Одна из
основных проблем в данной
области – эффективность использования
средств, так как их основная
часть направляется на оказание
финансовой помощи отраслям и
предприятиям страны, находящимся
на грани выживания, и реального
возврата этих средств в бюджет
не происходит. Кроме того, когда
мнимые, записанные в проекте
бюджета доходы распределяются
по статьям расходов, появляется
необходимость урезать расходы
по ходу выполнения бюджета.
Это приводит к росту неплатежей,
падению финансовой, в том
числе налоговой, дисциплины и
подрыву авторитета государственных
институтов. Что касается проблемы
финансирования дефицита бюджета
за счет низкоинфляционных источников,
то она является весьма актуальной.
Из анализа
динамики и структуры доходной
части бюджета видно, что выделяются
две ее составляющие: налоговая
и неналоговая. Отличие неналоговой
составляющей заключается в целевой
направленности отчислений и
их временном характере.
Изучение показателей
показывает, что налоги являются
основой формирования государственного
бюджета. Не имея закрепления
за конкретными видами расходов,
они обеспечивают маневренность
бюджетными ресурсами и бесперебойное
финансирование предусмотренных мероприятий.
Деление бюджета
на несколько частей искажает
информацию об использовании
бюджетных ресурсов: расходы одного
и того же назначения могут
финансироваться как непосредственно
за счет средств бюджета, так
и из фондов.
Значительная
часть налоговых платежей формирует
доходную базу местных бюджетов.
Очевидно, что около половины
всех налоговых поступлений зачисляется
в доходы местных бюджетов.
Таким образом,
одним из основных направлений
бюджетно-налоговой политики на
ближайшие годы является снижение
налоговой нагрузки. Только за
период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых
платежей, 34 самостоятельных сбора
и платы включены в состав
государственной пошлины. [22, с.1]
В качестве
наиболее кардинальных шагов
можно отметить уменьшение ставок
налогов, установление единой
ставки подоходного налога в
размере 12 % с 2009 года, ежегодное
увеличение стандартных налоговых
вычетов по подоходному налогу
для физических лиц, снижение
ставки налога на прибыль с
24 % до 18 % с 1 января 2012 года и другие.
[17, с.101]
Однако проблема
высокого уровня налогообложения
остается по-
прежнему достаточно острой.
Уровень налогообложения остается
самым высоким на территории постсоветского
пространства. А это в условиях
активной внешнеэкономической деятельности
и открытости экономики создает
существенные проблемы в обеспечении
конкурентоспособности белорусских
товаров на традиционных рынках России
и стран СНГ. [9, с.44] Поэтому требуются
коренные реформы в области налогообложения
и бюджетной политики.
Возможными
мерами являются:
а) отмена так называемых
«оборотных налогов»;
б) серьезная научно обоснованная
реформа в области налогообложения
фонда оплаты труда.
Реформирование
подоходного налога, предусматривающее
увеличение доходов граждан, даст
возможность, во-первых, снизить
бюджетную нагрузку, во-вторых, - вовлечь
доходы населения в реальный
сектор экономики. Оно должно
начинаться с определения налогооблагаемой
базы и величины ставок налогового
изъятия с учетом реальных
затрат на воспроизводство рабочей
силы, соответствующих процессам выравнивания
жизненного уровня населения и повышения
его благосостояния. [7, с. 40]
Таким образом,
проблемы совершенствования налоговой
системы Республики Беларусь
в условиях экономической интеграции
требуют принятия кардинальных
решений по реформированию системы
налогообложения на основе научно
обоснованного подхода и фактического
анализа налогообложения предприятий
различных секторов экономики
и форм собственности. [2, с.184]
Финансирование
расходов, превышающих реальные
доходы, может осуществляться за
счет внешних и внутренних
источников: инфляционных и неинфляционных.Большинство
развитых стран для покрытия
бюджетного дефицита прибегают
к выпуску государственных ценных
бумаг, как безынфляционному источнику
финансирования бюджетного дефицита.
При наличии
дефицита бюджета первоочередному
финансированию подлежат защищенные
статьи бюджета. В Беларуси
к таким статьям относят выплату
заработной платы и других
выплат населению, строительство
социально значимых объектов
и поддержка агропромышленного
комплекса.
Если в процессе
исполнения бюджета происходит
превышение предельного размера
дефицита бюджета или снижение
поступлений по доходам бюджета
более чем на 10% от запланированного
уровня, то применяются секвестр
расходов по незащищенным статьям
бюджета или блокирование по
отдельным статьям его расходов.
В таких случаях секвестр или
блокирование применяются для
республиканского бюджета в порядке,
установленном законом о бюджете
Республики Беларусь на очередной
финансовый год.
Принятые в
ходе исполнения бюджета решения,
приводящие к уменьшению доходов
или увеличению расходов, должны
определять источники финансирования
и предусматривать меры по
компенсации потерь доходов бюджета.
В Беларуси
применяется в основном не
инфляционный источник покрытия
дефицита, что подтверждает неразвитость
рынка государственных ценных
бумаг, обусловленное, прежде
всего, низкой активностью первичных
инвесторов, явившейся следствием
отсутствия свободных средств,
как у банков, так и субъектов
хозяйствования, слабой привлекательностью
прямых инвестиций в производственную
сферу, ухудшением ликвидности
банковской системы, что обусловило
резкое снижение спроса на государственные
ценные бумаги в основном со стороны банков
республики.
Это означает
необходимость в дальнейшем развития
инфраструктуры фондового рынка,
главным образом за счет активизации
работы таких финансовых институтов,
как центральный депозитарий
и фондовая биржа.
