Цели и направления в социальной политике РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить цели и основные направления социальной политики в Республике Беларусь. Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи исследования:
* изучить сущность социальной политики, её направления и функции;
* проанализировать доходы населения и их распределение;
* рассмотреть систему и механизмы социальной защиты населения в республике;
* определить основные принципы социальной защиты населения;
* изучить направления социальной защиты в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 100.91 Кб (Скачать)

     В результате выделяют личные доходы (доходы до уплаты налогов) и располагаемые  доходы.

     Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. именно эти средства используются населением на потребление  и сбережение.

     Значение  доходов в любой экономический  деятельности, вызывающей их получение, в первую очередь связано с  удовлетворением потребностей общества в целом и конкретных индивидов  в частности. Удовлетворение потребностей происходит посредством потребления благ (товаров или услуг). При этом величина потребления находится в прямой зависимости от уровня доходов. Таким образом, уровень доходов наряду с другими факторами определяет уровень и качество жизни населения.

     Под качеством жизни понимают совокупность условий, отражающих материальное, физическое, социальное и культурное благополучие населения. Это — понятие весьма субъективное, не поддающееся точной оценке и зависящее от экономических, исторических, национальных, религиозных  особенностей и особенностей страны, региона, домохозяйства.  Однако несмотря на относительность категории «качество  жизни», существует возможность его  расчета посредством целой системы  показателей «уровня жизни».

     Уровень жизни населения — это степень  обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, социальными  и духовными благами. Иными словами, это — уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.

     Совокупность  показателей уровня жизни затрагивает  следующие аспекты жизнедеятельности  населения:

     ♦ условия жизни и проживания (уровень потребления, степень обеспеченности жильем, уровень здоровья);

     ♦ условия труда (санитарно-гигиенические условия, уровень травматизма и профзаболеваний);

     ♦ условия развития человека как личности (степень развития социальной сферы, время и интенсивность отдыха, соблюдение прав человека, динамика рождаемости);

     ♦    состояние окружающей среды.

     При этом следует отметить, что указанные  показатели предполагают их сравнение  с аналогичными за предыдущий период, с аналогичными показателями в другой стране, а также с некоторыми общепризнанными нормативами.

     В последнее время весьма популярной является методика измерения индекса  развития человеческого потенциала (ИРЧП), активно используемая в исследованиях  качества жизни в разных странах  мира. Эти исследования проводятся под эгидой ООН и основаны на трех основных показателях, характеризующих  реальный уровень качества жизни: ожидаемая  продолжительность жизни; валовой  внутренний продукт на душу населения; уровень образования населения.

     По  результатам исследования, проведенного в соответствии с этими критериями интерпретации качества жизни, Республика Беларусь находится в верхней  группе стран со средним индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП). Беларусь находится на втором месте среди стран СНГ, уступая  по данному показателю лишь России. Белорусское государство среди 177 стран мира занимает 67-е место. [21]

     Показатели  уровня жизни отражают  достижения ориентира всестороннего развития населения, но не позволяют оценить  степень удовлетворения минимально необходимых для существования  человека потребностей.

     При невозможности удовлетворения минимально необходимых средств для существования  наступает бедность - крайняя недостаточность  имеющихся у человека, семьи, региона, государства имущественных ценностей, товаров, денежных средств для нормальной жизнедеятельности.

     Бедность  измеряется с помощью прожиточного минимума.

       Прожиточный минимум — это  минимальный набор материальных  благ и услуг, необходимых для  обеспечения жизнедеятельности  человека и сохранения его  здоровья.

     Основным  инструментом оценки, прогнозирования  и регулирования величины, структуры  и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения. При этом изучаются и сравниваются два вида бюджетов: нормативные, которые являются результатом специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.

     В качестве нормативных потребительских  бюджетов в Республике Беларусь применяются  как минимальный потребительский  бюджет (для расчета уровня удовлетворения основных потребностей человека), так  и бюджет прожиточного минимума (для  расчета уровня удовлетворения минимальных  физиологических потребностей). [21]

         Законом Республики Беларусь  «О прожиточном минимуме в  Республике Беларусь» установлена  правовая основа определения  прожиточного минимума и его  использования. 

