Бухгалтерский учет и аудит товарооборота в ООО «ТД «Мегаполис-Псков»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 19:51, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является:

- исследование бухгалтерского учета товарооборота в ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»;

- разработка мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета товаров;

- проведение соответствующих аудиторских процедур по проверке учета товарооборота.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать организационно-экономическую характеристика предприятия;
изучить документальное оформление товарных операций и отчётность материально ответственных лиц;
исследовать синтетический и аналитический учёт товарных операций;
провести аудит товарооборота;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические аспекты учета и аудита товарооборота в торговых организациях…………………………………………………………6

Товарооборот : экономическая сущность, состав и структура………6
Организация учета товарооборота……………………………………10
Оприходование и оценка товаров…………………………………10
Учет и особенности списания издержек обращения…………….15
Реализация товаров………………………………………………..18
Сущность и роль инвентаризации товаров…………………………..22
Методика аудита товарооборота……………………………………..26
Глава 2. Бухгалтерский учет товарооборота в ООО «ТД «Мегаполис-Псков»……………………………………………………………………………30

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»…………………………………………………………………………..30

2.1.1. Экономическая характеристика предприятия……………………34

2.2. Учет поступления товаров……………………………………………….45

2.2.1. Порядок документального оформления получения, приемки и хранения товаров…………………………………………………………......45

2.2.2. Учет поступления товаров и их оценка…………….……………..50

2.3. Учет и списание издержек обращения……………………………….....57

2.4. Учет и оценка товаров при их реализации, определение финансового результата……………………………………………………………………...60

2.5. Пути совершенствования учета товаров в ООО ТД «Мегаполис -Псков»»………………………………………………………………………...67

Глава 3. Аудит товарооборота ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»……........70

3.1. Объект, цели и источники информации при проведении аудита товарооборота ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»………………………........70

3.2. Подготовка и планирование аудиторской проверки товарооборота на ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»……………………………………………..76

3.3. Аудит учета товарооборота………………………………………..........83

3.3.1. Оценка системы внутреннего контроля на ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»…………………………………………………………………....83

3.3.2. Документирование результатов товарооборота…………………86

3.3.3. Оформление результатов проверки аудита товарооборота на ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»………………………………………….........92

Заключение……………………………………………………………………..95

Список использованной литературы………………………………….........98

Работа содержит 1 файл

итог диплом.doc

— 810.50 Кб (Скачать)

   Прямыми называют такие расходы, которые можно непосредственно отнести на издержки обращения конкретных структурных подразделений организации (магазинов, складов), определенные товарные группы или другие, объекты, по отношению к которым рассчитываются затраты, например, расходы на подработку, упаковку конкретных товаров, расходы на оплату труда продавцов конкретных видов товаров, на рекламу можно отнести к соответствующим товарным группам без дополнительных расчетов.

  Косвенные — общие или дополнительные расходы, относящиеся ко всей организации, соотнести которые с отдельными товарами или подразделениями организации можно лишь посредством особых методов распределения или расчетным путем (расходы по заработной плате управленческого персонала, на хранение товаров, на топливо, газ, электроэнергию, амортизация и ремонт административных зданий и др.)

  Группировка по отношению к остаткам товарных запасов разделяет затраты на издержки обращения, приходящиеся на остаток товаров и издержки, относящиеся к реализованным товарам.

  В основе группировки  по отношению к  остаткам товарных запасов лежит классификация по так называемому «бухгалтерскому» принципу, применяемому в германской и американской торговой практике. В соответствии с бухгалтерским принципом издержки делят на накладные и общеторговые.

  Накладные издержки представляют собой наращение расходов покупной цены товаров до их себестоимости. С учетом требований П; 6 ПБУ 5/98 к ним следует относить расходы, связанные с приобретением товаров, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Это транспортные расходы и проценты за пользование неденежным (товарным) кредитом.

  К общеторговым издержкам относятся все остальные издержки, включая затраты по доведению товара до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (хранение, подсортировка, подработка, упаковка) и издержки, связанные с продажей товара. Они представляют собой наращение расходов до полной стоимости товара, компенсируемой продажными ценами.

  Таким образом, расходы, приходящиеся на остаток  товаров, состоят лишь из накладных  издержек, а расходы, относящиеся  к реализованным товарам, включают в свой состав, как накладные, так и общеторговые издержки.

   Классификация издержек по их влиянию на налогооблагаемую прибыль предусматривает деление  затрат на участвующие и не участвующие  в уменьшении налогооблагаемой прибыли.

  Синтетический учет издержек обращения ведут на счёте 44 «Расходы на продажу». По дебету счета накапливают суммы произведенных расходов. Эти суммы в торговых, снабженческих, сбытовых и иных посреднических организациях списываются в дебет счета 90«Продажи», полностью кроме сумм, подлежащих отнесению на остаток товаров. Таким образом, сальдо счета 44 «Расходы на продажу» показывает величину издержек обращения, приходящихся на остаток товаров, на конец месяца. Их рассчитывают по среднему проценту с учетом переходящего остатка на начало месяца. Сальдо счета 44 «Расходы на продажу» в сумме с сальдо счета 41 «Товары» равны фактической себестоимости остатка товарных запасов.

  Для разделения издержек по их влиянию  на налогооблагаемую прибыль к счету 44 «Расходы на продажу» могут быть открыты два субсчета: «Расходы, участвующие в уменьшении налогооблагаемой прибыли» и «Расходы, не участвующие в уменьшении налогооблагаемой прибыли». 

