Бюджетная политика в Украине: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:58, реферат

Описание работы

Бюджет как финансовый план государства формируется под влиянием бюджетной и налоговой политики. В Украине последняя формировалась в условиях чрезвычайно жесткого экономического кризиса, что не могло не сказаться на характере перемен. Поскольку, с одной стороны, постоянной была проблема мобилизации средств в бюджет для выполнения государством своих функций и обязательств, а с другой — объективным непрерывный процесс потери одних источников финансовых поступлений в бюджет и поиска, в связи с этим, других, более соответствующих новой системе хозяйствования.

Работа содержит 1 файл

БС.docx

— 51.56 Кб (Скачать)

Очевидно, что введение НДС на новые квартиры такого типа не приведет к уменьшению спроса на них. Но, видимо, следует предусмотреть льготы для недорогого жилья, прежде всего возводимого за счет государственной кредитной поддержки молодых семей.

По вопросу освобождения от НДС продажи лекарств и изделий медицинского назначения, которое приостановлено на 2004 г. для препаратов, не входящих в утвержденный Кабинетом министров Украины перечень, можно сказать следующее. Лекарства облагаются налогами во многих странах, но по другим ставкам. В частности во Франции ставка НДС составляла 2,1%, в Бельгии — 6%, в Италии — 9%, в России — 10%. В Украине часть медикаментов и в будущем будет освобождаться от налогов. Но чтобы эта льгота была социально эффективной, а также для предотвращения значительного повышения цен на облагаемые налогами медпрепараты, необходимо обеспечить должный контроль за выполнением постановления Кабинета министров от 16.11.2001 г. № 1499 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины». Для них установлен предельный уровень торговой надбавки при формировании розничной цены на лекарственные средства на уровне 35% от оптовой цены производителя (таможенной стоимости), а для приобретаемых государственными и коммунальными организациями здравоохранения за бюджетные средства — не выше 10% от оптовой цены производителя (таможенной стоимости).

О том, как выполняется это постановление, свидетельствует факт, что на сегодня в аптечной сети торговая надбавка колеблется от 35 до 200%, что соответствующим образом влияет на уровень рентабельности этих учреждений. В случае соблюдения требований упомянутого правительственного решения оптовая цена на медикаменты отечественного производства, не вошедшие в определенный Кабмином перечень, по подсчетам специалистов, не должна повыситься больше чем на 3,5—4%.

Под несколько иным углом зрения следует оценивать приостановление  действия подпункта 5.1.2 пункта 5.1 статьи 5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», за исключением операций по продаже ученических тетрадей, учебников и учебных пособий отечественного производства, а также закона о государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине. Государственная поддержка книгоиздания и продажи (подписки) печатных средств массовой информации, издающихся на украинском языке, является вопросом государственной важности. Поскольку в России льготы по НДС распространяются на весь комплекс работ и услуг по производству и реализации книжной продукции, периодики, соответствующая украинская продукция сможет выдержать конкуренцию с российской лишь при адекватной государственной поддержке. Поэтому более взвешенным нам кажется подход, предусмотренный в проекте закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год», которым не только предлагается сохранить льготу, но и изложена она в более конструктивной редакции. Надеемся, что приостановление действия Закона Украины «О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине» будет носить временный характер и в 2005 г. он опять вступит в силу.

Наряду с решением проблемы налоговых льгот и стимулирования экономического роста, не менее важна амортизационная политика, регламентирующая процесс распределения авансированных капитальных затрат, которые уменьшают облагаемую налогом часть дохода. Амортизационные средства не просто становятся мощным источником финансирования капиталовложений (иногда более 70%), но и могут быть фактором ускоренного обновления основных средств. Однако эта проблема в Украине остается нерешенной.

Не менее важным для обеспечения  экономического роста в перспективе является решение проблемы ренты и рентных отношений в Украине. Государство, по нашему мнению, теряет контроль над рентой и, следовательно, важный ресурс для развития. Эти проблемы, как и ряд других, могут стать предметом отдельных статей.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что автор не ставил целью в одной статье изложить весь спектр проблем, связанных с формированием доходов бюджета. С учетом вопросов, которые дискутировались на страницах этой газеты, мы хотели показать свое видение и отношение к части трансформационных изменений в бюджетной и налоговой системах, остановиться на итогах, проблемах и перспективах их дальнейшего развития в контексте решения одного из самых актуальных вопросов современности — обеспечения экономического роста в долгосрочной перспективе.

