Цели и направления в социальной политике РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить цели и основные направления социальной политики в Республике Беларусь. Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи исследования:
* изучить сущность социальной политики, её направления и функции;
* проанализировать доходы населения и их распределение;
* рассмотреть систему и механизмы социальной защиты населения в республике;
* определить основные принципы социальной защиты населения;
* изучить направления социальной защиты в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 100.91 Кб (Скачать)

     Развитие  социальной инфраструктуры общества обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимает создание условий для воспроизводства рабочей силы, а значит развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительство и эксплуатация жилого фонда, сферы  услуг. [1]

     Социальная  политика не только многофункциональна, но и сложна структурно. В структуре  социальной политики можно выделить пять важнейших структурных частей:

    1. политику регулирования доходов населения;
    2. политику обеспечения занятости;
    3. политику социальных гарантий;
    4. политику социальной защиты;
  1. политику защиты здоровья и экологической безопасности населения.

     Социальная  политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу  и должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей. [4]

     Таким образом, из проведенного в 1 главе исследования следует сделать вывод, что целями социальной политики являются: достижение улучшения материального положения и условий жизни людей; повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи; нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения; улучшение социальной инфраструктуры. Выделяют основные функции социальной политики: формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества; стимулирование мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников; обеспечение социальной защищенности всех членов общества; согласование личных, коллективных и общественных интересов; учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ; развитие социальной инфраструктуры общества. 
 
 

     1.3. Распределение доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини 

     Рассмотренный уровень жизни населения характеризуется  не только величиной получаемого  дохода, но и неравномерностью его  распределения.

     Различие  в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов.

     Графически  степень неравномерности распределения  доходов изображают с помощью  кривой Лоренца.

     При ее построении по оси абсцисс откладываются  доли семей (% от общего их числа), а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых  семей (% от совокупного дохода).

     Теоретическая возможность абсолютно равномерного распределения дохода представлена биссектрисой (линия идеального равенства), которая указывает на то, что любой  процент семей получает такой  же процент от общего дохода, т. е. 20,40,60 % семей получают соответственно 20,40, 60 % от всего дохода.

     Однако, как правило, в реальной действительности этого не происходит и кривая Лоренца  демонстрирует фактическое распределение  дохода. Например, 20 % населения с  самыми низкими доходами получают 5 % общего дохода, 40 % с низкими доходами - 15 %, а в распоряжении 20 % наиболее обеспеченного населения находится 60 % и более.

       Таким образом, заштрихованная  область между линией абсолютного  равенства по кривой Лоренца  указывает на степень дифференциации  доходов: чем больше площадь  области (чем больше отклонение  кривой Лоренца от биссектрисы), тем больше степень неравенства  доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. 

                       100%  
 
 
 

                                                                                                                                      
 

                                                 Доля семей                 100%

     Рис. 1 Кривая Лоренца 

     Для количественной оценки уровня равномерности  распределения совокупного дохода между группами населения применяется  индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Коэффициент Джини представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Оно определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всего треугольника:

     К Дж = Площадь К

                     Площадь ОВС 

     Величина  К Дж может варьироваться от 0 до 1.Чем больше значение этого коэффициента, тем сильнее степень дифференциации доходов. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

     В Республике Беларусь  происходит выравнивание доходов в обществе и степень  дифференциации постепенно стабилизируется. [21]

     Таким образом, из проведенного исследования во 2 главе следует сделать вывод, что различают номинальные и реальные доходы, личные и располагаемые доходы.

       Уровень доходов определяется  уровнем и качеством жизни  населения. Степень неравенства в распределении доходов измеряется с помощью кривой Лоренца и индекса концентрации доходов населения (коэффициента Джини).

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ  ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ  И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 

     2.1 Анализ номинальных  и реальных доходов  населения 

        Доход - одна из основных категорий  в макроэкономике, которая так  или иначе охватывает всю структуру  курса, поскольку на него оказывают  воздействие все макроэкономические процессы и явления.

        Доход - материальные или денежные  ресурсы, которые поступают государству,  предприятию или отдельному лицу  в процессе распределения национального  дохода.

