Бухгалтерский учет и аудит товарооборота в ООО «ТД «Мегаполис-Псков»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 19:51, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является:

- исследование бухгалтерского учета товарооборота в ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»;

- разработка мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета товаров;

- проведение соответствующих аудиторских процедур по проверке учета товарооборота.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать организационно-экономическую характеристика предприятия;
изучить документальное оформление товарных операций и отчётность материально ответственных лиц;
исследовать синтетический и аналитический учёт товарных операций;
провести аудит товарооборота;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические аспекты учета и аудита товарооборота в торговых организациях…………………………………………………………6

Товарооборот : экономическая сущность, состав и структура………6
Организация учета товарооборота……………………………………10
Оприходование и оценка товаров…………………………………10
Учет и особенности списания издержек обращения…………….15
Реализация товаров………………………………………………..18
Сущность и роль инвентаризации товаров…………………………..22
Методика аудита товарооборота……………………………………..26
Глава 2. Бухгалтерский учет товарооборота в ООО «ТД «Мегаполис-Псков»……………………………………………………………………………30

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»…………………………………………………………………………..30

2.1.1. Экономическая характеристика предприятия……………………34

2.2. Учет поступления товаров……………………………………………….45

2.2.1. Порядок документального оформления получения, приемки и хранения товаров…………………………………………………………......45

2.2.2. Учет поступления товаров и их оценка…………….……………..50

2.3. Учет и списание издержек обращения……………………………….....57

2.4. Учет и оценка товаров при их реализации, определение финансового результата……………………………………………………………………...60

2.5. Пути совершенствования учета товаров в ООО ТД «Мегаполис -Псков»»………………………………………………………………………...67

Глава 3. Аудит товарооборота ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»……........70

3.1. Объект, цели и источники информации при проведении аудита товарооборота ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»………………………........70

3.2. Подготовка и планирование аудиторской проверки товарооборота на ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»……………………………………………..76

3.3. Аудит учета товарооборота………………………………………..........83

3.3.1. Оценка системы внутреннего контроля на ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»…………………………………………………………………....83

3.3.2. Документирование результатов товарооборота…………………86

3.3.3. Оформление результатов проверки аудита товарооборота на ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»………………………………………….........92

Заключение……………………………………………………………………..95

Список использованной литературы………………………………….........98

Работа содержит 1 файл

итог диплом.doc

— 810.50 Кб (Скачать)

— хозяйственное мыло;

-  синтетические  моющие средства;

-  туалетное  мыло и парфюмерия;

- галантерея  и нитки;

- табачные  изделии;

  • спички;
  • товары культурно-бытового и хозяйственного назначения;
  • другие непродовольственные товары.

Показатели  товарооборота

  К показателям, характеризующим товарооборот торговой компании, относятся:

    — объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;

  • объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах;
  • ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (в руб., %);

    — однодневный объем товарооборота (в руб.);

  • объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
  • время обращения товаров (в днях оборота);
  • скорость товарооборота (число оборотов).
 
 
 

1.2.Организация  учета товаров.

1.2.1. Оприходование и  оценка товаров

   Как и любые другие операции в бухгалтерском  учете, операции, связанные с оборотом товара, должны подтверждаться первичными документами. Относиться к оформлению документов, связанных с поступлением и выбытием товара, следует очень внимательно, так как здесь напрямую затрагивается материальная сторона деятельности торговой организации.

   Следует начать с того, как товар попадает на склад торговой фирмы.

   Партия  товара должна сопровождаться соответствующим документом, в котором должны содержаться наименование поставщика и покупателя, их адреса, наименование поставляемого товара, единицы измерения товара, его количество, цена и стоимость товара, а также подписи ответственных представителей поставщика и покупателя, заверенные печатями.

   Движение  товара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. Это могут быть такие документы, как товарная накладная, товарно-транспортная накладная, счет, счет-фактура, железнодорожная накладная.

   Одна  и та же товарная накладная выступает  и как приходный, и как расходный документ. Для поставщика накладная служит документом, обосновывающим выбытие товаров, а для покупателя та же накладная является основанием для оприходования товара.

   Товарная  накладная выписывается материально ответственным лицом организации-поставщика при отгрузке товаров со склада. Обязательными реквизитами накладной являются номер и дата составления документа, основание поставщика и покупателя, наименование (краткое описание) товара, количество в единицах измерения, цена единицу товара, общая сумма отпущенного товара с учетом налога на добавленную стоимость.

   Товарно-транспортные и железнодорожные накладные могут быть использованы как приходные документы на товар в случаях, когда доставка товара осуществляется автомобильным или железнодорожным транспортом.

     «Счет-фактура» выписывается при наличии большого перечня товаров. Второй документ, упоминаемый в Методических рекомендациях по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, это счет (форма 868). По содержанию он должен быть аналогичен счету-фактуре. Счет является основанием для оплаты товаров.

   Однако  на практике при приеме товара чаще всего используются именно товарные и товарно-транспортные накладные, в том числе накладная формы Торг-12.

   Проверка  соответствия количества, номенклатуры и качества товара при поступлении на склад покупателя осуществляется путем внешнего осмотра и подсчета. Если при приемке товара обнаруживаются расхождения, они должны быть внесены в товаросопроводительный документ в соответствии с требованиями, предъявляемыми к внесению исправлений в первичные документы.

    Синтетический и аналитический учет поступления товаров

   Поступивший товар приходуется на счет 41 «Товары», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи. Торговые организации на счете 41 учитывают также тару (как покупную, так и собственного производства). Тара, служащая для хозяйственных (производственных) нужд самого предприятия, учитывается либо на счете 01 «Основные средства», либо на счете 10 «Материалы».

   К счету 41 действующий План счетов бухгалтерского учета рекомендует открывать следующие субсчета:

  1. субсчет 1 «Товары на складах»;
  2. субсчет 2 «Товары в розничной торговле»;
  3. субсчет 3 «Тара под товаром и порожняя»;
  4. субсчет 4 «Покупные изделия».

   При необходимости исходя из специфики своей деятельности организация может открывать и другие субсчета.

   Поступление товара отражается по дебету счета 41, а  его выбытие — по кредиту счета 41.

   Счет 41 «Товары» корреспондирует  со следующими счетами.

По  дебету

Счет 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей»

Счет 41 «Товары»

Счет 42 «Торговая  наценка»

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

Счет 68 «Расчетам  по налогам и сборам»

Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Счет 75 «Расчеты с учредителями»

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

Счет 80 «Уставной  капитал»

Счет 86 «Целевое финансирование»

Счет 91 «Прочие  доходы и расходы»

По  кредиту

Счет 10 «Материалы»

Счет 20 «Основное  производство»

Счет 41 «Товары»

Счет 44«Расходы на продажу»

Счет 45 «Товары  отгруженные»

Счет 76 «Расчетам  с разными дебиторами и кредиторами»

Счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

Счет 80 «Уставной  капитал»

Счет 90 «Продажи»

Счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Счет 97 «Расходы будущих периодов»

Счет 99 «Прибыль и убытки» 

  Товары (а также тара), поступившие на склад организации, отражаются по дебету 41 счета в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости их приобретения. Некоторые предприятия розничной торговли ведут учет товара по продажным ценам, а не по покупным. В этом случае при поступлении товара одновременно с записью дебет счета 41 и кредит счета 60 делается запись по дебету счета 41 и кредиту счета 42 «Торговая наценка» на разницу между покупной стоимостью товара и его стоимостью по продажным ценам.

  При признании выручки от продажи  в бухгалтерском учете предприятия стоимость товара списывается с кредита счета 41 в дебет счета 90 «Продажи». В случаях, когда выручка от продажи товара не может быть признана в бухгалтерском учете сразу, до момента ее признания товары списываются с кредита счета 41 в дебет счета 45 «Товары отгруженные».

   В учетной политике предприятия должен быть закреплен способ учета товаров. Учет товаров может вестись несколькими способами:

  1. по покупным ценам;
  2. по фактической себестоимости;
  3. по учетным ценам;
  4. по продажным ценам.

      Как правило, по покупным ценам товары учитываются на предприятиях оптовой торговли, а организации розничной торговли могут применять в зависимости от своей учетной политики учет товаров как по фактической себестоимости (непосредственно на счете 41)., так и по продажным ценам (с использованием счета 42). На практике учет по продажным ценам применяется не часто, а наиболее распространенным способом является учет по фактической себестоимости.

   Аналитический учет — это учет, дающий детализированные показатели в денежном, а в необходимых случаях и в натуральном выражении. Аналитический учет связан с синтетическим и не может существовать без него. В бухгалтерии аналитический учет ведется с помощью дополнительных субсчетов, привязанных к синтетическим счетам. Субсчета в синтетическом учете должны создаваться в тех случаях, когда требования аналитического учета диктуются требованиями бухгалтерской отчетности или порядком исчисления налогов. В приказе об учетной политике предприятия утверждается, в том числе, и рабочий план счетов бухгалтерского учета, который содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета исходя из специфики деятельности конкретного предприятия.

   В соответствии с методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5) организациям торговли необходимо вести аналитический учет в следующих разрезах:

1) «по хозяйствующим субъектам, являющимся юридическими лицами, и их обособленным подразделениям;

2) по каждому хозяйствующему субъекту — по материально-ответственным лицам;

3) по каждому материально ответственному лицу — по ассортименту товаров;

4) а также в удобном для предприятия разрезе».

   На  практике аналитический учет товаров  в торговых организациях ведется и по ассортименту товара, чаще всего по каждому его наименованию.

 

      1. Учет и особенности списания издержек обращения.

  Коммерческая  деятельность может быть успешной лишь при условии рационального расходования средств на ее осуществление. Чтобы принимать верные решения, обеспечивающие максимальное повышение прибыли, рентабельности, устойчивости предприятия на рынке необходима полная и достоверная информация о его расходах, отражаемая в бухгалтерском учете и отчетности. Такими расходами в сфере обращения являются издержки.

  Под издержками обращения понимают затраты материальных, денежных и трудовых ресурсов, связанные с движением товаров от производителя к потребителю. К ним относят затраты, непосредственно связанные с процессом обращения товаров.

  Согласно  п. 1.3 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Роскомторгом РФ и согласованных Минфином РФ 20.04.95. № 1-55-/32-2 (далее - Методические рекомендации) в состав издержек обращения и производства включаются расходы предприятий торговли, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции собственного производства и продажей покупных товаров в предприятиях общественного питания.

  Существует  группировка издержек по периодам предполагает деление издержек на расходы отчетного периода и расходы будущих периодов.

  Расходы отчетного периода относятся к текущему отчетному периоду, в котором они произведены.

   Используемые  в учете статьи разделяют по группам  расходов, различающимся по отношению  к товарообороту (переменные, постоянные). Деление издержек на переменные и постоянные связано с тем, что статьи и элементы затрат зависят от объема товарооборота не одинаково.

  Группировка затрат в зависимости  от способа их отнесения  на издержки отдельных товарных групп и структурных подразделений организаций называется калькуляционной группировкой. Она выделяет прямые и косвенные расходы.

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит товарооборота в ООО «ТД «Мегаполис-Псков»