Центральный банк и его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью моего исследования является выявление эффективности денежно-кредитной политики Национального банка, анализ применяемых инструментов, а также основных макроэкономических показателей.
Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в Кыргызстане, так как оно объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности.

Содержание

Введение__________________________________________________3
Глава 1: Роль центрального банка в банковской системе.
1.1. Сущность и функции Центрального банка КР _____________6
1.2. Механизм функционирования Центрального банка КР ______11
Глава 2: Национальный банк и денежно-кредитная политика Кыргызской Республики.
2.1. Цели, задачи и структура Национального Банка Кыргызской Республики____________________________________________________14
2.2. Основные инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка Кыргызской Республики_______________18
2.3. Платежная система НБКР______________________________22
2.4. Отчетность Банка Кыргызстана_________________________43
2.5. Вопрос независимости центральных банков_______________46
Глава 3: Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики Национального банка Кыргызской Республики.
3.1. Итоги денежно-кредитной политики за 2010 г. ______________49
3.2. Основные направления денежно-кредитной политики на 2011-2013 годы_______________________________________________________52
Заключение___________________________________________65
Список использованной литературы______________________66


Работа содержит 1 файл

курсовая(готовая).docx

— 2.44 Мб (Скачать)

4. Операции  рефинансирования (кредитование) банков  

-инструмент  прямого воздействия на денежную массу используемый для корректировки уровня резервов в коммерческих банках в случае возникновения дефицита финансовых средств.

4.1. Кредит "овернайт" 

Кредит  «овернайт» предоставляется в национальной валюте на один день, под залоговое  обеспечение, для поддержания краткосрочной  ликвидности банка. В качестве залогового обеспечения принимаются государственные  ценные бумаги Кыргызской Республики, размещаемые через НБКР. Процентная ставка устанавливается в размере 1,2 от учетной ставки НБКР. Используется регулярно по инициативе коммерческого  банка.

4.2. Кредит последней инстанции 

Кредит  последней инстанции предоставляется  в исключительных случаях коммерческим банкам, испытывающим серьезные финансовые проблемы, на срок не более 6 месяцев. Процентная ставка устанавливается Правлением НБКР. Используется по инициативе коммерческого  банка при условии наличия  программы оздоровления банка.

4.3. Внутридневной кредит

Внутридневной кредит предоставляется  в национальной валюте на беспроцентной основе, в  течение операционного дня на несколько часов, под залоговое  обеспечение, для повышения эффективности  работы платежной системы. В качестве залогового обеспечения принимаются  государственные ценные бумаги Кыргызской Республики, размещаемые через НБКР. Используется регулярно по инициативе коммерческого банка.

 

 

5. Операции  на валютном рынке 

- операции с иностранной валютой  на межбанковском валютном рынке 

5.1. Валютные интервенции  

Операции  по покупке/продаже иностранной  валюты. Проводятся с целью предотвращения резких колебаний обменного курса  сома. Операции проводятся по инициативе НБКР.

5.2. Аукционы прямых своп 

Аукционы  прямых своп – это аукционы по обмену денежных средств в национальной валюте на эквивалентную сумму в  иностранной валюте (доллар США и  ЕВРО) с обязательством обратного  обмена основных сумм и начисленных  процентов по заранее оговоренным  условиям. 

Целью проведения аукционов прямых своп является обеспечение банковской системы  краткосрочной ликвидностью в национальной валюте на срок до 7 дней. Аукционы проводятся по инициативе НБКР.

5.3. Обратные своп операции

Обратные  своп операции – это операции по обмену денежных средств в иностранной  валюте (доллар США) на эквивалентную  сумму в национальной валюте с  обязательством обратного обмена основных сумм и начисленных процентов  по заранее оговоренным условиям.

Целью проведения обратных своп операций является изъятие из банковской системы избыточной ликвидности в национальной валюте. Операции проводятся по инициативе Национального  банка.

 

6. Депозитные операции НБКР в  национальной валюте

Депозитные  операции НБКР в национальной валюте – это инструмент, используемый с целью изъятия избыточной ликвидности  из банковской системы путем привлечения  денежных средств в национальной валюте на срочные депозитные счета  в НБКР на условиях возвратности, платности  и срочности. НБКР объявляет максимальную процентную ставку при проведении депозитного  аукциона. Также депозитные операции могут проводиться по фиксированной процентной ставке для всех участников. Депозитные операции проводятся по инициативе НБКР.

 

 

2.3. Платежная система НБКР.

 

   

 

Информация  

о текущем состоянии платежной системы  

Кыргызской Республики за 4 квартал 2010 г.  

 

1. Платежи и расчеты 

По итогам работы за 4-й квартал 2010 г. общий объем межбанковских платежей составил 124 755,3 млн. сом. Данный показатель по сравнению с: 

Ø предыдущим кварталом 2010 года увеличился на 13,6 %. 

Ø с аналогичным периодом 2009 года уменьшился на 2,8 %; 

График 1. Динамика межбанковских платежей 

Всего через межбанковские платежные системы Кыргызской Республики в отчетном периоде 2010 года было проведено 317 372 платежа, данный показатель по сравнению: 

Ø с предыдущим кварталом 2010 года увеличился на 9,0 %. 

