Ценообразование в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать систему ценообразования на предприятии торговли и методы регулирования цен на потребительском рынке.

Для достижения цели, в работе ставятся следующие задачи:

– изучить теоретические основы ценообразования: сущность и особенности ценообразования на предприятиях торговли, методы регулирования цен на потребительском рынке;

– проанализировать и оценить эффективность ценообразования на предприятии торговли и его влияния на результаты деятельности предприятия.

Предмет исследования – система ценообразования предприятия.

Объект исследования – ООО «Икар».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы исследования ценообразования в сфере торговли……5

1.1 Сущность цены и ценообразования…………………………………………….5

1.2 Особенности ценообразования на предприятиях торговли…………………..9

1.3 Методы регулирования цен на потребительском рынке…………………….14

2. Анализ и оценка системы ценообразования в ООО «Икар»………………….18

2.1 Общая характеристика предприятия………………………………………….18

2.2 Система ценообразования в ООО «Икар»……………………………………20

Заключение………………………………………………………………………….29

Список использованной литературы……………………………………………...31

Приложения…………………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Ценообразование в торговле.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

     Различные варианты последней стратегии:

     – низкая цена на ходовой товар (приманку), повышенные цены на другие товары ассортимента;

     – низкая цена на основной товар компенсируется завышением цен на дополняющий товар;

     – выпуск несколько версий товара для сегментов с разной эластичностью;

     - связывание в набор дополняющих или независимых товаров по льготной цене.

     Регулирование цен с помощью скидок

     В условиях усиливающейся рыночной конкуренции весьма важным для предприятия является обеспечение стабильности поступления доходов, которая возможна при условии наличия постоянного спроса на производимую и реализуемую продукцию. Следовательно, важнейшей задачей менеджмента является удержание и расширение круга потребителей производимой продукции, что во многом определяется той практикой ценообразования, которую организация проводит в целях закрепления старых и привлечения новых покупателей.

     Широко  распространенным в ценовой борьбе за потребителя является применение различных скидок с цен, что должно найти отражение при формировании ценовой политики предприятия, ее стратегии и тактики. Исторически скидки появились и стали использоваться в условиях уличной торговли товарами, когда продавец в результате торга предоставлял скидку тому покупателю, который приобретает больше товаров. В настоящее время практика предоставления скидок используется крупными и средними компаниями, организациями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями. Предоставление скидок прежде всего стимулирует продажи, что, в свою очередь, влияет на объем получаемой выручки, поэтому формирование системы скидок является не только элементом маркетинговой политики, но и методом, используемым при разработке финансовой политики предприятия и оказывающим влияние на ее результаты. 
 

 

2. Анализ и оценка системы ценообразования в ООО «Икар»

    1. Общая характеристика предприятия
 

     Общество  с ограниченной ответственностью «Икар» создано 22 января 2003 г. и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».

     Общество  является юридическим лицом и  строит свою деятельность на основании  Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Срок деятельности Общества не ограничен.

     Полное  фирменное наименование Общества в русской транскрипции: Общество с ограниченной ответственностью «Икар», сокращенное наименование в русской транскрипции: ООО «Икар».

     Место нахождения Общества: 443004, Россия, г. Самара, улица Симферопольская, 2, оф.47.

     Организационная структура предприятия представлена в приложении 1.

     В соответствии с Уставом основными видами деятельности Общества является:

     – поставка продукции общественного питания;

     – деятельность розничной торговли пищевыми продуктами.

     Фактическим видом деятельности предприятия  является реализация салатов и других блюд общественного питания в розницу.