     Бюджет  прожиточного минимума представляет собой  стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых  для обеспечения жизнедеятельности  человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи  и взносы. Он рассчитывается в среднем  на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь. [5]

         Бюджет прожиточного минимума  как социальный норматив используется  для оказания государственной  социальной помощи малообеспеченным  гражданам (семьям); обоснования  минимальных государственных социально-трудовых  гарантий.

         Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь № 127 от 29 января 2010 г. утверждены следующие  размеры бюджета прожиточного  минимума в среднем на душу  населения и по основным социально-демографическим  группам в ценах декабря 2009 г. в расчете на один месяц  на период с 1 февраля 2010 года по 30 апреля 2010 года: в среднем на душу населения – 255220 руб.; для трудоспособного населения – 271450 руб.; для пенсионеров – 227380 руб.; для студентов – 272130 руб.; для детей в возрасте от 3 до 16 лет – 312070 руб.; для детей в возрасте до 3 лет – 227430 руб. [5]

     Структура бюджета прожиточного минимума в  среднем на душу населения в ценах  декабря  2009 года по статьям расходов: продукты питания  – 53,5 %; плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 17,1 %; предметы гардероба – 17,3 %; бытовые и транспортные услуги – 6,3 %; товары бытового и хозяйственного назначения – 3,3 %; взносы и платежи – 0,3 %; предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,2 %. [5]

     Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг  для удовлетворения основных физиологических  и социально-культурных потребностей человека. 

     Минимальный потребительский бюджет является социальным минимумом средств, необходимых  для обеспечения нормальной жизнедеятельности  человека.

     Законом Республики Беларусь «О формировании  и использовании минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа  определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала  для 18 социально-демографических групп населения. [6]

     Минимальный потребительский бюджет применяется  как социальный норматив для прогнозирования  изменений уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся  граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления  граждан к научно обоснованному  уровню.

     В настоящее время среднедушевой  минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек служит основой для определения права  граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

     Постановлением  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 147 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов в ценах    сентября 2010 года на период с 1 ноября 2010 года по 31 января 2011 года: семьи из 4-х человек – 459620 руб.; трудоспособного возраста – 575960 руб.; молодой семьи с одним ребенком – 473920  руб.; пенсионеров – 478250 руб.; студентов – 437430 руб.; детей в возрасте до 3-х лет – 364120 руб.; детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 443910 руб.; детей в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 514890 руб.; [6]

     Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек  в ценах сентября 2010  года по статьям расходов: продукты питания – 54,0 %; одежда, обувь – 19,0 %; пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 9,8 %; бытовые услуги, транспорт, связь – 6,1 %; предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 7,0 %; культурно-просветительные мероприятия и отдых – 1,9 %; взносы и платежи – 0,3 %; предметы  санитарии, гигиены, лекарства – 1,9 %. [6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СИСТЕМА И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 

     3.1 Основные принципы  социальной защиты  населения в республике 

     Осуществление активной социальной политики невозможно без ускоренного развития отраслей, которые обеспечивают население жильем, работой, медицинской помощью, способствуют духовному развитию личности, осуществляют нормальное жизнеобеспечение граждан. В настоящее время в этих отраслях нарастают негативные тенденции: социально недопустимая дифференциация уровня потребительских услуг, низкая заработная плата, обострение вопросов трудоустройства и снижение гарантий занятости, невозможность приобретения жилья абсолютным большинством населения, особенно молодыми семьями.