Ø с аналогичным периодом 2009 года уменьшился на 62,8 %; 

Основной объем платежей от общего объема платежей приходился на гроссовую систему расчетов (в отчетном квартале данный показатель составил 86,6). 

Основное количество платежей к общему количеству платежей проходилось на Систему пакетного клиринга - 89,7 %. 

 

1.1. Система пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей   

 

По состоянию на 1 января 2011 г. участниками Системы пакетного клиринга (далее СПК) являлись НБКР, 22 действующих коммерческих банка, включая 208 филиалов.   

 

По итогам работы за 4-й квартал 2010 г. объем клиринговых платежей составил 16 776,0 млн. сом и по сравнению: 

Ø с предыдущим кварталом 2010 года увеличился на 10,5 %. 

Ø с аналогичным периодом 2009 года увеличился на 2,6 %; 

Количество клиринговых платежей в отчетном периоде текущего года составило 284 710, данный показатель по сравнению: 

Ø с предыдущим кварталом 2010 года увеличился на 8,4 %. 

Ø с аналогичным периодом 2009 года уменьшился на 65,3 %; 

График 2. Динамика объема и количества платежей СПК. 

 

 

1.2. Гроссовая система расчетов в режиме реального времени 

Общий объем гроссовых платежей в отчетном квартале составил 107 979,3 млн. сом, и по сравнению: 

Ø с предыдущим кварталом 2010 года увеличился на 14,1 %; 

Ø с аналогичным периодом 2009 года уменьшился на 3,6 %.  

 

Общее количество платежей в гроссовой системе составило 32 662 платежа, и по сравнению: 

Ø с предыдущим кварталом 2010 года увеличилось на 14,0 %; 

Ø с аналогичным периодом 20091 года уменьшилось на 1,0 %. 

График 3. Динамика количества и объема гроссовых платежей за 2009-2010 гг. 

 

Средний объем одного платежа составил 3 305 960 сом, что больше, чем в предыдущем квартале 2010 года, на 0,2 %, и меньше аналогичного периода прошлого года на 2,6 %. 

Количество платежей в течение 4-го квартала 2010 года колебалось от 25 до 829 платежей в день. Максимальный дневной объем платежей в течение отчетного квартала составил 3 496,3 млн. сом, что больше на 11,0 % по сравнению с предыдущим кварталом 2010 года и на 1,3 % меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Минимальный дневной объем платежей составил 153,8 млн. сом, что меньше на 15,9 % по сравнению с предыдущим кварталом 2010 года и больше на 26,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.   

 

1.3. Рынок банковских платежных карт 

По состоянию на 1 января 2011 г. на территории Кыргызской Республики услуги по эмиссии и эквайрингу банковских платежных карт предоставляли 20 из 22-х финансово-кредитных учреждений республики, из которых эмитентами и эквайерами международных карт являлись 8 банков, обслуживание карт по локальным системам осуществляли 3 банка, обслуживание карт по единой национальной системе «Элкарт» - 16 банков. 

В 4-м квартале 2010 года акционерами ЗАО «Межбанковский процессинговый центр» (далее ЗАО «МПЦ») являлись 15 коммерческих банков и ОАО «Кыргызтелеком».  

По состоянию на конец четвертого квартала 2010 года количество национальных карт «Элкарт» в обращении составило 84 956. Всего функционировало 72 банкомата, 373 кассовых терминала, установленных в филиалах и сберкассах коммерческих банков и 137 терминалов – в торгово-сервисных пунктах, в местах общего доступа по г. Бишкек, в районных центрах Чуйской, Ошской, Жалал-Абадской, Баткенской, Иссыкульской, Нарынской, Таласской областях. 

 

Эмиссия банковских платежных карт. 

Общее число эмитированных платежных карт по состоянию на 1 января 2011 г. составило 225 188. По сравнению с третьим кварталом 2010 года количество карт увеличилось на 7,6 %, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество карт возросло на 34,1 %. В целом, начиная с 2005 года, наблюдается динамика роста количества банковских платежных карт в обращении.  

 

В разбивке по видам распределения платежных карт следующее:  

 

· Международные системы 92 565: 

- «Visa» 91 526  

- «Master Card» 1 039   

 

· Локальные системы 47 667: 

- «Алай Кард» 45 721 

- «Золотая корона» 1 946   

 

· Национальная система «Элкарт» 84 956 

 

 

 

 

 

 

График 4. Общее количество карт в обращении 

 

Эквайринг банковских платежных карт. 

Общее количество действующих терминалов и банкоматов по состоянию на 1 января 2011 г. в разбивке по видам систем составило:  

· по национальной системе «Элкарт» – 72 банкомата и 510 терминалов; 

· по международным системам «Visa & MasterCard Int.» – 143 банкомата и 838 терминалов; 

· по локальной системе «Алай Кард» – 54 банкомата, 203 терминала, из них 68 терминалов обеспечивают прием и обслуживание карт системы «Золотая корона»; 

· по локальной системе «Золотая корона» - 11 банкоматов, 64 терминала.  

