Цель и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Как показывает опыт последних лет, денежно-кредитные отношения оказывают определяющее влияние на динамику ВВП, доходов и расходов населения, соотношение спроса и предложения, инвестиций и в значительной мере на сальдо платежного баланса. Это означает, что рыночные методы регулирования экономики и их основа – денежно-кредитные отношения стали действенными рычагами управления, и именно поэтому их изучение в настоящее время особенно актуально.
Цель данной курсовой работы –рассмотреть особенности кредитно-денежной политики, ее инструменты, методы и направления развития в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики…………………….5
1.1. Сущность и виды денежно-кредитной политики………………………...5
1.2.Основные задачи, цели, и формы денежно-кредитного
регулирования…………………………………………………………………..7
1.3. Методы денежно-кредитной политики……………………………………9
1.4. Инструменты денежно-кредитной политики……………………………..11
Цель и инструменты денежно-кредитной политики
в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов……………………………….…..23
2.1. Принципы денежно-кредитной политики на
среднесрочную перспективу……………………………………………………23
2.2. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики
и денежная программа………………………………………………………..26
2.3. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование………30
Заключение……………………………………………………………………….34
Глоссарий………………………………………………………………………....36
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

КгабЃҐ†п.Д•≠•¶≠Ѓ-™а•§®в≠†п ѓЃЂ®в®™† 7.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

      1. Теоретические основы денежно-кредитной политики…………………….5

      1.1. Сущность и виды денежно-кредитной политики………………………...5

      1.2.Основные задачи, цели, и формы денежно-кредитного

      регулирования…………………………………………………………………..7

     1.3. Методы денежно-кредитной политики……………………………………9

     1.4. Инструменты денежно-кредитной политики……………………………..11

  1. Цель и инструменты  денежно-кредитной политики

в 2009 году и на период  2010 и 2011 годов……………………………….…..23

     2.1. Принципы  денежно-кредитной политики на

     среднесрочную  перспективу……………………………………………………23

     2.2. Количественные  ориентиры денежно-кредитной политики

     и денежная   программа………………………………………………………..26

     2.3. Инструменты  денежно-кредитной политики и их использование………30

     Заключение……………………………………………………………………….34

     Глоссарий………………………………………………………………………....36

    Список литературы……………………………………………………………….37

    Приложение А…………………………………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вступление  в 21-й век ознаменовалось переходом  мировой экономики в качественно  новое состояние. Возникла принципиально  новая экономика, отличительной  чертой которой – глобализация, либерализация, распространение новых  технологий, систем телекоммуникаций и Интернета, электронного бизнеса, коммерции и бэнкинга. Цивилизация приобретает черты информационного мира, а в нем доминируют не материальные, а интеллектуальные финансовые ресурсы.

Наиболее  конкурентоспособными и преуспевающими окажутся в новом столетии те национальные экономики, которые будут основываться не на массовом производства, а на генерировании идей, обмене информации, предоставлении разнообразных услуг. Идет деление на страны со «старой», традиционной экономикой, и станы с явственно проступающими чертами «новой» экономики.

Насыщенность  «новой» экономики денежными  ресурсами достаточно высока и их циркуляция активна, неудивительно, что  растет роль финансово-кредитного и, собственно, денежного капитала.

Возникает вопрос: как в новых условиях изменится роль государства, в частности, центральных банков, традиционно регулирующих денежное обращение, национальную денежную массу и вообще все денежное хозяйство в любой стране?

Думается, в любом случае денежно-кредитное  регулирование не потеряет своего значения. Центральный Банк и другие «регулировщики» финансовых рынков, типа федеральных комиссий, служб валютного и экономического контроля, лишь усилят воздействие на рынки. Ведь через классические инструменты денежного регулирования (например, процентные ставки) эффективно определяются конъюнктура, активность и доходность на кредитных, фондовых, валютных и денежных рынках, и тем самым задаются благоприятные (или дестимулирующие) финансовые условия существования бизнеса.

Как показывает опыт последних лет, денежно-кредитные отношения оказывают определяющее влияние на динамику ВВП, доходов и расходов населения, соотношение спроса и предложения, инвестиций и в значительной мере на сальдо платежного баланса. Это означает, что рыночные методы регулирования экономики и их основа – денежно-кредитные отношения стали действенными рычагами управления, и именно поэтому их изучение в настоящее время особенно актуально.

Цель данной курсовой работы –рассмотреть особенности кредитно-денежной политики, ее инструменты, методы и направления  развития в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  денежно-кредитной политики

1.1. Сущность и виды денежно-кредитной политики

 

С точки зрения экономической теории – денежно-кредитная  политика – это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. С позиции финансов - денежно–кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Целями денежно-кредитной  политики являются:

1) Экономические цели, направленные  на поддержание экономической  активности и сокращение безработицы:

  • регулирование темпов экономического роста;
  • увеличение ВВП;
  • смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
  • сдерживание инфляции;
  • стимулировать рост объема денежно-кредитных операций;
  • достижение сбалансированности платежного баланса и другие.

2) Социальные задачи:

  • повысить уровень жизни населения;
  • сделать различные услуги более доступными и другие.1

Денежно-кредитная политика тесно  увязывается с внутриполитическими  и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие.

Методы, используемые в денежно-кредитной  политике, разнообразны, но наиболее распространенными  из них являются:

  • Изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки Центрального банка (учетная, или дисконтная политика);
  • Изменение норм обязательных резервов банков;
  • Операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
  • Регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.).2

Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

  • Прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
  • Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и т.п.
  • Учетная политика.

В сфере кредитно-денежного обращения  государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: "государство — Центральный Банк". Практика показывает высокую эффективность данного сотрудничества.

Необходимо отметить, что в производственной сфере  государство не имеет такого мощного  рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия - через систему кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.

Этот косвенный  вариант регулирующего влияния  на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого вторжения  в планы предпринимателей не существует. В то же время косвенные методы создают предпосылки к тому, чтобы предприниматель сам стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел будет реализовываться через принятие деловыми кругами самостоятельных решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и настойчивыми действиями государства».

Все это возможно реализовать лишь благодаря использованию  правительством такого мощного регулирующего рычага, как Центральный Банк, особенности организации которого рассмотрим в следующей главе данной курсовой работы.

 

    1. Основные задачи, цели, и формы денежно-кредитного регулирования

 

Денежно-кредитное  регулирование, осуществляемое Центральным  банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о Центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.

Осуществляя денежно-кредитную  политику, Центральный Банк, воздействуя  на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование  на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного  развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

В основе денежно-кредитной  политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

  • политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;
  • политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия  Центрального банка увеличивает  ресурсы коммерческих банков, которые  в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (см. Приложение А). Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.

Государственная дума рассматривает  основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики3.

Денежно-кредитная политика осуществляется с помощью определенных методов  и инструментов.

 

1.3. Методы денежно-кредитной политики

 

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и  операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Современная система методов денежно-кредитной  политики столь же разнообразна, как  и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной  политики можно проводить по различным признакам.

В рамках денежно-кредитной политики применяются  методы прямого и косвенного регулирования  денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер  в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной  сферы воздействуют на мотивацию  поведения хозяйствующих субъектов  с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Информация о работе Цель и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов