Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 14:41, реферат
целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции…..…4
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона………………………………………………………………………………7
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ
2.1. Понятие региональных бюджетов……………………………………….........8
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов……………………………….17
2.3 Перспективный финансовый план и прозрачность бюджетного процесса в регионах……………………………………………………………………………..18
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2008-2009 ГОДЫ
3.1Формирование доходов и расходов Самарской области за 2008 год……………………………………………………………………………………20
3.2 Структура бюджета Самарской области на 2009 год и анализ……………...23
4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...33
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..……...37
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….….38
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА (РОАТ)
Факультет: Экономический
Кафедра:
Экономическая теория
Курсовая работа по дисциплине:
«Региональная экономика»
На тему:
«Бюджет
региона как главное звено
территориальных финансов»
Москва 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции…..…4
1.2 Роль
региональных финансов в социально-экономическом
развитии региона……………………………………………………………
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ
2.1. Понятие региональных
бюджетов……………………………………….......
2.2. Доходы и
расходы региональных бюджетов…
2.3 Перспективный
финансовый план и прозрачность бюджетного
процесса в регионах…………………………………………………………
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2008-2009 ГОДЫ
4. АНАЛИЗ
ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. Причем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику, автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т. д.).
Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.
В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ.
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции
Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.
В соответствии с общими
Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:
- ресурсы
бюджетов всех уровней (
- ресурсы
субъектов хозяйствования (используются
для финансирования оборотных
средств и капиталовложений, содержания
социальных объектов, находящихся
в собственности
- ресурсы внебюджетных фондов;
-
кредитные ресурсы
-
дотации, субвенции и другие
поступления из вышестоящих
Таким образом, финансовые
Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования.
Таким
образом, поскольку в конечном счете
все подсистемы финансов региона находятся
на одной и той же территории и исходят
из интересов одних и тех же жителей региона,
такое разделение, естественное для условий
многоукладного рыночного хозяйства,
не
должно препятствовать консолидированному
участию этих подсистем в решении местных
социально-экономических проблем. Разница
лишь в принципах действия, зоне действия
и степени ответственности каждой из подсистем.
Единое поле деятельности всех финансов
региона диктует и единый критерий оценки
управления региональными финансами —
улучшение экономической и социальной
ситуации
в регионе. Сущность и роль региональной
финансовой системы в жизни общества проявляется
через функции: мобилизационную, распределительную
и контрольную.
1.2
Роль региональных
финансов в социально-
В условиях отказа от планово-директивных методов управления (в том числе и на территориальном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала хозяйствования финансовые инструменты становятся основным рычагом воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль региональных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко повышается.
Являясь, прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход.
Региональные финансы, являясь
инструментом государственной
Региональные финансы играют
важную роль в выравнивании
уровней социально-
Информация о работе Бюджет региона как главное звено территориальных финансов