 

В итоге, банковские платежные карты принимались к обслуживанию в 280-ти банкоматах, и 1 615-ти терминалах, установленных в местах общего доступа по всей территории республики.  

 

 

 

График 5. Количество банкоматов по системам 

График 6. Количество терминалов по системам 

 

 

Таблица 1. Распределение банкоматов и терминалов по национальной системе «Элкарт» в разрезе по областям КР по состоянию на 1 января 2011 г.  

 

Область 

Количество POS-терминалов  

Количество банкоматов  

г. Бишкек 

303 

52 

Чуйская область 

37 

Иссык-кульская область 

38 

Ошская область 

46 

Джалалабадская область 

42 

Нарынская область 

14 

Таласская область 

Баткенская область 

22 

ИТОГО 

510 

72 


Показатели по объему операций с использованием банковских платежных карт.  

В четвертом квартале 2010 года общий объем проведенных операций с использованием платежных карт составил 4 460,9 млн. сом. По сравнению с прошлым кварталом 2010 года и аналогичным периодом прошлого года объем проведенных операций увеличился на 15,3 % и на 31,6 % соответственно. Лидирующую позицию по объему транзакций занимали операции, проведенные с использованием международных карт, что составило 62,1 % от общего объема транзакций. Объем операций с использованием локальных платежных карт составил 23,9 % от общего объема; объем операций по национальной системе расчетов составил 14 % от общего объема проведенных операций. 

Как и прежде, основная доля всех операций приходилась на обналичивание денежных средств - 4 238,2 млн. сом, что составило 95,01 % по отношению к общему объему всех операций. Объем операций, проведенных через терминалы в торгово-сервисных предприятиях, составил 222,7 млн. сом (4,99 % от всех проведенных операций).  

Показатели по количеству операций с использованием банковских платежных карт. 

В четвертом квартале 2010 года было проведено 939 436 операций. По сравнению с третьим кварталом 2010 года количество операций увеличилось на 15,6 %, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель по количеству операций вырос на 6,9 %.  

Таблица 2. Показатели, характеризующие развитие рынка платежных карт  

№ 

 

2008 

2009 

2010 

Количество эмитированных платежных карт на конец года (шт.) 

101 383 

167 870 

225 188 

Количество эмитированных платежных карт в расчете на 1 тыс. человек (шт.) 

19,1 

31,3 

41,1 

Количество операций, совершенных с использованием платежных карт (шт.) 

1 589 248 

2 836 233 

3 371 078 

Среднее количество операций в расчете на 1 тыс. человек (шт.) 

299,6 

528,3 

615,5 

Объем операций, совершенных по платежным картам (млн. сом.) 

6 846,1 

10 000,0 

14 560,1 

Средний объем операций с картами в расчете на душу населения (сом.) 

1290,7 

1862,9 

2658,4 

Количество человек, приходящих на 1 банкомат  

30 482,7 

17 041,3 

15 341,7 

Количество человек, приходящих на 1 терминал 

4,8 тыс. 

3,8 тыс. 

3,1 тыс. 

Население на территории КР (тыс. чел) 

5 303,8 

5 367,7 

5 473,5 


  

1.4. Аналитические данные по изменениям в структуре платежей 

В 4 квартале 2010 года отмечался рост объема номинального ВВП по сравнению с соответствующим кварталом 2009 года, что было обусловлено в большей степени ускорением роста цен на товары и услуги. По сравнению с 3-м кварталом 2010 года объем ВВП увеличился на 3,7 % (в аналогичном периоде 2009 года номинальный ВВП снизился на 0,2 %). Если рассматривать изменения в объемах платежей в межбанковской платежной системе республики, то можно отметить аналогичную динамику: общий объем платежей за 4 квартал увеличился на 13,6 % по сравнению с 3-м кварталом 2010 года, тогда как в аналогичном периоде 2009 года его снижение составило 8,9 %. 

При этом в годовом исчислении номинальный ВВП вырос на 5,7 %, а объем платежей снизился на 2,8 %.   

График 7. Динамика прироста объема ВВП и объема платежей 

 

По итогам 4-го квартала 2010 года общий объем межбанковских платежей составил 124 755,2 млн. сом, из которых 16 776,0 млн. сом или 13,4 % составили платежи через клиринговую систему и 107 979,2 млн. сом или 86,6 % составили платежи через гроссовую систему.  

Удельный вес платежей бюджетных организаций в структуре межбанковской платежной системы за 4-й квартал 2010 года составил 16,9 %, банковских операций – 72,1 %, а платежей внебюджетных организаций за товары и услуги, активы и обязательства – 11,0 %.  

В номинале объем платежей бюджетных организаций за 4-й квартал составил 21 062,2 млн. сом, увеличившись на 14,4 % по сравнению с аналогичным показателем 3-го квартала 2010 года. Удельный вес платежей бюджетных организаций, осуществленный через гроссовую систему, составил 62,5 %, а через клиринговую систему – 37,5 %. Причиной увеличения объема платежей государственного бюджета в отчетном квартале стал рост его показателей. Так, общие доходы бюджета по сравнению с предыдущим кварталом увеличились на 17,0 %, соответственно, и объем входящих бюджетных платежей в отчетном квартале увеличился на 8,1 %.  

