Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:40, курсовая работа
Как показывает опыт последних лет, денежно-кредитные отношения оказывают определяющее влияние на динамику ВВП, доходов и расходов населения, соотношение спроса и предложения, инвестиций и в значительной мере на сальдо платежного баланса. Это означает, что рыночные методы регулирования экономики и их основа – денежно-кредитные отношения стали действенными рычагами управления, и именно поэтому их изучение в настоящее время особенно актуально.
Цель данной курсовой работы –рассмотреть особенности кредитно-денежной политики, ее инструменты, методы и направления развития в России.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики…………………….5
1.1. Сущность и виды денежно-кредитной политики………………………...5
1.2.Основные задачи, цели, и формы денежно-кредитного
регулирования…………………………………………………………………..7
1.3. Методы денежно-кредитной политики……………………………………9
1.4. Инструменты денежно-кредитной политики……………………………..11
Цель и инструменты денежно-кредитной политики
в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов……………………………….…..23
2.1. Принципы денежно-кредитной политики на
среднесрочную перспективу……………………………………………………23
2.2. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики
и денежная программа………………………………………………………..26
2.3. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование………30
Заключение……………………………………………………………………….34
Глоссарий………………………………………………………………………....36
Список литературы………………………………
перебойного осуществления расчетов кредитными организациями будет продолжено предоставление на ежедневной основе внутридневных кредитов и кредитов «овернайт» Банка России.
Банком России будет продолжена политика расширения перечня активов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения по инструментам рефинансирования Банка России. После внесения соответствующих законодательных изменений, позволяющих Банку России совершать операции на фондовых биржах с корпоративными ценными бумагами, планируется проведение операций прямого РЕПО с биржевыми облигациями и акциями наиболее надежных эмитентов.
В целях улучшения возможностей кредитных организаций по получению денежных средств с помощью инструментов рефинансирования Банком России предусматриваются создание «единого пула обеспечения», включающего в себя как рыночные, так и нерыночные активы. При этом между Банком России и кредитными организациями предполагается заключать «рамочные» соглашения, что позволит определять общие условия предоставления кредитов Банка России при использовании дифференцированного подхода к установлению процентных ставок по ним в зависимости от качества обеспечения. Банк России продолжит участие в работе, направленной на закрепление на законодательном уровне возможности Банка России по привлечению специализированных организаций, в том числе Агентства по страхованию вкладов, к организации публичных торгов по реализации имущества, принятого в залог по кредитам Банка России, не обращающегося в России на организованном рынке.
В условиях ограниченности
объема обеспечения, имеющегося в наличии
у кредитных организаций, и
усиления их потребности в
рефинансировании Банк России
при необходимости будет
На начальном этапе проведения указанных операций минимальный рейтинг кредитоспособности устанавливается на уровне «B-» по классификации рейтинговых агентств «Fitch Ratings» или «Standard & Poor’s» либо на уровне «B3» по классификации рейтингового агентства «Moody’s Investors Service».
В качестве инструмента прямого регулирования ликвидности по-прежнему будут использоваться обязательные резервные требования. Банк России предполагает придерживаться политики поэтапного повышения коэффициента усреднения обязательных резервов в целях расширения возможностей банковского сектора по управлению ликвидностью и адаптации кредитных организаций к новым резервным требованиям. Вместе с тем в зависимости от изменения макроэкономической ситуации Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов.
В 2009-2011 годах предполагается уточнить категории резервируемых обязательств, порядок определения величины резервируемых обязательств по выпущенным кредитной организацией долговым ценным бумагам, порядок переоформления обязательных резервов при реорганизации кредитных организаций.
В 2009-2011 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином России как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита.
Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.
Заключение
Подводя итог проведенной работе необходимо еще раз отметить, что денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.
В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
По результатам проведенной работы мною были сделаны следующие выводы:
-Цели, задачи и функции Центрального банка России отвечают его сущности. Все те цели и задачи, которые стоят перед ним, предоставленные ему полномочия, в конечном счете, определяются тем, что Центральный банк выступает общенациональным центром, призванным регулировать денежное обращение в стране.
-Роль Центрального банка, как субъекта денежно-кредитной политики, в денежно-кредитном регулировании экономики заключается в том, что Банк России в соответствии с присущими ему функциями осуществляет проведение денежно-кредитной политики для непосредственного регулирования экономического роста страны, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения и др.
Денежно-кредитная политика, первоначально предназначенная на конъюнктурное регулирование, имеющая множество целей и разнообразие инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы. Добиваясь этих целей, Центральный банк изменил методы денежно-кредитной политики. На смену регулирующему воздействию с использованием многообразия инструментов пришло использование нескольких косвенных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющих быстро реагировать на конъюнктурные колебания.
Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.
Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.
В заключение хочется отметить, что роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня.
Глоссарий
Денежно-кредитная политика – это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита.
Дисконтная политика - политика повышения или понижения учётных ставок, проводимая центральными эмиссионными банками капиталистических стран в целях воздействия на спрос и предложение ссудных капиталов, состояние платёжного баланса и валютные курсы.
Ломбардный кредит - кредиты предоставляемые коммерческим банкам под залог ценных бумаг на срок до 30 календарных дней.
Минимальные резервы — это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении.
Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты для достижения поставленных целей
Обязательные резервы —механизм регулирования общей ликвидности банковской системы.
Размер резервов — часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка, во многом определяет кредитные возможности коммерческого банка.
Ставка рефинансирования- ставка процента, по которой выдаются ссуды.
Таргетирование -установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период.
Учетные (дисконтные кредиты) — это ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока
Список литературы
Приложение А
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)
Принят
Государственной Думой
27 июня 2002 года
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 5-ФЗ,
от 23.12.2003 N 180-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 29.07.2004 N 97-ФЗ, от 18.06.2005 N 61-ФЗ,
от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 03.05.2006 N 60-ФЗ,
от 12.06.2006 N 85-ФЗ, от 29.12.2006 N 246-ФЗ,
от 29.12.2006 N 247-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ,
от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 13.10.2008 N 171-ФЗ,
от 13.10.2008 N 174-ФЗ, от 27.10.2008 N 176-ФЗ,
от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 25.12.2008 N 276-ФЗ,
от 30.12.2008 N 317-ФЗ, от 19.07.2009 N 192-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами
от 23.12.2003 N 177-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ,
от 23.12.2004 N 173-ФЗ, от 27.10.2008 N 175-ФЗ,
от 18.07.2009 N 181-ФЗ, от 22.09.2009 N 218-ФЗ)
(см. Обзор изменений данного документа)
Глава VII. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
Статья 35. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление
ориентиров роста денежной
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Статья 36. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
Статья 37. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.
Статья 38. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.
Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.