Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:35, реферат
Исторически сложилось так, что цены устанавливались покупателями и продавцами в ходе торговых переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене. Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Распространение она получила только с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли.
Введение _____________________________________________1 стр
Глава1:Ценообразование на различных типах мировых товарных
рынках _________________________________________________ 2 стр
1.1 Рынок совершенной (чистой) конкуренции________________ 2 стр
1.2 Рынок чистой монополии ____________________________ 3 стр
1.3 Монополистический рынок ____________________________ 4 стр
1.4 Рынок конкуренции немногих поставщиков – олигополия __ 5 стр
1.5 Влияние государства на внешнеторговые цены __________6 стр
Глава2: Способы ценообразования_______________________9 стр
2.1 Ценообразование по издержкам _______________________10 стр
2.2 Ценообразование, основанное на спросе ________________ 11 стр
2.3 Ценообразование, основанное на ценах на конкурентную
продукцию__________________________________________ 12 стр
2.4 Стратегии ценообразования __________________________13 стр
2.5 Стратегия ценообразования, основанная на ценности товара_13 стр
2.6 Стратегия следования за спросом ______________________ 14 стр
2.7 Стратегия проникновения _____________________________14 стр
2.8 Стратегия устранения конкуренции _____________________14 стр
Глава3 Анализ рыночных цен____________________________16 стр
3.1 Выбор метода ценообразования. Цена равновесия ________ 18 стр
3.2 Стратегия предоставления скидок ______________________19 стр
3.3 Установление окончательной цены _____________________21 стр
Заключение___________________________________________22 стр
Список используемой литературы ________________________23 стр
План
Введение
______________________________
Глава1:Ценообразование на различных типах мировых товарных
рынках
______________________________
1.1 Рынок совершенной (чистой) конкуренции________________ 2 стр
1.2 Рынок
чистой монополии ____________________
1.3 Монополистический рынок ____________________________ 4 стр
1.4 Рынок конкуренции немногих поставщиков – олигополия __ 5 стр
1.5 Влияние государства на внешнеторговые цены __________6 стр
Глава2:
Способы ценообразования_______________
2.1 Ценообразование по издержкам _______________________10 стр
2.2 Ценообразование, основанное на спросе ________________ 11 стр
2.3 Ценообразование, основанное на ценах на конкурентную
продукцию____________________
2.4 Стратегии ценообразования __________________________13 стр
2.5 Стратегия ценообразования, основанная на ценности товара_13 стр
2.6 Стратегия следования за спросом ______________________ 14 стр
2.7 Стратегия проникновения _____________________________
2.8 Стратегия устранения конкуренции _____________________14 стр
Глава3 Анализ рыночных цен___________________________
3.1 Выбор метода ценообразования. Цена равновесия ________ 18 стр
3.2 Стратегия предоставления скидок ______________________19 стр
3.3 Установление окончательной цены _____________________21 стр
Заключение____________________
Список используемой литературы ________________________23
стр
Введение
Исторически сложилось так, что цены устанавливались покупателями и продавцами в ходе торговых переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене. Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Распространение она получила только с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли.
Выбранная мною тема всегда будет актуальна, потому что, цена была, есть и будет основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться неценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международном бизнес, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.
Основной
целью моей работы является определение
и анализ основных направлений ценовой
политики предприятий на современном
этапе. В соответствии с целью
планом определены задачи, т.е. детально
рассмотреть способы ценообразования,
ценообразование на различных типах рынков
и провести анализ рыночных цен.
Глава1.Ценообразование на различных типах мировых товарных рынках
В рыночной
экономике процесс
- рынок совершенной (чистой) конкуренции;
- рынок чистой монополии;
- рынок монополистической конкуренции;
- рынок конкуренции немногих поставщиков олигополия.
Прежде
всего, эти рынки отличаются друг
от друга количеством субъектов торговли.
Последнее очень сильно влияет на механизм
ценообразования.