График 8. Динамика бюджетных доходов и объема платежей 

Общие расходы государственного бюджета в 4-м квартале 2010 года выросли на 23,7 % по сравнению с предыдущим кварталом. Рост бюджетных расходов был обусловлен ростом выплат заработных плат, средств на социальную защиту и расходами на стабилизацию ситуации в республике. Объем исходящих платежей из государственного бюджета, осуществляемый в межбанковской платежной системе, в отчетном квартале увеличился на 20,7 %.  

График 9. Динамика бюджетных расходов и объема платежей 

В 4-м квартале 2010 года отмечалось увеличение объема платежей, осуществляемых посредством банковских платежных карт. Так, объем произведенных платежей по банковским картам по отношению к предыдущему кварталу увеличился на 15,3 %. Отмечалось также увеличение количества платежей с платежными картами на 15,6 % по сравнению с аналогичным показателем 3-го квартала 2010 года.   

1.5. Трансграничные платежи  

Трансграничные платежи участников в отчетном квартале проводились с использованием систем SWIFT, «Telex», «Банк-Клиент», «Е-Клиент» и т.д. Наиболее часто банки используют систему SWIFT.  

В 4-м квартале 2010 года международные платежи осуществлялись по 10-ти видам валют. 17 коммерческих банков и Национальный банк работали через общий интерфейс УКП SWIFT, 5 банков были подключены к системе SWIFT самостоятельно, и 1 банк работал через головной офис в Казахстане. 

Общий объем входящих платежей по итогам 4-го квартала 2010 года составил 192,8 млрд. сом (данный показатель уменьшился на 12 % по сравнению с 3-м кварталом 2010 г.), объем исходящих платежей составил 207,6 млрд. сом (данный показатель уменьшился на 26 % по сравнению с 3-м кварталом 2010 г.). В отчетном квартале Национальным банком было проведено 929 платежей по системе SWIFT по 10-ти видам валют.   

График 10. Объемы трансграничных платежей в разрезе стран  

1.6. Денежные переводы  

По итогам отчетного квартала денежные переводы осуществлялись по международным и локальным системам денежных переводов. Общий объем входящих переводов составил 18,1 млрд. сом, объем исходящих переводов составил 3,1 млрд. сом.  

По итогам 2010 года общий объем входящих денежных переводов составил 62,3 млрд. сом, общий объем исходящих переводов составил 10,9 млрд. сом.  

В отчетном квартале денежные переводы осуществлялись по 5-ти видам валют.  

1) Денежные переводы в долларах США 

В 4-м квартале 2010 года общее количество входящих платежей составило 134 522 на сумму 122,5 млн. долларов США (уменьшение по сравнению с 3-м кварталом 2010 года на 4,6 % и на 22,2 % соответственно). Количество исходящих платежей составило 24 975 на общую сумму 34,4 млн. долларов США (увеличение по сравнению с 3-м кварталом 2010 года на 15,0 % и на 3,8 % соответственно).  

2) Денежные переводы в евро 

По итогам отчетного квартала было проведено 3 603 входящих платежа на общую сумму 1,7 млн. евро (увеличение по сравнению с 3-м кварталом 2010 года на 9,3 % и на 7,7 % соответственно) и 452 исходящих платежа на общую сумму 0,8 млн. евро (увеличение по сравнению с 3-м кварталом 2010 года на 29,1 % и на 12,6 % соответственно).  

3) Денежные переводы в российских рублях 

По итогам отчетного квартала было проведено 686 249 входящих платежей на сумму 7, 6 млрд. рублей (увеличение по сравнению с 3-м кварталом 2010 года на 6,3 % и на 3,2 % соответственно), а также 26 298 исходящих платежей на сумму 0, 6 млрд. рублей (увеличение по сравнению с 3-м кварталом 2010 года на 31,4 % и на 8,3 % соответственно).

4) Денежные переводы в казахских тенге 

В отчетном периоде было проведено 3 353 входящих платежа на сумму 131,7 тыс. тенге (увеличение по сравнению с 3-м кварталом 2010 года на 5,3 % и на 9,1 % соответственно), а также 136 исходящих платежей (увеличение по сравнению с 3-м кварталом 2010 года на 7,9 %) на сумму 9,9 тыс. тенге (уменьшение по сравнению с 3-м кварталом 2010 года на 10,7 %). 

5) Денежные переводы в кыргызских сомах 

В отчетном периоде было проведено 53 245 входящих платежей (уменьшение по сравнению с 3-м кварталом 2010 года на 10,4 %) на сумму 611,8 млн. сом (увеличение по сравнению с 3-м кварталом 2010 года на 15,3 %), а также 43 791 исходящий платеж (уменьшение по сравнению с 3-м кварталом 2010 года на 11,2 %) на сумму 504,8 млн. сом (увеличение по сравнению с 3-м кварталом 2010 года на 20,3 %). 

