Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 14:41, реферат
целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции…..…4
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона………………………………………………………………………………7
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ
2.1. Понятие региональных бюджетов……………………………………….........8
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов……………………………….17
2.3 Перспективный финансовый план и прозрачность бюджетного процесса в регионах……………………………………………………………………………..18
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2008-2009 ГОДЫ
3.1Формирование доходов и расходов Самарской области за 2008 год……………………………………………………………………………………20
3.2 Структура бюджета Самарской области на 2009 год и анализ……………...23
4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...33
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..……...37
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….….38
К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов регионального управления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Текущие расходы регионального бюджета не могут превышать объем доходов регионального бюджета.
Субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер (расходов по федеральным целевым программам, капитальным расходам, расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и др. целевых расходов). Порядок их предоставления и расчет определяются специальным федеральным законом либо бюджетом на очередной финансовый год.
2.3 Перспективный финансовый план и прозрачность бюджетного процесса в регионах
Один из новых элементов в системе финансово-экономических планов – перспективный финансовый план. Бюджетным кодексом РФ установлено его формирование одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. Перспективный финансовый план содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных и муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Исходной базой для формирования является бюджет на текущий год, поэтому перспективный финансовый план предполагает ежегодную корректировку с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта Федерации, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед. Перспективный план разрабатывается в целях:
«Прозрачность» – новый элемент бюджетного процесса в регионе. В этом понятии можно выделить два аспекта: во-первых, расширение возможностей контроля за бюджетным процессом со стороны самих городских финансовых органов; во-вторых, контролируемость бюджета со стороны Министерства финансов РФ, внешних инвесторов, деловых кругов, законодателей, общественности. В экономической теории обеспечение прозрачности операций в сфере государственных финансов преследует двоякую цель: повысить эффективность распределения экономических ресурсов и позволить рыночным агентам принимать решения на базе максимально полной информации, верно оценивая риски, результативность государственной политики. В конечном счете это создает основу стабильности финансовых рынков и своевременного реагирования на появляющиеся в системе противоречия.
Разработка и применение перспективного финансового плана в субъектах Федерации дадут возможность определить перспективы развития бюджетных показателей, среднесрочные ориентиры бюджетной политики региона, что в конечном итоге должно привести к упорядочению бюджетного процесса, повышению его информационной прозрачности, достижению бюджетной устойчивости. В условиях ограниченности большинства субъектов Федерации внутренними финансовыми ресурсами «прозрачность» в долгосрочной перспективе поможет повысить доверие к региону со стороны иностранных инвесторов, а значит, будет способствовать притоку инвестиций.
Реформирование межбюджетных отношений и развитие бюджетного федерализма должны приводить к существенному расширению полномочий органов власти субъектов РФ и местного самоуправления по определению уровня заработной платы и других бюджетных расходов регионального и местного характера.
Основная задача реформы межбюджетных
отношений – предоставить органам власти
субъектов Федерации и местного самоуправления
реальные расходные полномочия, сбалансированные
с имеющимися в их распоряжении финансовыми
ресурсами.
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2008-2009 ГОДЫ
Самарская область занимает ведущие позиции в Приволжском федеральном округе по основным показателям уровня жизни населения: среднедушевым денежным доходам, соотношению среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума.
Данные показатели Самарской области превышают аналогичные среднероссийские показатели.
Об эффективности
бюджетной политики региона свидетельствует
регулярное перевыполнение плановых заданий
по доходам, а также высокая доля
налоговых поступлений в
Ключевые показатели бюджетной системы Самарской области приведены в таблице 1(см. приложение).
Рост неналоговых поступлений является результатом проводимой Правительством Самарской области в течение ряда лет планомерной работы по повышению качества использования имущества Самарской области. Сложившаяся ситуация обусловлена увеличением поступлений от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе вследствие внедрения новой методики расчета взимаемой арендной платы и повышения качества администрирования доходов, поступающих от использования имущества.
Основными налоговыми доходами областного бюджета являются доходы от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (совокупно 75,8% налоговых доходов), налога на имущество организаций (13,3%), акцизов по подакцизным товарам (5,6%).
Структура налоговых доходов областного бюджета 2008 года показывает, что около 94% налоговых поступлений формируется из пяти основных налогов: налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций, акцизов по подакцизным товарам, налога на добычу полезных ископаемых.
Структура расходов областного бюджета в 2008 году по разделам бюджетной классификации представлена в таблице 2.2, а исполнение областного бюджета за 2008 год по ведомственной структуре расходов в разрезе основных главных распорядителей средств областного бюджета – в таблице 2(см. приложение).
