Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:01, реферат
Бюджет является формой образования и расходования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов гос власти и местного самоуправления.
Бюджет является одновременно экономической и правовой категорией. Его можно рассматривать как смету экономических отношений, на базе которых осуществляется и законодательно закрепляется планирование доходов и расходов государства.
Бюджет является формой образования и расходования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов гос власти и местного самоуправления.
Бюджет является одновременно экономической и правовой категорией. Его можно рассматривать как смету экономических отношений, на базе которых осуществляется и законодательно закрепляется планирование доходов и расходов государства.
Основными функциями госбюджета являются:
1) государственное регулирование экономических и социальных процессов в стране посредством финансовых механизмов;
2) перераспределение национального дохода по территории страны и по сферам народного хозяйства;
3)
контроль образования и использования
централизованных фондов денежных средств.
Федеральным законом «о федеральном бюджете на 2007 год» определены следующие его основные макроэкономические показатели:
-
по доходам в сумме 6 965 317
-
по расходам в сумме 5 463 479
- прогнозируемый объем ВВП в сумме 31 220млрд р.;
- уровень инфляции (6,5-8%);
- превышение доходов над расходами (профицит бюджета) в сумме 1 501 837 300тыс р.;
- среднегодовой курс $ 26,5р.
Бюджетная политика – это совокупность принимаемых решений и осуществляемых органами власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.
Реализация
бюджетной политики в сочетании
с денежно-кредитной и
1) финансовое обеспечение, выполнение государством своих функций;
2) поддержка финансовой стабильности в стране;
3) обеспечение целостности федеративного государства;
4)
создание финансовых стимулов для поступательного
социально-экономического развития.
Бюджетная система государства – это совокупность всех видов бюджетов.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и гос устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос внебюджетных фондов.
Взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
В иерархически упорядоченной бюджетной системе РФ можно выделить следующие уровни:
1) Федеральный бюджет и бюджеты гос внебюджетных фондов
2) Бюджеты субъектов РФ и бюджеты гос территориальных внебюджетных фондов, в т.ч.:
- республиканские бюджеты
- бюджеты автономных областей и округов
- областные и краевые бюджеты
- бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
3) Местные бюджеты, в т.ч.:
- бюджеты муниципальных районов
- бюджеты городских округов
- бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения
- бюджеты городских
и сельских поселений
В основе бюджетной системы РФ лежит бюджетное законодательство, в составе которого представлены бюджетный кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления.
Структура бюджетного законодательства РФ:
Бюджетный кодекс РФ →
→1.Законы, принятые на соответствующий год:
- ФЗ «о федеральном бюджете»
- законы субъектов РФ о бюджете субъектов РФ
- правовые акты
органов местного
→2.Законы, регулирующие бюджетные отношения:
- федеральные законы
- законы субъектов РФ
- правовые акты
органов местного
Бюджетный кодекс РФ – это свод законов о функционировании и развитии бюджетной системы РФ. Обеспечивает финансовое регулирование бюджетных правоотношений. Устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений. Определяет основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение законодательства.
Бюджетным кодексом РФ глава 5 законодательно закреплено, что бюджетная система РФ основана на следующих принципах:
1)единство бюджетной системы РФ
2)самостоятельность бюджета
3)полнота
отражения доходов и расходов
бюджета и бюджетов гос
4)сбалансированность бюджета
5)эффективность и экономность использования бюджетных средств
6)общее (совокупное) покрытие бюджетов
7)достоверность бюджета
8)адресность
и целевой характер бюджетных средств
и др.
Органы гос власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах своей компетенции.
К
бюджетным правоотношениям
1.отношения,
возникающие между субъектами
бюджетных правоотношений в
2.отношения,
возникающие между субъектами
бюджетных правоотношений в
Акты
бюджетного законодательства РФ не имеют
обратной силы и применяются к
отношению после введения их в
действие, если иное не предусмотрено
бюджетным кодексом или федеральным
законом.
Бюджетная классификация РФ – группировка доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней БС (бюджетной системы) РФ, видов гос/муниципального долга и гос/муниципальных активов, которые используются для составления и исполнения бюджетов всех уровней БС РФ и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней БС РФ.
Бюджетная классификация включает:
-
классификацию доходов
-
функциональную классификацию
-
экономическую классификацию
- классификацию источников внутр финансирования дефицитов бюджетов РФ;
-
классификацию источников
- классификацию видов гос внутренних долгов РФ и субъектов РФ;
- классификацию видов гос внешнего долга и внешних активов РФ;
-
ведомственную классификацию
Доходы бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжении органов гос власти соответствующего уровня.
Доходы бюджетов образуются засчет налоговых и неналоговых видов доходов, а также засчет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы (налог на прибыль организации, налоги и взносы на социальные нужды, налог на товары).
Сумма налоговых доходов на 2007г = 4 242 963 300тыс р.
К неналоговым доходам относятся:
-
доходы от использования
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями
-
средства, полученные в результате
применения мер гражданско-
Сумма неналоговых доходов на 2007г = 2 722 354 200тыс р.
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:
- финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий
Дотация – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на текущие цели.
Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ физ/юр лиц на условиях долевого финансирования целевых расходов.
-
субвенций из федерального
Субвенция
– это бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
РФ или юр лицу на безвозмездной и безвозвратной
основах для осуществления определенных
целевых расходов.
Информация о работе Бюджет как экономическая и правовая категория, функции бюджета