Бюджет региона как главное звено территориальных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 14:41, реферат

Описание работы

целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции…..…4
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона………………………………………………………………………………7
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ
2.1. Понятие региональных бюджетов……………………………………….........8
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов……………………………….17
2.3 Перспективный финансовый план и прозрачность бюджетного процесса в регионах……………………………………………………………………………..18
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2008-2009 ГОДЫ
3.1Формирование доходов и расходов Самарской области за 2008 год……………………………………………………………………………………20
3.2 Структура бюджета Самарской области на 2009 год и анализ……………...23
4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...33
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..……...37
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….….38

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика.docx

— 72.92 Кб (Скачать)
  • по всем видам долговых обязательств – не выше 40%;
  • по государственным заимствованиям – не выше 35%.

Данные  ограничения являются более жесткими по сравнению с установленными статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации  и не могут быть превышены при  исполнении областного бюджета.

Объём доходов муниципальных образований  Самарской области в общем  объеме доходов консолидированного бюджета Самарской области в 2007 году составлял 35%. В 2008 году данный показатель составил 40,5%.

Общий объём межбюджетных трансфертов  областного и федерального бюджетов бюджетам муниципальных образований  Самарской области в 2008 году составил 14111 млн. рублей, из них в форме  дотаций было выделено 1761 млн. рублей, в форме субсидий – 6564 млн. рублей, в том числе субсидий, носящих  инвестиционный характер – 3893 млн. рублей, в форме субвенций, связанных  с передачей государственных  полномочий – 5786 млн. рублей.

В целях  стимулирования наращивания налоговой  базы местных бюджетов в Самарской  области предусмотрена возможность  замены дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности дополнительными нормативами  отчислений в бюджеты муниципальных  районов и городских округов  от налога на доходы физических лиц  и налога на имущество организаций.

В 2007 году доля налоговых доходов бюджетов муниципальных образований в  общей величине налоговых доходов  консолидированного бюджета Самарской  области составляла 22,5%, в 2008 году она  увеличилась до 25,2%. Такой динамике способствует существующая система  выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, которая  содержит следующие механизмы стимулирования муниципалитетов к наращиванию  собственной доходной базы:

  • использование коэффициента выравнивания бюджетной обеспеченности;
  • использование для расчёта бюджетной обеспеченности статистических показателей вместо фактических или прогнозных доходов;
  • использование для расчёта бюджетной обеспеченности данных за предыдущий финансовый год;
  • использование показателя средней репрезентативной ставки;
  • отказ от использования в расчёте бюджетной обеспеченности данных о неналоговых доходах;
  • использование механизма налогового трансферта.

В Самарской  области осуществляется, на настоящий  момент не завершен в полной мере процесс  формирования системы управления предоставлением  государственных услуг в сферах здравоохранения, образования, социальной политики и культуры, и, соответственно, нет четко выстроенной системы  оценки потребности в предоставлении государственных услуг.

В отношении  отдельных сфер предоставления государственных  услуг реализуются пилотные проекты, направленные на повышение качества предоставления услуг, например, в сфере  здравоохранения.

В соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 19.05.2007 № 296 «Об утверждении Правил финансирования в 2008 году расходов на реализацию в  субъектах Российской Федерации  пилотного проекта, направленного  на повышение качества услуг в  сфере здравоохранения» Самарская  область являлась одним из 19 регионов Российской Федерации, вошедших в перечень субъектов, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного  на повышение качества услуг в  сфере здравоохранения.

Во исполнение норм федерального законодательства принято  постановление Правительства Самарской  области от 25.07.2007 № 109 «О реализации в Самарской области пилотного  проекта, направленного на повышение  качества услуг в сфере здравоохранения» и подписано Соглашение между  Министерством здравоохранения  и социального развития Российской Федерации, Правительством Самарской  области и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования  об условиях реализации указанного пилотного  проекта.

Реализация  пилотного проекта, направленного  на повышение качества услуг в  сфере здравоохранения в Самарской  области, позволила повысить качество предоставления медицинских услуг  населению (в частности, сократилось  число жалоб от пациентов с 154 в течение года до реализации пилотного  проекта до 53 за период его реализации, по данным социологического опроса процент  удовлетворенных медицинской помощью  граждан увеличился с 48 до 73% от числа  опрошенных и т.д.), увеличить заработную плату медицинских работников, расходы  на питание и приобретение медикаментов.

     Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 30.12.2006 № 848 «О мерах государственной  поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные  проекты модернизации образования» определено осуществить на конкурсной основе поддержку субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные  проекты модернизации образования.

Самарская область вошла в список регионов – победителей конкурсного отбора с объемом субсидий из федерального бюджета на внедрение комплексных  проектов модернизации образования  в 2007 году в сумме 196213,2 тыс. рублей, в 2008 году – 221216,2 тыс. рублей.

Реализация  комплексного проекта модернизации образования предусматривает софинансирование за счет средств областного бюджета  комплексного проекта в соответствии с конкурсной заявкой.

Во исполнение указанных норм постановлением Губернатора  Самарской области от 28.04.2007 № 77 утвержден  комплексный проект модернизации образования  в Самарской области на 2007–2009 годы, основной целью реализации которого является повышение качества образования  в Самарской области. Для достижения указанной цели планируется реализация следующих мероприятий:

  • введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей;
  • нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений Самарской области;
  • развитие региональной системы оценки качества образования;
  • развитие сети общеобразовательных учреждений региона в целях обеспечения условий для получения качественного образования независимо от места жительства;
  • расширение общественного участия в управлении образованием;
  • организационное обеспечение реализации комплексного проекта.

