Бюджет региона как главное звено территориальных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 14:41, реферат

Описание работы

целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции…..…4
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона………………………………………………………………………………7
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ
2.1. Понятие региональных бюджетов……………………………………….........8
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов……………………………….17
2.3 Перспективный финансовый план и прозрачность бюджетного процесса в регионах……………………………………………………………………………..18
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2008-2009 ГОДЫ
3.1Формирование доходов и расходов Самарской области за 2008 год……………………………………………………………………………………20
3.2 Структура бюджета Самарской области на 2009 год и анализ……………...23
4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...33
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..……...37
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….….38

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика.docx

— 72.92 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

РОССИЙСКАЯ  ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА (РОАТ)

Факультет: Экономический

Кафедра: Экономическая теория 
 
 
 

Курсовая работа по дисциплине:

«Региональная экономика»

На тему:

«Бюджет региона как главное звено  территориальных финансов» 
 
 

                                                        Выполнила:  студентка 5-го курса

                                                                                    Шифр 0910-п/ГМУ-8148

                                               Приняла: доц. Анохина Л.В. 
 
 

Москва 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции…..…4

1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона………………………………………………………………………………7

ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ

2.1. Понятие региональных  бюджетов……………………………………….........8

2.2. Доходы и  расходы региональных бюджетов……………………………….17

2.3 Перспективный финансовый план и прозрачность бюджетного  процесса в регионах……………………………………………………………………………..18

ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2008-2009 ГОДЫ

3.1Формирование доходов и расходов Самарской области за 2008 год……………………………………………………………………………………20

3.2 Структура бюджета Самарской области на 2009 год и анализ……………...23

4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...33

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..……...37

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….….38 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Проводимый  в 1990-е годы курс на децентрализацию  хозяйствования и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. Причем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику, автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т. д.).

     Актуальность  решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.

     В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования  статей доходов и расходов региональных бюджетов.

ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ.

1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции

     Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и  отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между  всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.

     В соответствии с общими подходами,  используемыми для определения  региональных финансов, ими  можно  назвать денежные ресурсы и  потоки в наличной и безналичной  формах, которые обеспечивают нормальный  с точки зрения потребностей  хозяйства территории уровень  производства товаров и услуг,  устойчивый товарообмен в соответствии  с законами рыночного хозяйствования  и социально приемлемый уровень  жизни населения. Финансы региона — это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы. Вместе с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном — региональном или местном — уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.

     Финансовые ресурсы, созданные  на территории, складываются из  следующих важнейших частей:

- ресурсы  бюджетов всех уровней (используются  для текущего финансирования  экономики региона, социальной  сферы, финансирования наиболее  важных проектов развития соответствующих  территорий);

- ресурсы  субъектов хозяйствования (используются  для финансирования оборотных  средств и капиталовложений, содержания  социальных объектов, находящихся  в собственности соответствующих  субъектов хозяйствования);

-   ресурсы внебюджетных фондов;

-   кредитные ресурсы коммерческих  банков и прочих финансовых  структур (используются для срочного  и возвратного финансирования  оборотных средств и капиталовложений);

-   дотации, субвенции и другие  поступления из вышестоящих бюджетов  для покрытия дефицита территориальных  бюджетов и централизованные  инвестиции (из федерального бюджета  или федеральных инвестиционных  фондов).

     Таким образом, финансовые ресурсы  региона определяются как финансовые  ресурсы всех институциональных  единиц, функционирующих в регионе. 

  Основная  особенность финансов региона заключается  в том, что здесь действуют  как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования.

  Таким образом, поскольку в конечном счете  все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят 
из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не 
должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница 
лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов 
региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами — улучшение экономической и социальной ситуации 
в регионе. Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

  1. Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.
  2. Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.
  3. Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.
  4.      Таким образом, финансы региона представляют собой систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.

1.2 Роль региональных  финансов в социально-экономическом  развитии региона

     В условиях отказа от планово-директивных методов управления (в том числе и на территориальном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала хозяйствования финансовые инструменты становятся основным рычагом воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль региональных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко повышается.

  Являясь, прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической  политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход.

     Региональные финансы, являясь  инструментом государственной социальной  политики, также должны обеспечивать  через территориальные бюджеты   финансирование  части расходов  на образование, здравоохранение,  жилищно-коммунальное хозяйство,  социальную поддержку населения. 

     Региональные финансы играют  важную роль в выравнивании  уровней социально-экономического  развития регионов. Межбюджетное  перераспределение финансовых ресурсов, нацеленное  на сглаживание существенных  межрегиональных  различий, также  осуществляется через финансовую  систему региона.

Информация о работе Бюджет региона как главное звено территориальных финансов