Бюджет региона как главное звено территориальных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 14:41, реферат

Описание работы

целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции…..…4
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона………………………………………………………………………………7
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ
2.1. Понятие региональных бюджетов……………………………………….........8
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов……………………………….17
2.3 Перспективный финансовый план и прозрачность бюджетного процесса в регионах……………………………………………………………………………..18
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2008-2009 ГОДЫ
3.1Формирование доходов и расходов Самарской области за 2008 год……………………………………………………………………………………20
3.2 Структура бюджета Самарской области на 2009 год и анализ……………...23
4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...33
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..……...37
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….….38

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика.docx

— 72.92 Кб (Скачать)

     В-четвертых, острыми остаются вопросы обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета.

За последние  годы консолидированный бюджет Вологодской  области исполнялся с различной степенью сбалансированности, при этом современная ситуация не позволяет говорить о формировании тенденций к ее повышению.

В-пятых, медленно повышается качество планирования бюджетных показателей. Свидетельством этого могут служить нижеследующие данные.

     Качество планирования бюджетных показателей обусловлено рядом объективных причин. Прежде всего, это недостаточность необходимой информации о налогоплательщиках. Не в полной мере используется информация, имеющаяся в распоряжении налоговых органов, предоставление которой ограничено внутренними инструкциями. Отсутствует методический инструментарий для расчета налоговых поступлений от отраслей, сориентированных на мировые рынки. Здесь точное прогнозирование возможно только в случае учета динамики и существующих прогнозов мировых цен на продукцию.

     Особенно остро проблема прогнозирования стоит на муниципальном уровне, где наблюдается недостаток квалифицированных специалистов, недостаточно изучен налоговый потенциал либо значительная его часть зависит от предприятий, входящих в сложные хозяйственные системы, расположенные за пределами региона.

     Указанные обстоятельства весьма затрудняют прогнозирования регионального бюджета на ряд лет вперед. Однако такая попытка была предпринята.

     Однако заметим и то, что используются достаточно высокие темпы роста макроэкономических показателей, поддержание которых на протяжении длительного времени требует повышения эффективности контролирующей и регулирующей деятельности органов государственного управления в вопросах управления экономикой региона, консолидации усилий и органического сочетания интересов региональных властей и хозяйствующих субъектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Содержание регионального бюджета необходимо раскрывать с различных позиций: как отношения, предмета, документа. Региональный бюджет - это финансовая категория, фонд денежных средств (бюджет в материальном смысле), плановый документ, отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (бюджет как правовая категория).

     В материальном смысле региональный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций соответствующих органов власти.

     Правовое значение бюджета определяет содержание его как финансового плана образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый представительными органами власти региона.

     Система построения бюджетных доходов и расходов регионов строится в соответствии с определенными принципами, позволяющими субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния. Основным принципом является принцип самостоятельности бюджетов субъектов РФ.

     Областной бюджет Самарской области, являясь  основным финансовым планом региона, главным  средством аккумулирования финансовых средств, дает областной власти реальную возможность осуществления властных полномочий: реальную экономическую  и политическую власть. С одной  стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную  функцию - фиксирует избранный стиль  осуществления управления областью. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития региона и самостоятельной роли не играет.

     Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых руководству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики администрации.

     Через бюджет происходит перераспределение дохода. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, кредит, расходы), является ведущим звеном финансовой системы .

     Исследование состава и структуры доходов и расходов областного бюджета Самарской области выявило, что наибольший удельный вес в составе доходов его бюджета занимают налоговые доходы, формируемые путем отчислений от федеральных налогов, таких, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др. Установлено, что сохраняется преобладающее значение прямых налогов и налогов со статусом федеральных. Анализ структуры неналоговых поступлений в областной бюджет Самарской области показал, что эти финансовые средства используется недостаточно эффективно. Прежде всего, нерационально используется имущество, находящееся в областной собственности.

     Региональные  финансы являются неотъемлемой частью финансовой системы Российской Федерации, и в последние годы их роль значительно  возрастает. Но, однако, нужно отметить, что еще не  сложилась универсальная  модель системы управления региональными  финансами. Как было рассмотрено  на примере Вологодской области, остаются не решенными многие проблемы  региональных бюджетов, основным из них являются:

1.Ограниченность источников формирования доходов бюджета .

2.Зависимость от поступлений из федерального бюджета.

3.Зависимость от числа крупных налогоплательщиков в регионе Увеличивается финансовая помощь муниципальным образованиям в структуре расходов областного бюджета (на территории области 26 муниципальных районов, экономика которых развита слабее и не дает финансовых результатов);

5. Велика доля государственного долга в собственных доходах бюджета .

6.Несбалансированность консолидированного бюджета.

7.Несовершенство бюджетного планирования .

