Цель и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Как показывает опыт последних лет, денежно-кредитные отношения оказывают определяющее влияние на динамику ВВП, доходов и расходов населения, соотношение спроса и предложения, инвестиций и в значительной мере на сальдо платежного баланса. Это означает, что рыночные методы регулирования экономики и их основа – денежно-кредитные отношения стали действенными рычагами управления, и именно поэтому их изучение в настоящее время особенно актуально.
Цель данной курсовой работы –рассмотреть особенности кредитно-денежной политики, ее инструменты, методы и направления развития в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики…………………….5
1.1. Сущность и виды денежно-кредитной политики………………………...5
1.2.Основные задачи, цели, и формы денежно-кредитного
регулирования…………………………………………………………………..7
1.3. Методы денежно-кредитной политики……………………………………9
1.4. Инструменты денежно-кредитной политики……………………………..11
Цель и инструменты денежно-кредитной политики
в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов……………………………….…..23
2.1. Принципы денежно-кредитной политики на
среднесрочную перспективу……………………………………………………23
2.2. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики
и денежная программа………………………………………………………..26
2.3. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование………30
Заключение……………………………………………………………………….34
Глоссарий………………………………………………………………………....36
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

КгабЃҐ†п.Д•≠•¶≠Ѓ-™а•§®в≠†п ѓЃЂ®в®™† 7.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Однако  решение  этой  задачи  было осложнено влиянием на российский финансовый  рынок  кризисных  явлений  на  мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент  с контроля над инфляцией на поддержание  стабильности  банковской  системы. Следствием  влияния  указанного  фактора  является  введение  российскими  банками  более  консервативных  подходов  при кредитовании и при оценке кредитного риска.  В  свою  очередь,  это  ведет  к  снижению темпов роста кредитных вложений в экономику  и  снижению  финансового  результата (прибыли)  кредитных  организаций.  Одновременно  это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов,  как накопленных в период кредитной экспансии, так и  отражающих  ухудшение  экономического положения  предприятий  при  ужесточении условий привлечения кредитов.

В  этой  ситуации  на  состояние  банковского  сектора  будет  оказывать  влияние  качество  функционирования  внутрибанковских  систем  оценки  и  управления  рисками, включая  кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски.  Наряду  с  вопросами  поддержания ликвидности банки должны уделять внимание  вопросам  поддержания  достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов. В  целях  снижения  негативного  влияния международных финансовых  потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов  банков  и восстановлению  нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.

В  рамках  системы  управления  ликвидностью  банковского  сектора  Банк  России продолжит  улучшать  условия  доступа  кредитных  организаций  к инструментам  рефинансирования,  что  должно  способствовать снижению  трансакционных  издержек  и  рыночных  рисков.  При  дальнейшем  развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры  это  будет  способствовать  более эффективному  перераспределению  денежных средств в экономике.

Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и  состояния финансового рынка. При  необходимости  Банк  России может применять  обязательные  резервные  требования в качестве прямого инструмента регулирования  ликвидности банковского  сектора.

Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых  условий  институционального  характера, способствовать повышению  глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора,  развивать  систему  анализа  денежно-кредитной  политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.

Особое  значение  Банк  России  придает формированию доверия  общества к осуществляемой денежно-кредитной  политике, повышению  ее  открытости  и  прозрачности, разъяснению  общественности  своих  целей, задач и принятых мер. 

 

 

 

2.2. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа

В  соответствии  со  сценарными  условиями  и  основными  параметрами  прогноза социально-экономического развития Российской  Федерации  на  2009  год  и период 2010 и 2011 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,0-8,5%, в 2010  году – 5,5-7,0%, а к 2011  году выйти на уровень инфляции 5,0-6,8%  (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему  уровню  инфляции  на  потребительском рынке соответствует базовая инфляция 6,2-8,0% в 2009 году, 4,5-6,2% в 2010 году и 4,5-6,1% в 2011 году.

Расчеты  по  денежной  программе на  2009-2011  годы  осуществлены  исходя из  показателей  спроса  на  деньги,  соответствующих  целевым  ориентирам  по  инфляции,  прогнозируемым  темпам  роста  ВВП  и его составляющих, динамике валютных курсов, учитываемых в прогнозе платежного баланса,  а  также  предполагаемой  динамике цен на активы.

Согласно  прогнозу  социально-экономического  развития  Российской  Федерации, в 2009 году темпы экономического роста могут быть ниже, чем в 2008 году, что отразится на  темпах прироста  трансакционной составляющей спроса на деньги. Ожидаемое существенное замедление темпа роста цен также обусловит снижение темпов роста трансакционных  потребностей  экономики в деньгах, увеличив при этом спрос на сбережения в национальной валюте. В результате  действия  этих  факторов,  а  также  учитывая  предполагаемое  замедление  темпов роста цен на активы,  темпы прироста  спроса  на  деньги  в  2009  году  могут  снизиться по сравнению с 2008 годом. Банк России предполагает  в  зависимости  от  вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 в 2009 году на 19-28%.

