальном банке. С 13 октября 2008 года ставка компенсации за выполнение ОРТ равна нулю. В случае несоблюдения ОРТ с коммерческого банка взимается плата в трехкратном размере от средней за базовый период учетной ставки НБКР.

Информация о работе Центральный банк и его функции