Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:02, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, его влияние на экономику страны, а также выявление путей его уменьшения и устранения вообще.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 4
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА 4
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКОЙ И В РОССИИ 5
ГЛАВА 2 9
ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, его основные виды 9
ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 9
СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 12
ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
КВАЗИФИСКАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 15
ГЛАВА 3 18
способы финансирования дефицита государственного бюджета 18
Проблема финансирования дефицита государственного
бюджета в переходной экономике 24
ГЛАВА 4 31
ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 31
БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 33
ПОТРЕБИТЕЛИ И БУДУЩИЕ НАЛОГИ 34
внешний ДОЛГ России 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ 43
Как показывает опыт индустриальных
стран, эта проблема не может быть
разрешена без сокращения или
отмены скидок и льгот в налогообложении,
а также без устранения различных
"лазеек" в законодательстве, позволяющих
избегать уплаты налогов. Попытки осуществления
стимулирующей налоговой
В переходных экономиках проблема снижения налоговых поступлений в бюджет и увеличения по этой причине бюджетной напряженности носит еще более острый характер, чем в индустриальных странах, из-за нескольких специфических обстоятельств:
В основе динамики государственных
расходов в долгосрочном плане лежат
изменения демографического состава
населения. В тех странах, где
в численности населения
В странах с относительно молодым населением увеличиваются государственные расходы, прежде всего на образование и создание растущего числа новых рабочих мест. Эти расходы оказываются особенно существенными, если значительная часть основных фондов физически изношена или морально устарела, что характерно для многих переходных экономик.
Теоретически такие
Доходы от приватизации нередко оказываются весьма ограниченными, неустойчивыми и недостаточными для покрытия социальных издержек приватизации, связанных, в частности, с ростом безработицы, который является особенно болезненным при отсутствии во многих переходных экономиках развитой инфраструктуры рынка труда.
И в индустриальных, и в переходных экономиках доля государственных расходов на различные социальные трансферты и субсидии (включая государственные пенсии) особенно значительна. В индустриальных странах в 1960 г. она в среднем не превышала 8 % ВВП, а к 1992 г. достигла 22 % ВВП, причем во Франции, Италии, Норвегии и Швеции в 1992 г. эта доля составила около одной трети ВВП (11,с. 87).
Хотя военные бюджеты многих индустриальных стран (и особенно США) после окончания "холодной войны" были заметно сокращены, "мирные дивиденды" оказались более чем полностью "поглощенными" ростом государственных трансфертов. Резкое увеличение пенсионных выплат служит главной причиной высокого уровня государственных расходов в странах Вышеградской группы. В сочетании с относительно низким пенсионным возрастом и высокой долей пожилого населения это служит фактором устойчивой бюджетной напряженности.
Среди восточноевропейских стран с переходной экономикой Россия является одним из лидеров по темпам роста доли социальных расходов в ВВП. При этом эффективность использования социальных ассигнований в нашей стране, особенно в системах обеспечения малоимущих и социального обеспечения, очень низка.
Краткосрочная бюджетная напряженность и ее причины
Краткосрочная бюджетная
напряженность возникает в
В периоды военных и
других социальных конфликтов, в условиях
засухи, неурожаев и иных стихийных
бедствий государственные расходы
значительно увеличиваются - в том
числе, например, на финансирование выплат
различных социальных пособий (в
переходных экономиках - пособий беженцам
из социально нестабильных регионов).
Когда такой рост расходов не сопровождается
соответствующим увеличением
К аналогичному увеличению
бюджетного дефицита может привести
и функционирование системы "встроенных"
стабилизаторов экономики - особенно в
том случае, когда средств циклического
бюджетного излишка оказывается
недостаточно для финансирования циклического
дефицита и происходит накопление государственного
долга. Увеличение дефицита государственного
бюджета может быть также вызвано
неожиданно резким ростом государственных
расходов в связи с ростом уровня
инфляции сверх предусмотренной
величины, реализацией новых политических
инициатив и расширением
Воздействие политического
бизнес цикла на динамику показателей
бюджетного дефицита и государственного
долга заметно усилилось в
последние годы, как в индустриальных,
так и в переходных экономиках.
Одним из инструментов смягчения
краткосрочной бюджетной
При этом за счет одних статей
бюджета изыскиваются средства для
финансирования других. Если такая
корректировка оказывается
В большинстве стран степень
напряженности в бюджетно-
Расходы на оборону характеризуют политическую обстановку, а выплаты по обслуживанию государственного долга являются прямым результатом предшествующего заимствования ресурсов. Эта проблема особенно остро стоит перед странами, имеющими значительную задолженность, на обслуживание которой уходит почти половина всех бюджетных средств, к таким странам относится, к сожалению, и Россия.
В долгосрочной перспективе
в индустриальных экономиках постепенно
увеличиваются как
Значительная напряженность
в бюджетно-налоговой сфере на
фоне несоответствия динамики госрасходов
и доходов характерна как для
индустриальных, так и для переходных
экономик, а также для развивающихся
государств. Хотя в некоторых странах
с переходной экономикой (Чешская
Республика, Эстония) в последние
годы наметилась тенденция к относительному
росту доходов бюджета в
Увеличение уровня
налоговых поступлений и
Проблема увеличения уровня
налоговых поступлений в
В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом "эффекта вытеснения" негосударственного сектора, который может быть относительно элиминирован за счет роста внешней задолженности; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита и инфляции спроса из-за одновременного снижения ставок налогообложения и объема налоговых поступлений в бюджет.
Увеличение налоговых поступлений является для правительства одним из способов получения необходимых доходов для выплаты процентов по обслуживанию долга и погашения его основной суммы. Для того чтобы соблюдать график обслуживания долга, правительство должно собрать в виде налогов сумму не меньшую, чем объем выплат по обслуживанию. Это означает, что коэффициент обслуживания долга относительно ВВП является, при прочих равных условиях, нижней границей ставки подоходного налога.
Так как, помимо обслуживания
долга, правительство в переходных
экономиках финансирует и значительные
социальные трансферты, и расходы
на структурные преобразования, то
уровень налогообложения может
оказаться достаточно высоким и
блокировать стимулы к труду,
к инновациям и к инвестированию.
Поэтому активное долговое финансирование
бюджетного дефицита ограничивает для
правительства свободу
Расходы по обслуживанию государственного
долга являются наименее эластичной
статьей расходов государственного
бюджета. Так как эластичность статей
социальных трансфертных выплат также
весьма невелика, то ограничение темпов
роста других статей государственных
расходов и повышение их эффективности
является ведущим фактором долгосрочного
снижения напряженности в бюджетно-
Аннулирование квазифискальных
операций и включение соответствующих
счетов в систему государственного
бюджета восстанавливает