Цели и направления в социальной политике РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить цели и основные направления социальной политики в Республике Беларусь. Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи исследования:
* изучить сущность социальной политики, её направления и функции;
* проанализировать доходы населения и их распределение;
* рассмотреть систему и механизмы социальной защиты населения в республике;
* определить основные принципы социальной защиты населения;
* изучить направления социальной защиты в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 100.91 Кб (Скачать)

     самофинансирования системы социального страхования. Пенсионные фонды по старости и нетрудоспособности должны носить накопительный характер за счет отчислений от доходов фирм, домохозяйств и отдельно взятых работников. Сейчас осуществляется переход на трехуровневую пенсионную систему, когда первый уровень образует социальная пенсия, второй – трудовая (страховая), а третий - дополнительная негосударственная пенсия. Ее источником выступят отчисления от доходов работников за период их занятия общественно полезным и нужным трудом. Социальная пенсия будет формироваться за счет средств государства, ее величина будет зависеть от экономического состояния общества на данном этапе развития. Дополнительная пенсия будет учитывать особые заслуги лица перед обществом, тогда она будет выплачиваться из государственных средств, либо же работник сам будет производить дополнительные отчисления в пенсионный фонд и тогда она будет иметь своим источником эти отчисления и процент за их хранение в банке. Для Беларуси характерен опережающий рост величины пенсии по отношению к росту заработной платы. Позитивная динамика наблюдается и в реальном содержании пенсии. Средний размер пенсии  на ноябрь 2010 года составил 580 тыс. рублей. [см. приложение.]

  • регулирования и соотношения сверхвысоких и низких доходов различных групп населения с тем, чтобы сглаживать экономическое неравенство в обществе и предотвращать возможные социальные взрывы и потрясения;
  • селективности (избирательности) предполагает поддержку государством малообеспеченных граждан через посредство разработки и реализации гибких программ, имеющих целевое назначение по оказанию помощи детям нуждающихся родителей или сиротам через систему дошкольных учреждений (минимальная их оплата), школьные учреждения (бесплатные учебники, бесплатные обеды), инвалидам с детства и т.д.

     Эти принципы будут носить действенный характер и играть роль социально значимых в условиях обеспечения общей стабильности экономического, социального и политического положения в обществе. [1] 
 

     3.2 Направления совершенствования механизмов социальной защиты населения в республике 

     Для Республики Беларусь государственная политика социальной защиты была и остаётся главным приоритетом.

     Социальная политика в Республике Беларусь выработала следующие основные направления социальной защиты населения:

  • социальная политика приобрела свойство всеобщности. Это проявляется, с одной стороны, в том, что все страны мира, независимо от уровня экономического развития, разрабатывают комплекс мер по обеспечению социальной защищенности своих граждан; с другой - национальные системы социальной защиты сферой своей деятельности охватывают все слои населения, все демографические его группы;
  • разрабатывается в общемировом масштабе система  обеспечения системы социальной защиты от объективно обусловленных рисков. Речь идет о том, что население всех стран мира получает ныне гарантии социальной поддержки со стороны государства, международных благотворительных организаций на случай потери (трудоспособности, болезни, инвалидности или ущерба в случае аварии на производстве, пенсий по старости, пособия на случай смерти кормильца;
  • социальная политика носит адресный характер. Это выражается в том, что, например, социальная помощь оказывается не производству или государству, где произошла авария или стихийное бедствие, а конкретным лицам, пострадавшим от этого бедствия. Причем такая адресная поддержка оказывается всем группам населения, попавшим в критическую ситуацию, а не только тем из них, которые отнесены к так называемым «группам риска»;
  • выработаны общемировые подходы к классификации критериев оценки степени социальной защиты и видов льгот. Так, например, целевые пенсии и пособия получают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, семьи погибших военнослужащих и бывших узников фашистских концлагерей, реабилитированных граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, многодетные семьи, матери одиночки и т.д. Виды льгот и услуг также соотносятся между собою. Это могут быть льготы за оплату жилья, топлива, налоговые льготы, льготы на проезд в общественном транспорте, в обеспечении жильем, лекарствами, санаторно-курортном обслуживании;
  • во всех странах ныне получают такие формы социальной помощи, как благотворительные акции, меценатство, бесплатные социально-бытовые услуги, питание. [1]

     В Республике Беларусь доля государственных вложений в социальную сферу достигает до 14% от ВВП. Доля расходов государственного бюджета на социально-культурные мероприятия составляет около 15% консолидированного бюджета Республики Беларусь.

     Важной проблемой в реализации политики социальной защиты Республики Беларусь является проблема минимизации и преодоления последствий экологической катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ущерб, нанесённый республике, оценивается в 235 млрд долларов США. Беларусь вынуждена ежегодно тратить до 25% государственного бюджета на проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии. [13]

     Также в Республике Беларусь разрабатываются социальные программы предприятий как инструмент создания эффективной социальной сферы.

     В соответствии с формулировкой, приведенной в Глобальном договоре ООН, социальные программы предприятия – добровольно осуществляемая деятельность по охране природы, развитию персонала, созданию благоприятных условий труда, поддержке местного сообщества, благотворительная деятельность и добросовестная деловая практика. Однако нельзя забывать о прямой заинтересованности государства в развитии социальных программ на предприятиях, а также его направляющей роли в проведении социальной политики.[19]

       Швайба Д.Н. в статье «Социальные программы предприятий как инструмент создания эффективной социальной сферы» предлагает иное определение термина «социальная программа предприятия»: это документально оформленное направление деятельности по обеспечению законодательно закрепленного социального минимума для работников предприятия, а также направление деятельности, инициируемое самим предприятием с целью создания эффективной социальной сферы как элемента дополнительного стимулирования высококвалифицированного и особо ценного персонала. [19]

     Управление социальными программами – непрерывно протекающий на предприятии процесс, который состоит из следующих этапов:

  1. определение приоритетов социальной политики предприятия;
  2. создание специальной структуры управления социальными программами;
  3. реализация программ обучения в области социальной ответственности;
  4. реализация социальной программы предприятия;
  5. оценка и доведение до сведения заинтересованных сторон результатов социальной программы предприятия.