По удельному весу в расходах областного бюджета 2008 года первые позиции занимают межбюджетные трансферты (20,9%), расходы на национальную экономику (16,5%), образование (16,4%), здравоохранение (16,3%) и социальную политику (10,9%).
В общем объеме расходов областного бюджета традиционно велика доля расходов социального характера (совокупность расходов по разделам «Образование», «Культура, кинематография и средства массовой информации», «Здравоохранение и спорт», «Социальная политика»). В 2007 году они с учетом средств федерального бюджета (2,5 млрд. рублей) составили 32,1 млрд. рублей (47,3% от общего объема расходов), увеличившись по сравнению с 2006 годом на 26%.
Всего в 2008 году мерами социальной поддержки за счет средств областного бюджета было обеспечено около 1200 тыс. человек. По уровню социальных выплат Самарская область занимает одно из первых мест среди субъектов Российской Федерации, значительно превышая средний уровень как по Приволжскому федеральному округу, так и по Российской Федерации.
Расходы областной инвестиционной программы в 2008 году сложились в сумме 10668 млн. рублей, что составляет 95,8% по сравнению с инвестиционной программой 2007 года или 94,2% к плановым назначениям 2008 года.
В разрезе
главных распорядителей средств
областного бюджета основной объем
расходов областной адресной инвестиционной
программы пришелся на министерство
строительства и жилищно–
Капитальные расходы областного бюджета на 2008 год (помимо областной адресной инвестиционной программы) составили в сумме 10 668 млн. рублей, расходы на приобретение имущества (357 млн. рублей), субсидии из фонда муниципального развития на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт улично–дорожной сети (538 млн. рублей), субсидии на реализацию инвестиционных проектов (43 млн. рублей), капитальные расходы дорожного фонда (1335 млн. рублей) исполнены на 91,3% и составляют 12941 млн. рублей (93,5% по сравнению с уровнем капитальных расходов в 2007 году), а с учетом средств федерального бюджета в сумме 2165 млн. рублей их величина достигает 15 106 млн. рублей, исполнение составляет 91,6%, рост по сравнению с уровнем капитальных расходов в 2006 году – 110,8%.
Поступление
в областной бюджет средств из
федерального бюджета характеризуется
существенной положительной динамикой.
Всего в 2008 году в областной бюджет
поступило безвозмездных
Общий объем межбюджетных трансфертов из областного и федерального бюджетов бюджетам муниципальных образований в 2008 году составил 14111 млн. рублей. Из них в форме дотаций было выделено 1761 млн. рублей, в форме субсидий – 6564 млн. рублей, в форме субвенций – 5786 млн. рублей.
Также областным бюджетом на 2008 год был предусмотрен фонд реформирования муниципальных финансов в объеме 500 млн. рублей, размер которого был увеличен на 56% по сравнению с 2007 годом. Средства фонда направлялись на мероприятия, внедрение которых могло принести наибольший экономический эффект для муниципальных финансов, особенно в части экономии затрат в сфере жилищно–коммунального хозяйства.
Дефицит областного бюджета на 2008 год фактически сложился в размере 4905 млн. рублей. Основным источником его финансирования стал облигационный займ Самарской области в размере 5 млрд. рублей.
Объем государственного долга Самарской области увеличился за год на 5,1 млрд. рублей и составил, по состоянию на 01.01.2009, 14,2 млрд. рублей.
Сумма
предоставленных в 2008 году областных
государственных гарантий составила
1,6 млрд. рублей, однако в связи с
исполнением заемщиками обязательств
по кредитным договорам, в обеспечение
которых предоставлены
Расходы на обслуживание государственного долга Самарской области в 2008 году составили 667,3 млн. рублей. Наибольшая доля расходов на обслуживание государственного долга (97,6%) в 2008 году приходится на выплату купонного дохода по облигационным займам Самарской области.
Основные показатели кредитоспособности Самарской области, разработанные Минфином России для оценки долговой нагрузки регионов, находятся на уровне, более низком по сравнению с предельно допустимыми нормативами. Параметры государственного долга в 2008 году соответствовали всем требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Самарской области «Об областном бюджете на 2008 год», что говорит о взвешенной долговой политике, проводимой Правительством Самарской области, и высоко оценивается рейтинговыми агентствами. Законом Самарской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области» введено определение долговой нагрузки на областной бюджет по всем видам долговых обязательств и по государственным заимствованиям. Значения долговой нагрузки с 01.01.2009 устанавливаются законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Статьей 28 Закона Самарской области «Об областном бюджете на 2008 на плановый период 2009 и 2010 годов» на период с 2008 по 2010 год установлены следующие значения долговой нагрузки:
Информация о работе Бюджет региона как главное звено территориальных финансов