1.1 Рынок совершенной (чистой) конкуренции
Характеризуется, прежде всего, очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе, в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дискаунту), который не столь значителен 3-5%. Выигрыш экспортера - в возрастающих объемах поставок.
Замечено, что на рынке совершенной конкуренции поставщики продукции (ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительного спроса. Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.
На практике
к данному типу рынка (с определенным
резервом) можно отнести, например, международную
торговлю различными товарами широкого
потребления - одеждой, обувью, табаком,
сельхозпродукцией и в т.ч. продовольствием
и т.д.
1.2 Рынок чистой монополии
Характеризуется наличием одного единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента.
Монополист в силу самой природы данного рынка стремится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придерживаться монополист. Так, несмотря на единоличное присутствие на рынке, монополист, как правило не назначает наивысшую цену на товар, потому что в конечном счете общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда под диктовку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производства и цен, чтобы совокупный доход был как можно выше, который все же будет ниже максимума прибыли на единицу продукции. Это и естественно, так как не все участники мирового рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшей цене. Имеется понятие «ценовая дискриминация», означающая, что монопольный поставщик товара на международный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зависимости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда имеется в виду, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных рынках, исключающих реэкспорт.
В мировой
практике в настоящее время чистых монополистов
сравнительно немного. В 70-80-е годы на мировом
космическом рынке чистым монополистом
выступали США через компанию НАСА, которая
полностью контролировала коммерческие
запуски Практически чистым монополистом
является компания «Де Бирс» на рынке
алмазов.
1.3 Монополистический рынок
Монополистическая конкуренция предполагает смешанный тип рынка - на данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.
Господство крупных фирм одной страны на рынке отдельных товаров ослабляется натиском крупных монополистических фирм другой страны, а также более «легковесных» конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий всегда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.
Значительное
влияние на цены оказывает конкуренция
монополий, представляющих разные отрасли,
предлагающие товары с различной товароведческой
характеристикой и разными физическими
свойствами, но которые используются для
одной и той же цели. В качестве примера
может служить конкуренция между производителями-поставщиками
металла и пластмасс автомобилестроительным
концернам. При формировании цен учитывается
и конкуренция товаров заменяющих по своим
качествам традиционные. Например, компании
Австралии и Англии, традиционно поставлявшие
на мировой рынок шерсть, сталкиваются
с серьезной конкуренцией со стороны производителей-поставщиков
химических волокон.
1.4 Рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия
Характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (т.е. разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия.
Практика ценообразования на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое экспортером, - установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. - требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют неафишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.
Потребность в относительной координации деятельности на мировом рынке привела компании к созданию специальных механизмов, с помощью которых можно было бы действовать с большей долей предсказуемости. Наиболее простой формой такого механизма является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглашение относительно объемов производства и ценовой политики. Компании договариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, был ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти). В течении длительного периода времени картелю удавалось довольно успешно координировать нефтяные рынки.
Для компаний, участвующих в работе подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий. Величина воздействия субъектов олигополистического рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных цен и тем меньше их колебания.
Вместе
с тем ценообразование на рынках
машин и оборудования, например,
по сравнению с сырьем и полуфабрикатами
- процесс значительно отличающийся, а
анализ формирования цен на конкретные
изделия, поставляемые на международный
рынок, затруднен из-за различий конструктивного
характера, многообразия оборудования
и т.д. Тем не менее, поставщики аналогичной
продукции на мировой рынок имеют определенное
представление о ценах конкурента. Как
правило, уровень цен отражает конкретные
производственные издержки с добавлением
определенного процента, с учетом конкретного
рынка сбыта, партнера, региона и т.д.
1.5 Влияние государства на внешнеторговые цены.
Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете, оказывает существенное влияние и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.
Государство регулирует цены внутреннего рынка, в основном, с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства. Хрестоматийными являются пример поддержки государством сельского хозяйства в США и сельскохозяйственная политика ЕС. В США государство предоставляет субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен ниже гарантированного уровня цен. Специальная правительственная организация по гарантированным ценам принимает в залог у производителей сельскохозяйственные продукты и в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.