В 2010 и 2011 годах темпы прироста спроса на деньги продолжат замедление и могут составить 16-25% в 2010 году и 14-22% в 2011 году.

Денежная программа  на 2009-2011 годы представлена в четырех  вариантах, которые соответствуют  сценарным  вариантам  прогноза  социально-экономического  развития Российской  Федерации  на  2009-2011  годы, рассматриваемым Банком России.

В  зависимости  от  сценарных  вариантов развития  темп прироста денежной базы в узком  определении в 2009 году может составить 14-22%, в 2010 году – 12-20%, в 2011 году – 9-17%. Принципиальное  значение  для  реализации  денежно-кредитной  политики  будет иметь изменение  структуры источников роста  денежной  базы  в  прогнозном  периоде в пользу  чистых  внутренних  активов  (ЧВА).

Постепенный переход  к формированию денежного  предложения  преимущественно за  счет  увеличения  валового  кредита  банкам  при  снижении  роли  прироста  чистых международных  резервов  (ЧМР)  позволит, с одной стороны, более эффективно использовать  процентные  инструменты  денежно-кредитного  регулирования,  сделать  действенным  процентный  канал  трансмиссионного  механизма  денежно-кредитной политики,  а  с  другой  –  за  счет  уменьшения  присутствия  Банка  России  в  операциях на внутреннем валютном рынке повысить гибкость  курсовой  политики,  осуществить постепенный  переход  к  режиму  свободно плавающего валютного курса.

При  уточнении  показателей  денежной программы на 2009-2011 годы во всех вариантах учтены принятые в  октябре 2008  года дополнительные  меры  среднесрочного  характера по поддержке финансового сектора.

В частности, при расчете  изменения чистого кредита федеральному  правительству  учтено планируемое  предоставление субординированных  кредитов кредитным организациям  через  Внешэкономбанк  (Банк  развития) а  сумму 450 млрд. рублей  за  счет  средств Правительства Российской Федерации. При этом в составе валового кредита банкам учтено поэтапное предоставление субординированного кредита Сбербанку России в объеме 500 млрд. рублей. При определении величины прочих  неклассифицированных  активов учтена прогнозируемая задолженность Внешэкономбанка (Банка развития) перед Банком России по средствам в иностранной валюте,  выделяемым  для  обеспечения  рефинансирования  внешнего  долга  российских кредитных  и  нефинансовых  организаций образовавшихся до 25.09.2008 (до 50 млрд долларов США).

При  осуществлении  первого  варианта денежной программы в условиях абсолютного снижения ЧМР прирост ЧВА с 2009 по 2011 годы является единственным источником роста узкой денежной базы  ; в 2011 году увеличение ЧВА  становится единственным источником роста денежной базы также во втором варианте денежной программы и основным источником ее роста – в третьем варианте.

При  условиях,  реализуемых  в  четвертом варианте денежной программы, прирост ЧМР на протяжении всего прогнозного периода будет основным источником увеличения денежной базы,  а потребность банковского сектора в существенном увеличении валового кредита сформируется лишь к 2011 году.

Первый вариант денежной программы предусматривает  в  2009  году  сокращение чистых международных резервов на 4 млрд долларов США (или 0,1 трлн. рублей по фиксированному  курсу  доллара  США  к  рублю на  1.01.2008), вследствие чего  требуется  увеличение  чистых  внутренних  активов на 0,84 трлн. рублей. В условиях  снижения чистого  кредита  расширенному  правительству на 0,55  трлн. рублей Банку  России  потребуется  увеличить  чистый  кредит  банкам более чем на 0,8 трлн. рублей.

Исходя из  прогноза  платежного баланса в этом варианте в 2010 году предусматривается снижение ЧМР на 0,35  трлн. Рублей а в 2011 году – на 0,87 трлн. рублей. При этом ЧВА увеличиваются на 1,05 и 1,5 трлн. Рублей соответственно.  В  2010  году  для  обеспечения  такой  динамики  Банку  России  необходимо будет повысить объем чистого кредита банкам на 2,4 трлн. рублей, в 2011 году –на 3,5 трлн. рублей. В рамках второго варианта денежной программы  в  2009  году  прирост  ЧМР  ожидается на уровне 1,45 трлн. рублей, что превышает  потребности  роста  денежной  базы, определенной  в  соответствии  с  ориентирами по инфляции, и вызывает необходимость снижения  ЧВА  на  0,6  трлн.  рублей.  Объем  чистого  кредита  банкам  в  этом  варианте  программы  может  возрасти  в  2009  году на 0,63 трлн. рублей.

В  условиях  этого  варианта  в  2010  году предусматривается  рост  ЧМР  на  0,79  трлн.рублей, в 2011 году – снижение на 0,36 трлн. рублей. Чистые внутренние активы увеличиваются при этом на 0,04 и  1,15 трлн. Рублей соответственно.  В  2010  году  для  обеспечения  такой  динамики  Банку  России  необходимо будет повысить объем чистого кредита банкам на 1,9 трлн. рублей, а в 2011 году –на 3,6 трлн. рублей.