График 11. Денежные переводы по видам валют (входящие платежи) 

График 12. Денежные переводы по видам валют (исходящие платежи)  

 

График 13. Денежные переводы по видам систем 

  

График 14. Объемы входящих денежных переводов по областям КР  

График 15. Объемы исходящих денежных переводов по областям КР  

 

1.7. Наличное денежное обращение 

Общая сумма денег в обращении по состоянию на 1 января 2011 г. составила 43 290,3 млн. сом, из них 1 753,3 млн. сом находились в кассах коммерческих банков, а остальные - вне банковской системы (по сравнению с соответствующим периодом 2009 года данный показатель увеличился на 7,551,6 млн. сом или на 21,1%).  

Рост денег в обращении связан с увеличением потребности экономики в наличных деньгах и повышением государственных выплат по социальному пакету.   

График 16. Динамика денег в обращении 

В 4-м квартале 2010 года в кассы коммерческих банков в целом по республике поступило 92 750,9 млн. сом, по сравнению с 4-м кварталом 2009 года данный показатель увеличился на 22 945,7 млн. сом, или на 32,9 %. 

В 4-м квартале 2010 года было выдано из касс коммерческих банков 94 505,0 млн. сом, что на 20 452,1 млн. сом, или 27,6 % больше, чем за 4-й квартал 2009 года.    

2. Тарифы на услуги коммерческих банков  

2.1. Расчетно-кассовое обслуживание 

По состоянию на 1 января 2011 года тарифы по выдаче наличных денежных средств в национальной валюте варьировались от 0,1 % до 0,7 %, в иностранной валюте - от 0,2 % до 1%, в зависимости от суммы обналичивания.   

2.2. Безналичные переводы 

Проведение платежей по межбанковским платежным системам 

В отчетном периоде стоимость обработки платежей по клиринговой системе варьировалась в диапазоне от 8 до 20 сом за один платеж, либо составляла 150 - 200 сомов в месяц. Тарифы за перевод по гроссовой системе расчетов колебались от 60 до 200 сомов за один платеж.  

Тарифы на безналичные переводы в пользу клиентов других банков в иностранной валюте сохранились на прежнем уровне, составив в среднем 0,1 % - 0,4 % в зависимости от суммы и вида валют. 

Денежные переводы без открытия счета 

В 4 квартале 2010 г. коммерческие банки обслуживали 18 видов международных систем денежных переводов.  

Также в отчетном квартале банки предоставляли услуги с использованием локальных систем денежных переводов без открытия счета: «Кыргыз трансфер», «Инексим транзит», «Иссыкуль транзит», «Экоперевод», «Аманат», «Береке», «Аргымак», «Салам», «MoneyStream». Тарифы за обслуживание в данных системах зависят от суммы перевода и колебались от 0,15 % до 0,3 % от суммы.   

Таблица 3. Предоставление услуг по денежным переводам.   

Название коммерческого банка

Western 
Union

Money 
Gram

Con 
tact

VIP-Money 
Transfer

Xpress 
Money

Migom

Privat 
Money

UNI 
stream

INTER 
express

STB 
express

Coin 
star

Близко

Аллюр

Быстрая 
почта

Страна 
экспресс

Ане 
лик

Золотая 
корона

Faster

ОАО «РК Аманбанк» 

+  

-  

-  

-  

+  

 

ЗАО «Банк Азии» 

-  

 

ОАО «Банк Бакай» 

-  

-  

 

ЗАО «ДКИБ» 

-  

-  

-  

-  

 

ОАО «Дос-Кредобанк» 

 

ОАО ИБ «Иссык-Куль» 

 

ЗАО «БТА Банк» 

 

ОАО «Халык Банк Кыргызстан» 

-  

-  

 

АОЗТ «КИКБ» 

-  

 

ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан» 

-  

 

ОАО «Кыргызкредит Банк» 

-  

 

 

 

ОАО «КБ Кыргызстан» 

-  

 

ОАО «РСК Банк» 

-  

-  

 

ЗАО АКБ «Толубай» 

-  

-  

 

ОАО «Экоисламикбанк» 

 

 

   

 

   

   

ОАО «UniCreditBank» 

-  

-  

-  

-  

 

БФ НБ Пакистана 

-  

-  

-  

-  

-  

-  

-  

-  

-  

-  

-  

-  

-  

-  

 

ОАО «ФКБ КАБ» 

-  

-  

-  

 

ОАО «Айыл банк» 

ЗАО «Манас Банк» 

 

ОАО «Акылинвестбанк» 

 

  

2.3. Документарные операции 

За отчетный период стоимость услуги по выдаче (открытию) аккредитива не претерпела значительных изменений и в среднем составила от 0,1 % до 0,25 % в зависимости от суммы. 

По состоянию на 1 января 2011 года 17 банков предоставляли банковские гарантии. Стоимость данной услуги зависела от суммы и вида залога и составляла от 0,3 % до 7 %.   