Необходимо
также отметить, что ряд проблем
остается и в сфере внешнего
долга страны. Существует также
проблема с погашением и обслуживанием
кредитов предприятий. Очевидно,
что переложение платежей по
долгам предприятий на правительство
формирует не что иное, как
скрытый внешний государственный
долг и увеличивает дефицит
бюджета.
Таким образом,
для преодоления отрицательных
последствий бюджетного дисбаланса
- инфляция, государственный долг, истощение
валютных резервов, снижение инвестиционной
активности, сокращение экспорта, сопровождаемое
увеличением импорта, снижение
жизненного уровня населения, - необходимо
разрабатывать специальную программу
и проводить мероприятия по
сокращению бюджетного дефицита.
Такая программа должна предусматривать
наиболее существенные и качественные
меры:
- Повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника увеличения доходов бюджета.
- Дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведения рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности.
- Расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства.
- Развитие территориально-регионального хозрасчета.
- Оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом, и в первую очередь – направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики.
- В целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых других расходов государства, в частности военных расходов и расходов на управление. Это позволяет профинансировать в начальный период развитие рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения.
- Обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ.
- Совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере.
- Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей.
- Реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников.
- Составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов.
- Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте.
- Принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет.
Для достижения
реального эффекта и сокращения
бюджетного дефицита перечисленные
мероприятия должны рассматриваться
в их единстве и применяться
комплексно.
Таким образом,
разработка и последовательная
реализация мер, направленных
на увеличение доходов и сокращение
расходов, регулирование бюджетного
дефицита, целенаправленное управление
его размером в совокупности
с другими экономическими антикризисными
мерами будут способствовать
стабилизации финансового положения
республики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку Республика
Беларусь является унитарным государством,
то такому типу государственного управления
соответствует построение бюджетной системы,
которая объединяет республиканский и
местные бюджеты.
Как известно,
государственный бюджет является
финансовым планом любого государства,
на основе которого осуществляются
экономические отношения, связанные
с формированием, распределением
и использованием централизованного
государственного фонда денежных
средств. Средства государственного
бюджета используются для обеспечения
выполнения государством своих
основных функций, в том числе
и для поддержания деятельности
отдельных предприятий, и отраслей
народного хозяйства.
Местные бюджеты
– своеобразная финансовая база
регионов, обеспечивающая осуществление
мероприятий по их социально-экономическому
развитию.
Из местных
бюджетов финансируются объекты
жилищно-коммунального хозяйства,
а также транспорт, дорожное
хозяйство, благоустройство населенных
пунктов, развитие рыночной инфраструктуры
и др. Около 70 % расходов государства
на социально-культурную сферу
несут местные бюджеты.
В связи
с переходом к рыночным отношениям
методы и принципы формирования,
распределения и использования
бюджетных средств претерпели
ряд существенных изменений. При
плановой экономике государственный
бюджет составлялся, в основном,
исходя из решений съездов
КПСС, и не всегда точно отражал
экономическую ситуацию в стране,
часто чрезмерно жестко направлял
деятельность предприятий и организаций
народного хозяйства. В переходной
экономике государственный бюджет
должен способствовать сохранению
и росту экономического и технического
потенциала страны.
В Республике
Беларусь уже отошли от социалистических
принципов составления государственного
бюджета, но еще и не пришли
к рыночным. На экономическую
стабильность в республике негативно
влияет несвоевременность принятия
Закона Республики Беларусь «О
бюджете» и постоянное уточнение
показателей республиканского бюджета
в течение года, несоответствие реальных
показателей плановым, необоснованное
сокращение отдельных статей расходов.
Экономическая ситуация в Республике
Беларусь может усугубиться постоянным
увеличением государственного долга.
На основании
анализа динамики республиканского
бюджета видно, что основным
источником поступления средств
в бюджет являются налоги. Их
доля в общей сумме доходов
республиканского бюджета в последние
годы составляет более 80%. Следовательно,
государственный бюджет пополняется
в основном за счет средств
предприятий, организаций, объединений
и физических лиц. Государство
через налоги изымает у собственников
часть их дохода в бюджет. Но
налоговое законодательство Республики
Беларусь, как и бюджетное, нестабильно,
что зачастую делает налоги
несправедливыми.
Стабилизировать
ситуацию можно путем:
- правильного выбора принципов
и приоритетов формирования и
использования бюджетных средств,
поиска путей и механизмов
повышения эффективности использования
доходов бюджета;
- своевременного утверждения
бюджета, более точного и детального
рассмотрения и утверждения показателей
бюджета, исходя из реальных
возможностей экономики страны,
что должно обеспечить стабильные
условия для работы предприятий
и организаций народного хозяйства
и объектов социальной сферы;
- совершенствования Налогового
законодательства Республики Беларусь,
что обеспечило бы большую
собираемость налогов, а именно:
дифференциация ставок налогов,
исключение противоречивых положений
в налоговом законодательстве, исключение
двойного налогообложения субъектов
хозяйствования, повышение требований
к квалификации работников налоговых
органов и проведение целенаправленной
политики по формированию благоприятных
взаимоотношений между налогоплательщиками
и налоговыми органами.
Таким образом,
проблемы, затрагиваемые в данной
работе, являются весьма актуальными
для нашего государства. Без
надлежащего формирования доходной
и расходной части бюджета
невозможно финансирование государственных
проектов, поддержание науки, здравоохранения,
образования, повышение уровня
жизни в государстве.