       С точки зрения достижения  основных макроэкономических целей  особое значение имеют доходы  домашних хозяйств (или населения), под которыми понимается сумма  средств, полученных домашними  хозяйствами за определенный  промежуток времени. Доходы домашних  хозяйств распределяются по источникам  доходов или, как в данном  случае, факторам производства (земля,  труд, капитал и предпринимательская  способность).

         Доходы населения включают все  поступления денег в виде оплаты  труда работающих лиц (зарплата), доходов от предпринимательской  деятельности (прибыль), пенсий, стипендий,  различных пособий, доходов от  собственности в виде процентов,  дивидендов, ренты, сумм от продажи  ценных бумаг, недвижимости, наследства, продукции сельского хозяйства,  различных изделий, доходов от  оказанных на сторону услуг.  Таким образом, все доходы домохозяйств  можно классифицировать на трудовые  и нетрудовые.

     Как правило,  доходы домашних хозяйств выплачиваются и измеряются в  денежной, реже - в натуральной форме. Денежная форма является более совершенной с точки зрения рыночных отношений. Однако денежные доходы домашних хозяйств подвержены воздействию изменения цен, поэтому выделяют номинальные и реальные доходы. [21]

     Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от изменения  цен, т. е. они представляют сумму  денежных средств, полученных домохозяйствами  в течение определенного времени.

     Как следует из таблицы 2.1 в Республике Беларусь номинальная среднемесячная заработная плата работников постепенно увеличивается.

     Таблица 1.1

     Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по отраслям экономики (тысяч рублей)

     
Периоды Всего      Отрасли Абсолютный  цепной прирост, тыс. руб. Темп  роста, %
промышленность Сельское хозяйство
2005 463,7 490,7 286,3      - -
2006 582,2 617,4 364,3      118,5 125,5
2007 694,0 745,6 429,6      111,8 119,2
2008 868.2 957.7 561.1      174.2 125.1
2009 981.6 1049.1 674.7      113.4 113.1

     Примечание: Статистический Ежегодник. -  2010 год – с. 129.

     Анализируя  данные таблицы 1.1 видно, что наибольший абсолютный цепной  прирост номинальной среднемесячной заработной платы работников  составляет 174.2 тысяч рублей, а наименьший – 111.8 тысяч рублей. Самый высокий темп роста равен 125,5%; самый низкий – 113.1 %. Темп роста средней заработной платы не должен превышать темп роста производительности труда. Однако в Республике Беларусь наблюдается другая ситуация. Известные критерии производительность труда и средняя заработная плата нарушаются: темп роста производительности труда ниже, чем темп роста средней заработной платы. Это негативный фактор, который влияет на ряд макроэкономических пропорций. [2]

     Реальные  же доходы характеризуют номинальные  доходы с учетом изменения розничных  цен и тарифов, другими словами  это количество товаров и услуг, которое можно купить в течение  определенного периода на номинальный  доход.  

     Из  таблицы 2.2 видно, что в Республике Беларусь в реальной среднемесячной заработной плате работников происходят значительные колебания.

     Таблица 1.2

     Реальная  начисленная среднемесячная заработная плата работников по отраслям (тысяч  рублей)

     
Периоды Всего      Отрасли Абсолютный  цепной прирост, тыс. руб. Темп  роста, %
промышленность Сельское хозяйство
2005 120,9 118,4 128,8 -      -
2006 117,3 117,6 118,9 -3,6      97,0
2007 110,0 111,4 108,8 -7,3      93,8
2008 109,0 111,9 114,2 -1      99,1
2009 99,6 95,6 106,2 -9,4      91,4

     Примечание: Беларусь в цифрах /Статистика Беларуси. -  2010, №3. – с. 30.

     Анализируя  данные таблицы 1.2 видно, что наибольший прирост реальной среднемесячной заработной платы  составляет -1 тысяч рублей, а наименьший -  (-9,4) тысяч рублей. Самый высокий темп роста равен 97,0 %; низкий – 91,4%. Темп роста средней заработной платы не должен превышать темп роста производительности труда. [2]

       Однако домохозяйство не весь  доход направляет на потребление  товаров и услуг, так как  некоторая его часть должна  быть перечислена государству  в виде налогов, а также потрачена  на другие обязательные выплаты  (коммунальные услуги, фонды социального  страхования).

Информация о работе Цели и направления в социальной политике РБ