     Выделяют приоритетные социальные программы медицинского обслуживания, дополнительного пенсионного обеспечения, повышения образовательного уровня и обеспечения жилищных условий, которые должны стать основой в деятельности социальной сферы республики. Минимальными социальными стандартами, закрепленные государством, могли бы стать:

     в медицинском обслуживании – предоставление работникам такого набора медицинских услуг, который позволял бы ограничивать снижать заболеваемость;

     в пенсионном обеспечении – создание системы дополнительного пенсионного накопления с определением минимального взноса на эти цели;

     в повышении образовательного уровня – обеспечение системы повышения квалификации работников;

     в обеспечении жилищных условий – организация системы субсидирования с определением минимального объема субсидий.

     Подобная социальная активность должна стимулироваться государственными методами. Среди таких стимулов следует выделить:

     - снижение налогооблагаемой базы на суммы, затраченные на реализацию социальных программ;

     - создание законодательной базы по закреплению социального минимума для предприятий;

     -   полное либо частичное льготное кредитование социальных проектов;

     - участие государства в финансировании  социальных программ предприятий.

     Такие меры создадут  хорошую предпосылку для формирования в республике культуры социальной ответственности. [19]

     Таким образом, из проведенного в 3 главе исследования следует сделать вывод, что социальная защита населения выработала следующие  принципы её организации: надёжность системы  социальной защиты населения, максимальное использование заработной платы, непрерывное  совершенствование системы социальных гарантий, стимулирование социальной политики, контроль и проверка нуждаемости в социальной защите, самофинансирование системы социального страхования. Выделяют следующие направления социальной защиты населения: всеобщность, благотворительные акции, меценатство, бесплатные социально-бытовые услуги, питание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В результате проведенного в курсовой работе исследования можно сделать  следующие выводы и предложения:

  1. Социальная политика государства — политика, нацеленная на решение социальных проблем, на удовлетворение интересов и потребностей граждан. Социальная политика должна учитывать не только материальные, но и политические, и духовные потребности членов общества. Социальная политика государства выдвигает перед экономикой следующие проблемы: как удовлетворить социальные потребности людей, каким образом обеспечить социально справедливое распределение благ в обществе, как oбecпeчить, чтобы повышение благосостояния людей происходило в соответствии с повышением эффективности общественного воспроизводства;
  2. Доход — это сумма денег, полученная за конкретный период времени в форме заработной платы, гонорара, прибыли, pенты, процента, трансфертных платежей. Различают номинальные доходы, которые характеризуют уровень денежных доходов независимо от изменения цен, и реальные доходы – номинальные доходы с учётом изменения цен и тарифов;
  3. Качество жизни – совокупность условий, отражающих материальное, физическое, социальное культурное благополучие населения. Качество жизни представляется возможным определить только через совокупность показателей: уровень потребления, степень обеспеченности жильём, уровень здоровья, санитарно-гигиенические условия, уровень травматизма и профзаболеваний, степень развития социальной сферы, время и интенсивность отдыха, соблюдение прав человека, динамика рождаемости, состояние окружающей среды;
  4. На основании данных об ожидаемой продолжительности жизни, валовом внутреннем продукте на душу населения, уровне образования населения рассчитывается такой показатель, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), с помощью которого производится сравнение качества жизни в разных странах мира;
  5. Бедность – такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств существования. Численность бедного населения колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности;
  6. Минимальный уровень потребления определяется величиной прожиточного минимума – минимального набора благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья;
  7. Социальным минимум средств, необходимым для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека, является минимальный потребительский бюджет, который представляет собой стоимость благ и услуг, необходимых для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей;
  8. Доходы в обществе распределяются неравномерно. Графически степень неравномерности распределения доходов изображают с помощью кривой Лоренца. Для количественной оценки уровня равномерности распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини);
  9. Социальная защита населения — это меры государства по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.
  10. В Беларуси уделяется большое внимание всем направлениям социальной политики, что отражено в национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. К важнейшим направлениям и путям перехода страны к устойчивому развитию отнесены: повышение уровня и качества жизни населения, улучшение здоровья населения и развитие здравоохранения, развитие национальной культуры, духовное и физическое оздоровление народа, развитие жилищного фонда.
 
 

Приложения 

           Таблица 1

Средний размер назначенной пенсии, тыс.рублей. 

     
Периоды Пенсия по возрасту По инвалидности По потере кормильца Социальная
2000      25,1      21,6      15,9      12,2
2001      55,1      49      33,7      22,4
2002      83,5      70,8                           51,30        34,9
2003      107,9      91      66,8      47
2004      151,9      127      95,8      57,8
2005      201,7      168      124,4      71
2006      259      215      157      108,1
2007      305      252      183,2      118,3
2008      408      335,8      242,2      169,3
2009      449,4      250,3      263,7      187,2
2010 XI      612,3      531,2      352,7      244,5

Информация о работе Цели и направления в социальной политике РБ