Ценообразование в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать систему ценообразования на предприятии торговли и методы регулирования цен на потребительском рынке.

Для достижения цели, в работе ставятся следующие задачи:

– изучить теоретические основы ценообразования: сущность и особенности ценообразования на предприятиях торговли, методы регулирования цен на потребительском рынке;

– проанализировать и оценить эффективность ценообразования на предприятии торговли и его влияния на результаты деятельности предприятия.

Предмет исследования – система ценообразования предприятия.

Объект исследования – ООО «Икар».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы исследования ценообразования в сфере торговли……5

1.1 Сущность цены и ценообразования…………………………………………….5

1.2 Особенности ценообразования на предприятиях торговли…………………..9

1.3 Методы регулирования цен на потребительском рынке…………………….14

2. Анализ и оценка системы ценообразования в ООО «Икар»………………….18

2.1 Общая характеристика предприятия………………………………………….18

2.2 Система ценообразования в ООО «Икар»……………………………………20

Заключение………………………………………………………………………….29

Список использованной литературы……………………………………………...31

Приложения…………………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Ценообразование в торговле.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

     Материальные  расходы предприятия в общей структуре расходов составили в 2008 г. – 8,57%, в 2009 г. – 19,45%, в 2010 г. – 29,27%, что свидетельствует о росте материальных затрат предприятия к концу периода исследования, из-за повышения стоимости продукции для приготовления ресторанных блюд и напитков и ростом затрат на топливо и др. расходы.

     Расходы на заработную плату персонала составляют основную долю затрат ООО «Икар». В общей структуре затрат удельный вес заработной платы составляет 66,24%, 57,36%, 49,05% в 2008–2010 гг. соответственно. Расходы на оплату труда персонала составляют практически 50% всех расходов предприятия на конец 2010 г. Отчисления на социальные нужды составляют 17,22%, 14,91%, 12,75% в исследуемый период, т.е. эти показатели в структуре расходов ежегодно снижаются.

     Амортизационные отчисления в общей структуре  затрат составили в 2008 г. – 2,14%, в 2009 г. – 1,69%, в 2010 г. – 1,6% и являются незначительными в общей структуре затрат предприятия.

     Прочие  расходы составили в 2008 г. – 5,83%, в 2009 г. – 6,59%, в 2010 г. – 7,33%. К этой статье расходов относятся в основном расходы на доставку продуктов и напитков своим транспортном и арендуемым для осуществления производственной деятельности предприятия.

     Установление  цены в ООО «Икар» по формуле «издержки + наценка» основано на калькуляции полной себестоимости продукции (единицы) с добавлением наценки как процента сверх издержек, т.е. по уровню рентабельности кулинарной продукции, реализуемой предприятием.

     При формировании наценки, ООО «Икар» руководствуется документацией о принадлежности к категории, которая является приложением к лицензии на торгово-производственную деятельность предприятия.

     В полную себестоимость приготовленного  блюда предприятия входят следующие  компоненты: сырье и материалы, топливо  и электроэнергия, фонд оплаты труда, начисление, амортизация, прочие расходы. На предприятии ведется учет расхода  электроэнергии и топлива на каждый месяц. Все эти расходы включаются в калькуляцию цен по видам блюд. Отпускная цена ООО «Икар» включает в себя помимо полной себестоимости и прибыли налог на добавленную стоимость – 18%. Рыночная цена отличается от отпускной цены предприятия 10% торговой наценкой, необходимой для содержания торговых работников и покрытия транспортных расходов в размере 5% (всего 15%).

     Методика  формирования рыночной цены на салат из капусты белокочанной в ООО «Икар» представлена в калькуляционной карте (прил. 2).

