Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:02, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, его влияние на экономику страны, а также выявление путей его уменьшения и устранения вообще.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 4
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА 4
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКОЙ И В РОССИИ 5
ГЛАВА 2 9
ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, его основные виды 9
ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 9
СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 12
ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
КВАЗИФИСКАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 15
ГЛАВА 3 18
способы финансирования дефицита государственного бюджета 18
Проблема финансирования дефицита государственного
бюджета в переходной экономике 24
ГЛАВА 4 31
ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 31
БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 33
ПОТРЕБИТЕЛИ И БУДУЩИЕ НАЛОГИ 34
внешний ДОЛГ России 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ 43
Операционный дефицит государственного бюджета.
Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности
(т.е. выплата процентов по ней
и постепенное погашение
Нередко объявленный в
отчетах бюджетный дефицит
Возможны ситуации, когда
номинальный официальный
Поэтому при измерении
бюджетного дефицита необходима поправка
на инфляцию: реальный бюджетный дефицит
представляет собой разность между
номинальным дефицитом и
Первичный дефицит государственного бюджета.
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно безинфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка.
В то же время в таких
странах, как, например Чехия, Словакия
и т.д., где к началу переходного
периода не наблюдалось значительного
нарушения рыночного
Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы (агрегатом М2).
Таблица 4 (13, с.37)
Показатели долгового бремени в некоторых странах
Страны |
Отношение долга |
Отношение долга | |||
к ВВП (%%) |
К денежной массе (М2) в % | ||||
Великобритания |
49 |
47 | |||
Испания |
65 |
59 | |||
Люксембург |
1,6 |
1,5 | |||
Швейцария |
23 |
18 | |||
Япония |
87 |
75 | |||
Исландия |
55 |
144,4 | |||
Россия |
47 |
378 |
Действительное бремя государственного долга для той или иной страны предопределяется прежде всего способностью (или неспособностью) государства его обслуживать. А эта способность правительства мобилизовать наличные денежные ресурсы в большой степени зависит от величины денежной массы, чем от размеров ВВП.
В условиях, когда показатель
монетизации экономики, равный
соотношению между объемом
В этом случае показатель долг/М2 оказывается в несколько раз выше, чем показатель долг/ВВП в экономике, величина которого обычно характеризуется соотношением "долг/ВВП". Наличие первичного бюджетного дефицита является фактором увеличения и основной суммы долга, и коэффициентов его обслуживания, что приводит к самовозрастанию задолженности. Увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВВП позволяет избежать такого самовоспроизводства долга и его неуправляемого роста.
Квазифискальный дефицит государственного бюджета.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
Таблица 5 (14, с. 22-23)
Доля бюджетного дефицита в процентах от ВВП
Параметры |
Годы |
|||||||||||||||||||||||||||||
1980-1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 | ||||||||||||||||||||||
Ведущие индустриальные страны |
||||||||||||||||||||||||||||||
Фактический дефицит |
-3,0 |
-2,1 |
-2,7 |
-3,8 |
-4,5 |
-3,5 |
-3,3 |
-2,9 |
-2,3 | |||||||||||||||||||||
Относительное |
-0,4 |
2,7 |
0,5 |
-0,4 |
-1,8 |
-1,2 |
-1,4 |
-1,4 |
-1,1 | |||||||||||||||||||||
отклонение к ВВП |
||||||||||||||||||||||||||||||
Структурный дефицит |
-2,8 |
-3,3 |
-3,0 |
-3,5 |
-3,3 |
-2,7 |
-2,5 |
-2,1 |
-1,6 | |||||||||||||||||||||
Остальные индустриальные страны |
||||||||||||||||||||||||||||||
Фактический дефицит |
-4,1 |
-2,5 |
-3,2 |
-4,7 |
-6,0 |
-5,4 |
-4,4 |
-2,9 |
-2,0 | |||||||||||||||||||||
Относительное отклонение к ВВП |
-0,6 |
2,5 |
1,1 |
-0,1 |
-2,3 |
-1,6 |
-1,2 |
-1,2 |
-1,1 | |||||||||||||||||||||
Структурный дефицит |
-3,8 |
-4,3 |
-4,8 |
-4,7 |
-4,3 |
-3,8 |
-3,5 |
-2,1 |
