Бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:36, контрольная работа

Описание работы

Бюджетная политика — это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Содержание

Раздел I. Общая характеристика политики
Необходимость
Цели
Тип политики
Объекты
Зарубежный опыт ( на примере США)
Раздел II. Ситуация в России
Законодательные акты в области бюджетной политики
Государственные органы и их функции
Статистические данные и их анализ
Инструменты и объекты
Проблемы и возможности решения
Раздел III. Ситуация в Томской области.
Региональное законодательство
Региональные органы власти и их функции
Статистические данные и их анализ
Основные направления бюджетной политики в Томской области.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная политика.docx

— 56.22 Кб (Скачать)

    Главные задачи органов казначейства:

  • организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;
  • регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
  • сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;
  • осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;
  • управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
  • разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов;
  • ведение операций по учету государственной казны РФ.

Центральный банк РФ (Банк России).

    Основными целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Федеральная налоговая служба (ФНС  России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов. ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам. ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

  1. Статистические данные и их анализ.

       Данные о доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их удельном весе в ВВП (2008 - 2013 годы) приведены в следующей таблице.

  2008 2009 2010 2011 2012 2013
отчет отчет оценка прогноз прогноз прогноз
Доходы (млрд. руб.) 6198,8 5926,6 6144,8 6497,8 6828,4 7337,6
Изменение к предыдущему году:
сумма (млрд. руб.) 1370,3 -272,2 218,2 353,0 330,6 509,2
в% 28,4 -4,4 3,7 5,7 7,5
В % ВВП 15 15,2 13,6 12,9 12,2 11,9

    Анализ  динамики доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  показывает, что в 2011 - 2013 годах году прогнозируется рост доходов, однако их удельный в ВВП в прогнозном периоде будет снижаться.

    Без учета безвозмездных поступлений  из федерального бюджета (далее -межбюджетных трансфертов) доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 году составят 5 238,3 млрд. рублей, или 10,4 % ВВП (в 2010 году - 10,6% ВВП), в 2012 году - 5 804,8 млрд. рублей (10,4% ВВП) и в 2013 году -6 374,3 млрд. рублей (10,3 % ВВП).

    Увеличение  доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  в 2011 - 2013 годах прогнозируется в  основном за счет роста поступлений  налоговых и неналоговых доходов  при одновременном сокращении объема, предоставляемых межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета.

    Данные  о структуре поступлений доходов  в консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации  в 2008 - 2013 годах приведены в следующей таблице, в %:

  2008 2009 2010 2011 2012 2013
отчет отчет оценка прогноз прогноз прогноз
Доходы - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том  числе:            
налоговые и неналоговые 81,7 74,9 78,3 80,6 85,0 86,9
межбюджетные  трансферты 18,3 25,1 21,7 19,4 15,0 13,1

    Анализ  указанной структуры показывает, что в 2012 - 2013 годах доля налоговых  и неналоговых доходов в консолидированных  бюджетах субъектов Российской Федерации  увеличивается при одновременном  снижении доли межбюджетных трансфертов.

    Снижение  доли межбюджетных трансфертов в 2011 году по сравнению с предыдущими  двумя годами напрямую связано с  сокращением объема дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, предоставляемой для обеспечения  сбалансированности региональных бюджетов и поддержания региональных программ по снижению напряженности на рынке  труда, а также в связи с  сокращением количества субсидий и  объемов финансовой помощи, предоставляемой  в данной форме межбюджетных трансфертов.

    Основным  источником доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  остаются налоговые доходы (в кризисном 2009 году их поступления составили 64 % общих поступлений доходов в  консолидированные бюджеты субъектов  Российской Федерации).

    По  мнению Счетной палаты, необходимо обеспечить стабильность налоговой системы в части формирования доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Конкретные виды налогов, сборов и других обязательных платежей, являющихся источниками доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, не должны подвергаться ситуативным изменениям, ведущим к сокращению доходов этих бюджетов.

    Необходимо  отказаться от предоставления налоговых  льгот по региональным налогам и  сборам федеральным законодательством  и определить, что установление налоговых  льгот по региональным и местным  налогам регулируются только региональным законодательством, при этом было бы целесообразно ограничить право  предоставления налоговых льгот  в зависимости от объема финансовой помощи на сбалансированность из федерального или региональных бюджетов.

    Общая сумма выпадающих доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в связи с предоставлением  федеральным законодательством  указанных льгот составила в 2009 году около 175,0 млрд. рублей, в том  числе по налогу на имущество организаций - 168,0 млрд. рублей, по земельному налогу - 3,9 млрд. рублей.

    Основными направлениями бюджетной и налоговой  политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов планируется поэтапная  отмена указанных налоговых льгот  в 2012 - 2014 годах. Предполагаемые изменения  налогового законодательства в этом направлении могли бы обеспечить увеличение доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  от поступления налога на имущество  организаций и земельного налога, к 2013 году, по оценке Правительства  Российской Федерации, в общей сумме 141,0 млрд. рублей.

    Вместе  с тем конкретных предложений  по внесению изменений действующего налогового законодательства в части  сокращения указанных льгот до настоящего времени Правительством Российской Федерации не подготовлены (по сообщению  Минфина России соответствующий  законопроект подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации  письмом от 15 сентября 2010 г. № 01-02-01/03-2015).

    Следует принять дополнительные меры, направленные на развитие налоговой базы регионов. Необходимо увеличить установленные  Налоговым кодексом Российской Федерации  границы и интервалы ставок региональных и местных налогов и сборов с тем, чтобы у законодательных  органов субъектов Российской Федерации  и представительных органов местного самоуправления были более широкие  возможности по формированию доходов  соответствующих бюджетов.

    Также следует ускорить принятие главы  Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей налогообложение недвижимости физических лиц. Налоги на недвижимость (налог на имущество и земельный  налог) составляют незначительную долю в доходах консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации (2009 год - 8,7 %), что существенно ниже, чем в странах с развитой экономикой. При этом доля указанных налогов, уплачиваемых физическими лицами, не превышает 0,5 % общих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

    Необходимо  обеспечить отражение объектов налоговой  базы во всех видах учета (в реестрах, кадастрах и т. п.), что будет  способствовать улучшению администрирования  этих налогов. До настоящего времени  налогообложение имущества физических лиц регламентируется законом, принятым еще в 1991 году (Закон Российской Федерации  от 9 декабря 1991 г. № 2003-1). 

  1. Инструменты и объекты. Основными инструментами осуществления бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

    Инструментами бюджетной политики выступают расходы  и доходы государственного бюджета, а именно:

       1) государственные закупки;

       2) налоги;

       3) трансферты

       4) бюджетные субсидии 

  1. Проблемы  и возможности  решения. Сложившаяся на сегодняшний день российская система бюджетного устройства хаотична, поскольку содержит черты не только федеративного, но также унитарного и даже конфедеративного государства. К  концу 2010 года данное положение привело к необходимости коренного реформирования бюджетной политики государства, как считают в Министерстве финансов РФ. В какой-то степени данная реформа уже начата, однако до ее завершения еще далеко. В частности государство установило единые, стабильные (в большинстве своем) нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов федерации, была   расширена налоговая самостоятельность региональных властей, введена формула расчета объемов финансовой помощи регионам.

Информация о работе Бюджетная политика