     Анализируя  данные приложения, можно сделать вывод, что при формировании рыночной цены основные расходы связаны со стоимостью исходного продукта – капусты белокочанной и оплатой труда персонала. При этом при оптовой цене салата 21,15 руб. за 100 гр. розничная цена достигает уровня 28,96 руб. за 100 гр., при этом разница между оптовой и розничной ценой составляет: 28,96 – 21,15 = 7,81 руб., эта разница при наценке практически равна стоимости исходного продукта, что свидетельствует о том, что между оптовой и розничной ценой на продукт имеется большое отклонение.

     Общая схема формирования рыночной цены в ООО «Икар» можно представлена в прил. 3.

     Так как на предприятии используется всего лишь один метод ценообразования – затратный метод (метод ориентации на издержки), необходимо отметить его плюсы и минусы:

     Плюсы затратного метода: ООО «Икар» имеет всегда больше информации о своих издержках, чем о потребительском спросе. Поэтому данный метод чрезвычайно прост для его использованием специалистами экономического отдела предприятия. Минусы затратного метода: Данный метод не связан с текущим спросом и недостаточно учитывает потребительские свойства производимой и реализуемой ресторанной продукции.

     Метод планирования рыночных цен на среднесрочную перспективу (3 года) на предприятии базируется на расчете среднего коэффициента, который определяется исходя из среднего процента прироста или снижения производства определенной продукции за последние три года, который в дальнейшем перемножается на объемы реализации по этому виду продукции в предыдущий год.

     Расчет плановой рыночной цены в 2010 г. на салат из белокочанной капусты представлено в табл. 2.3.

     Таблица 2.3 Расчет плановой рыночной цены в 2010 г. на салат из белокочанной капусты

Вид продукции Рыночная  цена, руб. Относительное изменение, %
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2008/2007 2009/2008 2010/2009 Сред. коэф.

прироста

Салат из капусты белокочанной (100 гр.) 27,7 30,12 34,20 37,96 +8,7 +13,54 +10,79 11,01

     Средний коэффициент рыночных цен на салат из белокочанной капусты в 2007–2009 гг. рассчитывается следующим образом:

     (8,7 + 13,54+10,79): 3 = 11,01% – планируемый прирост рыночной цены в 2008 г.

     Соответственно плановая рыночная цена 100 гр. салата в 2010 г. составит: 34,20 + (34,20 х 11,01%) = 34,2 + 3,76 = 37,96 руб.

     Другие  методы планирования рыночных цен на среднесрочную перспективу на предприятии не используются.

     Динамика  рыночных цен на произведенную и реализованную продукцию ООО «Икар» в 2008–2009 гг. представлена в табл. 2.4.

     Таблица 2.4 Динамика рыночных цен на продукцию ООО «Икар» в 2008–2010 гг.

Ассортимент реализуемой продукции Рыночная цена, руб. на 1 порцию. Изменение 2009 к 2007
2007 2008 г. 2009 г. (+,–) %
Салат «Свежесть» 130,12 131,11 134,20 +4,08 +13,55
Салат «Нежный» 170,59 174,20 179,38 +8,79 +12,45
Колбаски  «Шашлычные» 210,5 213,56 218,07 +7,57 +3,60
Отбивная  «По царски» 225,4 233,70 237,83 +12,43 +5,51
Мясо  «Радость гурмана» 230,15 234,51 244,45 +14,3 +6,21
Шашлык  из баранины 225,3 225,6 227,78 +2,48 +9,80
Салат «Восток» 126,14 126,78 128,69 +2,55 +9,76
Салат «Лагуна» 111,25 112,30 115,36 +4,11 +36,53
Салат «Полет» 125,10 125,7 126,11 +1,01 +4,02
Салат «Мясной» 130,17 130,4 131,51 +1,34 +4,44
Манты 156,7 157,2 161,77 +5,07 +8,94
Котлета «Московская» 127,82 128,1 129,30 +1,48 +5,32
Курица  в кляре 170,10 172,3 176,15 +6,05 +8,63
Котлета «Оригинальная» 131,10 132,66 134,18 +3,08 +9,90
Рыба  в сухарях 135,8 135,9 136,23 +0,43 +1,20

     На  основании данных таблицы, наибольшее отклонение в рыночных ценах за период 2008–2010 гг. наблюдается по следующим видам продукции: отбивной «По царски» и мяса «Радость гурмана», что связано с ростом стоимости первичного сырья – мяса, а так же затрат на топливо и электроэнергию. Анализ отклонений фактических от плановых рыночных цен на продукцию ООО «Икар» в 2010 г. представлен в табл. 2.5.

