Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 03:18, курсовая работа

Описание работы

Однако, данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...........4
1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита ……………………….6
1.1. Сущность и структура государственного бюджета……………………..6
1.2. Бюджетный дефицит и его характеристика.Виды бюджетного дефицита..…………………………….........7
1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита..........................................................10
2. Анализ основных показателей бюджетного Республики Беларусь……………………………..….......................15
3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита Республики Беларусь……….22
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………………….…….29

Работа содержит 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 114.73 Кб (Скачать)

     Из этого следует, что одна из причин возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов.

     Если же  совокупные расходы государства  оказываются меньше налоговых  поступлений в бюджет, то в  финансовой системе возникает  явление бюджетного профицита. [12, с. 122]

     Бюджетный  дефицит является проявлением  кризиса государственных финансов. Однако нужно иметь в виду, что подобно другим внутренне  присущим экономической системе  так называемым отрицательным  категориям (кризису, инфляции, безработице  и др.) дефицит бюджета может  заключать в себе и некоторые  позитивные импульсы, утрата которых  подрывала бы способность системы  к разрешению периодически обостряющихся  в ходе ее развития противоречий.

     Финансовой  наукой и международной практикой  определен оптимальный размер  бюджетного дефицита, который не  должен превышать 2-3 % ВНП или  5 % от национального дохода, или  8-10 % от расходной части бюджета. [15, с. 49]

     Возникновение  и рост бюджетного дефицита  могут быть обусловлены:

  • частотой и продолжительностью спадов производства;
  • чрезмерными социальными расходами, например, на социальное обеспечение и здравоохранение, на образование и создание новых рабочих мест, на содержание государственного жилого фонда и т.п., - безотносительно к динамике экономической эффективности.
  • усилением влияния на финансовую систему страны экономико-политических циклов.
  • расширением "теневой экономики" в результате, прежде всего, чрезмерно высоких налогов: нередко их рост, преследующий цель сокращения бюджетного дефицита, становится, напротив, фактором его роста.
  • бюрократизацией государственного управления, вызывающей рост непроизводительных управленческих расходов;
  • увеличением затрат на обслуживание государственного долга, что формирует некий порочный круг: старый долг через рост расходов порождает новые долги государства;
  • неудовлетворительной организацией процесса налогообложения и негативным отношением налогоплательщиков, не усматривающих по ряду причин сколько-нибудь тесной связи между произведенными ими выплатами в бюджетную систему и полученными взамен выгодами от реализации спектра правительственных программ;
  • милитаризацией экономики: увеличением расходов на ведение "холодной" (гонки вооружений) или "горячей" войны (связанной с ведением активных военных действий). [1, с. 187]

     Для понимания  сущности дефицита важно уяснить,  что речь не идет об арифметическом  превышении расходов над доходами. Дефицит бюджета – это сложная  финансовая категория, выражающая  совокупность денежных отношений,  возникающих в процессе перераспределения  вновь созданной стоимости через  бюджетную систему страны. Одновременно  дефицит бюджета – это инструмент  финансовой политики, с помощью  которого регулируется совокупный  спрос, потребность государственного  сектора экономики в заимствованиях  на рынке капитала, величина государственного  долга. Дефицит бюджета служит  объектом управления в целях  достижения устойчивого экономического  роста. 

     Для того, чтобы  определить воздействие бюджетного  дефицита на состояние национальной  экономики в целом, необходимо  оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма  различным. 

     Таким образом,  можно сделать вывод, что не  всегда наличие дефицита бюджета  свидетельствует  об отрицательных  ситуациях в экономике. Он не  страшен в количественно допустимых  границах. Однако количество не  должно переходить в отрицательные  качества и ложиться тяжким  грузом на экономику страны  и население, сопровождаться сокращением  средств на выполнение социально  значимых программ. Необходимо также  отметить, что в современном мире  нет государства, которое в  те или иные периоды своей  истории не сталкивалось с  бюджетным дефицитом.                                                                             

 В мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:

  1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.
  2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
  3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
  4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
  5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства. [1, с. 25]

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней  и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных  расходов.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

1) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

2) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;

3) отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных,

промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).

 

 

 

        1.3.Концепции регулирования бюджетного дефицита

         

 

 

           Первая концепция базируется  на том, что бюджет должен  быть ежегодно сбалансирован.  До “Великой депрессии” 30-х годов  ежегодно балансируемый бюджет общепризнано считался желанной целью государственных финансов и финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса. Рассмотрим пример, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике. Основной вывод: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета.  Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла.[4, с. 216] Попробуем обосновать это. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного  долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана  с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о балансированности  бюджета - на ежегодной или на циклической  основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных  финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета.[4, 217] Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим  и все возрастающим государственным  долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные  с государственными дефицитами или  излишками, малозначимы в сравнении  с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Вторая и  третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной  на бюджетный дефицит и опирающейся  на потенциал денежного хозяйства  страны. Такая политика предполагает:

  1. наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
  2. контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
  3. выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

 Овладение этой политикой  позволяет обществу находить  оптимальную величину бюджетного  дефицита.

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

     Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент.

     Предельный  размер дефицита республиканского  бюджета устанавливается в абсолютной  величине (в млрд. рублей) или в  процентах к валовому внутреннему  продукту.

     На 2012 год государственный  бюджет утвержден по расходам  в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей, исходя  из прогнозируемого объема доходов  в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей. Предельный  размер дефицита республиканского  бюджета на 2012 год установлен  в сумме 0 (ноль) рублей. [21, с.11]

     Если отследить  планируемые ежегодно размеры  государственного бюджета и бюджетного  дефицита (Таблица 2.1) в соответствии  с законами на очередной финансовый  год, то можно сделать вывод  о том, что ежегодно увеличивались,  как доходы, так и расходы бюджета.  Соответственно возрастала и  сумма планируемого бюджетного  дефицита. Поскольку с 1 января 2010 года из состава республиканского  бюджета выведен Фонд социальной  защиты населения Министерства  труда и социальной защиты  Республики Беларусь, то наблюдается  снижение, как государственных расходов (на 19476,9 млрд. рублей по сравнению  с 2009 годом), так и доходов (на 19376,9 млрд. рублей по сравнению  с 2009 годом). Соответственно, уменьшилась  и запланированная сумма бюджетного  дефицита (на 100 млрд. рублей по сравнению  с 2009 годом).

Информация о работе Бюджетный дефицит