     Основные показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.1:

     Таблица 2.1 Основные экономические показатели деятельности ООО «Икар»

Показатели Значение  показателя Отклонения
2008 г. 2009 г. 2010 г. Абсолютное 2010–2008 (+,–) Относительное, 2010/ 2008 %
Выручка от продаж, тыс. руб. 4560 5830 6105 1545 133,88
Себестоимость продаж, тыс. руб. 2145 3201 4257 2112 198,46
Прибыль от продаж, тыс. руб. 1853 2026 1134 -719 61,20
Среднесписочная численность работников, чел. 16 18 20 4 125,00
Чистая  прибыль, тыс. руб. 1442 1547 869 -573 60,22
Основные  фонды, тыс. руб. 1358 1857 1920 562 141,38
Производительность  труда, тыс. руб./чел. 285,00 323,89 305,25 20,25 107,11
Фондоотдача, тыс. руб. 3,36 3,14 3,18 -0,18 94,69
Фондоемкость, тыс. руб. 0,30 0,32 0,31 0,01 105,60
Фондовооруженность, тыс. руб./чел. 84,88 103,17 96,00 11,12 113,11
Затраты на 1 руб. выручки, тыс. руб. 0,47 0,55 0,70 0,23 148,24
Рентабельность  продаж, % 31,63 26,53 14,23 -17,40 44,98

     Анализируя  данные таблицы, можно сделать вывод, что в 2010 году выручка от продаж относительно 2008 г. возросла на 33,88%, как и себестоимость, которая возросла в большей степени – на 98,46%. Темп роста себестоимости, превышающий темп роста выручки от продаж повлек снижение прибыли от продаж на конец 2010 г. относительно 2008 и 2009 гг.

     Рост численности персонала незначителен – в течение периода исследования и составил 4 человека. Чистая прибыль предприятия за счет роста себестоимости и прочих расходов, не связанных с основной деятельностью снизилась в 2010 г. относительно 2008 г. до 60,22%.

     За  период 2008–2010 гг. стоимость основных фондов возросла на 41,38%, что является результатом приобретения новых основных фондов – в частности, нового кухонного оборудования.

     Фондоотдача ОФ снизилась до 94,69%, а фондоемкость, как обратный показатель фондоотдачи увеличилась на 5,6%, что отрицательно характеризует деятельность предприятия. Фондовооруженность возросла за счет роста стоимости ОФ. Производительность труда возросла на 7,11%, что является положительным результатом деятельности предприятия.

     Показатели  затрат на 1 руб. выручки в период исследования возросли на 23 коп., что свидетельствует о росте расходов предприятия – нерационального планирования материальных затрат, общехозяйственных расходов, затрат на оплату труда.

     В период 2008–2010 гг. наблюдается снижение рентабельности продаж с 31,63% до 14,23%, но показатель близок к желаемой норме (15–25%). 

2.2 Система ценообразования в ООО «Икар» 

     Ценообразование является важнейшим качественным показателем работы ООО «Икар», осуществляющего розничную торговлю салатами и другими блюдами, в котором находят отражение все стороны его деятельности.

     В ООО «Икар» в условиях работы на рынке общественного питания и получения всех исходных факторов производства, организована специальная системная работа по наблюдению, изучению, выработке стратегии и тактики в области цен как на реализуемые предприятием блюда, так и на факторы производства, приобретаемые предприятием на рынке – средства производства, природные ресурсы, труд. Эту работу осуществляет заведующий производством под руководством коммерческого директора ООО «Икар».

     Необходимо  отметить, что стоимость готовой  продукции ниже на 10% уровня цен за аналогичную продукцию других предприятий, при этом ООО «Икар» гарантирует высокое качество еды и напитков; качество и высокую скорость обслуживания, возможность выбора широкого ассортимента блюд и напитков.

     Ценовая политика ООО «Икар» позиционируется в сегменте недорогой кухни с демократичными ценами. Цены на салаты и другие блюда варьируются от 11 до 75 руб. за 100 гр.

     Планирование  рыночной цены на продукцию ООО «Икар» осуществляется по следующим этапам:

     1. Планирование оптовой цены. Оптовая цена на продукцию ООО «Икар» – цена, с которой товар выходит с кухонного блока. Она состоит из полной себестоимости и прибыли.

  1. Планирование отпускной цены. Отпускная цена ООО «Икар» – это цена, которая включает в себя помимо полной себестоимости и прибыли налог на добавленную стоимость – 18%.

