Бюджетная система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, его влияние на экономику страны, а также выявление путей его уменьшения и устранения вообще.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 4
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА 4
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКОЙ И В РОССИИ 5
ГЛАВА 2 9
ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, его основные виды 9
ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 9
СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 12
ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
КВАЗИФИСКАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 15
ГЛАВА 3 18
способы финансирования дефицита государственного бюджета 18
Проблема финансирования дефицита государственного
бюджета в переходной экономике 24
ГЛАВА 4 31
ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 31
БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 33
ПОТРЕБИТЕЛИ И БУДУЩИЕ НАЛОГИ 34
внешний ДОЛГ России 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система государства.docx

— 111.06 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 4

БЮДЖЕТНАЯ  СИСТЕМА  ГОСУДАРСТВА 4

ФОРМИРОВАНИЕ  БЮДЖЕТА  В  СТРАНАХ  С  РАЗВИТОЙ  РЫНОЧНОЙ

ЭКОНОМИКОЙ  И  В  РОССИИ 5

ГЛАВА 2 9

ПОНЯТИЕ  И  ФОРМЫ  БЮДЖЕТНОГО  ДЕФИЦИТА, его основные виды 9

ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 9

СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 12

ОПЕРАЦИОННЫЙ  ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14

ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14

КВАЗИФИСКАЛЬНЫЙ  ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 15

ГЛАВА 3 18

способы финансирования дефицита государственного бюджета 18

Проблема  финансирования дефицита государственного

бюджета в переходной экономике 24

ГЛАВА 4 31

ДВЕ  ТОЧКИ  ЗРЕНИЯ  НА  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ 31

БЮДЖЕТНОЕ  ОГРАНИЧЕНИЕ  ГОСУДАРСТВА 33

ПОТРЕБИТЕЛИ  И  БУДУЩИЕ  НАЛОГИ 34

внешний ДОЛГ России 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

СПИСОК  использованной ЛИТЕРАТУРЫ 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Значительное общественное внимание  в последние годы уделялось  изменениям дефицита государственного  бюджета. Правительство нашей  страны всеми силами старалось  уменьшить его и ликвидировать  вообще. Что же это за понятие  и почему оно так влияет  на экономику? В своей курсовой  работе я постараюсь ответить  на этот вопрос. Россия считается  страной с переходной экономикой,  т.к. до сих пор окончательно не перешла к рыночной экономике.

        Целью  моей курсовой работы является  рассмотрение причин образования  дефицита государственного бюджета,  его зависимость от величины  государственного долга, его влияние  на экономику страны, а также  выявление путей его уменьшения  и устранения вообще.

В моей курсовой работе шесть  глав. В первой главе я попыталась описать бюджетную систему государства, ее структуру и формирование государственного бюджета как в странах с  развитой рыночной экономикой, так  и у нас в России. Во второй главе я характеризую основные виды дефицита государственного бюджета  и причины их возникновения. В  данной главе анализируются циклический  дефицит государственного бюджета, структурный дефицит, операционный, первичный и квазифискальный дефицит государственного бюджета. Наряду с теоретическим анализом  даются  статистические материалы, а также связанные с этим допустимые меры бюджетно-налоговой политики. В третьей главе «Проблемы и способы финансирования дефицита государственного бюджета в переходной экономике» рассматриваются такие пути преодоления дефицита государственного бюджета как монетизация бюджетного дефицита, внешнее долговое финансирование, внутреннее долговое финансирование. Оцениваются положительные и отрицательные стороны каждого из них. Эта глава посвящена проблемам переходной экономики, связанным с дефицитом государственного бюджета. В ней рассматриваются долгосрочная и краткосрочная напряженность в бюджетно-налоговой сфере и ее причины, проблемы увеличения уровня налоговых поступлений и обслуживания  государственного долга, аннулирования квазифискальных операций, а также утверждается необходимость структурной бюджетной реформы. В четвертой главе рассматриваются две точки зрения на государственный долг, а также влияние существования как внутреннего, так и внешнего долга на бюджет страны в целом. А также идет речь о существующем внешнем долге России и о влиянии его на экономику страны в целом, перспективы его сокращения и погашения. И последним разделом моей работы является заключение, содержащее выводы по всей работе с заключительными выводами.