Областным бюджетом на 2008 год были предусмотрены  средства, направляемые на внедрение  комплексного проекта модернизации образования в Самарской области, в сумме 883973 тыс. рублей.

Финансирование  указанных направлений расходов осуществлялось в рамках общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных  министерству образования и науки  Самарской области на соответствующий  финансовый год.

Законом Самарской области «Об областном  бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» средства на реализацию указанных направлений предусмотрены  министерству образования и науки  Самарской области в полном объеме согласно реестру расходных обязательств министерства образования и науки  Самарской области.

Таким образом, оценка потребности в предоставляемых  государственных услугах физическим и юридическим лицам производится эпизодически, только по отдельным  направлениям оказания государственных  услуг и, как правило, не носит  сравнительный характер, процедуры  оценки потребностей не согласованы  на областном уровне для главных  распорядителей средств областного бюджета, курирующих оказание государственных  услуг.

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

     Для характеристики финансового положения  региона может быть использован  обширный круг показателей. Важнейшее  значение имеют показатели функционирования общественных финансов, среди которых  ключевая роль принадлежит показателям  бюджетной системы региона.

      Становление бюджетной системы области в  условиях рыночного хозяйствования сопровождалось немалыми трудностями. В настоящее время многие из них, благодаря реализации Программы  развития бюджетного федерализма, изменениям в Налоговом и Бюджетном кодексах, преодолеваются. Более того, Вологодская область, пройдя достаточно серьезный отбор, продолжает являться участником крупномасштабного проекта по реформированию системы управления региональными общественными финансами, проводимого Министерством финансов РФ и Международным банком реконструкции и развития.

      В области прочно утвердилась практика организации работы по разработке проекта  областного бюджета и его утверждения  Законодательным Собранием области  до начала очередного финансового года. В результате реализации целой системы  мер из платежей в бюджет исключены  денежные суррогаты. В областном  бюджете консолидированы внебюджетные фонды: территориальный дорожный фонд, государственный экологический  фонд, региональный продовольственный  фонд. Систематически осуществляется анализ кредиторской и дебиторской  задолженности областного и муниципальных  бюджетов, целевых бюджетных фондов. Ведется активная работа по переходу на казначейскую систему исполнения бюджетов. Заметным шагом по пути оптимизации бюджетных расходов явилось внедрение тендерных процедур закупок товаров, работ и услуг для нужд бюджетной сферы.

      Проводится  анализ долговой нагрузки, включающий расчет остатка задолженности и  графика платежей.

      Все эти меры оказывают положительное  влияние на динамику и структуру  консолидированного бюджета региона, а также другие стороны функционирования.

Но вместе с тем остается еще не мало проблем, которые предстоит преодолеть для  улучшения общего состояния и  повышения эффективности функционирования как бюджетной системы в целом, так и ее отдельных звеньев.

     Внутренние условия функционирования территориального бюджета области в настоящее время имеют другие особенности, носящие негативную окраску.

Во-первых, существует большая зависимость доходной части консолидированного бюджета от ограниченного числа крупных налогоплательщиков.

     Во-вторых, в области имеется большое количество муниципальных бюджетов, не имеющих возможности покрывать за счет собственных доходов законодательно возложенные на них расходные обязательства.

     Особенности территориального размещения производительных сил региона таковы, что их основная часть сосредоточена в Череповце Вологде, в то время как половина населения области проживает на территории 26 муниципальных районов, экономика которых развита значительно слабее и не дает финансовых результатов, достаточных точки зрения пополнения доходов местных бюджетов. В этой связи региональные органы управления вынуждены практически полностью передавать на местный уровень региональную долю регулирующих налогов.

     Однако следует заметить, что с точки зрения формализации распределения финансовой помощи муниципалитетам в Вологодской области за последние годы достигнуты положительные сдвиги. Методика определения объемов финансовой помощи за последние три года стала более усовершенствованной. Расходные потребности районов определяются на основе расчета индекса бюджетных расходов, учитывающего различия в количестве потребителей конкретных бюджетных услуг по отдельным направлениям. Определение доходных возможностей местных бюджетов происходит на основе оценки их налогового потенциала.

     Но на практике не всегда удается добиться выравнивания муниципальных бюджетов по обеспеченности населения бюджетными доходами даже с учетом выделения финансовой помощи из областного бюджета. Главная причина этого заключается в том, что при планировании параметров межбюджетных отношений на очередной финансовый год затруднена достоверная оценка объемов налоговых доходов муниципальных бюджетов.

     В-третьих, значителен объем государственного долга области. Несмотря на то, что областными финансовыми органами ведется постоянная работа по управлению государственным долгом, общий недостаток собственных финансовых ресурсов на протяжении ряд последних лет не позволяет снизить общий объем задолженности региона. В то же время в силу отсутствия стабильных и достаточных доходов региональные органы управления вынуждены продолжать практику привлечения значительных средств в форме займов и кредитов для финансового обеспечения расходных полномочий.

Информация о работе Бюджет региона как главное звено территориальных финансов