-1,4 | |||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания к таблице: | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Группа индустриально
развитых стран объединяет | ||||||||||||||||||||||||||||||
семерки". |
||||||||||||||||||||||||||||||
2. Показатель "относительное отклонение ВВП" представляет собой |
||||||||||||||||||||||||||||||
величину относительного отклонения фактического объема ВНП от |
||||||||||||||||||||||||||||||
его потенциального уровня. |
||||||||||||||||||||||||||||||
3. Группа индустриальных стран в 1980-89 гг. включала Австралию, |
||||||||||||||||||||||||||||||
Австрию, Бельгию, Данию, Ирландию, Испанию, Нидерланды, Новую | ||||||||||||||||||||||||||||||
Зеландию и Швецию. В последующий период в нее также были включены | ||||||||||||||||||||||||||||||
Греция, Норвегия, Португалия и Финляндия. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Бюджетный дефицит – на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его же расходы. В данной главе были рассмотрены 5 видов бюджетных дефицитов: циклический – результат действия встроенных стабилизаторов – регулирование уровня занятости и выпуска без изменения экономической политики (прогрессивная система налогообложения, система гос. трансфертов и т.д.). Их действие тем сильнее, чем выше уровень предельных налоговых ставок и соотношение между изменениями суммы гос. трансфертов и величины национального дохода. Структурный – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Его оценка используется там, где размер бюджетных дефицитов определяется циклическими колебаниям, а не дискреционными мерами правительства. Он покрывается за счет «налоговой амнистии», сбора просроченных налогов, введения дополнительных временных налогов, отсрочки выплаты поставщикам и рабочим, приватизации гос. собственности и т.д. Операционный - общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процента платежей по обслуживанию гос. долга. Первичный – разность между величиной общего дефицита и суммой выплат по долгу. Квазифискальный – скрытый дефицит гос. бюджета в результате квазифискальной деятельности государства (выплата повышенной з/платы, накопление в коммерческих банках «плохих долгов»,операции, связанные с гос.долгом, а также с регулированием курса рубля). Выбор мер по по их погашению – приоритетная задача каждой страны.
Глава 3.
способы финансирования Дефицита государственного бюджета
Финансирование дефицита
В дореформенный период в странах Восточной Европы, в России и в других государствах бывшего СССР бюджетные дефициты были весьма незначительны по отношению к ВВП, правительства выпускали небольшое количество облигаций и имели внешнюю задолженность, которая практически целиком была связана с обязательствами производственного сектора.
Исторически общий государственный
долг был невелик, несмотря на сосредоточение
всей деловой активности в государственном
секторе экономики. Финансирование
бюджетных дефицитов
Наоборот, в СССР отмечалось в 1985-90 гг. чистое отрицательное внешнее финансирование в результате предоставления внешних займов другим странам. Наибольшая доля внутреннего финансирования приходилась на банковскую систему и осуществлялась Центральными Банками соответствующих стран. В Болгарии, Польше и Румынии небанковского финансирования вообще не существовало, а в Чехословакии оно было отрицательным, так как правительство приняло решение погасить облигации, выпущенные до 1956 г (7, с.27)
В дореформенный период во
многих бюджетах границы между доходами
и финансированием были весьма расплывчатыми.
Так, например, общий объем внешних
поступлений рассматривался как
доходы бюджета, независимо от того, были
это внешние займы, выплаты процентов
по непогашенным займам, возврат займов,
предоставленных в прошлом
Аналогично, всякий отток капитала за границу классифицировался как расходы государственного бюджета. Поэтому внешнее финансирование бюджетного дефицита нередко вообще не фигурировало в публикуемой бюджетной статистике, а ограниченное финансирование за счет размещения облигаций часто классифицировалось как бюджетный поступления.
Монетизация бюджетного дефицита
В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
Отсроченные платежи - способ
финансирования бюджетного дефицита,
при котором правительство
Если отсроченные платежи
накапливаются в отношении