Бюджет как экономическая и правовая категория, функции бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:01, реферат

Описание работы

Бюджет является формой образования и расходования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов гос власти и местного самоуправления.
Бюджет является одновременно экономической и правовой категорией. Его можно рассматривать как смету экономических отношений, на базе которых осуществляется и законодательно закрепляется планирование доходов и расходов государства.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система ЗАЧЕТ!!!.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

     Налог – обязательный индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый органами и физ лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципального образования.

     Налоги  следует отличать от сборов, особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора гос органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав, выдачу разрешений, лицензий.

     Функции: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная.

     В РФ установлены виды налогов и сборов:

     1)федеральные – налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательны к уплате по всей территории РФ по единым ставкам (ЕСН, НДФЛ, акцизы, НДС, НДПИ, ННП, гос пошлина, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов);

     2)региональные – налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательных к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (налог на игорный бизнес, транспортный, на имущество организаций);

     3)местные – налоги, установленные НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательных к уплате на территориях, составляющих муниципальные образования (имущество физ лиц, земельный).

     Виды  налоговых доходов: налог на прибыль организации; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги, сборы иррегулярные платежи за пользование природными ресурсами; гос пошлина, сборы. Сумма налоговых доходов на 2007г = 4 242 963 300тыс р. 

  1. Состав  и содержание неналоговых  бюджетных доходов,  доля неналоговых  доходов в структуре  доходов федерального бюджета на текущий  финансовый год.

  Доходы бюджета - денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжении органов гос власти соответствующего уровня.

  К неналоговым доходам относятся:

  - доходы от использования имущества,  находящихся в гос/муниципальной собственности после уплаты налогов и сборов;

  - доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями

  - средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, в т.ч. штрафы, компенсации, конфискации и т.д.

  Доля  неналоговых доходов в структуре  доходов ФБ на текущий финансовый год = 2 722 354 200тыс. руб. (39,085%).  

  1. Состав, направления, формы  и содержание расходов бюджетов. Величина расходов федерального бюджета на текущий финансовый год.

     Расходы бюджетов представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления.

     Расходы бюджетов в зависимости от их эк содержания бывают: 1. капитальные, 2. текущие.

     Капитальные расходы – это часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные средства юр лицам, расходы на проведение капитального или восстановительного ремонта, а также иные расходы.

     Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов гос власти, органов  местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание гос поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций.

     Предоставление  бюджетных средств осуществляется в индивидуальных формах:

     - ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

     - средств на оплату товаров, работ и услуг;

     - трансфертов населению

     - межбюджетных трансфертов;

     - кредитов иностранных государств

     Различают: расходы федерального бюджета; расходы субъектов РФ; расходы местных бюджетов. 

  1. Распределение расходов федерального бюджета РФ по разделам функциональной классификации  расходов на текущий  финансовый год, их структура.

     Бюджетная классификация разделяет бюджетные  расходы по следующим признакам:

     а) функциональная классификация расходов характеризует основную цель финансового мероприятия, относящегося  к числу приоритетных постоянно существующих национальных потребностей

     б) ведомственная классификация – группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов.

     в) экономическая: текущие и капитальные. 

  1. Группировка и структура расходов федерального бюджета  по приоритетным направлениям государственной  политики.

     Расходы бюджета группируются по приоритетным направлениям гос политики:

     1.повышение  уровня и качества жизни населения  (объединяют разделы 5-9 и частично подразделы 10 и 11);

     2.укрепление  национальной безопасности (объединяют  разделы 2 и 3);

     3.создание  условий для экономического роста  (объединяют частично подразделы  раздела 4 и частично подразделы  раздела 11);

     4.создание  потенциала для будущего развития (объединяют частично подразделы разделов 4, 6, 7, 11);

     5.повышение  эффективности государства (объединяют  раздел 1 и частично раздел 11).

  1. Расходы бюджетных организаций, порядок закупки товаров, оплаты работ и услуг бюджетными организациями.

     В соответствии с бюджетным кодексом РФ перечень расходов бюджетных учреждений ограничит следующими направлениями:

     - оплату труда в соответствии  с заключенными трудовыми договорами  и правовыми актами, регулирующим  размер зарплаты в соответствующих категорий работников;

     - перечисление страховых взносов  в гос внебюджетные фонды;

     - трансферты населению выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местно самоуправления;

     - командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

     - оплату товаров, работ и услуг  по заключенным гос или муниципальным  контрактам;

     - оплату товаров, работ, услуг  в соответствии с утвержденными  сметами без заключения гос  или муниципальных контрактов.

     Все закупки товаров, работ и услуг  на сумму свыше 2000мрот осуществляются исключительно на основе гос или  муниципальных контрактов.

     Государственный/муниципальный  контракт – это договор, заключенный в органах гос власти или органом местного самоуправления бюджетными учреждениями, уполномоченным органом или организацией от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юр лицами в целях обеспечения гос/муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета. 
 
 

  1. Разграничения  расходных обязательств Российской Федерации  между бюджетами  разных уровней, реестры  расходных обязательств. Порядок исполнения судебных решений  по обращению взысканий  на средства бюджетов.

     Расходные обязательства РФ возникают в  результате:

     - принятия федеральных законов  и иных нормативно-правовых актов  при осуществлении федеральными органами гос власти полномочий по предметам ведения РФ и/или по предметам совместного ведения;

     - принятия федеральных законов  и/или нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов;

     - субвенций бюджетам субъектов  РФ на исполнение расходных  обязательств субъектов РФ и  муниципальных образований в  связи с наделением их отдельными  гос полномочиями РФ

     Расходные обязательства РФ исполняются за счет собственных доходов.

     Расходные обязательства субъектов РФ устанавливаются  органами гос власти субъекта РФ и  исполняются за счет собственных  доходов и источников покрытия дефицитов  бюджета субъекта РФ. 
 
 

  1. Сбалансированность бюджетов:  дефицит (профицит) бюджета, источники покрытия дефицита, плановая величина профицита федерального бюджета на текущий финансовый год.

     В бюджетах различных уровней всегда действует принцип сбалансированности бюджетов, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     При составлении, утверждении и использовании  бюджета уполномоченные органы должны исходить из минимизации размера дефицита бюджета.

     Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета, а превышение расходов над доходами – дефицитом бюджета.

     Для покрытия дефицита используется в основном 2 способа: денежная эмиссия, а также внутренние и внеш. заимствования.

     Источники  финансирования дефицита федерального бюджета:

     1.Внутренние:

     - кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

     - гос займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

     - бюджетные ссуды и кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

     - поступления от продажи имущества, находящиеся в гос собственности;

     - сумма превышения доходов над  расходами по гос запасам и  резервам;

     - изменение остатков средств на  счетах по учету средств федерального  бюджета.

     2.Внешние:

     - гос займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

     - кредиты и займы правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   Стабилизационный  фонд Российской  Федерации: сущность, порядок формирования  и использования,  плановая величина на текущий финансовый год.

     Стабилизационный  фонд РФ был основан в январе 2004г.

     Его цель – обеспечение сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а так  же сдерживание роста денежной массы  в случае заметного повышения стоимости нефти. Средства данного фонда аккумулируются и сегодня не смотря на их частичный расход в целях покрытия Пенсионного фонда и осуществления выплат по внешнему долгу, они представляют собой не малый объем – на 01.01.07 около 2,34 трлн.р.

Информация о работе Бюджет как экономическая и правовая категория, функции бюджета