2.4. Операции с дорожными чеками 

По состоянию на 1 января 2011 г. на территории Кыргызской Республики продажей дорожных чеков занимались 13 коммерческих банков. Обналичивание чеков международных систем осуществлялось по следующим тарифам (в зависимости от суммы): 

Ø ОАО «Кыргызкредит Банк» - 5%; 

Ø ОАО «ИБ Иссык-Куль» - 5%; 

Ø ОАО «Халык Банк», ОАО «Дос-Кредо Банк»- 1-5% 

Ø ЗАО «БТА Банк», ОАО «КБ Кыргызстан», ОАО «Банк Бакай» – 3%; 

Ø ОАО «UniCreditBank», ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан», ЗАО «ДКИБ» - 3% 

Ø ОАО «Эко Исламик Банк» - 2 - 3% 

Ø ОАО «РСК Банк» -2,5% 

Ø Бишкекский филиал Национального банка Пакистана - от 1 % до 3 % (мин. ставка 30 USD/EUR за все виды чеков и тратт, кроме дорожных чеков).  

2.5. Обслуживание банковских платежных карт  

Услуги по открытию счета по международным системам «VISA» и «MasterCard» предоставляли 8 банков: ЗАО «Демир Кыргыз Интернэшнл банк», ОАО «Халык Банк Кыргызстан», ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан», ОАО «БТА Банк», ОАО «Банк Бакай», ОАО РК «Аманбанк», ОАО «Коммерческий банк Кыргызстан», ИАКБ «Иссык Куль», ОАО «UniCreditBank», ЗАО «Кыргызский Инвестиционно-Кредитный Банк». Оплата за выдачу карт зависела от вида платежной карты и составляла от 10 до 50 долларов США, либо взималась плата за годовое обслуживание в размере от 60 до 11 830 сомов в зависимости от договора. Оплата за снятие наличных денежных средств колебалась в диапазоне от 0,4 % до 1,5 % от суммы обналичивания.  

Таблица 4. Тарифы банков по обслуживанию «Элкарт»  

№ 

Наименование коммерческого 

банка 

Открытие счета  

Выдача карточки 

Выдача наличных денежных средств по платежным картам 

1. 

ОАО РК «Аманбанк» 

200 сомов (год. обслуживание) 

100 сом 

0,4-0,6% 

2. 

ЗАО «Банк Азии»  

бесплатно 

100 сомов 

0,5-0,6% 

3.  

ОАО «Банк–Бакай»  

бесплатно 

100 сом 

0,2-0,6% 

4.  

ОАО «Дос-Кредобанк» 

120 сомов (год. обслуживание). 

бесплатно 

0,2-0,6% 

5.  

ОАО «ИБ Иссык-Куль» 

бесплатно 

90-100 сомов 

0,35-0,6% 

6.  

ЗАО «БТА Банк» 

60-150 сомов (год обслуживание) 

бесплатно 

0,2-0,6% 

7.  

ОАО «Кыргызкредит Банк» 

бесплатно 

100 сом 

0,4% -0,6% 

8. 

ОАО «КБ Кыргызстан» 

50 -200 сомов 

0-100 сом 

0,6% 

9. 

ЗАО АКБ «Толубай» 

бесплатно 

100 сом 

0,2-0,6% 

10.  

ОАО «Экоисламикбанк» 

бесплатно 

50-150 сом 

0,2-0,6% 

11.  

ОАО «ФКБ КАБ» 

50 сомов (150 год. обслуживание) 

бесплатно 

0,2-0,6% 

12. 

ЗАО «КИКБ» 

100 сомов 

бесплатно 

0,4-06% 

13. 

ОАО «РСК Банк» 

100 сомов (годов. обслуживание) 

бесплатно 

0,5-0,6% 

14. 

ЗАО «Манас Банк» 

60-120 сомов 

бесплатно 

0,2-0,6% 

15. 

ОАО «Айыл Банк» 

бесплатно 

85 – 100 сомов 

0,5% 

16. 

Бишкекский филиал НБП 

100-200 сомов (год. обслуживание) 

бесплатно 

03-06% 


 

Таблица 5. Тарифы банков по обслуживанию карт «Алай Кард»   

№ 

Наименование коммерческого 

банка 

Открытие счета  

Выдача карточки 

Выдача наличных денежных средств по платежным картам 

1. 

ОАО «РСК Банк» 

В нац. валюте 390сом, личный счет в ин. вал. - 490 сом, юр. лиц. 500 -1000 сом. 

бесплатно 

0,3 - 0,5%.  

За проведение платежа в пользу организаций, заключивших договор на прием платежей в их пользу – бесплатно. 

2. 

ОАО «ЭкоИсламик Банк»  

магнитная карта - 50, чиповая - 450 сом 

50, 450 

0,2 % + комиссия других банков 0,5 % 

3. 

ОАО «Доскредобанк» 

бесплатно (200 сом годовое обслуживание). 

бесплатно 

в сети банка 0,2 - 0,4% 

4. 

ОАО «ФинансКредитБанк КАБ»  

бесплатно 

400 сом 

0,5% 


 

Таблица 6. Тарифы банков по обслуживанию международных карт   

№ 

Наименование коммерческого 

банка 

Открытие счета  

Выдача карточки 

Выдача наличных денежных средств по платежным картам 

1. 

«UniCreditBank» 

100 сом 

7-100$ 

0,8-1% 

2. 

