Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:01, реферат
Бюджет является формой образования и расходования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов гос власти и местного самоуправления.
Бюджет является одновременно экономической и правовой категорией. Его можно рассматривать как смету экономических отношений, на базе которых осуществляется и законодательно закрепляется планирование доходов и расходов государства.
Стабилизационный фонд – это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности ФБ.
Источниками формирования стабилизационного фонда являются:
1.Дополнительные доходы ФБ, образуемые расчетным путем, путем превышения цены на нефть над базовой;
2.Остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств стабилизационного фонда.
Средства стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита ФБ, если накопленный объем средств превышает 500 млрд. р.
Согласно постановлению правительства РФ от 21.04.2006г управление средствами фонда может осуществляться следующими способами:
1.Путем приобретения иностранной валюты в $ (45%), Евро (45%), англ. фунтах стерлингах (10%) и ее размещение на открытых в ЦБ счетах;
2.Путем
приобретения долговых обязательств иностранных
государств, в которых могут размещаться
средства фонда.
Государственным долгом РФ являются долговые обязательства перед физическими и юр лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая общества по гос гарантиям, предоставленным РФ.
Гос долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим гос казну. Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальном имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.
В
ФБ 2007года установлен верхний придел
гос внутреннего долга по обязательствам
РФ на 01.01.08г в сумме 1 363 256 345,5 т.р., а внешнего
гос долга РФ в сумме 46,7 млрд $ США (или
36,6 млрд евро).
Государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование – гарант – дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гос или муниципальная гарантия, обязательство перед третьими лицами полностью или частично.
Письменная форма гос/муниц гарантий является обязательным. Несоблюдение письменной формы влечет ее недействительность (ничтожность).
В гос/муниц д.б. указаны: 1) сведения о гарантии включая его наименование и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта; 2) определение объема обязательств по гарантии.
Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств по которым предоставлена гарантия. Исполнение гос/муниц гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджета как предоставление кредитов.
В
ФБ 2007 установлен предел предоставления
гарантий 3-м лицам перед РФ на преувеличение
внешних заимствований в сумме 2,9 млрд
$. Минфин ведет гос книги внутреннего
и внешнего долга РФ. Информация о долговых
обязательствах вносится соответствующими
уполномоченными органами, указанными
в статье 103-104 БК в гос долговую книгу РФ
или муниципальную долговую книгу в срок,
не превышающий 3 дня с момента возникновения
соответствующего обязательства. Информация
внесения в муниципальную долговую книгу
подлежит обязательной передаче органу,
ведущему гос долговую книгу, соответствующему
субъекту РФ затем данная информация предается
органу, ведущему гос долговую книгу РФ
в порядке и в срок, которые устанавливаются
этими органами.
Межбюджетные отношения – бюджетные отношения между тремя уровнями власти: органами гос власти РФ, органами гос власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Межбюджетное регулирование осуществляется, как правило, органами власти вышестоящего уровня путем вертикального и горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, у которых она ниже минимально необходимого уровня.
Межбюджетные отношения определяются характером бюджетного устройства, то есть бюджетным федерализмом
Под бюджетным федерализмом понимается форма бюджетного устройства в федеративном государстве, определяющих бюджетные взаимоотношения федерального центра и регионов РФ.
В соответствии с действующим в РФ законом доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных доходов, регулирующих доходов, дотаций, субсидий и кредитных ресурсов.
Бюджетный федерализм опирается на ряд базовых принципов:
1.наличие не менее трех основных уровней бюджетной системы;
2.единство общегосударственных интересов и интересов населения;
3.сочетание принципов централизованных и децентрализованных при разграничении налогово-бюджетных полномочий расходов и доходов;
4.высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за сбалансированность бюджета;
5.активное участие субъектов РФ в формировании и реализации налогово-бюджетной политики, включающей межбюджетные отношения.
21. Федеральные межбюджетные трансферты: сущность, формы, условия предоставления, величина в федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Межбюджетные трансферты - средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.
Межбюджетные отношения из Федерального бюджета предоставляются в форме:
1.финаносовой
помощи бюджетам субъектов РФ,
в том числе дотаций из
2.субвенций
бюджетам субъектов РФ из
3.финансовой
помощи бюджетам отдельных
4.иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;
5.бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ.
В основе финансовой помощи бюджетам других уровней лежит необходимость выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований, доступа граждан (в независимости от их места проживания) к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям.
Формируются следующие фонды финансовой поддержки субъектов РФ:
1.Федеральный
фонд финансовой поддержки
2.Федеральный фонд регионального развития (~6,4млрд);
3.Федеральный
фонд софинансирования
4.Федеральный фонд компенсаций;
5.Фонд
реформирования региональных и муниципальных
финансов (~1млрд).
22. Государственные внебюджетные фонды: правовой статус, состав, назначение, источники формирования доходов, порядок составления, утверждения и контроля исполнения их бюджетов.
Государственные внебюджетные фонды (ГВФ) – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
ГВФ предназначены для реализации конституционных прав граждан на:
1.социальное обеспечение по возрасту;
2.социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в др случаях, предусмотренных законодательством РФ по социальному обеспечению;
3.социальное обеспечение в случае безработицы
4.охрану
здоровья и получение
Средства ГВФ находятся в федеральной собственности.
ГВФ включают:
1.Пенсионный фонд РФ;
2.Фонд социального страхования РФ;
3.Фонд
обязательного медицинского
Доходы ГВФ формируются за счет:
1.обязательных
платежей, установленных
2.добровольных взносов юр/физ лиц;
3.других
доходов, предусмотренных
Расходование средств ГВФ осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующих их деятельность в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Исполнение бюджетов ГВФ осуществляется федеральным казначейством.
Контроль
за исполнение бюджетом
ГВФ осуществляется органами, осуществляющими
контроль за исполнение бюджетов соответствующего
уровня бюджетной системы РФ.
23. Бюджетный процесс. Состав органов, обладающих бюджетными полномочиями и основные участники бюджетного процесса, их роль в этом процессе. Бюджетные полномочия органов законодательной и исполнительной власти.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению проектов бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:
Участниками бюджетного процесса являются:
Законодательные
(представительные) органы, представительные
органы местного самоуправления рассматривают
и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении,
осуществляют последующий контроль за
исполнением бюджета, формируют и определяют
правовой статус органов, осуществляющих
контроль за исполнением бюджетов соответствующих
уровней бюджетной системы РФ, а также
осуществляют иные полномочия в соответствии
с законодательством РФ.
Информация о работе Бюджет как экономическая и правовая категория, функции бюджета