Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 03:18, курсовая работа

Описание работы

Однако, данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...........4
1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита ……………………….6
1.1. Сущность и структура государственного бюджета……………………..6
1.2. Бюджетный дефицит и его характеристика.Виды бюджетного дефицита..…………………………….........7
1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита..........................................................10
2. Анализ основных показателей бюджетного Республики Беларусь……………………………..….......................15
3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита Республики Беларусь……….22
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………………….…….29

Работа содержит 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 114.73 Кб (Скачать)

     Одна из  основных проблем в данной  области – эффективность использования  средств, так как их основная  часть направляется на оказание  финансовой помощи отраслям и  предприятиям страны, находящимся  на грани выживания, и реального  возврата этих средств в бюджет  не происходит. Кроме того, когда  мнимые, записанные в проекте  бюджета доходы распределяются  по статьям расходов, появляется  необходимость урезать расходы  по ходу выполнения бюджета.  Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой,  в том  числе налоговой, дисциплины и  подрыву авторитета государственных  институтов. Что касается проблемы  финансирования дефицита бюджета  за счет низкоинфляционных источников, то она является весьма актуальной.

     Из анализа  динамики и структуры доходной  части бюджета видно, что выделяются  две ее составляющие: налоговая  и неналоговая. Отличие неналоговой  составляющей заключается в целевой  направленности отчислений и  их временном характере.

     Изучение показателей  показывает, что налоги являются  основой формирования государственного  бюджета. Не имея закрепления  за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность  бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.

     Деление бюджета  на несколько частей искажает  информацию об использовании  бюджетных ресурсов: расходы одного  и того же назначения могут  финансироваться как непосредственно  за счет средств бюджета, так  и из фондов.

     Значительная  часть налоговых платежей формирует  доходную базу местных бюджетов. Очевидно, что около половины  всех налоговых поступлений зачисляется  в доходы местных бюджетов.

     Таким образом,  одним из основных направлений  бюджетно-налоговой политики на  ближайшие годы является снижение  налоговой нагрузки. Только за  период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых  платежей, 34 самостоятельных сбора  и платы включены в состав  государственной пошлины. [22, с.1]

     В качестве  наиболее кардинальных шагов  можно отметить уменьшение ставок  налогов, установление единой  ставки подоходного налога в  размере 12 % с 2009 года, ежегодное  увеличение стандартных налоговых  вычетов по подоходному налогу  для физических лиц, снижение  ставки налога на прибыль с  24 % до 18 % с 1 января 2012 года и другие. [17, с.101]

     Однако проблема  высокого уровня налогообложения  остается по-

прежнему достаточно острой. Уровень налогообложения остается самым высоким на территории постсоветского пространства. А это в условиях активной внешнеэкономической деятельности и открытости экономики создает  существенные проблемы в обеспечении  конкурентоспособности белорусских  товаров на традиционных рынках России и стран СНГ. [9, с.44] Поэтому требуются  коренные реформы в области налогообложения  и бюджетной политики.

     Возможными  мерами являются:

а) отмена так называемых «оборотных налогов»;

б) серьезная научно обоснованная реформа в области налогообложения  фонда оплаты труда.

     Реформирование  подоходного налога, предусматривающее  увеличение доходов граждан, даст  возможность, во-первых, снизить  бюджетную нагрузку, во-вторых, - вовлечь  доходы населения в реальный  сектор экономики. Оно должно  начинаться с определения налогооблагаемой  базы и величины ставок налогового  изъятия с учетом реальных  затрат на воспроизводство рабочей  силы, соответствующих процессам выравнивания жизненного уровня населения и повышения его благосостояния. [7, с. 40]

     Таким образом,  проблемы совершенствования налоговой  системы Республики Беларусь  в условиях экономической интеграции  требуют принятия кардинальных  решений по реформированию системы  налогообложения на основе научно  обоснованного подхода и фактического  анализа налогообложения предприятий  различных секторов экономики  и форм собственности. [2, с.184]

     Финансирование  расходов, превышающих реальные  доходы, может осуществляться за  счет внешних и внутренних  источников: инфляционных и неинфляционных.Большинство  развитых стран для покрытия  бюджетного дефицита прибегают  к выпуску государственных ценных  бумаг, как безынфляционному источнику  финансирования бюджетного дефицита.

     При наличии  дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат защищенные  статьи бюджета. В Беларуси  к таким статьям относят выплату  заработной платы и других  выплат населению, строительство  социально значимых объектов  и поддержка агропромышленного  комплекса.

     Если в процессе  исполнения бюджета происходит  превышение предельного размера  дефицита бюджета или снижение  поступлений по доходам бюджета  более чем на 10% от запланированного  уровня, то применяются секвестр  расходов по незащищенным статьям  бюджета или блокирование по  отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или  блокирование применяются для  республиканского бюджета в порядке,  установленном законом о бюджете  Республики Беларусь на очередной  финансовый год.

     Принятые в  ходе исполнения бюджета решения,  приводящие к уменьшению доходов  или увеличению расходов, должны  определять источники финансирования  и предусматривать меры по  компенсации потерь доходов бюджета.

     В Беларуси  применяется в основном не  инфляционный источник покрытия  дефицита, что подтверждает неразвитость  рынка государственных ценных  бумаг, обусловленное, прежде  всего, низкой активностью первичных  инвесторов, явившейся следствием  отсутствия свободных средств,  как у банков, так и субъектов  хозяйствования, слабой привлекательностью  прямых инвестиций в производственную  сферу, ухудшением ликвидности  банковской системы, что обусловило  резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.

