Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 03:18, курсовая работа
Однако, данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег.
Введение…………………………………………………………………...........4
1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита ……………………….6
1.1. Сущность и структура государственного бюджета……………………..6
1.2. Бюджетный дефицит и его характеристика.Виды бюджетного дефицита..…………………………….........7
1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита..........................................................10
2. Анализ основных показателей бюджетного Республики Беларусь……………………………..….......................15
3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита Республики Беларусь……….22
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………………….…….29
Таблица 2.1 - Планируемые размеры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь на 2006-2011 гг., млрд. руб.
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Доходы бюджета |
25508,1 |
30611,1 |
38152,2 |
54899,3 |
35522,4 |
33611,4 |
Расходы бюджета |
26638,1 |
32011,1 |
40342,2 |
57699,3 |
38222,4 |
39611,4 |
Дефицит |
1130,0 |
1400,0 |
2190,0 |
2800,0 |
2700,0 |
6000,0 |
Примечание – Источник: [Собственная разработка]
На 2011 год были запланированы снижение доходов (на 1911 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом) и рост бюджетных расходов (на 1389 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом). В результате, запланировано и значительное увеличение дефицита (на 3300 млрд. рублей).
Еще в начале
90-х годов Республика
В экономической
литературе этого периода
После распада
СССР Беларуси досталась
В 1991 г. Беларусь
была объявлена суверенной. Сальдо
бюджета независимой
За годы независимости в Республике Беларусь была проведена структурная перестройка бюджетной системы. В соответствии с международными стандартами с 1998 года республика перешла на новую бюджетную классификацию. Не смотря на ежегодно планируемые размеры бюджета и бюджетного дефицита, в связи с возникающими изменениями в течение финансового года, а также с негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики с 2009 года, наблюдается превышение размеров реальных доходов и расходов над планируемыми. Тенденции изменения показателей консолидированного бюджета за прошедшие годы имели неравномерный характер, что характеризуется данными, приведенными в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. руб.
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Доходы, млрд. руб. |
38391,0 |
48049,0 |
65663,4 |
62807,6 |
48754,2 |
Расходы, млрд. руб. |
37256,2 |
47626,8 |
63811,3 |
63766,0 |
52979,8 |
Дефицит/профицит, млрд. руб. |
1135,0 |
422,1 |
1852,0 |
-958,3 |
-4225,6 |
в % к ВВП |
0,7 % |
2,4 % |
Примечание – Источник: [Собственная разработка]
На основании таблиц 2.1 и 2.2 можно видеть, что, не смотря на то, что хотя и планировался дефицит бюджета, с 2007 по 2009 год бюджет государства был исполнен с профицитом. В 2010 году, не смотря на рост доходов и расходов по сравнению с плановыми показателями, бюджет был исполнен с дефицитом значительно ниже запланированного (на 1841,7 млрд. рублей). В 2011 году реальный дефицит превысил планируемый на 1525,6 млрд. рублей, но в результате не превысил установленного показателя в 2-3 % от ВВП.
Поскольку
государственный бюджет
Из таблицы
видно, что основную долю
Удельный вес
неналоговых доходов
Взносы на
государственное социальное
Как указывалось
выше, с 1 января 2010 года Фонд социальной
защиты населения Министерства
труда и социальной защиты
Республики Беларусь выведен
из состава республиканского
бюджета, поэтому с целью
Таблица 2.3 - Динамика
структуры доходов
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
1. Налоговые доходы – всего |
88,4 |
92 |
в том числе: |
||
|
20,6 |
24,2 |
В том числе - подоходный налог |
9,2 |
11,0 |
|
3,5 |
3,8 |
|
42,6 |
47,1 |
в том числе - НДС |
25,6 |
33,3 |
- акцизы |
7,8 |
8,9 |
|
17,1 |
11,8 |
2. Неналоговые доходы |
11,4 |
7,8 |
3. Безвозмездные поступления |
0,2 |
0,2 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
Примечание – Источник: [23]
Из таблицы
видно, что основными
Доля НДС,
налога на прибыль, акцизов,
налоговых доходов от
Поступление доходов в течение года (Рис. 2.1) имеет неравномерный характер. [23, с.1, рис. 1]
Рисунок 2.1 – Динамика
поступления доходов
Примечание – Источник: [23]
Из графика
видно, что основная доля
Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 52979,8 млрд. рублей. По сравнению с 2009 годом (49200,8 млрд рублей) рост составил 7,7 %, в реальном выражении уменьшились на 0,1%.
Основную долю
расходов консолидированного
Рисунок 2.2 – Структура расходов консолидированного бюджета за 2009-2010 гг.
Примечание – Источник: [23]
В 2006-2009 годах основную долю расходов занимает социальная политика. С каждым годом можно наблюдать увеличение размеров средств, направляемых на ее реализацию. При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились. [22, с.9]
Если отследить
динамику расходов с 2006 по 2008 год,
то видно, что расходы
По экономической классификации основную долю в расходах занимают текущие, основная доля в которых – текущие бюджетные трансферты. Капитальные расходы в течение 2006-2008 гг. сохранялись на уровне 20 % из общей доли расходов.
На основании
проведенного анализа можно
При этом
налоговые поступления не
Основными
задачами в области политики
расходов бюджета является
3 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И МИНИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Рассматривая
и анализируя составляющие
Характерным
для бюджетного дефицита