     Таблица 2.5 Анализ отклонений фактической от плановой рыночной цены на продукцию ООО «Икар» в 2010 г.

Ассортимент выпускаемой продукции Рыночная цена, руб. Изменение
План Факт (+,–) %
Салат «Свежесть» 133,1 134,20 +1,1 0,83
Салат «Нежный» 183,00 179,38 -3,62 -1,98
Колбаски  «Шашлычные» 230,41 218,07 -12,34 -5,36
Отбивная  «По царски» 238,2 237,83 -0,37 -0,16
Мясо  «Радость гурмана» 250,0 244,45 -5,55 -2,22
Шашлык  из баранины 226,1 227,78 +1,68 0,74
Салат «Восток» 125,14 128,69 +3,55 2,84
Салат «Лагуна» 114,2 115,36 +1,16 1,02
Салат «Полет» 126,3 126,11 -0,19 -0,15
Салат «Мясной» 130,01 131,51 +1,5 1,15
Котлета «Московская» 128,15 129,30 +1,15 0,90
Курица  в кляре 179,12 176,15 -2,97 -1,66
Котлета «Оригинальная» 132,1 134,18 +2,08 1,57
Рыба  в сухарях 35,19 36,23 1,04 0,77

     По  данным таблицы можно сделать вывод, что отклонения плановых рыночных цен от фактических наблюдаются по всем видам продукции в пределах 20% (от -5,36% до 14,12%).

     Эти результаты свидетельствуют о том, что необходимо более тщательно планировать рыночные цены предприятия, а используемый метод планирования рыночных цен недостаточно эффективен, т. к. существующее калькулирование издержек ведет к снижение прибыли от продаж.

     Т.о. исследование системы ценообразования в ООО «Икар» позволило выявить следующие недостатки:

     – на предприятии за счет высоких издержек установленные цены на блюда не дают достаточно прибыли предприятия для высокого уровня рентабельности, а рост цен не будет эффективным за счет снижения конкурентоспособности продукции предприятия;

     – работа по регулированию рыночных цен на предприятии не ведется;

     – резервы снижения реализационных цен не выявляются, калькулировании себестоимости при определении цен реализации осуществляется неэффективно. 
 

 

Заключение 

     На  предприятии торговли в условиях работы на рынок и получения всех исходных факторов производства с рынка  должна быть организованна специальная, системная работа по наблюдению, изучению, выработке стратегии и тактики в области цен как на реализуемую предприятием продукцию, услуги, работы, так и на факторы производства, покупаемые предприятием на рынке (в рыночных условиях): средства производства, природные ресурсы, труд. Правильно проводимая ценовая политика может значительно повысить эффективность деятельности фирмы. Ошибки в определении уровня цены часто приводят к отрицательным последствиям. Всё это делает ценообразование важной частью маркетинговой стратегии фирмы.

     Ценообразование является важным элементом системы  управленческого учета. Оно подразумевает не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс управления ценами предприятия торговли в различных рыночных ситуациях.

     Практическое  исследование темы работы осуществлялось на примере ООО «Икар», основным видом деятельности предприятия является реализация салатов и других блюд общественного питания в розницу.

     Ценообразование является важнейшим качественным показателем работы ООО «Икар», осуществляющего розничную торговлю салатами и другими блюдами, в котором находят отражение все стороны его деятельности.

Информация о работе Ценообразование в торговле