Бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:36, контрольная работа

Описание работы

Бюджетная политика — это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Содержание

Раздел I. Общая характеристика политики
Необходимость
Цели
Тип политики
Объекты
Зарубежный опыт ( на примере США)
Раздел II. Ситуация в России
Законодательные акты в области бюджетной политики
Государственные органы и их функции
Статистические данные и их анализ
Инструменты и объекты
Проблемы и возможности решения
Раздел III. Ситуация в Томской области.
Региональное законодательство
Региональные органы власти и их функции
Статистические данные и их анализ
Основные направления бюджетной политики в Томской области.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная политика.docx

— 56.22 Кб (Скачать)

Содержание

Раздел  I. Общая характеристика политики

  1. Необходимость
  2. Цели
  3. Тип политики
  4. Объекты
  5. Зарубежный опыт ( на примере США)

Раздел  II. Ситуация в России

  1. Законодательные акты в области бюджетной политики
  2. Государственные органы и их функции
  3. Статистические данные и их анализ
  4. Инструменты и объекты
  5. Проблемы и возможности решения

Раздел  III. Ситуация в Томской области.

  1. Региональное законодательство
  2. Региональные органы власти и их функции
  3. Статистические данные и их анализ
  4. Основные направления бюджетной политики в Томской области.

 

Раздел I. Общая характеристика политики.

  1. Необходимость. Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

   Бюджетная политика — это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

   Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

  1. Цели. Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов, на оптимальное распределение валового внутреннего продукта между областями экономики, социальными группами населения, территориями. Также бюджетная политика должна быть направлена на рост уровня потребления населения; увеличение собираемости налогов и совершенствование политики в области доходов; всемерную экономию государственных расходов; сбалансированность бюджета; реформирование межбюджетных отношений; переход к среднесрочному бюджетному планированию, исполнению бюджетов по принципу единства кассы; усиление финансового контроля; принятие реалистичных бюджетов.
  2. Тип политики. Бюджетная политика бывает стимулирующая или фискальная экспансия и сдерживающая или фискальная рестрикция.

    Стимулирующая политика в краткосрочной перспективе  имеет своей целью преодоление  цикличности спада в экономическом и предполагаемом увеличение госрасходов или снижение налоговых ставок или их комбинирование.

    Сдерживающая  политика имеет своей целью ограниченность циклического подъёма в экономике  и предполагает снижение госрасходов  или увеличение налоговых ставок или комбинацию этих мер.

    Кроме этого различают дискреционную  и не дискреционную фискальные политики.

    Дискреционная фискальная политика – это целенаправленное изменение величины госрасходов, налогов  и сальдо госбюджета в результате спец решений правительства.

    Не  дискреционная фискальная политика – это автоматическое изменение  госрасходов, налогов и сальдо госбюджета в результате циклических колебаний  совокупного дохода.

    Не  дискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение  чистых налоговых поступлений в  госбюджет в периоды спада  и подъема в экономике.

    При не дискреционной фискальной политике бюджетный дефицит возникает  автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

  1. Объекты и субъекты. Объектами бюджетной политики является совокупность бюджетных отношений и бюджетных ресурсов, образующих сферы и звенья бюджетной системы государства. Под объектами бюджетной политики понимаются в различных комбинациях бюджетно-налоговое законодательство, бюджетная система и бюджетный механизм. Более правильным , научно и практически обоснованным было бы признать в качестве объекта бюджетной политики весь бюджетный процесс, включающий бюджетное право, бюджетное устройство, бюджетную систему, бюджетный механизм. Эти понятия, вместе взятые находят свое выражение в бюджетной политике. Каждое из них отражает свои специфические организационно-финансовые и управленческие стороны функционирования бюджетных отношений, которые в конечном счете реализуются в бюджетной политике.

    Объектами бюджетной политики являются: налогоплательщики, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. 

  1. Зарубежный опыт.

    Первые  полтора века существования Соединенных  Штатов федеральный бюджет формировался полустихийно. В составе всей исполнительной власти не было органа, который должен был бы сводить воедино ведомственные заявки на расходы, анализировать их соответствие реальным потребностям этих ведомств и хозяйства страны и составлять единый бюджетный проект. Рассмотренные разрозненно отдельными комитетами конгресса заявки полумеханически, без какой-либо координации или общего волевого начала сводились в единый документ, становившийся бюджетным проектом. Размеры бюджета были очень невелики.

    Качественно иной этап, как отмечает американская бюджетная статистика, начинается с  периода корейской войны: после 1949 финансового года рост бюджета (в  текущих ценах) происходит практически  непрерывно. Увеличение расходов приобретает  принципиально иную окраску: эта  тенденция не прекращается и в "мирные" годы.Именно с этого периода начинается и "регулярно-дефицитное" финансирование госрасходов США, завершившееся только к 1998 финансовому году, когда размеры федеральных расходов достигают 1,7 трлн. долл.

    Первостепенную важность приобретает вопрос о том, под влиянием каких факторов развивался и приобрел нынешние количественные параметры и качественные характеристики федеральный бюджет США.

    Как уже упоминалось выше, в 1998 году был достигнут бездефицитный бюджет. Бескризисное развитие американской экономики продолжалось непрерывно 103 месяца. Но это не самый длительный пока период непрерывного экономического роста в США после второй мировой войны. Наиболее продолжительным был период 1961—1969 гг. (106 месяцев) — его принято связывать с успехами кейнсианских рычагов воздействия на экономику и, кроме того, со значительной стимулирующей ролью войны в Юго-Восточной Азии. Следующий период длительного экономического роста (92 месяца) падает на мирные 1982-1990 гг. - его принято было связывать с "рейганомикой" и частично ассоциировать с монетаристским подходом к экономической политике. На деле, однако, основную роль в этот период сыграли чисто бюджетные стимулы, причем роль государства, которая, по идеям "рейганомики", должна была сократиться до уровня примерно в 19% ВВП, в реальности возросла - федеральные расходы увеличились до 23,6% ВВП при возросшем дефиците бюджета.

    Продолжение нынешнего экономического и бюджетного курса должно, по расчетам, дать до 2014 года совокупный профицит размером до 4,5 трлн. долл. К 2003 финансовому году запроектировано возрастание положительного сальдо до 83 млрд. долл. В настоящее  время для администрации США  и Федеральной резервной системы  необходимо найти возможности и экономические рычаги, чтобы не допустить повторения кризиса 1930-х годов. Помехой могут послужить политические факторы, которые либо толкнут экономику США на неэффективный идеологизированный путь развития, либо не позволят привести нужные рычаги в своевременное действие.

 

    Раздел 2. Ситуация в России. 

  1. Законодательные акты в области  бюджетной политики.
    • "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)  Конституция РФ (ст. 114 ч.1 п.”Б”) закрепляет принцип единой финансовой политикиа поскольку налоговая политика — это составная часть финансовой политики государства, ей также присуще внутреннее единство.
    • Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации" – устанавливает полномочия Правительства РФ в области бюджетной политики (обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы и т.д.)
    • Федеральный закон от 29.12.1998 N 192-ФЗ (ред. от 03.12.2008) "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики"
    • "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011) - устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
    • Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах" - основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2011 - 2013 годах.
  1. Государственные органы и их основные функции.

    Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определенные Федеральным конституционным законом “О правительстве Российской Федерации” (в ред. ФЗ от 31 декабря 1997 г.) В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.

Министерство  финансов РФ .

    Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

  • совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
  • разработка проекта федерального бюджета и обеспечения его исполнения; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
  • разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;
  • участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней и другие.

Федеральное казначейство Российской Федерации создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Единую централизованную систему органов федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства — начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

    Органы  казначейства взаимодействуют с  органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации  работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы  Российской Федерации.

    Казначейство  информирует законодательные и  исполнительные органы государственной  власти Российской Федерации о результатах  исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства  РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и  бюджетной системы Российской Федерации.

Информация о работе Бюджетная политика