Надеемся, что плодотворные научные  дискуссии по этому поводу продолжатся и в дальнейшем станут основой формирования как массового мировоззрения, так и взвешенной финансовой политики для реализации стратегии социально-экономического развития, которая сейчас разрабатывается в Украине.

 

 

 

 

 

 

Бюджетная политика: Украине необходима новая стратегия

08/09/2012 - 84 перегл.



Новые вызовы, встающие перед  Украиной в условиях нарастания рисков охлаждения экономики, требуют пересмотра приоритетов бюджетной политики в 2013 году. Внедрение действенных  фискальных стимулов для усиления экономической  активности, радикальное улучшение  дисциплины в сфере бюджетных  расходов и кардинальное переосмысление долговой политики — ключевые задачи, без решения которых Украина  не сможет двигаться вперед.

В Украине начинается активная фаза бюджетного процесса. С одной  стороны, бюджет на 2013 год будет рассматриваться (а возможно, и приниматься) в условиях политической турбулентности, поэтому  политический фактор будет подталкивать правительственных чиновников и  депутатов принимать популистские решения, то есть продолжать расширять  расходы. С другой стороны, 2013-й —  это последний год, когда можно  провести непопулярные, но крайне необходимые  решения для государства, нуждающегося в утверждении реалистического  бюджета с минимальным ростом расходов социального направления.

Нынешнее правительство  имеет более-менее четкую стратегию  бюджетной политики с конкретными  задачами и приоритетами, несмотря на то, что они иногда диссонируют  с декларациями. Находясь у власти более двух лет, правительство активно  работало над тем, чтобы выстроить  действенную систему мобилизации  финансовых ресурсов, снизить фискальное давление на бизнес, ощутимо расширить  капитальные расходы бюджета.

Безусловно, в ситуации, когда  потери бюджета от практики оптимизации  и уклонения от уплаты налогов  достигали 7—10% ВВП, номинальные ставки налогов были одними из самых высоких  в Европе, а капитальные расходы  бюджета — минимальными, эти задачи были неотложными и актуальными. При этом рост экономики довольно приличными темпами позволял финансировать подобную политику.

Очевидно, в нынешнем бюджетном  процессе у правительства будет  соблазн придерживаться своей стратегии  бюджетной политики. Однако в следующем  году ситуация будет совсем иной. Проблема не только в наличии комплекса  внутренних проблем, которые будут  сдерживать рост экономики Украины, но и в мировых экономических процессах. Сегодня даже хорошо налаженные экономики стран Европы с благоприятным фискальным климатом и эффективным бюджетным механизмом погружаются в рецессию. Экономическая ситуация не просто ухудшается, она усложняется, вследствие чего достижение стабильности не является подходящим лозунгом для бюджетной политики, которая также должна измениться согласно новым вызовам, встающим перед Украиной. 

 

Пересмотр политики стимулирования экономической активности

В среднесрочной перспективе  Украине не стоит надеяться на внешние факторы экономического роста. Но даже если ситуация на мировых  рынках несколько улучшится, все  равно экспорт металла, химии  и зерновых не сможет обеспечить постоянный экономический рост государства. С  учетом этого политика всех органов  государственной власти должна фокусироваться на реализации внутреннего потенциала экономического роста. В нынешних условиях это приоритет №1.

Имея колоссальный природно-ресурсный  потенциал, квалифицированных кадров и довольно хорошую транспортную инфраструктуру, правительство достаточно быстро может достичь значительных темпов роста ВВП за счет стимулирования экономической активности внутри страны. Кроме решения комплекса институционных проблем (а именно: развитие рыночных институтов, укрепление права частной  собственности, формирование действенной  правоохранительной системы), для этого  необходима соответствующая бюджетно-налоговая  политика, которая будет диссонировать  с нынешней политикой максимизации доходов. Ключевыми мерами, которые  могут обеспечить хороший результат, являются следующие.

1. Расширение бюджетной  поддержки экономики путем внедрения  дополнительных фискальных стимулов  и льгот. Сейчас Министерство  финансов более склонно ликвидировать  большинство налоговых стимулов  и льгот для повышения доходов  бюджета. Однако по объему пакета  фискального стимулирования экономики  (в относительных показателях)  Украина значительно уступает  многим экономически развитым  странам. И это при том, что значительная часть того, что Минфин называет налоговыми льготами, либо такими не является по сути, либо это льготы социальной направленности.

Вместе с тем необходимо отказаться от отраслевого подхода  при предоставлении льгот, провоцирующего лоббизм и коррупцию, а сфокусироваться  на целевом подходе, например ввести сниженную ставку налога на прибыль, которая реинвестируется в модернизацию производства, и/или ускоренную амортизацию для нового оборудования и программного обеспечения. Такой подход никого не ставит в неравные условия, а будет способствовать технологическому обновлению экономики.

2. Развитие технопарков  и индустриальных парков, требующее  как латентных налоговых расходов (из-за внедрения пакета фискальных  льгот и стимулов), так и прямых  бюджетных расходов на развитие  их инфраструктуры. Такими «особенно  лояльными» зонами развития предпринимательства  пронизаны территории как развивающихся,  так и экономически развитых  рыночных стран. До какого бы  уровня Украина ни снижала  ставки налогов в общей системе  налогообложения, ее фискальное  пространство все равно будет  неконкурентоспособным по сравнению  с лояльными фискальными режимами  в СЭЗ Словакии, Польши или  даже России.

Бюджетных ресурсов, которые  были направлены последними украинскими  правительствами на выплату потерянных сбережений Сбербанка СССР, хватило  бы на то, чтобы создать пять-шесть  мощных современных индустриальных парков, что обеспечило бы рост числа  высококвалифицированных рабочих  мест, повысило бы инвестиционную активность и увеличило бы долю технологичной  продукции в структуре ВВП  и экспорте Украины.

В общем, даже имея довольно неоднозначную практику применения налоговых льгот до 2004 года, не надо бояться использовать эти потенциально достаточно эффективные инструменты  стимулирования экономической, в частности  инвестиционной, активности. Совсем другой вопрос, что контроль над использованием предпринимателями средств от полученных льгот должен быть выведен на новый  уровень. В любом случае полученные таким образом бюджетные средства бизнес использует значительно эффективнее, чем государство, которое будет  направлять их через трансферы на разные аморфные идеи наподобие подготовки инфраструктуры к турнирам, право  на проведение которых еще даже не получено.

3. Формирование прозрачной  и конкурентной системы государственных  закупок. В условиях охлаждения  экономической активности бизнес  и население снижают свои расходы  и, соответственно, совокупный спрос,  поэтому роль государственных  закупок возрастает. Если в период  экономического благополучия государство  может себе позволить (с экономической  точки зрения) определенные коррупционные  потери, то сейчас система государственного  заказа должна работать только  на тех, кто реально что-то  производит. Если бизнесмен имеет  возможность получить заказ на  свою продукцию со стороны  государства, это для него является  основанием остаться на рынке  и продолжать деятельность. Если  же доступ заблокирован из-за  наличия различных посредников  и высокой коррупционной ренты,  то он будет сокращать производство, чем будет усиливать негативные  экономические тенденции. Вообще  в условиях риска охлаждения  экономики Украине даже не  нужно увеличивать расходы бюджета,  как это делают сегодня большинство  стран, достаточно навести порядок  в системе государственных закупок.

Изменение подходов 
к системе мобилизации финансовых ресурсов

Благодаря принятию Налогового кодекса и повышению фискальной результативности (наверное, наиболее подходящее слово в этом контексте) работы таможенной и налоговой служб  правительство в последние годы значительно увеличило доходы бюджета. Было бы несправедливо не отметить, что достигнуто это было в значительной степени благодаря активной борьбе со схемами оптимизации и уклонения  от уплаты налогов. Однако такой источник также не безграничен, и сейчас ощущается, что фискальная работа контролирующих органов слишком активна. Возможно, в нынешних условиях правительству  следовало бы обратить внимание на другие источники доходов бюджета.

1. Смещение базы налогообложения  на потребление и хозяйственную  деятельность, связанную с эксплуатацией  природных ресурсов. Собственно, ряд  довольно действенных мер в  этом контексте был предложен  президентом Украины в послании  этого года к Верховной Раде. Эти меры касались отказа от  снижения НДС, внедрения более  высокой ставки НДС на товары  роскоши, расширения группы подакцизных  товаров за счет включения  в нее вредных продуктов питания,  возможности распространения рентной  платы на другие полезные ископаемые, кроме газа, нефти и газового  конденсата. Однако Минфин оставил  без внимания инициативы президента, предложив вместо этого свой  пакет мер, усложняющих налоговую  систему и в отдельных случаях  противоречащих международным обязательствам  Украины. Вообще было бы полезно  обязать исполнительные органы  власти отчитываться о том, как они выполняют инициативы главы государства, содержащиеся в его ежегодном послании, или, по крайней мере, публично озвучивать обоснованное объяснение, почему такие инициативы не могут быть реализованы.

Информация о работе Бюджетная политика в Украине: проблемы и перспективы