     Это означает  необходимость в дальнейшем развития  инфраструктуры фондового рынка,  главным образом за счет активизации  работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий  и фондовая биржа.

     Необходимо  также отметить, что ряд проблем  остается и в сфере внешнего  долга страны. Существует также  проблема с погашением и обслуживанием  кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по  долгам предприятий на правительство  формирует не что иное, как  скрытый внешний государственный  долг и увеличивает дефицит  бюджета.

     Таким образом,  для преодоления отрицательных  последствий бюджетного дисбаланса - инфляция, государственный долг, истощение  валютных резервов, снижение инвестиционной  активности, сокращение экспорта, сопровождаемое  увеличением импорта, снижение  жизненного уровня населения, - необходимо  разрабатывать специальную программу  и проводить  мероприятия по  сокращению бюджетного дефицита. Такая программа должна предусматривать  наиболее существенные и качественные  меры:

  • Повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника увеличения доходов бюджета.
  • Дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведения рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности.
  • Расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства.
  • Развитие территориально-регионального хозрасчета.
  • Оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом, и в первую очередь – направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики.
  • В целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых других расходов государства, в частности военных расходов и  расходов на управление. Это позволяет профинансировать в начальный период развитие рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие  систему защищенности населения.
  • Обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ.
  • Совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере.
  • Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей.
  • Реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников.
  • Составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов.
  • Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте.
  • Принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их  помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет.

     Для достижения  реального эффекта и сокращения  бюджетного дефицита перечисленные  мероприятия должны рассматриваться  в их единстве и применяться  комплексно.

     Таким образом,  разработка и последовательная  реализация мер, направленных  на  увеличение доходов и сокращение  расходов, регулирование бюджетного  дефицита, целенаправленное управление  его размером в совокупности  с другими экономическими антикризисными  мерами будут способствовать  стабилизации финансового положения  республики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

     Поскольку Республика Беларусь является унитарным государством, то такому типу государственного управления соответствует построение бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местные бюджеты.

     Как известно, государственный бюджет является  финансовым планом любого государства,  на основе которого осуществляются  экономические отношения, связанные  с формированием, распределением  и использованием централизованного  государственного фонда денежных  средств. Средства государственного  бюджета используются для обеспечения  выполнения государством своих  основных функций, в том числе  и для поддержания деятельности  отдельных предприятий, и отраслей  народного хозяйства.

     Местные бюджеты  – своеобразная финансовая база  регионов, обеспечивающая осуществление  мероприятий по их социально-экономическому  развитию.

     Из местных  бюджетов финансируются объекты  жилищно-коммунального хозяйства,  а также транспорт, дорожное  хозяйство, благоустройство населенных  пунктов, развитие рыночной инфраструктуры  и др. Около 70 % расходов государства  на социально-культурную сферу  несут местные бюджеты.

     В связи  с переходом к рыночным отношениям  методы и принципы формирования, распределения и использования  бюджетных средств претерпели  ряд существенных изменений. При  плановой экономике государственный  бюджет составлялся, в основном, исходя из решений съездов  КПСС, и не всегда точно отражал  экономическую ситуацию в стране, часто чрезмерно жестко направлял  деятельность предприятий и организаций  народного хозяйства. В переходной  экономике государственный бюджет  должен способствовать сохранению  и росту экономического и технического  потенциала страны.

     В Республике  Беларусь уже отошли от социалистических  принципов составления государственного  бюджета, но еще и не пришли  к рыночным. На экономическую  стабильность в республике негативно  влияет несвоевременность принятия  Закона Республики Беларусь «О  бюджете» и постоянное уточнение  показателей республиканского бюджета  в течение года, несоответствие реальных показателей плановым, необоснованное сокращение отдельных статей расходов. Экономическая ситуация в Республике Беларусь может усугубиться постоянным увеличением государственного долга.

     На основании  анализа динамики республиканского  бюджета видно, что основным  источником поступления средств  в бюджет являются налоги. Их  доля в общей сумме доходов  республиканского бюджета в последние  годы составляет более 80%. Следовательно,  государственный бюджет пополняется  в основном за счет средств  предприятий, организаций, объединений  и физических лиц. Государство  через налоги изымает у собственников  часть их дохода в бюджет. Но  налоговое законодательство Республики  Беларусь, как и бюджетное, нестабильно,  что зачастую делает налоги  несправедливыми.

     Стабилизировать  ситуацию можно путем:

- правильного выбора принципов  и приоритетов формирования и  использования бюджетных средств,  поиска путей и механизмов  повышения эффективности использования  доходов бюджета;

- своевременного утверждения  бюджета, более точного и детального  рассмотрения и утверждения показателей  бюджета, исходя из реальных  возможностей экономики страны, что должно обеспечить стабильные  условия для работы предприятий  и организаций народного хозяйства  и объектов социальной сферы;

- совершенствования Налогового  законодательства Республики Беларусь, что обеспечило бы большую  собираемость налогов, а именно: дифференциация ставок налогов,  исключение противоречивых положений  в налоговом законодательстве, исключение  двойного налогообложения субъектов  хозяйствования, повышение требований  к квалификации работников налоговых  органов и проведение целенаправленной  политики по формированию благоприятных  взаимоотношений между налогоплательщиками  и налоговыми органами.

    Таким образом,  проблемы, затрагиваемые в данной  работе, являются весьма актуальными  для нашего государства. Без  надлежащего формирования доходной  и расходной части бюджета  невозможно финансирование государственных  проектов, поддержание науки, здравоохранения,  образования, повышение уровня  жизни в государстве.

Информация о работе Бюджетный дефицит