     Выход отраслей на новые качественные характеристики возможен при выработке в Республике Беларусь такого экономического механизма, который позволил бы решить проблемы повышения эффективности этих отраслей в новых условиях хозяйствования, обеспечил бы их выживание,     адаптирование  и саморазвитие, помог бы практически реализовать принцип доступности социальных благ для всего населения республики и получения гарантированного права на образование, услуги учреждений культуры, медицинское обслуживание, жилье и работу. В период преодоления кризиса и стабилизации экономики развитие этих отраслей необходимо осуществлять при непосредственном государственном регулировании, включающем стабильное бюджетное финансирование, проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, создание экономических условий для более широкого привлечения в социальную сферу внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций.

     Характерной чертой переходного периода является противоречие между нарастанием потребностей в социальной защите населения и сужением ресурсных возможностей для их удовлетворения. В этих условиях весьма актуальной становится реорганизация существующей системы социальной защиты населения в соответствии с критериями экономической эффективности и общественной целесообразности. Право на получение социальной помощи предоставляется нуждающимся гражданам на определенный период после проверки доходов и материально-бытовых условий жизни. Их социально-экономическое положение должно соответствовать следующим критериям: совокупный доход на душу населения ниже установленного регионального уровня; отсутствие средств существования; одиночество и неспособность к самообслуживанию; наличие материального ущерба или физических повреждений вследствие бедствий и катастроф, а также в результате исполнения служебных обязанностей.

     Переход к социально ориентированной  экономике и сложившаяся ситуация социальной напряженности в обществе предполагают реформирование всей социальной сферы в соответствии с требованиями рыночной экономики, формирование эффективной системы государственного управления этими отраслями, включая распределение функций управления между уровнями власти.

       Практика социальной защиты населения выработала следующие принципы ее организации:

  • надежности системы социальной защиты населения. Предусматривает разработку системы правового обеспечения проводимых мер по социальной защите, создание самой системы социальной защиты и механизма ее реализации, разработку комплекса целевых региональных программ, дополняющих и развивающих республиканские и федеральные программы социальной защиты с учетом демографических, социально-экономических и других особенностей региона и наличия в его распоряжении финансовых средств и используемых услуг;
  • максимального использования заработной платы как основного источника обеспечения социальной защиты занятого трудоспособного населения. Государство должно формировать социальную инфраструктуру в том направлении, чтобы она способствовала развитию человеческого фактора и росту производительности его труда;
  • непрерывного совершенствования системы социальных гарантий, направленных в первую очередь на укрепление стабильности и гарантийности, а также непрерывное поэтапное повышение минимальных размеров таких ее характеристик, как минимальная заработная плата, минимальная пенсия, стипендия, пособие, других выплат и доведения их до уровня бюджета прожиточного минимума, а в перспективе и до минимального потребительского бюджета соответствующих слоев и демографических групп населения;
  • создания единой системы адресной поддержки нуждающихся и незащищенных слоев и малоимущих групп населения. Здесь не должны присутствовать какие-либо национальные, религиозные или этнические признаки. Перед социальной политикой все должны быть равны и равнозначны;
  • стимулирования социальной политики. С одной стороны, должен быть направлен на активизацию деятельности работающего, а с другой стороны - на то, чтобы средства социальной помощи и поддержки расходовались на улучшение жизни населения. Как и в сфере трудовой занятости, в распределении социальных благ не должно быть уравниловки. Более высокую пенсию должен получать тот, кто лучше трудился, от чьих доходов большие отчисления шли в фонды социального страхования; больший размер стипендии должен получать хорошо успевающий студент; лучший работник должен иметь возможность получить путевку в более престижный санаторий и т.д.;
  • контроля и проверки нуждаемости в социальной защите. Предполагает разработку и использование ряда критериев для выявления размера средств к существованию домохозяйств и отдельных членов семьи, соотношения среднедушевого размера дохода с установленным минимальным размером прожиточного минимума, возможность или отсутствие таковой для увеличения среднедушевого дохода, наличия или отсутствия родственников, обязанных по закону содержать нуждающихся граждан. Помощь оказывается в первую очередь остро нуждающимся, чей доход находится ниже или на границе черты бедности, а затем, по возможности, и другим категориям нуждающихся;

Информация о работе Цели и направления в социальной политике РБ