Я   выбрала  эту тему   курсовой   работы,  во-первых,   потому  что  она  близка  и  интересна  мне  как  будущему   экономисту,  а  во-вторых, потому  что  я  считаю  ее   жизненно  важной   для   экономики   любой страны. По моему мнению, без  сбалансированного  государственного                              бюджета трудно достичь макроэкономической стабильности и примером этому являются практически все страны бывшего Союза. Если же нашей стране удастся принять доходный бюджет и добиться снижения государственного долга, то это поможет выйти из кризиса не только нам, но и всем странам СНГ.

Глава 1.

Бюджетная система государства

 

Бюджетная  система  страны  представляет  собой  сложный  механизм,  характеризующий  особенности  взаимоотношений  государства  и  местных  органов  власти.

Структура  бюджета  страны  зависит  от  её  государственного  устройства.  В  странах,  имеющих  унитарное  устройство,  бюджетная  система  имеет  как  бы  двухъярусное построение  -  государственный  и  местный  бюджеты.  В  странах  с  федеративным  государственным  устройством  (США,  ФРГ к ним  относится и Россия)  имеется  промежуточное  звено  -  бюджеты  штатов,  земель, регионов и  соответствующих  им  административных  образований.

Бюджет  любого  уровня  представляет  собой  централизованный  фонд  денежных  ресурсов,  которыми  располагает  и  распоряжается  правительство  страны  или  администрация  конкретной  территории. К  бюджетам  территории  относятся:  бюджеты  крупных  регионов -  штатов,  земель,  департаментов;  бюджеты  местных  органов  управления  -  городов,  графств,  районов  и  т.  д.

Структурно,  любой  бюджет  включает  две  части:  доходы  субъекта  и  его  расходы.

Расходы  показывают  направление  и  цели  бюджетных  ассигнований.  По  своей  структуре  расходные  статьи,  например  государства,  подразделяются  на  расходы  по  государственному  управлению,  на  военные  расходы,  расходы  на  социально-экономические  цели,  расходы  на  хозяйственную  деятельность  государства,  расходы  на  осуществление  внешнеэкономической  деятельности.

Расширение  функций  государства  сопровождается  тем,  что  масштабы  государственных  расходов  увеличиваются  темпами,  значительно  превышающими  темпы  роста  ВНП.  Например,  в  США  государственные  расходы  в  ХХ  столетии  выросли  более  чем  в  350  раз.  Только  за  период  с  1980  по  1989  годы  расходы  федерального  бюджета  увеличились  в  два  с  лишним  раза  (с  433,5  млрд.  дол.  до  877,2  млрд.  дол.).

К  числу  важнейших  статей  государственных  расходов  относятся  затраты,  связанные  с  созданием  наиболее  благоприятных  предпосылок  для  функционирования  производственных  секторов  экономики.  Всё  более  значительное  место  занимают  и  расходы  на  создание  объектов  социальной  инфраструктуры,  в  первую  очередь  -  на  образование  и  здравоохранение.

Значительный  удельный  вес  продолжают  занимать  военные  расходы.  Рассматривая  военные  расходы,  необходимо  учитывать  не  только  прямые,  но  и  косвенные  затраты,  к  числу  которых  относятся  выплаты  процентов  по  военным  долгам,  пенсии  и  пособия  инвалидам  войны,  ветеранам  и  т.  д.

Важной  составной  частью  финансовой  системы  государства  являются  местные  бюджеты.  За  счёт  их  расходов  финансируются,  в  первую  очередь,  объекты  коммунальной  собственности,  строительство  дорог,  школ,  развитие  средств  связи,  а  также  жилищное  строительство.  Бюджеты  местных  органов  власти  используются  также  на  социально-культурные  нужды,  содержание  объектов  здравоохранения,  поддержания  экологического  равновесия. 