ОАО «Банк Бакай» 

бесплатно 

5-100$ 

0,5-1% 

3. 

ЗАО «Демир Кыргыз Интернешнл Банк» 

250 сом 

0-1000 сом 

в нац. валюте 0-1% 

в ин. валюте 0,7 - 1% 

4. 

«ЗАО БТА Банк» 

бесплатно 

7-150$ 

0,5-1,25% 

5. 

ОАО «Халык Банк» 

306-12000 сом 

бесплатно 

0,28-1,92% 

6. 

ЗАО «КИКБ» 

бесплатно 

3-100$ 

0.6%,0,8%,1,25%,1,5% 

7. 

ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан» 

бесплатно 

5-140$ 

0.5-1,10% 

8. 

ОАО «Коммерческий банк Кыргызстан» 

бесплатно 

20-50$ 

0,7-1,5% 


  

2.6. Обслуживание по системе Е-клиент 

Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день видов электронной коммерции в Кыргызской Республике является Интернет банкинг. 

Данную услугу в отчетном периоде предоставляли 13 коммерческих банков.    

Таблица 7. Тарифы банков по обслуживанию Интернет-банкинга   

Наименование банка 

Тарифы 

Подключение 

Стоимость программного обеспечения 

Ежемесячная оплата 

ОАО «UniCreditBank» 

 

60 долл. США 

10 долл. США  

ОАО РК «  Аманбанк» 

 

На смарт-карте - 75 долл. США + почтовые расходы; на электр. ключе – 25 долл. США + почтовые расходы 

 

ОАО «Банк-Бакай» 

500 сом 

юр. лица - 500 сом; 

физ. лица – 120 сом 

ОАО «Доскредобанк» 

2300 сом 

 

300 сом 

ЗАО АКБ «Толубай» 

2000 сом 

200 сом 

ОАО «ФКБ КАБ» 

300 сом по факту проведенных операций. 

ОАО «Кыргызкредит Банк» 

2000 сом 

300 сом 

ЗАО «Манас Банк» 

55 долл. США  

ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан» 

3150 сом 

 

450 сом 

ЗАО «КИКБ» 

300 сом 

ЗАО «ДКИБ» 

 

ОАО ИБ «Иссыкуль» 

 

ОАО «БТА БАНК» 

1000 - 1500 сом 

 

1000 сом,  

10 долл. США 


  

2.7. Минимальный остаток на счете банков 

В целях уменьшения расходов банка по обслуживанию счета 9 коммерческих банков (ЗАО «Демир Кыргыз Интернэшнл банк», ОАО «Кыргызкредит Банк», ОАО «РСК Банк», ЗАО АКБ «Толубай», ОАО «Эко Исламик Банк», ОАО «UniCreditBank», Бишкекский филиал Национального банка Пакистана, ОАО «ФинансКредитБанк КАБ», ОАО «Айыл Банк», ЗАО «Кыргызский Инвестиционно-Кредитный Банк», ОАО «Акылинвестбанк») выставляли требования относительно минимального остатка на счете. Сумма минимального остатка варьируется в диапазоне 100 – 4000 сомов в национальной валюте и 5 - 100 USD/EUR в иностранной валюте. 

2.8. Минимальный размер вклада для депозитного счета 

Большинство коммерческих банков устанавливали размер для минимального вклада для юридических и физических лиц, который составляет от 100 до 50000 сомов в национальной валюте и от 5 до 5000 USD/ EUR в иностранной валюте. 


 

 

2.4. Отчетность Банка Кыргызстана.

 

 Отчетность Банка Кыргызстана

1. Финансовый год Банка Кыргызстана устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.

2. Банк Кыргызстана ведет постоянный учет и отчетность, отражающие в соответствии с международной учетной практикой его операции и финансовое состояние.

3. Банк Кыргызстана ежегодно подготавливает финансовый отчет, состоящий из баланса Банка Кыргызстана, отчета о прибыли и убытках и других связанных с ним отчетов, установленных Правлением Банка Кыргызстана.

Структура баланса Банка Кыргызстана устанавливается Правлением Банка Кыргызстана. Банк Кыргызстана ежемесячно публикует сводный баланс в средствах массовой информации.

 

Аудит Банка Кыргызстана

1. По результатам проведенного Банком Кыргызстана тендера Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в срок не позднее шести месяцев до окончания финансового года Банка Кыргызстана рассматривает и утверждает аудиторскую организацию, имеющую признанную международную репутацию и опыт проведения аудита центральных (национальных) банков не менее пяти лет.

Одна и та же аудиторская организация не может рассматриваться и утверждаться Жогорку Кенешем Кыргызской Республики более двух раз подряд.

2. Аудит Банка Кыргызстана должен осуществляться в соответствии с международными стандартами аудита и может быть проведен как аудиторской организацией, зарегистрированной в Кыргызской Республике и имеющей соответствующую лицензию, так и иностранной аудиторской организацией, не имеющей лицензии на осуществление аудиторской деятельности на территории Кыргызской Республики, но удовлетворяющей требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Лицензии таких иностранных организаций признаются на территории Кыргызской Республики при наличии подтверждения правоспособности такой лицензии.