     3. Планирование рыночной цены. Рыночная цена – это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю, т.е. цена, завершающая процесс ценообразования. Она отличается от отпускной цены предприятия 10% торговой наценки, необходимое для содержания работников и покрытия транспортных расходов в размере 5% на блюда ООО «Икар» (всего 15%).

     Во  многом решения по установлению рыночной цены на продукцию ООО «Икар» определяется внешними причинами по отношению к предприятию. В одних случаях эти причины значительно уменьшают свободу предприятия в установлении цен, в других случаях – не оказывает заметного влияния на свободу ценообразования, в третьих – значительно расширяют эту свободу. Следовательно, конечным результатом первого этапа процесса планирования рыночной цены должно быть выявление границ предприятия в установлении рыночных цен на продукцию.

     Специалисты ООО «Икар» при планировании рыночных цен своей продукции используют метод ценообразования «издержки + прибыль» потому, что во-первых, предприниматели всегда лучше знают свои издержки, чем спрос покупателей и цены конкурентов.

     Во-вторых, этот метод уменьшает ценовую  конкуренцию, когда все фирмы  используют его в своей практике ценообразования. В данной ситуации их цены очень близки друг к другу.

     В совокупности рыночная цена конкретного блюда ООО «Икар» определяется взаимным действием трёх групп факторов: издержек производства, состояния спроса и уровня конкуренции на рынке услуг общественного питания.

     Рис. 1. Влияние каналов товародвижение на формирование рыночных цен в ООО «Икар»

     Особенностью  ценообразования на продукцию ООО «Икар» является то, что данная продукция реализуется населению и на нее формируются розничные цены, уровень которых складывается из стоимости сырья по розничным ценам и наценок, предназначенных наряду с торговыми наценками для возмещения совокупных издержек данных предприятий, уплаты налогов и неналоговых платежей согласно действующему законодательству, образования прибыли.

     Особенность ценообразования в сфере общественного  питания, представителем которой является ООО «Икар», состоит еще и в том, что в этой отрасли не определяется себестоимость единицы выпускаемой продукции. На каждое изделие собственного производства рассчитывается цена реализации.

     Исчисление  продажных цен на блюда и изделия в ООО «Икар» осуществляется в калькуляционных карточках, которые нумеруются и регистрируются в специальном журнале. В калькуляционных карточках указывают наименование блюда, номер рецептуры, название Сборника рецептур, дата составления калькуляции или ее изменения, выход блюда в готовом виде и цена порции. Расчет стоимости блюда производится исходя из стоимости сырья (с учетом наценки), расходуемого на 100 порций блюд или 10 кг изделий. Затем делением общей суммы стоимости набора сырья на 100 (или 10) определяется цена одной порции.

     Основными документами при калькуляции  блюд в ООО «Икар», регламентирующими нормы закладки сырья являются Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания.

     В процессе планирования рыночной цены ООО «Икар» используется метод ориентации на издержки, который предполагает построение цены по принципу «издержки + ресторанная наценка)», а также через получение общего объема прибыли и безубыточности.

     Динамика  и структура издержек ООО «Икар» представлена в табл. 2.2.

     Таблица 2.2 Динамика и структура издержек производства ООО «Икар» за 2010-2008 гг.

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
сумма уд. вес, % В % к обороту
сумма уд. вес,

%

сумма уд. вес, % 2009/

2008

2010/

2009

Материальные  расходы 183,792 8,57 622,64 19,45 1246,12 29,27 678,01 200,13
Заработная  плата 1420,8 66,24 1836 57,36 2088 49,05 146,96 113,73
Отчисления  на социальные нужды 369,408 17,22 477,36 14,91 542,88 12,75 146,96 113,73
Амортизационные отчисления 46 2,14 54 1,69 68 1,60 147,83 125,93
Прочие  расходы 125 5,83 211 6,59 312 7,33 249,60 147,87
Итого расходов 2145 100,00 3201 100,00 4257 100,00 198,46 132,99

Информация о работе Ценообразование в торговле