По третьему варианту денежной программы в 2009 году прогнозируется прирост ЧМР на 1,7 трлн. рублей. С учетом оценки де- нежной  базы,  соответствующей  целевому ориентиру по инфляции, это потребует снижения ЧВА на 0,79  трлн. рублей. В  структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству  снизится на 2,1  трлн. рублей, а чистый кредит банкам возрастет на 0,63  трлн. рублей.

В 2010 году по данному сценарию предусматривается  увеличение ЧМР  на  1,5  трлн. рублей  и  снижение  ЧВА  на  0,55  трлн.  рублей.  В  условиях  снижения  чистого  кредита расширенному правительству  на 1,6 трлн. рублей  Банку  России  потребуется  обеспечить  увеличение  чистого кредита банкам на 1,6 трлн. рублей. В 2011 году третий вариант программы предусматривает рост  ЧМР на 0,43 млрд. рублей, что является недостаточным для обеспечения запланированных темпов  прироста  денежной  базы  и  требует увеличения  ЧВА  на  0,52  трлн.  рублей.  Чистый кредит банкам в этой ситуации возрастет на 3,23 трлн. рублей.

Согласно  четвертому  варианту  денежной программы прирост  ЧМР может составить  в  2009  году  почти  3  трлн.  рублей, в 2010 году – 4,25 трлн. рублей, в 2011 году – 2,74 млрд. рублей. Исходя из оценки денежной базы при этом потребуется снижение ЧВА на 1,8; 2,9 и 1,4 трлн. рублей соответственно. Чистый  кредит  расширенному  правительству в этом варианте снижается в 2009 году на 2,7  трлн. рублей, а в 2010 и 2011  годах – на  2,8  трлн.  рублей.  При  этом  в  2009  году возникает необходимость обеспечить увеличение чистого  кредита банкам на 0,15  трлн. рублей, в 2010  году – на 0,19  трлн. рублей, а в 2011 году – на 2,2 трлн. рублей.

Параметры денежной программы  не являются жестко заданными и могут  быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической  ситуацией,  изменением влияния  на  состояние  денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов.  В  целях  адекватного  реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы  и  учета  возможных  рисков  при  реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении. Банк  России  учитывает  опыт  текущего года, показавший, что в условиях мирового финансового  кризиса  переход  к  формированию  денежного  предложения  преимущественно за счет ЧВА (в том числе увеличения валового кредита банкам) может пойти более  быстрыми  темпами,  чем  предусматривается  в  представленных  вариантах  денежной программы, и готов во взаимодействии с  Правительством  Российской  Федерации принять необходимые меры для поддержания финансовой стабильности.

 

2.3. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование

 

Система  инструментов  денежно-кредитной  политики  в  среднесрочной  перспективе  будет  ориентирована  на  решение стратегической задачи – переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания ее  устойчивости  с учетом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов.

В зависимости от складывающейся экономической  ситуации  Банк  России  будет применять инструменты предоставления или абсорбирования  ликвидности,  обеспечивая приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия.

При  развитии  ситуации  в  денежно-кредитной  сфере  по  сценарию формирования  структурного  избытка  денежного  предложения (что может быть связано со значительным притоком частного капитала в Россию  и  сохранением  высоких  мировых  цен на  товары  российского  экспорта)  Банк  России  будет  преимущественно  использовать инструменты  абсорбирования  свободной банковской ликвидности, в первую очередь операции с ОБР и депозитные операции. При необходимости  Банк  России  намерен  проводить операции по продаже государственных  облигаций  из  собственного  портфеля (без  обязательства  обратного  выкупа).  Повышение  нижней  границы  процентных  ставок  по  своим  операциям  Банк  России  будет осуществлять с учетом риска возможного  дополнительного  притока  иностранного капитала.  В  этих  условиях  также  ожидается, что продолжится полномасштабное применение бюджетных механизмов (в первую очередь механизмов формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) для стерилизации свободных денежных  средств, поэтому бюджетный канал по-прежнему  будет  играть  ключевую  роль в обеспечении сбалансированности внутреннего денежного рынка. Однако в случае ослабления платежного баланса  более  вероятно  развитие  ситуации по сценарию перехода к устойчивому недостатку ликвидности в банковском  секторе и формированию  значительного  и  регулярного  спроса  кредитных  организаций  на  инструменты Банка России по предоставлению денежных  средств. При  снижении  роли  валютных  интервенций  в  формировании  денежного  предложения  Банк  России  будет обеспечивать  необходимый  уровень  рефинансирования  кредитных  организаций,  используя  рыночные  операции  предоставления  ликвидности  (прежде  всего  аукционы прямого  РЕПО,  ломбардные  аукционы)  и инструменты  постоянного  действия  (в  частности,  операции  РЕПО  по  фиксированной ставке и сделки «валютный своп», ломбардные  кредиты  по  фиксированной  процентной  ставке,  кредиты,  обеспеченные  нерыночными  активами).  Для  обеспечения  бес-

Информация о работе Цель и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов