Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 14:41, реферат
целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции…..…4
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона………………………………………………………………………………7
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ
2.1. Понятие региональных бюджетов……………………………………….........8
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов……………………………….17
2.3 Перспективный финансовый план и прозрачность бюджетного процесса в регионах……………………………………………………………………………..18
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2008-2009 ГОДЫ
3.1Формирование доходов и расходов Самарской области за 2008 год……………………………………………………………………………………20
3.2 Структура бюджета Самарской области на 2009 год и анализ……………...23
4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...33
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..……...37
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….….38
В-четвертых, острыми остаются вопросы обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета.
За последние годы консолидированный бюджет Вологодской области исполнялся с различной степенью сбалансированности, при этом современная ситуация не позволяет говорить о формировании тенденций к ее повышению.
В-пятых, медленно повышается качество планирования бюджетных показателей. Свидетельством этого могут служить нижеследующие данные.
Качество планирования бюджетных показателей обусловлено рядом объективных причин. Прежде всего, это недостаточность необходимой информации о налогоплательщиках. Не в полной мере используется информация, имеющаяся в распоряжении налоговых органов, предоставление которой ограничено внутренними инструкциями. Отсутствует методический инструментарий для расчета налоговых поступлений от отраслей, сориентированных на мировые рынки. Здесь точное прогнозирование возможно только в случае учета динамики и существующих прогнозов мировых цен на продукцию.
Особенно остро проблема прогнозирования стоит на муниципальном уровне, где наблюдается недостаток квалифицированных специалистов, недостаточно изучен налоговый потенциал либо значительная его часть зависит от предприятий, входящих в сложные хозяйственные системы, расположенные за пределами региона.
Указанные обстоятельства весьма затрудняют прогнозирования регионального бюджета на ряд лет вперед. Однако такая попытка была предпринята.
Однако заметим и то, что используются
достаточно высокие темпы роста макроэкономических
показателей, поддержание которых на протяжении
длительного времени требует повышения
эффективности контролирующей и регулирующей
деятельности органов государственного
управления в вопросах управления экономикой
региона, консолидации усилий и органического
сочетания интересов региональных властей
и хозяйствующих субъектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание регионального бюджета необходимо раскрывать с различных позиций: как отношения, предмета, документа. Региональный бюджет - это финансовая категория, фонд денежных средств (бюджет в материальном смысле), плановый документ, отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (бюджет как правовая категория).
В материальном смысле региональный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций соответствующих органов власти.
Правовое значение бюджета определяет содержание его как финансового плана образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый представительными органами власти региона.
Система построения бюджетных доходов и расходов регионов строится в соответствии с определенными принципами, позволяющими субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния. Основным принципом является принцип самостоятельности бюджетов субъектов РФ.
Областной
бюджет Самарской области, являясь
основным финансовым планом региона, главным
средством аккумулирования
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых руководству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики администрации.
Через бюджет происходит перераспределение дохода. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, кредит, расходы), является ведущим звеном финансовой системы .
Исследование состава и структуры доходов и расходов областного бюджета Самарской области выявило, что наибольший удельный вес в составе доходов его бюджета занимают налоговые доходы, формируемые путем отчислений от федеральных налогов, таких, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др. Установлено, что сохраняется преобладающее значение прямых налогов и налогов со статусом федеральных. Анализ структуры неналоговых поступлений в областной бюджет Самарской области показал, что эти финансовые средства используется недостаточно эффективно. Прежде всего, нерационально используется имущество, находящееся в областной собственности.
Региональные финансы являются неотъемлемой частью финансовой системы Российской Федерации, и в последние годы их роль значительно возрастает. Но, однако, нужно отметить, что еще не сложилась универсальная модель системы управления региональными финансами. Как было рассмотрено на примере Вологодской области, остаются не решенными многие проблемы региональных бюджетов, основным из них являются:
1.Ограниченность источников формирования доходов бюджета .
2.Зависимость от поступлений из федерального бюджета.
3.Зависимость от числа крупных налогоплательщиков в регионе Увеличивается финансовая помощь муниципальным образованиям в структуре расходов областного бюджета (на территории области 26 муниципальных районов, экономика которых развита слабее и не дает финансовых результатов);
5. Велика доля государственного долга в собственных доходах бюджета .
6.Несбалансированность консолидированного бюджета.
7.Несовершенство бюджетного планирования .
Но
также и наблюдаются
Основными целями Правительства субъектов РФ в области реформирования системы управления региональными финансами являются: достижение стабилизации бюджетной системы региона, максимальной мобилизации финансовых ресурсов для обеспечения дальнейшего социального развития региона, повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни населения региона, создание благоприятных условий для экономического развития региона и привлечения инвестиций, получение положительных оценок проводимой органами государственной власти региона бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения.
Дальнейшее
реформирование системы региональных
общественных финансов будет сориентировано
на закрепление достигнутых
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Ключевые показатели консолидированного бюджета Самарской области
Наименование показателя | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
Доходы,
млн. рублей
В том числе: |
72 146 | 74 791 | 90 981 |
областного бюджета | 42 896 | 53 293 | 62 967 |
местных бюджетов | 23 949 | 29 223 | 33 962 |
территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области (далее – ТФОМС) | 5 302 | 7 099 | 8 807 |
Профицит/(дефицит) областного бюджета, млн. рублей | 3 296 | (3 379) | (4 904) |
Расходы,
млн. рублей
В том числе: |
69 590 | 77 869 | 95 616 |
областного бюджета | 39 600 | 56 672 | 67 871 |
местных бюджетов | 24 717 | 28 784 | 33 815 |
ТФОМС | 5 273 | 7 035 | 8 775 |
Долг
области на конец года, млн. рублей В том числе: |
5 417 | 11 427 | 16 775 |
государственный долг области на конец года | 3 498 | 9 121 | 14 176 |
долг муниципальных образований на конец года | 1 919 | 2 306 | 2 599 |
Расходы
на обслуживание долга области, млн.
рублей
В том числе: |
471 | 425 | 893 |
расходы на обслуживание государственного долга области | 228 | 304 | 667 |
расходы на обслуживание долга муниципальных образований | 243 | 125 | 230 |
Таблица 2
Структура расходов областного бюджета
Наименование раздела | Исполнено за 2007 год, тыс. рублей | Исполнено за 20078год, тыс. рублей |
2008/
2007 годы |
Доля в общем объеме расходов, % |
Межбюджетные трансферты | 14 436 296 | 14 154 191 | 98,0 | 20,85 |
Национальная экономика | 8 045 861 | 11 194 987 | 139,1 | 16,49 |
Образование | 7 215 657 | 11 101 688 | 153,9 | 16,36 |
Здравоохранение и спорт | 10 921 732 | 11 074 247 | 101,4 | 16,32 |
Социальная политика | 4 788 520 | 7 364 238 | 153,8 | 10,85 |
Общегосударственные вопросы | 4 939 741 | 5 053 160 | 102,3 | 7,45 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2 790 596 | 3 288 786 | 117,9 | 4,85 |
Жилищно–коммунальное хозяйство | 2 023 928 | 2 125 450 | 105,0 | 3,13 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 1 034 324 | 1 655 485 | 160,1 | 2,44 |
Охрана окружающей среды | 465 184 | 846 070 | 181,9 | 1,25 |
Национальная оборона | 10 337 | 13 152 | 127,2 | 0,02 |
ВСЕГО РАСХОДОВ | 56 672 173 | 67 871 455 | 119,8 | 100,00 |
Информация о работе Бюджет региона как главное звено территориальных финансов