Ценовая политика компаний в условиях олигополистического рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:24, реферат

Описание работы

Данная тема особенно актуальна в наше время. Область, которую охватывает рыночная модель олигополии, лежит в диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией – с другой. Поэтому и цены, складывающиеся на олигополистическом рынке, выше, чем на рынке конкуренции, но ниже, чем на рынке чистой монополии. При этом цены характеризуются относительной стабильностью и меняются одновременно у всех конкурирующих фирм. К тому же олигополисты склонны к тайным соглашениям и сговорам, в результате которых рынок может стать чисто монопольным.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Понятие и сущность олигополии……………………………..………4
Ценообразование в условиях олигополии…………………………..5
Ценообразование в условиях олигополии на примере автомобильной промышленности………………………………………………………9

Список используемых источников…………………………………………………………...……13

Работа содержит 1 файл

Реферат УЭ.docx

— 82.24 Кб (Скачать)

                                  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ  И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ) 
 

ИНСТИТУТ  МЕНЕДЖМЕНТА 

Реферат 

по дисциплине «Управленческая экономика»

на тему:

Ценовая политика компаний в условиях олигополистического  рынка. 
 
 

                  Выполнила студентка

                  группы  ДМО-101,

                  Денисова  Надежда 
                   
                   
                   

Москва,2011 г.

     Содержание 
 

     Введение……………………………………………………………………3

  1. Понятие и  сущность олигополии……………………………..………4
  1. Ценообразование в условиях олигополии…………………………..5
  1. Ценообразование в условиях олигополии на примере  автомобильной промышленности………………………………………………………9
 

    Список используемых источников…………………………………………………………...……13 
     

 

Введение

 

     На  современном этапе такая модель рынка как конкурентная олигополия заслуживает пристального внимания со стороны учёных и широкой общественности. Анализ новейших тенденций приводит к выводу, что конкурентная олигополия постепенно образует ядро современной  структуры рынков, имеющее перспективы  к дальнейшему укреплению.

     Когда во многих отраслях обрабатывающей, добывающей промышленности, а также оптовой  торговли господствует несколько фирм, то такие отрасли называются олигополиями.

     Данная  тема особенно актуальна в наше время. Область, которую охватывает рыночная модель олигополии, лежит в диапазоне  между чистой монополией, с одной  стороны, и монополистической конкуренцией – с другой. Поэтому и цены, складывающиеся на олигополистическом рынке, выше, чем на рынке конкуренции, но ниже, чем на рынке чистой монополии. При этом цены характеризуются относительной  стабильностью и меняются одновременно у всех конкурирующих фирм. К тому же олигополисты склонны к тайным соглашениям и сговорам, в результате которых рынок может стать чисто монопольным. Все это вызывает необходимость государственного регулирования деятельности олигополистов в рамках антимонопольного законодательства.

1. Понятие и сущность олигополии

 

     Олигополия  — особая рыночная структура, при  которой на рынке доминирует несколько  фирм. Между ними может, как существовать, так и отсутствовать формальное соглашение о согласовании цен и  разделе рынка. Если существует явное  соглашение между фирмами, касающееся ценообразования или раздела  рынка, группа фирм, подписавшая его, называется картелем. Только в этом случае несколько компаний выступают  как единое целое и можно говорить о групповой монополии. Чаще всего развиты такие формы олигополии, при которых между фирмами отсутствует формальное соглашение о контроле над рынком.

     Олигополия, значительно отличается от монополии. Суть ее в сплаве координации и  конкуренции. В то же время действует  и общее правило: чем меньше фирм в отрасли и чем крупнее  каждая из них, тем легче им координировать свои действия и добиваться максимально  высоких прибылей, регулируя цены на выпускаемую продукцию. И в  этом смысле мы можем говорить о  потенциальной опасности монополизации  тех или иных отраслей экономики.

     Важнейшие характеристики олигополии:

  • экономия от масштабов производства;
  • взаимозависимость фирм друг от друга;
  • неценовая конкуренция и негибкость (жесткость) цен;
  • устойчивое стремление фирм к слияниям и поглощениям;
  • устойчивое стремление фирм к сговору;
  • высокие барьеры для вхождения на рынок новых фирм.

     Можно выделить три возможных направления  поведения фирмы на рынке олигополии:

     1. Нескоординированная олигополия, при  которой фирмы не вступают  ни в какие контакты друг  с другом и не пытаются сознательно  найти точку устраивающего всех  равновесия.

     2. Сговор (картель) фирм, ориентирующихся  не на достижение равновесия  Курно, а на долгосрочное монополистическое  равновесие с последующим разделом  монополистической прибыли (более  высокой, чем прибыли олигополистические) между участниками.

     3. «Игра по правилам», при которой  фирмы сознательно делают свое  поведение понятным и предсказуемым  для конкурентов, чем облегчают  достижение равновесия в отрасли.

     2. Ценообразование в условиях олигополии

 

     Одним из ключевых элементов рыночной экономики  являются цены, ценообразование, ценовая  политика. Цена представляет собой  экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов  купить товар.

     Цена  – сложная экономическая категория. Все процессы производства и реализации товаров, основные экономические отношения  в обществе, а также создание, распределение и использование  денежных накоплений фокусируются в  цене.

     Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги.

     При разработке ценовой политики конкуренты могут исходить из того, что в ответ на изменение цены одним из них цену изменит и другой. Тогда равновесие на рынке установится при иных ценах.  

     Модели  олигополистического  ценообразования 

     Ломаная кривая спроса - модель объясняет негибкость цен. Форма кривой олигополиста зависит от реакции соперников на действия фирмы. Спрос на продукт фирмы будет эластичным, если она поднимет свои цены, потому что их конкуренты не будут повышать цены в ответ. Если же фирма понизит свои цены, то спрос будет неэластичным, т.к. конкуренты, скорее всего, тоже понизят цены. Результат - ломаная кривая спроса у фирмы.

     Модель  ценообразования  “издержки плюс” - Модель совместима с тайным сговором и лидерством в ценах. Один из наиболее распространенных – метод “издержки плюс”. Данный метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления к цене производства и к цене закупки, и хранения материалов и сырья фиксированной дополнительной величины – прибыли. Этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная трудность его применения – сложность определения уровня добавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы. Уровень добавления суммы к себестоимости товара или услуги, устраивающий продавца, может быть не принят покупателем.

     Олигополистические  ценовые войны. Ценовая война - это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества.

     Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов. Войны  продолжаются до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают  одну и ту же цену Р = АС = МС. Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции. Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма больше не может извлекать выгоды от понижения цен, т. е. когда цена равна средним издержкам, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. При этом каждая фирма исходит из того, что если другие фирмы не будут менять свою цену, то и у нее отсутствует побуждение повышать цену.

     К огорчению покупателей, ценовые  войны, как правило, непродолжительны. Олигополистические фирмы по истечении  некоторого времени вступают между  собой в сотрудничество, чтобы  в перспективе избежать войн и, следовательно, нежелательных воздействий на прибыль.

     Модель  олигополии, основанной на сговоре. На олигополистическом рынке каждая фирма имеет выбор между кооперированным (кооперативным) и некооперированным (некооперативным) поведением. В первом случае фирмы не связаны в своем поведении никакими явными или тайными соглашениями друг с другом. Именно такая стратегия порождает ценовые войны. К кооперированному поведению фирмы приходят, если намерены уменьшить взаимную конкуренцию. Если в условиях олигополии фирмы активно и тесно сотрудничают между собой, это значит, что они вступают в сговор. Это понятие используется в тех случаях, когда две или более фирмы сообща установили фиксированные цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело.

     Сговор  является родовым понятием в отношении  картеля, треста.

     Картель - это группа фирм, действующих совместно  и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и  цен так, как если бы они были единой монополией.

     В США картели запрещены законом. Тем не менее фирмы часто поддаются искушению вступить в тайный сговор, что дает возможность оградить себя от конкуренции, не прибегая при этом к открытому соглашению. Выгоды от сговора, если он был успешным, могут быть громадными.

     Наиболее  известный международный картель - это картель Организации стран-экспортеров  нефти ОПЕК, сформировавшийся в I960 г. Модель ценового лидерства. На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером.

     Лидирующая  фирма исходит из того, что другие фирмы на олигополистическом рынке  не будут реагировать таким образом, что изменят цену, которую она  установила. Модель лидерства в ценах  называется частичной монополией, поскольку  лидер устанавливает монопольную  цену, которая основана на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как  данную, они следуют за ценами лидера, полагая, что более крупные фирмы  обладают большей информацией о  рыночном спросе.

     Ценовое лидерство имеет характер скрытого сговора, ибо открытые соглашения о  ценах запрещены антимонопольным  законодательством. Ценовое лидерство  обладает преимуществом перед картелем, поскольку оно сохраняет свободу  фирм относительно их производственной и сбытовой деятельности, тогда как  в картелях они регулируются квотами  и/или размежеванием рынка.

     Различают два основных типа ценового лидерства:

  • а) лидерство фирмы с существенно более низкими издержками, нежели у конкурентного окружения;
  • б) лидерство фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, но несущественно отличающейся от последователей по уровню издержек.

     Выделяют  модель рынка доминирующей фирмы  с конкурентным окружением и закрытым входом и со свободным входом.

     Модель  дуополии Курно. Впервые модель дуополии была предложена французским математиком, экономистом и философом Антуан-Огюстеном Курно в 1838 г.

     Дуополия - это рыночная структура, при которой  два продавца, защищенные от появления  дополнительных продавцов, являются единственными  производителями стандартизированного товара, не имеющего близких заменителей. Экономические модели дуополии полезны  для того, чтобы показать, как  предположение отдельного продавца относительно ответа конкурента влияет на равновесный выпуск.

     Модель  дуополии Курно допускает, что каждый из двух продавцов предполагает, что  его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск неизменным на текущем  уровне. Модель Курно исходит из того, что продавцы не узнают о своих  ошибках.

     Существуют  различные модификации модели дуополии: модель Чемберлина, модель Штакельберга, модель Бертрана, модель Эджуорта.

     3. Ценообразование в условиях олигополии на примере автомобильной промышленности

Информация о работе Ценовая политика компаний в условиях олигополистического рынка