Доходы  государственного  бюджета  состоят,  в  первую  очередь, из  налогов, собранных как  центральными,  так  и  местными  органами  власти,  государственных  займов,  а  также  поступлений  так называемых  внебюджетных  и целевых фондов.  Создание  такого  рода  фондов  обусловлено необходимостью  мобилизации крупных финансовых  расходов  для конкретных  целей,  прежде  всего,  социально-экономического  характера.  К числу их  относятся социальное  страхование,  строительство дорог,  охрана  окружающей  среды,  подготовка  и переподготовка  рабочей силы  и многое  другое.  Число их  постоянно растет,  примером  этому может служить, к сожалению, не наш бюджет, а федеральный бюджет  США,  в рамках  которого  насчитывается свыше 800  подобных  фондов.

 

ФОРМИРОВАНИЕ  БЮДЖЕТА  В  СТРАНАХ  С  РАЗВИТОЙ  РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКОЙ  И  В  РОССИИ

 

Государственные  финансы,  в  которые  входят  бюджеты  центрального  правительства,  местных  органов  власти  всех  уровней,  а  в  ряде  стран  и  некоторые   внебюджетные  фонды,  -  важнейшая  составная  часть  хозяйственного  механизма  развитых  стран.  Это  тот  рычаг,  с  помощью  которого  правительство  оказывает  огромное  воздействие  на  весь  процесс  производства  и  распределения.  Бюджетная  система  выполняет  при  этом  три  функции:

 фискальную  -  через  изъятие  налогов  обеспечивает  необходимые  ресурсы  для  правительственной  деятельности,  то  есть  для  покрытия  расходов  на  военные,  экономические  и  социальные  программы,  а  также  на  существование  аппарата  управления;

 экономического  регулирования  -  налоги  и  расходы  используются  как  рычаги  управления  хозяйственной   деятельностью  и  осуществления   определённых  целей  экономической   политики  (стабилизации  экономики,  стимулирования  её  роста,  структурных   сдвигов  и  т.  п.);

  выравнивания  доходов  -  то  есть  перераспределения   доходов,      благодаря   прогрессивной  системе  налогообложения   и  системе  трансфертных  платежей,  мало  обеспеченным  и безработным гражданам,  инвалидам,  детям,  отсталым  регионам  и т.  п.

Главная  особенность  стран  с  рыночной  экономикой  состоит  в    том,  что  с  помощью  бюджета  финансируются  по  преимуществу  только  те  общественные  потребности  или  сферы  народного  хозяйства,  где  частное  предпринимательство  и  рыночные  отношения  не  работают  или  работают  плохо,  а  также  те  сферы,  где  требуется  защита  интересов  отдельных  слоёв  общества  или  населения  в  целом.

Бюджетные  расходы  идут  на  такие  основные  статьи,  как:  содержание  вооружённых  сил  и  государственного  аппарата;  финансирование  социальной  инфраструктуры  (социальное  обеспечение,  здравоохранение,  просвещение,  наука  и  пр.);  финансирование  хозяйства;  выплата  процентов  по  государственному  долгу.

Соотношение  между  этими  глобальными  категориями  определяется  многими  факторами:  социальной  и  экономической  структурой  в  конкретной  стране,  долей  государственного  сектора,  историческими  и  политическими  традициями,  общей  стратегией  регулирования  экономики.  Сравнительная  характеристика  структуры  бюджетных  расходов  в  США,  Японии,  ФРГ  и  Англии  в  конце  80-х  -  начале  90-х  годов  представлена  в  таблице (т.к. некоторые виды расходов опущены, то приведенные суммы отличаются от показателя «все расходы»).                                  

Таблица 1 (15, с.44)

Государственные расходы по функциям в % к ВВП

 

 

  

   США

Япония 

1990 г.

  ФРГ

1989 г.

 Англия      1990  г.

1.  Общественные        товары,  в  т.  ч.        

9,3

4,9

9,2

9,7

     оборона

6,0

0,9

2,5

4,3

2. Общественные услуги,

в т. ч.