      1. Реализация  товаров.

Реализация  товаров в оптовой торговле регулируется договорами: купли-продажи, поставки, мены, комиссии, перевозки и т.д.

  По  договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

  По  договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (или сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (отдельные статьи договора поставки регулируются договором купли-продажи).

  По  договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются правила о купле-продаже. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

  По  договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

  По  договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В зависимости от вида транспорта может быть заключен договор фрахтования.

  Оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства их приобретателя за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственного векселя. В этом случае оплатой товаров будет признаваться погашение покупателем выданного им векселя либо передача его по индоссаменту третьему лицу.

   Бухгалтерский учет продажи товаров  осуществляется на сопоставляющем операционно-результатном счете 90 «Продажи». Он называется так потому, что здесь сопоставляется сумма оборота по кредиту (продажная стоимость реализованных товаров, включая налог на добавленную стоимость) с суммой оборота по дебету (себестоимость этих товаров, налог на добавленную стоимость, акции и издержки обращения, относящиеся к проданным товарам) и выявляется результат от продажи товаров (прибыль или убыток).

   Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения  информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, и определения финансового  результата по ним.

  К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета: 1 «Выручка», 2 Себестоимость продаж», 3 «Налог на добавленную стоимость», 4 «Акцизы», 5 «Экспортные пошлины», 6 «Налог с продаж», 9 «Прибыль/убыток от продаж».

  Если  при реализации со склада учетной политикой оптовой организации предусмотрен момент продажи товаров по их отгрузке и предъявлению покупателям расчетных документов к оплате, то составляются следующие бухгалтерские записи:

  отгружены товары покупателям  по продажной стоимости  — 

  Д-т сч. 62 «Расчет с покупателями и заказчиками»

  К-т сч. 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка»»;

  отгружена тара под товаром

  Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т  сч. 41 «Товары», субсчет 3 «Тара под  товаром и порожняя»;

  одновременно  списаны реализованные  товары с материально  ответственных лиц по покупной стоимости (согласно учетной политике одним из методов: средней, ФИФО)

  Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

   К-т  сч. 41 «Товары», субсчет 1 «Товары  на складах»;

  начислен  налог на добавленную стоимость на проданные товары (выделяется в документах на реализацию отдельной строкой) –

  Д-т  сч. 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную  стоимость»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

  отнесены за счет  покупателя согласно  договору транспортные

расходы —

  Д-т сч. 62«Расчеты с покупателями и заказчиками»

  К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (лицевой счет транспортной организации);

  оплачены  транспортные расходы  с расчетного счета

  Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (лицевой счет транспортной организации)

  К-т сч. 51 «Расчетные счета»;

    списаны расходы, относящиеся  к реализованным  товарам

   Д-т  сч. 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

    К-т сч. 44 «Расходы на продажу».

   На  счете 90 «Продажи» в конце месяца (отчетного периода) выявляется финансовый результат. Записи по субсчетам 1 «Выручка», 2 «Себестоимость продаж», 3 «Налог на добавленную стоимость», 4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 2 «Себестоимость продаж», 3 «Налог на добавленную стоимость», 4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки» бухгалтерскими записями:

     на  прибыль —

    Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»

     К-т сч. 99«Прибыли и убытки»;

    на  убыток

     Д-т  сч. 99 «Прибыли и убытки»

     К-т  сч. 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж».

   Таким образом, синтетический счет «Продажи»  сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету «Продажи» (кроме субсчета 9 «Прибыль/убыток от продаж») закрываются .

  Аналитический учет по счету «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по данному счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией. 

 

    1. Сущность и роль инвентаризации товаров

   Инвентаризация  товаров в торговой организации является абсолютно необходимой, так как служит наиболее действенным средством для выявления возможных ошибок при  учете товара, потерь от порчи и хищения. Следовательно, регулярное и грамотное проведение инвентаризации, сопоставление учетного и фактического количества и номенклатур товара приводят к снижению этих потерь. Кроме того, инвентаризация является непременным условием для обеспечении достоверности и точности данных бухгалтерского учета.

   Согласно  ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете», принятого Государственной Думой 23 февраля 1996 г. и одобренного Советом Федерации 20 марта 1996 г., «для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в  ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно».

   Исходя  из вышеуказанной статьи можно сделать  вывод, что инвентаризация товаров является обязательной в случае, скажем, передачи смены в торговом зале или на складе, когда за товары принимает ответственность другое материально ответственное лицо.

   Необходима  она также и при увольнении и приеме на работу сотрудников, отвечающих за движение и сохранность товаров. В этих случаях инвентаризация необходима главным образом для выявления недостач и определения лиц, виновных в их возникновении.

   Практика  показывает, что в торговых организациях, где к систематическому проведению инвентаризаций при передаче смены относятся как к необязательной процедуре, возрастает количество хищений, объем просроченного товара, и, кроме того, значительно ухудшается моральный климат в коллективе из-за постоянных разбирательств с недостачами.

   Кроме обязательных инвентаризаций, предусмотренных  законодательно, существуют также и  плановые инвентаризации, порядок и сроки проведения которых определяются руководством предприятия и закрепляются соответствующими приказами.

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит товарооборота в ООО «ТД «Мегаполис-Псков»