Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:33, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить цели и основные направления социальной политики в Республике Беларусь. Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи исследования:
* изучить сущность социальной политики, её направления и функции;
* проанализировать доходы населения и их распределение;
* рассмотреть систему и механизмы социальной защиты населения в республике;
* определить основные принципы социальной защиты населения;
* изучить направления социальной защиты в Республике Беларусь.
самофинансирования системы социального страхования. Пенсионные фонды по старости и нетрудоспособности должны носить накопительный характер за счет отчислений от доходов фирм, домохозяйств и отдельно взятых работников. Сейчас осуществляется переход на трехуровневую пенсионную систему, когда первый уровень образует социальная пенсия, второй – трудовая (страховая), а третий - дополнительная негосударственная пенсия. Ее источником выступят отчисления от доходов работников за период их занятия общественно полезным и нужным трудом. Социальная пенсия будет формироваться за счет средств государства, ее величина будет зависеть от экономического состояния общества на данном этапе развития. Дополнительная пенсия будет учитывать особые заслуги лица перед обществом, тогда она будет выплачиваться из государственных средств, либо же работник сам будет производить дополнительные отчисления в пенсионный фонд и тогда она будет иметь своим источником эти отчисления и процент за их хранение в банке. Для Беларуси характерен опережающий рост величины пенсии по отношению к росту заработной платы. Позитивная динамика наблюдается и в реальном содержании пенсии. Средний размер пенсии на ноябрь 2010 года составил 580 тыс. рублей. [см. приложение.]
Эти
принципы будут носить действенный характер
и играть роль социально значимых в условиях
обеспечения общей стабильности экономического,
социального и политического положения
в обществе. [1]
3.2
Направления совершенствования механизмов
социальной защиты населения
в республике
Для Республики Беларусь государственная политика социальной защиты была и остаётся главным приоритетом.
Социальная политика в Республике Беларусь выработала следующие основные направления социальной защиты населения:
В Республике Беларусь доля государственных вложений в социальную сферу достигает до 14% от ВВП. Доля расходов государственного бюджета на социально-культурные мероприятия составляет около 15% консолидированного бюджета Республики Беларусь.
Важной проблемой в реализации политики социальной защиты Республики Беларусь является проблема минимизации и преодоления последствий экологической катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ущерб, нанесённый республике, оценивается в 235 млрд долларов США. Беларусь вынуждена ежегодно тратить до 25% государственного бюджета на проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии. [13]
Также в Республике Беларусь разрабатываются социальные программы предприятий как инструмент создания эффективной социальной сферы.
В соответствии с формулировкой, приведенной в Глобальном договоре ООН, социальные программы предприятия – добровольно осуществляемая деятельность по охране природы, развитию персонала, созданию благоприятных условий труда, поддержке местного сообщества, благотворительная деятельность и добросовестная деловая практика. Однако нельзя забывать о прямой заинтересованности государства в развитии социальных программ на предприятиях, а также его направляющей роли в проведении социальной политики.[19]
Швайба Д.Н. в статье «Социальные программы предприятий как инструмент создания эффективной социальной сферы» предлагает иное определение термина «социальная программа предприятия»: это документально оформленное направление деятельности по обеспечению законодательно закрепленного социального минимума для работников предприятия, а также направление деятельности, инициируемое самим предприятием с целью создания эффективной социальной сферы как элемента дополнительного стимулирования высококвалифицированного и особо ценного персонала. [19]
Управление социальными программами – непрерывно протекающий на предприятии процесс, который состоит из следующих этапов:
Выделяют приоритетные социальные программы медицинского обслуживания, дополнительного пенсионного обеспечения, повышения образовательного уровня и обеспечения жилищных условий, которые должны стать основой в деятельности социальной сферы республики. Минимальными социальными стандартами, закрепленные государством, могли бы стать:
в медицинском обслуживании – предоставление работникам такого набора медицинских услуг, который позволял бы ограничивать снижать заболеваемость;
в пенсионном обеспечении – создание системы дополнительного пенсионного накопления с определением минимального взноса на эти цели;
в повышении образовательного уровня – обеспечение системы повышения квалификации работников;
в обеспечении жилищных условий – организация системы субсидирования с определением минимального объема субсидий.
Подобная социальная активность должна стимулироваться государственными методами. Среди таких стимулов следует выделить:
- снижение налогооблагаемой базы на суммы, затраченные на реализацию социальных программ;
- создание законодательной базы по закреплению социального минимума для предприятий;
- полное либо частичное льготное кредитование социальных проектов;
-
участие государства в
Такие меры создадут хорошую предпосылку для формирования в республике культуры социальной ответственности. [19]
Таким
образом, из проведенного в 3 главе исследования
следует сделать вывод, что социальная
защита населения выработала следующие
принципы её организации: надёжность системы
социальной защиты населения, максимальное
использование заработной платы, непрерывное
совершенствование системы социальных
гарантий, стимулирование социальной
политики, контроль и проверка нуждаемости
в социальной защите, самофинансирование
системы социального страхования. Выделяют
следующие направления социальной защиты
населения: всеобщность, благотворительные
акции, меценатство, бесплатные социально-бытовые
услуги, питание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы и предложения:
Приложения
Таблица 1
Средний
размер назначенной пенсии, тыс.рублей.
Периоды | Пенсия по возрасту | По инвалидности | По потере кормильца | Социальная |
2000 | 25,1 | 21,6 | 15,9 | 12,2 |
2001 | 55,1 | 49 | 33,7 | 22,4 |
2002 | 83,5 | 70,8 | 51,30 | 34,9 |
2003 | 107,9 | 91 | 66,8 | 47 |
2004 | 151,9 | 127 | 95,8 | 57,8 |
2005 | 201,7 | 168 | 124,4 | 71 |
2006 | 259 | 215 | 157 | 108,1 |
2007 | 305 | 252 | 183,2 | 118,3 |
2008 | 408 | 335,8 | 242,2 | 169,3 |
2009 | 449,4 | 250,3 | 263,7 | 187,2 |
2010 XI | 612,3 | 531,2 | 352,7 | 244,5 |
Информация о работе Цели и направления в социальной политике РБ