6,0

      10,8

10,9

12,2

     образование

4,7

3,7

4,2

5,0

     здравоохранение

0,9

4,8

6,0

5,1

     жилищное строительство

0,4

2,2

0,7

2,1

3. Трансферты, в т.ч.

11,9

7,8

18,5

13,4

     поддержание   доходов

7,8

7,2

15,7

9,9

     административные  расходы

0,6

0,6

2,4

1,6

     Прочие  трансферты

3,5

0,0

0,4

1,8

4. Экономические  услуги,

в  т. ч.

4,6

4,4

4,5

4,0

      капиталовложения

1,7

2,9

1,4

1,8

      субсидии

0,6

0,5

1,8

0,5

5. Проценты  по  государственному  долгу

5,1

4,0

2,7

3,5

6.  Все  расходы

36,9

       32,5

45,8

43,2


 

Таблица 2 (16,с. 15)

 

Структура расходов консолидированного бюджета 

РФ в 1995 году

 

   

     Основные  расходные  статьи

Доля  в  %  к ВВП

Доля  в  %  к  бюджетным

 Расходам

РАСХОДЫ  ВСЕГО

Из  них:

29,8

100

Государственное  управление

0,7

2,3

Международная  деятельность

1,7

 

Национальная  оборона

3,0

10,0

Правоохранительная  деятельность  и  обеспечение  безопасности

1,6

 

Промышленность,  энергетика,  строительство

2,1

11,4

Сельское  хозяйство  и  рыболовство

1,3

 

Социально-культурные  мероприятия,  в  т.  ч.:

7,9

24,0

        образование

3,5

12,0

        культура  и  искусство

0,5

 

        здравоохранение   и  физкультура

2,5

 

         социальная  политика

1,3

 

Прочие

11,5

40,0


 

Как  видно,  структура  расходов  российского  бюджета  существенно  отличается.  За  годы  реформ,    прежде  всего,  произошло резкое  снижение  доли  военных  расходов  -  с  примерно  20%  ВВП  в  1990  г.  до  3%  ВВП  в  1995  г.  (в  США  к  1995  г.  они  снизились  до  3,7%  ВВП).  Но  самое  главное  различие  состоит  в  том,  что  удельный  вес  социальных  расходов  (статья  “Социально-культурные  мероприятия”)  в  России  значительно  ниже  уровня  развитых  стран.  Крайне  низка  у  нас  доля  финансирования  науки,  причём  она  непрерывно  снижалась:  с  1,03%  в  1991  г.  до  0,41%  в  1995  г.  (в  развитых  странах  этот  показатель  колеблется  в  пределах  2-2,7%).

Главным  источником  покрытия  государственных  расходов  являются  налоги.  Подавляющую  часть  налоговых  поступлений  дают  три  источника:  во-первых,  индивидуальный  подоходный  налог,  от  которого  поступает  примерно  треть  всей  суммы  (кроме  Франции,  где  его  доля  довольно  низка  -  13,4%);  во-вторых,  налог  на  заработную  плату,  доля  которого  колебалась  в  конце  80-х  годов  от  19%  в  Англии  до  46%  во  Франции;  в-третьих,  налоги  на  потребление.  Если  в  США  и  Японии  эти  налоги  давали  по  18%  поступлений,  то  в  европейских  странах  их  фискальная  роль  была  гораздо  выше.  Удельный  вес  налогов  на  потребление,  главным  образом  благодаря  существованию  здесь  налога  на  добавленную  стоимость,  колебался  в  пределах  30%.  Общим  для  всех  перечисленных  стран  -  является  низкая  доля  поступлений  от  налога  на  прибыли  корпораций.  Если  исключить  Японию  (21,1%),  то  эта  доля  составляла  лишь  7%  в  США,  4%  во  Франции,  5%  в  ФРГ  и  около  11%  в  Англии.  Это  говорит  о  том,  что  налоговые  системы  построены  таким  образом,  чтобы  максимально  снизить  налогообложение  предпринимательского  сектора,  с  тем,  чтобы  предприятия  имели  благоприятные  возможности  для  инвестирования  получаемых  прибылей.

Информация о работе Бюджетная система государства