     Но  также и наблюдаются положительные  тенденции, оказывающие благоприятное  влияние на динамику и структуру  бюджета. К ним относят: совершенствование  нормативно-правовой базы организации бюджетного процесса; создание системы мониторинга региональных финансов, целью которой является обеспечение прозрачности региональной финансовой политики; внедрение передовых методов управления государственными и муниципальными финансами; принятие мер по реструктуризации кредиторской задолженности и оптимизации бюджетных расходов; формирование объективного и прозрачного механизма распределения финансовой помощи муниципальным образованиям; совершенствование государственной политики в сфере управления государственным имуществом, с этой целью проведена полная инвентаризация объектов государственной собственности Вологодской области, построена система учета этих объектов.

     Основными целями Правительства субъектов  РФ в области реформирования системы  управления региональными финансами  являются: достижение стабилизации бюджетной системы региона, максимальной мобилизации финансовых ресурсов для обеспечения дальнейшего социального развития региона, повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни населения региона, создание благоприятных условий для экономического развития региона и привлечения инвестиций, получение положительных оценок проводимой органами государственной власти региона бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения.

     Дальнейшее  реформирование системы региональных общественных финансов будет сориентировано на закрепление достигнутых результатов  и направлено на дальнейшее повышение  качества управления и развитие финансовой системы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 29.12.2004 №        195-ФЗ, (ред. от 09.04.2009)
  2. Закон Самарской области от 29.11.2007 N 134-ГД «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
  3. Журнал «Финансы» № 8, 2004 г. Силуанов А.Г. «Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований на 2005 год и на среднесрочную перспективу», 3стр.
  4. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд. – М.: Дашков и К°, 2008. - 486 с.
  5. Балдина С.В.Бюджетная система в Российской Федерации. – М.: МЦФЭР,    2007. - 816 с.
  6. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. – 340 с.
  7. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. «Бюджетная система Российской Федерации». – М.: Дашков и Ко, 2009. – 628 с.
  8. Ильин В. А. «Стратегия развития региона»- Вологда: Вологодский научно-координационный центр УЭМИ РАН, 2004г.
  9. Правительство Самарской области выпустит облигации на покрытие дефицита бюджета // Самарское обозрение. – 2009. – 18 февраля
  10. Никулина Е.В. Совершенствование формирования доходов региональных бюджетов.  // Менеджмент в России и за рубежом, 2003 №7 .
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

Ключевые  показатели консолидированного бюджета Самарской  области

Наименование  показателя 2006 год 2007 год 2008 год
Доходы, млн. рублей

В том числе:

72 146 74 791 90 981
областного  бюджета 42 896 53 293 62 967
местных бюджетов 23 949 29 223 33 962
территориальный фонд обязательного медицинского страхования  Самарской области (далее – ТФОМС) 5 302 7 099 8 807
Профицит/(дефицит) областного бюджета, млн. рублей 3 296 (3 379) (4 904)
Расходы, млн. рублей

В том числе:

69 590 77 869 95 616
областного  бюджета 39 600 56 672 67 871
местных бюджетов 24 717 28 784 33 815
ТФОМС 5 273 7 035 8 775
Долг  области на конец года, млн. рублей  
В том числе:
5 417 11 427 16 775
государственный долг области на конец года 3 498 9 121 14 176
долг  муниципальных образований на конец  года 1 919 2 306 2 599
Расходы на обслуживание долга области, млн. рублей

В том числе:

471 425 893
расходы на обслуживание государственного долга  области 228 304 667
расходы на обслуживание долга муниципальных  образований 243 125 230
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2

Структура расходов областного бюджета

Наименование  раздела Исполнено за 2007 год, тыс. рублей Исполнено 
за 20078год,  
тыс. рублей
2008/

2007 годы 
(%)

Доля в общем  объеме расходов, %
Межбюджетные  трансферты 14 436 296 14 154 191 98,0 20,85
Национальная  экономика 8 045 861 11 194 987 139,1 16,49
Образование 7 215 657 11 101 688 153,9 16,36
Здравоохранение и спорт 10 921 732 11 074 247 101,4 16,32
Социальная  политика 4 788 520 7 364 238 153,8 10,85
Общегосударственные вопросы 4 939 741 5 053 160 102,3 7,45
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 2 790 596 3 288 786 117,9 4,85
Жилищно–коммунальное  хозяйство 2 023 928 2 125 450 105,0 3,13
Культура, кинематография и средства массовой информации 1 034 324 1 655 485 160,1 2,44
Охрана  окружающей среды 465 184 846 070 181,9 1,25
Национальная  оборона 10 337 13 152 127,2 0,02
ВСЕГО РАСХОДОВ 56 672 173 67 871 455 119,8 100,00

Информация о работе Бюджет региона как главное звено территориальных финансов