3. Банк Кыргызстана, согласно заключенному с аудиторской организацией договору, представляет отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки в соответствии с международной аудиторской практикой.

Оплата услуг аудиторской организации по аудиту Банка Кыргызстана осуществляется за счет собственных средств Банка Кыргызстана.

 

 Годовой отчет Банка Кыргызстана

1. Председатель Банка Кыргызстана ежегодно представляет Жогорку Кенешу Кыргызской Республики отчет о деятельности Банка Кыргызстана не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики заслушивает отчет Председателя Банка Кыргызстана до 1 июля года, следующего за отчетным.

Заслушивание отчета Председателя Банка Кыргызстана в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики осуществляется с учетом самостоятельности и независимости Банка Кыргызстана в соответствии с требованиями положений Конституции Кыргызской Республики и настоящего Закона.

2. Отчет Председателя Банка Кыргызстана о деятельности Банка Кыргызстана включает в себя:

1) финансовую отчетность Банка Кыргызстана, прошедшую аудиторскую проверку;

2) информацию о деятельности Банка Кыргызстана за отчетный период;

3) иную информацию, определяемую Правлением Банка Кыргызстана.

3. Банк Кыргызстана ежегодно публикует в средствах массовой информации основные аналитические данные, касающиеся состояния финансовой и банковской системы республики и финансовую отчетность.

 

Информация о проводимой политике Банка Кыргызстана

1. Банк Кыргызстана дважды в год, не позднее 1 июля и 31 декабря, направляет Президенту Кыргызской Республики, Жогорку Кенешу Кыргызской Республики, Правительству Кыргызской Республики официальную информацию об основных направлениях проводимой Банком Кыргызстана политики в области денежно-кредитных отношений, а также по вопросам развития финансового и банковского сектора республики.

2. Данные об основных направлениях деятельности Банка Кыргызстана публикуются в средствах массовой информации.

 

Бюджет Банка Кыргызстана  

Бюджет доходов и расходов и бюджет развития Банка Кыргызстана на очередной год утверждаются Правлением Банка не позднее 31 декабря предшествующего года, в соответствии с основными параметрами денежно-кредитной политики и согласно порядку, устанавливаемому Президентом Кыргызской Республики.

 

2.5. Вопрос независимости центральных банков.

Этот вопрос очень важен, так как разная степень  независимости центральных банков означает их различные возможности  и методы проведения денежно-кредитной  политики.

В мировой  практике среди множества объективных  факторов оценки независимости центральных  банков принято выделять следующие:

  1. Доля собственности государства в капитале центрального банка.
  2. Процедура назначения или выбора руководства банка;
  3. Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  4. Право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  5. Наличие законодательного ограничения кредитования правительства.

Рассмотрим эти критерии на примере  Национального банка.

По существующему законодательству, уставный капитал Банка Кыргызстана  является государственной собственностью. Но, исходя из зарубежного опыта, следует  отметить, что состав собственников  капитала центрального банка при  проведении денежно-кредитной политики не оказывает существенного влияния  на его независимость.

В Кыргызстане, как, например, в Австрии, Великобритании, Дании, США, Германии, руководство банка выбирается или назначается из предложенных кандидатур. Председатель Банка Кыргызстана назначается сроком на семь лет и освобождается от должности Президентом Кыргызской Республики с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано раньше установленного срока. НБКР же более  зависим от государства.

В Конституции КР закреплены основополагающие идеи организации и деятельности Центробанка, а в законе  – его задачи и функции. Однако в ряде стран, например, в США и Швеции формулировка задач центрального банка в законодательстве дана лишь в общих чертах, а в Англии – вообще не зафиксированы. Эти задачи базируются также на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах.

Неоправданно высока независимость  НБКР по фактору права государственных  органов вмешиваться в проводимую им денежно-кредитную политику. По существующему  Закону «О Национальном банке» НБКР обязан всего лишь предоставить в Жогорку Кенеш проект «Основных направлений денежно-кредитной политики», предварительно представив его Президенту и правительству КР. А Жогорку Кенеш ограничивается его рассмотрением. По степени независимости Нацбанк уступает только центральным банкам Германии и Швейцарии, в законодательстве которых отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка, а также Австрии и Дании, где это право не предусмотрено. Кыргызстан находится примерно на одном уровне с Нидерландами и Швецией, но нельзя забывать, что эти страны имеют давно сформировавшиеся и стабильно функционирующие банковские системы.

По последнему критерию – наличию  законодательного ограничения кредитования правительства Банк Кыргызстана  не вправе предоставлять кредиты  Правительству Кыргызской Республики и другим государственным органам.

Статус  банка не так важен, как законодательное  определение его полномочий и  прописанный механизм контроля за его деятельностью. Обязательная строгая подотчетность должна сочетаться с наделением центробанка достаточными полномочиями для выполнения его функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3:

Проблемы и перспективы денежно-кредитной  политики

Национального банка Кыргызской Республики.

 

3.1. Итоги денежно-кредитной политики за 2010 г.

 

Инфляция: итоги и тенденции 

Информация о работе Центральный банк и его функции